Статья "Взаимодействие детей младшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой деятельности"
статья по психологии (младшая группа)

Щелкунова Анна Германовна

Аннотация: в данной статье представлена специфика взаимодействия и общения, возрастная характеристика взаимодействия детей, а также  различные диагностики взаимодействия детей младшего дошкольного возраста и игровые образовательные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vzaimodeystvie_so_sverstnikami.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие детей младшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой деятельности

Сметанина Анна Германовна

студентка 6455группы

Егорова Елена Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент

г. Сыктывкар,

ФГБОУ ВО «СГУ имени Питирима Сорокина»

Аннотация: в данной статье представлена специфика взаимодействия и общения, возрастная характеристика взаимодействия детей, а также  различные диагностики взаимодействия детей младшего дошкольного возраста и игровые образовательные ситуации.

Ключевые слова: социализация, взаимодействие со сверстниками, общение, младший возраст.

В младшем возрасте развитие ребенка во многом зависит его социализации, так как формируется фундамент будущей личности. По мнению М.И.Лисиной, «Социализация - усвоение индивидом социального опыта путем включения в социальную среду и воспроизведение системы социальных связей и отношений»[6].

В  современном мире родители и педагоги зачастую обращаются к проблеме взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками. Дети в возрасте  1 года  уже проводят время с гаджетами, тем самым лишаются общения, как с взрослым, так и со сверстником.

По мнению Л.Н. Галигузовой, «Взаимодействие детей 3-4 лет является важным видом деятельности дошкольного детства, в нём формируется социальное поведение и личность ребенка. Общение порождает в качестве своего продукта самопознание и самооценку, а также познание и оценку других  людей» [3].

На протяжении дошкольного возраста развиваются этапы общения со сверстниками:

В возрасте от 1 года до 1,5 лет  в ровеснике малыша привлекают, прежде всего, объективные качества: внешность, поведение. В 1,5 года развиваются инициативные действия с целью заинтересовать собой ровесника,  развивается чувствительность к отношению товарищей. К 2 годам общение детей со сверстниками можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием. Общение ребенка со сверстниками, протекающее в свободной, нерегламентированной форме, создает оптимальные условия для осознания и познания самого себя. К концу 2 года жизни дети уже вступают в совместную игровую деятельность. На 3 году общение между детьми активизируется. Особенность этого общения – «яркая эмоциональная окрашенность», «особая раскованность и непосредственность». На 4 году жизни большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу[5].

Для  выявления взаимодействия детей младшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой деятельности  нами были отобраны следующие диагностические методики:

  • Диагностика развития общения со сверстниками (Орлова И.А., Холмогорова В.М.).
  • Метод наблюдения за процессом взаимодействия детей 3-4 лет с воспитателем (Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) [4].

На основе анализа результатов диагностических методик нами было отобрано содержание игровых образовательных  ситуаций, направленных на взаимодействие детей младшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой деятельности.

Для поддержания интереса сверстнику нами была отобрана практическая игровая ситуация  «Мишка – Топтышка знакомится с ребятами», хороводная игра «Кто у нас хороший» и словесная игра «Угадай по голосу» [1] [2].Для формирования  у детей 3-4 лет инициативности к взаимодействию со сверстниками и чувствительности во взаимодействие -игровая ситуация  «Давай дружить», хороводная игра «Каравай» и игровое упражнение «Эхо» [2]. Для развития просоциальных действий у детей 3-4 лет нами был отобран ряд практических игровых ситуаций, таких как: игровая ситуация  «Мишка и зайчик», игровая ситуация  «Белочка и волчонок», игровая ситуация  «Помоги Слонёнку», а также комплекс игр: игра-имитация «Весёлые зайчата», хороводные игры «Мы по лесу идем» и «Аленький цветочек» [2]. Для развития средств общения при взаимодействии со сверстниками нами был отобран комплекс этюдов на выразительность движений, на выражение основных эмоций: «Изобрази жестом», «Тише», «Ласка», «Невоспитанный мышонок», «Мышонок хочет играть с друзьями», «Мышонок мирится с друзьями» и игра-имитация «Кто к нам в гости пришёл», а для активной речи детей 3-4 лет во взаимодействии со сверстниками  - словесная игра «Весёлый паровозик» [1] [2].

Таким образом, «Взаимодействие детей 3-4 лет в процессе образовательной деятельности направлено на согласованность и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [7].

Источники и литература

  1. Акулова О.В., Солнцева О.В.: Образовательная область Социализация. Игра. Под ред Гогоберидзе А.Г. Изд: Детство-Пресс,2013 г.
  2. Бабаева Т.И., Берёзина Т.А., Римашевская Л.С. Образовательная область Социализация. Учебно - методическое пособие / науч. Под ред. Гогоберидзе А.Г. Изд: Детство-Пресс,2012 г.
  3. Галигузова Л.Н, Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего  и младшего возраста М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.— 301 с.
  4. Гогоберидзе А.Г. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. Научно-методическое пособие в 3-х частях. Часть 1. – СПб.: СОЮЗ, 2008. – 229 с.
  5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Под ред Рузской А. Г. - М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- С. 218-227.
  6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. Изд М.: Педагогика, 1986, 144 с.
  7. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада  - Изд. М.: Педагогика, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе предметно-игровой деятельности"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д....

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности».

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности»....

Повышение познавательно - речевого развития детей младшего дошкольного возраста в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Повышение познавательно - речевого развития детей младшего дошкольного возраста в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом. В настоящее время растет число не гово...

«Развитие общения и взаимодействия детей младшего дошкольного возраста со сверстниками»

Общение младших дошкольнико со сверстниками.Какое влияние оказывают сверстники на личность ребенка....

Картотека игр по развитию общения детей младшего дошкольного возраста со сверстниками

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к миру ...

ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начало обучения...