конспект занятия по окружающему миру
план-конспект занятия (старшая группа)

Развлечение  "День грача"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_gracha_.docx17.99 КБ
Файл prezentatsiya_grach.pptx1.38 МБ
Файл grach.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное учреждение

«Воробьевский детский сад № 1»

Конспект непосредственной  образовательной

деятельности по образовательной области

«Познавательное развитие» с здоровьесберегающими технологиями в старшей группе

                              Тема :  " День  грача "

 

Воспитатель:  Скрыпникова Л..Н.

                                                   2024         г.

                                                                                                                                   (Звучит запись голосов птиц)                                                                                                                                  - Послушайте, как чудесно поют птицы?                                                                                                      - А  когда так поют звонко и радостно  птицы? (Весной)                                                                      -  Какое время года у нас сейчас? (Весна)                                             

-Наступила долгожданная весна. И самые верные спутники весны - птицы.                         И о них, наших верных пернатых друзьях, мы будем сегодня говорить.

-Ребята, а чем славятся птицы?

                                                                                                                                                                              (Птицы украшают наши леса, радуют нас звонкими, красивыми песнями.                                       Птицы – летают, бегают по земле, прыгают по веткам, лазают по стволам деревьев).                                                                                                                                            

-И каких только профессий нет среди птиц:                                                                                

Птицы – строители: сооружают из травинок, глины, пуха и веток разные по форме гнёзда.                                                                                                                                                                      Птицы – санитары: очищают сады, поля и леса от вредных насекомых.                                                 Птицы - врачи: спасают деревья от гибели.                                                                            Птицы – разносят семена деревьев и растений.                                                                                        Птицы – путешественники: летят из тёплых стран через моря, высокие горы, пустыни и степи.                                                                                                                                                      По красоте и яркости оперения многие птицы превосходят самые изысканные букеты цветов.

-А давайте поговорим о перелётных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? 

(Потому что они улетают в тёплые края)

-А в какое время года это происходит?

 (Осенью) 

-Правильно. Есть такая пословица: «Всякая птица тепло ищет». Вот птички и летят в тёплые края.

-Ребята, а вы можете назвать перелётных птиц?

(Ласточки, стрижи, кукушки, соловьи, журавли, грачи, гуси, скворцы, жаворонки)

-Раньше других улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми: стрижи, иволги, кукушки, горихвостки, ласточки и многие другие.

-Птицы, которые питаются не только насекомыми, но и растениями, могут находить корм ещё долго. Поэтому, например, дрозды, перепела и куропатки улетают позже.

-Когда замерзают реки и озёра, улетают к югу водоплавающие птицы.

-В слове водоплавающие прячется два слова – вода и плавать. 

-Назовите водоплавающих перелётных птиц, которых вы знаете?

(Гуси, утки, лебеди)

-Такие птицы водятся в нашем крае? (Да) 

-Где они строят гнезда? 

(На болоте, на реках и озёрах в недоступных человеку местах).

-Ребята, а почему птицы возвращаются с юга весной?

(Становится тепло, и они прилетают, чтобы произвести на свет птенцов и в нашем крае много корма для них)

-Ребята, отгадайте загадки о перелётных птицах. (Карточки)

Она под крышами живёт,

Гнездо своё из глины вьёт,

Целый день суетится,

На землю не садится,

Высоко в облаках летает,

Мошек на лету поедает,

В чёрном фраке лапочка,

Она зовётся… (Ласточка)

-Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода чистят пёрышки и отдыхают. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами чёрные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной, и сидят птенцы потом в таком гнезде, как в чашке.

-А вот еще загадка:

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый… (Скворец)

-Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живёт около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, и часто в дуплах строят свои гнёзда. Скворцы едят личинок насекомых и гусениц.

-Какая весенняя птица верный страж и друг полей,                                                                                                Первый вестник тёплых дней? (Грач) 

-Правильно, ребята.

                       ПРЕЗЕНТАЦИЯ

                           Игра «Грач»

Все идут по кругу и поют песню:

«К нам грач в огород прилетел и поёт.                            

Ты грач, не зевай, кто кричит, того узнай».

Ведущий незаметно выбирает ребёнка, который кричит «Гра - гра».

       

         Подвижная игра «Гуси – лебеди»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

17 марта - Герасим Грачевник , грачей пригнал.

Это праздник и на Руси он совпал со временем прилёта грачей, потому и получил такое народное название — день Герасима-грачевника .

 В народе говорили: «Грач на горе — так и весна на дворе», «Увидел грача — весну встречай».

Отгадайте загадку: «Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей». (Грач)

Грач  – большая стройная чёрная птица. Пёрышки у него чёрного цвета с металлическим отливом. Между собой птицы общаются, громко каркая.

Слайд 2

Родственниками грача являются вороновые  – это ворон, серая и чёрная вороны, сорока, сойка, галка, грач. Причем черный ворон и серая ворона совсем «не муж и жена» друг для друга, а птицы, относящиеся к двум разным видам.

 Грач похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от неё, живёт в стае.

Слайд 3

На полях грачи гуляют:

Принесли весну они.

Эти птицы точно знают:

Скоро солнечные дни.

Льдинки звонкие разбились

И поплыли по реке,

И сережки распустились

На осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы,

Посветлели их стволы,

 На сосне блестят красиво

Капли крупные смолы.

Слайд 4

Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну.

Зимуют грачи на побережье Чёрного моря, в Азии и даже в Африке. Для перелётов грачи собираются в огромные стаи.

Слайд 5

Наблюдательные люди знают, что если грачи, прилетев, сразу принимаются за починку своих гнезд, то весна будет скорой и дружной.

А вот если птицы, посидев на гнёздах некоторое время, снова взлетают, холода продержатся еще несколько дней.

А крестьяне заметили, что если грачи сели на гнёзда, то уже через неделю можно выходить в поле работать.

Слайд 6

Эта картина художника Саврасова  называется: «Грачи прилетели».

Своё гнездо грач строит очень серьёзно: в ход идут прутики и ветви, сухая трава, мягкие шерстинки.

Нередко на одном дереве бывает до 12 и более гнёзд.

Слайд 7

В сооружении гнёзд участвуют и самец, и самка. Самец приносит ветки, а самка их укладывает. Гнёзда грачи обычно устраивают на деревьях с удобными и большими ветвями.

Слайд 8

В апреле месяце мама- грач откладывает от трёх до пяти зелёных с пятнышками яиц. И насиживает их двадцать дней.

Слайд 9

Птенцы вылупляются голубого цвета, беззащитными. Мама – грач первые дни не покидает гнезда: она согревает малышей. Кормит всю семью папа-грач.

Спустя месяц после рождения птенцы вылетают из гнезда. Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях разных насекомых.

Слайд 10

Но после вылета подросших птенцов родители продолжают их подкармливать, в основном насекомыми. Позже птицы сбиваются в стаи, покидают район гнездования и кочуют по полям и лугам, чаще вместе с галками

Слайд 11

Птица грач относится к самым умным птицам, которые могут накапливать опыт.  Например, человека, который когда-то испугал их, они могут узнавать даже если он сменит одежду или могут с лёгкостью запоминать опасные предметы, например, огнестрельное оружие.

Слайд 12

Благодаря острому уму и пытливости грачи разрабатывают все новые способы добычи пищи.

Например, нередко они кидают на дорогу орехи, чтобы проезжающие машины их раскалывали. Некоторые птицы, чтобы не погибнуть под колёсами, даже делают это под светофорами. Грачи различают цвета и подметили, что на красный свет автомобили останавливаются, и расколотые орехи  можно собрать, не опасаясь колёс.

Слайд 13

В летнее время грачи предпочитают селиться в лесной чаще возле  речки.  А ещё им нравятся высокие деревья, которые растут рядом с  полями, где не только можно разжиться вкусными зёрнами, но и насекомыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...