Статья. Специфика общения дошкольников со сверстниками в игровой деятельности
статья (старшая группа)
Специфика общения дошкольников со сверстниками в игровой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_uskova._zhmurina._mamaeva.docx | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Мамаева Жанна Талгатовна
воспитатель
МБОУ «СОШ №17» корпус 2, г. Бийск, Алтайский край
Жмурина Ольга Сергеевна
воспитатель
МБОУ «СОШ №17» корпус 2, г. Бийск, Алтайский край
Ускова Наталья Ивановна
воспитатель
МБОУ «СОШ №17» корпус 2, г. Бийск, Алтайский край
Специфика общения дошкольников со сверстниками в игровой деятельности
Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми, а наиболее радостные и светлые чувства - любовь, признание, понимание - рождаются близостью и связанностью с другими.
Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми. Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повышению её жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, где проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу; сделать все необходимое, чтобы из детей, собранных в группу, в более короткий срок, создать коллектив, который обеспечит многообразные формы общения, даст возможности для развития индивида, как личности.
Однако в детском саду больше внимания уделяется формированию определенных знаний, умений, навыков детей, и не достаточно оценивается роль детского коллектива.
Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх, которые становятся для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.
Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Выделим лишь наиболее распространенные её виды:
1. Сюжетно-ролевая игра - основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» большинство из которых знакомят детей с различными профессиями.
2. Подвижные игры - здесь дети очень активны и непоседливы, могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила.
3. Дидактические игры тоже очень важны для малышей начинающих познавать мир. Эти игры дают представления об окружающем мире, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано».
4. Настольно-печатные игры - это игры малой подвижности, большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Домино».
5. Театрализованные игры – это игры, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, развивающие речь и творческие способности детей. Существует еще игры с правилами и без них, игры-драматизации, игры-имитации, режиссерские игры, пальчиковые игры. Все они несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей.
Кроме того, положительные взаимоотношения в игре способствует улучшению реальных отношений. Однако существует и обратная связь - отношения при игре становятся лучше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка, программирования будущих ролевых взаимоотношений детей.
Способность к общению необходимо развивать с раннего возраста. Для этого ребёнок должен уметь вступать в контакт, уметь организовать общение, знать нормы и правила общения. Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эти качества ребенка и поможем ему их развить, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Педагоги должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка являются главными методами социального и морального воспитания. Этот способ опирается на уверенность в том, что раннее развитие самосознания, положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и навыков общения со сверстниками и направлен на подкрепление положительной самооценки ребенка.
Таким образом, воспитатель играет очень важную роль в организации игровой деятельности дошкольника, и, следовательно, от его мастерства и добросовестности выполнения своей работы зависит формирование личности ребёнка, и, конечно же, развитие навыков общения со сверстниками.
- Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст]/ А.А. Бодалев// Избранные психологические труды, 2-е изд. – М.: Международная педагогическая академия, 1995-314с.
- Выгодский, Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» [Текст]/ Л.С. Выгодский// Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие ред.сост. к.п. Г.Ц. Буменская-изд. 2-е. – М.: 2005- 228с.
- Клюева, Н.В., Касаткина Ю.Ц. «Учим детей общению» [Текст]/Н.В. Клюева, Ю.Ц.Касаткина//Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. Академия развития 1997. – 240с.
- Развитие общения дошкольника со сверстниками/ Под. ред. А.Г. Гузкой. - М., 1989-165с.
- Репина, Г.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст]/Г.А. Репина. – М., 1978-310с.
- Фришман, И.Коммуникативные, ситуационно-ролевые игры [Текст ]/И. Фришман//Дошкольное воспитание.-М.,2010.-№2-с.16-24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка игр на развитие общения дошкольников со сверстниками и игры направленные на доброжелательное отношение со сверстниками
Данные игры направлены на развитие общения дошкольников со сверстниками и на доброжелательное отношение со сверстниками....
Статья на тему: «Трудности общения дошкольников со сверстниками»
quot;Трудности общения дошкольников со сверстниками"...
Специфика общения ребенка со сверстниками
В раннем возрасте дети начинают дети начинают все ярче проявлять интерес друг к другу. На детской площадке, в гостях, в ходе совместных праздников у детей появляются первые контакты со сверстниками. Н...
Роль игры и игровых этюдов в развитии навыков общения дошкольников со сверстниками
С первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры. Проводить такие игры можно и нужно с первых д...
Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников со сверстниками через сюжетно-ролевую игру» в МБДОУ № 17 «Земляничка».
Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников со сверстниками ...
Статья "Взаимодействие детей младшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой деятельности"
Аннотация: в данной статье представлена специфика взаимодействия и общения, возрастная характеристика взаимодействия детей, а также различные диагностики взаимодействия детей младшего дошкольног...
Специфика общения дошкольников со сверстниками в игровой деятельности
Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми, а наиболее радостные...