Проект "Осенины на Руси"
проект (старшая группа)
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор музыкальное и изобразительное искусство.
В народном искусстве, обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) наиболее сенситивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.
Успешность решения этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, применительно к старшему дошкольному возрасту, можно выделить:
сотрудничество педагога и ребенка;
использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка;
воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого , в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Очень важно знакомить детей с русским народным творчеством, формировать знания о русском национальном костюме, русских народных песнях, частушках, потешках, воспитывать любовь к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_oseniny_na_rusi_bez_foto.doc | 637 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 32 «Сказка»
Проект
«Осенины на Руси»
Старшая логопедическая группа
Выполнили: Комаревцева И.В.
Пигалина Е.В.
Леонова В.С.
г. Кировск
2022 г.
Пояснительная записка
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор музыкальное и изобразительное искусство.
В народном искусстве, обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) наиболее сенситивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.
Успешность решения этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, применительно к старшему дошкольному возрасту, можно выделить:
сотрудничество педагога и ребенка;
использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка;
воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого , в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Очень важно знакомить детей с русским народным творчеством, формировать знания о русском национальном костюме, русских народных песнях, частушках, потешках, воспитывать любовь к родному краю.
Паспорт проекта
Вид: творческо-информационный
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.
Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое и речевое развитие.
Цель:
- Приобщать детей к культуре своего народа
- Формировать представления о ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.
- Воспитывать у детей эстетические чувства
- Закреплять знания детей о народном прикладном искусстве.
Задачи:
– Коррекционно – образовательные:
- Приобщение к истокам и традициям русского народа;
- Развитие интереса к народному искусству, фольклору через пословицы, загадки, народные игры;
- Совершенствование умения детей согласовывать числительного с существительным, прилагательного с существительным, а так же умения образовывать относительные прилагательные;
- Закрепление четкого правильного произношения поставленных звуков.
– Коррекционно – воспитательные:
- Воспитание любви и уважения к Родине, ее культуре, русским традициям;
- Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
– Коррекционно – развивающие:
- Развитие просодической стороны речи, выразительное чтение скороговорки;
- Развитие общей моторики, координация речи с движением;
- Развитие слухового восприятия, памяти, внимания.
Предполагаемый результат.
Дети должны:
- получить представление о традициях, культуре и быте русского народа.
Роль родителей:
- Участие в создании видеофильма “Овощи”
- Изготовление куколок «Крупеничек»
- Изготовление осенних поделок из фруктов и овощей
Участие специалистов ДОУ:
- Проведение музыкальных и познавательных занятий по теме
- Сбор информации
- Оформление зала
- Изготовление атрибутов, дидактических пособий
- Изготовление атрибутов для создания мультфильма “Ярмарка”
- Изучение закличек и скороговорок с логопедом
Продукт проектной деятельности: русские народные костюмы, дидактические игры, макет русской избы, мультфильм “Ярмарка”, видеофильм “Овощи”.
Предварительная работа:
- Сбор материала
- Изготовление макета «Русская изба»
- Подбор худ. литературы по теме
- Беседа о «Ярмарке», разучивание пословиц о труде, разучивание скороговорки «Матрешка».
- Разучивание русской народной игры «Карусель».
- Знакомство с русским народным творчеством.
План проекта на три недели:
1-я неделя:
- Музыкальное занятие (разучивание танца “Ярмарка”, песня “Осенины на Руси” )
- Чтение и разучивание стихов: «На закате вечером», «Живи, изба, здорово»
- Занятие по развитию речи «Русская изба»
- Музыкальное занятие (повторение песни «Осенины на Руси», разучивание танца “Матрешки”)
- Проведение мастер класса по изготовлению “Матрешки”
2-я неделя:
- Музыкальное занятие (закрепление танца “Матрешки”, повторение песни “Осенины на Руси”)
- Разучивание русских народных пословиц и поговорок о труде
- Занятие по развитию речи «Овощи»
- Музыкальное занятие (закрепление песни «Осенины на Руси», разучивание танца “Ярмарка”)
- Беседа о ярмарочных гуляниях.
- Интегрированное занятие «Веселое осеннее путешествие»
- Конкурс поделок из овощей.
3-я неделя:
- Музыкальное занятие (разучивание танца “Плетень”, ансамбль ложкарей)
- Интегрированное занятие «Веселое осеннее приключение».
- Занятие по рисованию «Хохломская роспись»
- Музыкальное занятие (разучивание танцев “Матрешки”, “Ярмарка”)
- Мастер класс с родителями по изготовлению куклы “Крупенички”
- Д\игра «Одень куклу» (русский народный костюм)
- Музыкальное занятие (совершенствование танцев и песен)
- Итоговое мероприятие «Веселая ярмарка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные обычаи на Руси
Конспект открытого комплексного занятия (подготовительная группа)...
БЕСЕДА: «Как у нас на Руси веселились от души»
Беседа про народные игры и игрушки...
Ах! Как весело живется на Руси!
Сценарий празднования широкой Масленицы...
Презентация: Образовательный проект "Как жили люди на Руси"
Приобщение детей к истокам русской народной культуры...
Семейные обычаи на Руси.
Конспект составлен для того, чтобы расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....
Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) старшая группа «Защитники Руси»
Закрепить;Дать детям представление о защитниках земли Русской;Поддержать интерес к истории русского народа, вызвать желание подражать русским богатырям;Воспитывать гордость за свой народ, за свою стра...
открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение традиционн...