Развитие эмоциональной сферы дошкольников через игру
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Рузляева Елена Викторовна

Мастер класс для педагогов "Развитие эмоциональной сферы детей"

Презентация игр 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов

«Игры для развития эмоциональной сферы детей».

Цель - познакомить педагогов с играми по развитию эмоциональной сферы детей.

Они признаны первичными формами психической жизни, центральным звеном в психическом развитии личности. Они побуждают человека к активности, стимулируют и регулируют эту активность.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к различным ситуациям. Страх, который испытывает ребенок, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности.

Эмоции ребенка - это «послание» окружающим о его состоянии. Если ребенок грустный или злой, значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым - значит, в его внутреннем мире все хорошо.

Речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение тесно связаны состоянием эмоционально-волевой сферы. Внешним проявлением этой сферы является эмоциональная выразительность (мимика, пантомимика, жесты, выразительная речь, эмоциональная лексика), которая подвластна контролю и влиянию. А это значит, что развивая эмоциональную выразительность, можно влиять на внутренние эмоциональные механизмы и психические процессы.

Игра позитивно влияет на эмоциональную сферу дошкольников, благодаря чему может весьма продолжительное время поддерживаться высокая мотивированность детей. В игре дети инсценируют движения, мимику, интонации, характерные для эмоционального состояния героя.

При организации и проведении эмоционально-выразительных игр важно учитывать:

  • специфику выразительности каждой эмоции. Необходимо демонстрировать различные эмоциональные состояния: радость, грусть, страх, удивление и других;
  • последовательность в усложнении игр, способов их организации: игры, предполагающие повторение действий по образцу, игры, включающие в себя завершение действий, начатых взрослыми, игры, предполагающие самостоятельные импровизации с реальными, воображаемыми предметами, без предметов;
  • последовательность введения выразительности эмоций. Начинать нужно с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю, - это жесты, мимика, - постепенно вводя игры, предполагающие принятие детьми различных поз, использование голосовых импровизаций.  

Основными средствами развития представлений об эмоциях выступают детская художественная литература, фольклор, иллюстративный материал, серии картин, настольный театр, развивающие игры, схемы эмоций.

 Хочу  педставить игры, которые помогут в развитии эмоциональной сферы.

«Изобрази настроение»

Цель: развитие воображения, выразительности движений, произвольности.

Водящий произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние говорящего.

«О горе мне, горе…», «Ах, какой счастливый день!», «Ура, я еду на море!», «Бедная я, несчастная», «У меня болит живот», «Мне холодно».

«Повтори фразу»

Цель: развитие выразительности речи.

Ведущий называет фразу (У меня есть котенок), которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с отвращением, со страхом, с грустью, с удивлением.

«Испорченный телефон»

Цель: развитие эмоциональной сферы, закрепление пройденного материала.

Все участники игры, кроме двоих, закрывают глаза («спят»). Ведущий молча показывает первому участнику какую-нибудь эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее все по очереди передают свою версию увиденного.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию по их мнению, им показывали. Так можно найти кто исказил информацию или убедиться, что «телефон» был полностью исправен.

Возможные вопросы для обсуждения: по каким признакам ты определил именно эту эмоцию? Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее? Трудно ли было тебе понять другого участника? Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?

«Рисуем настроение»

Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Некоторые варианты заданий:

  1. начинать занятие с выполнения рисунка на тему «Мое настроение сейчас».
  2. каждый рисует ту эмоцию, которую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался изобразить автор.
  3. каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
  4. все дети рисуют ту эмоцию, с которой познакомились на данном занятии. Во время обсуждения выбирают рисунки наиболее ярко отражающие данную эмоцию.

Рисунки могут быть как сюжетные (нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки или ситуацию из своей жизни, когда ты очень удивился), так и абстрактные, то есть когда настроение передается через цвет, характер линий, композицию различных элементов.

«Угадай эмоцию»

Цель: развитие эмоциональной сферы, закрепление пройденного материала.

На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка: по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

«Хоровод»

Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения.

Дети встают в круг и по команде ведущего, двигаясь друг за другом, изображают  печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

«Зеркало»

Цель: развитие выразительности движений, внимания, наблюдательности, произвольности.

1-й вариант. Педагог, стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют.

2-й вариант. «Кривые зеркала» Педагог изображает одно эмоциональное состояние, а дети - любое другое.

3-й вариант. Дети показывают и отражают эмоциональные состояния, предварительно разбившись на пары.

«На что похоже настроение»

Цель: развитие воображения, словарного запаса, умения описывать свое настроение.

Участники по очереди говорят на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начинать сравнение лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе»

«Глаза в глаза»

Цель: развитие воображения, выразительности движений, произвольности, умения чувствовать другого по его мимике, пантомимике.

Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуйте мола передать разные эмоции:

Я грустный, помоги мне!

Мне весело, давай поиграем!

Я не хочу с тобой дружить»

Потом дети обсуждают, в какой раз, какая эмоция передавалась и воспринималась

 «Наседка и цыплята»

Цель: развитие эмоциональной сферы, закрепление пройденного материала.

Дети присаживаются на корточки лицом в круг, наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центре сидит ведущий, изображая наседку.

- Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора появиться цыплятам на свет. Первый цыпленок (ведущий прикасается к нему) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупке было так тесно!» (ребенок поднимается и изображает этого цыпленка).

Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие бровки: он так хотел родиться первым, но его опередили: «Я должен был родиться самым первым».

Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут так много места и всюду опасности: «Как было хорошо в моей скорлупке…».

Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: «Какой чудесный, какой яркий мир вокруг!»

Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них.

Шестой цыпленок появился очень самодовольным, посмотрел на всех свысока и сказал: «Фу, какие у вас грязные скорлупки, посмотрите, какая у меня беленькая, чистенькая.»

Седьмой цыпленок, когда раскололась его скорлупка, увидел рядом большую зеленую лягушку и очень испугался: «Ой, кто это?»

Восьмой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задерживал: «Простите, что вам пришлось ждать меня».

Далее «наседка» предлагает детям – цыплятам  поискать червячка.

Игра – приветствие «Ладошки»

Давайте поприветствуем друг друга:

Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять:

1, 2, 3, 4, 5.

 Продолжайте потирать!

Мой сосед такой хороший –

Я ему пожму ладоши.

И другой сосед хороший –

И ему пожму ладоши.

Руки вверх поднять пора,

И закончилась игра.

Веселые мартышки

Описание игры: дети  повторяют за ведущим слова и движения:

— Мы — веселые мартышки, мы играем громко слишком.

— Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем.

— Надуваем щечки, скачем на носочках.

— И друг другу даже языки покажем.

— Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесем к виску.

— Оттопырим ушки, хвостик на макушке.

— Шире рот откроем, гримасу все состроим.

— Как скажу я цифру три — все с гримасами замри.

 

 

Как чихает слон

Ведущий предлагает ребятам послушать, как чихает слон. Для этого дети делятся на три команды. Правая команда говорит: «Хрящики!»; вторая — «Ящики!»; третья команда — «Потащили!». Ведущий поочередно взмахивает руками, указывая на ту или иную команду, а ребята произносят слова. Когда ведущий поднимает обе руки вверх, каждая команда кричит свое слово, и получается такой звук, словно чихает слон.

А затем  ведущий, говорит слова  диктора из программы в «Мире Животных»: "Что ж, мои, маленькие друзья, мы услышали, как чихает слон, так что давайте пожелаем ему доброго здравия! Будь здоров!

Игра «Назови имя»

Тани, руки вверх подняли.

Оли, Светы  завизжали.

Кати, Маши в ладоши похлопали.

Нади ,Тамары, Наджии засвистели,

А Наташи все присели.

Гали, Ларисы,  дружно мяукнули,

А Валентины и Люды немного похрюкали.

Про кого я не сказала

И сегодня промолчала,

Как единая семья,

Давайте крикнем дружно «Я»!

Ребята, встаньте

Игра на внимание.

Ведущий предлагает выполнять его команды только в том случае, если он произнесет обращение «ребята».

Например: Ребята, хлопните в ладоши - все должны хлопнуть.

А теперь топните - никто не должен двигаться, т.к. не было сказано обращения «ребята».

 «Мир чувств и эмоций».Иллюстративно-демонстрационный материал и методическое сопровождение по его использованию .С помощью этого пособия        можно в игровой деятельности организовать занятия направленные на формирование у детей эмоционально – чувственной сферы(становление целенаправленности и самогегуляции действий, развитие эмоционального интеллекта, отзывчивости, сопереживания.)

Игра «Эмоции и чувства» на развитие эмоционального интеллекта.

1. Из  двусторонней карточеки - пазла можно выложить цепочки «истории» про зверят ,их эмоции и чувства.

2.У всех карточек, относящихся к одной цепочке, фон одного цвета. Выложить их перед ребёнком в следующем порядке: «персонаж в спокойном состоянии»,- «предмет»-«персонаж переживающий эмоцию»

3.Попросить ребёнка рассказать ,что чувствует герой истории почему;

Мимикой и жестами изобразить такое же эмоциональное состояние;

Обсудить ,в каких ситуациях вы или ребёнок испытывали схожие переживания.

Пособие «Я и мои чувства ,настроение, эмоции.»

В этом пособии рассматривается наиболее часто повторяющиеся состояния знакомые ребёнку которые могут переживаться человеком на уровне эмоций или перерастать в чувства,  а в некоторых случаях становится чертой его характера, пособие содержит методические рекомендации ,где помещён разнообразный дидактический материал. В этом пособии разработаны по два занятия на каждую  из 15 эмоций, а также с помощью этого пособия можно организовать игры:

 «Что случилось?» Из портретов детей по очереди выбирают любое состояние ,называют его и придумывают причину .по которой оно возникло.

Игра «Кого – куда?» Где ребёнок выбирает портреты детей по определённому состоянию чувств:

 например :кого из детей можно посадить за праздничный стол; кого нужно успокоить и т.д. И объяснить свой выбор.

Задание «Ранжирование» предложить  детям пять изображений чувств человека. Нужно расставить их по порядку, начиная с тех ,которые нравятся меньше всего, и заканчивая теми ,которые нравятся больше, и прокомментировать свой ответ.

Задание  «Группировка»

Разложить карточки с эмоциями на две группы: в одну дети с плохим настроением ,в другую с хорошим.

Можно организовать игру «Детский сад» (Дети разыгрывают ситуации в детском саду).

Игра «Художники» Детям предлагается выбрать из пяти эмоций одну и нарисовать историю ,в которой выбранное эмоциональное состояние является основой сюжета, а затем рассказать изображённую историю.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Игра – драматизация «Поиграем в сказку»

Попросить детей изобразить при помощи мимики и жестов разных персонажей детских произведений.

Игра «Размытое письмо» в нём только пиктограммы, следует придумать историю по остаткам письма.

Игра «Картинная галерея» . Детям предлагается побывать в  «Картинной галерее»,но когда ребята приходят туда ,обнаруживается ,что  все названия картин перепутаны и им нужно подобрать к каждой картине название ,которое выражено словами пословицы или поговорки. Дети объясняют свой ответ. (Например: Солнце веселится и лицо цветёт. (Радость )).

Игра «Найди пару»,дети делятся на группы. У одной группы карточки с пословицами и поговорками ,у другой сюжетные картинки. Детям нужно образовать пару так ,чтобы сюжетная линия рисунка объясняла значение пословицы или поговорки.

Задание «Тематические группы»

Детям предлагается сгруппировать пословицы  по темам: о вине ,о  труде, о лени, о жадности, о гордости ,о доброте, о злости.

Задание «Найди лишнюю пословицу»

Детям предлагается из трёх поговорок, пословиц найти две близкие друг другу  по смыслу и выделить ту ,которая к ним не подходит.

Игра «Доскажи словечко»Водящий зачитывает начало пословицы ,а дети должны её закончить.

Все эти игры и задания помогут обобщению личного опыта ребёнка,  познанию самого себя научат понимать своё настроение и настроение окружающих людей адекватно выражать эти понятия на невербальном и  вербальном уровнях. Можно использовать для индивидуальных и групповых занятиях с детьми. В методических рекомендациях на каждую эмоцию предлагается художественное слово, беседа, а так же две три игры или упражнений.

Развивающие карточки «М.А.Жукова . Эмоции»ТМ «Умные игры» -Это настоящий тренажёр раннего развития. Двусторонние  яркие карточки - распознаём разные типы эмоций –интересные задания.

В  лёгкой игровой форме познакомим ребёнка с  разными видами эмоционального состояния . Развивающие задания разработаны на основе методики М.А.Жуковой .

 Ламинированные карточки  для многоразового использования , водорастворимыми маркерами.

Занятия с карточками ТМ «Умные игры» также расширяют кругозор и развивают – память ,логическое мышление, речь, мелкую моторику.

Игра сортер «Твои эмоции».

Замечательный способ весело и с пользой провести совместное время с детьми. Детские сортеры давно стали классикой развития детей. В этой игре дети познакомятся с семьёй Копилкиных! Они очень дружные и с ними всё время что – нибудь  происходит. То папа собрался на рыбалку ,а на улице дождь ,то в бабушкином саду крот перерыл все лужайки – и как на это реагировать? С помощью набора – сортера дети познакомятся  с чувствами и эмоциями  которые он испытывает ,научится их определять, называть и выражать.

Эта игра непременно завоюет интерес у детей.

Игра «Чувства внутри нас». Эмоции и чувства занимают важное место в нашей жизни. Очень важно уметь их распознавать как у себя ,так и других людей. Отлично для этого подойдут игровые карточки Чувства в домиках (Интерпретация игры проводится в соответствии с цветовым тестом Люшера). Они направлены на развитие эмоционального мира детей, карточки с изображением персонажей в разных эмоциональных состояниях.

Smart – пазлы - соединить эмоцию и ситуацию в которой она появилась, в один пазл. Так дети познакомятся с широким спектром человеческих выражений и научится их распознавать .Ребёнок берёт любую карточку с эмоцией. Попросите  его предположить , что это за эмоция. Если он не знает ,расскажите. Также приведите примеры, когда человек может испытывать эти эмоции .Например : «Ты злишься ,если кто – то берёт твои игрушки?».Или ты злишься из-за того, что мы не идём на прогулку?»Также в качестве примера можно использовать ситуацию из карточки ,которая подходит данной эмоции .Теперь вместе с ребёнком отыщите пару этой карточке, чтобы сложился верный пазл. Подытожьте – назовите эмоцию и ситуацию ,в которой она появилась.

Как научить ребёнка выражать свои эмоции? Магнитная игра  «Эмоции» поможет вам в этом.

Двустороннее поле набора позволяет собирать эмоции из готовых элементов на магнитной стороне поля или нарисовать эмоции с помощью водорастворимых маркеров на обратной стороне этого же поля. Затем сами  или кто –то из других детей  изобразите любую эмоцию (радость, удивление, грусть, недовольство и др.) и попросите ребёнка собрать из магнитных элементов выражение лица мальчика или девочки точно копирующее эту  эмоцию. После этого расскажите ребёнку ,как называется та или иная  изображаемая эмоция и когда её уместно выражать. Когда дети запомнят  виды  и названия всех эмоций ,можно пойти в обратном порядке :с помощью магнитных элементов сначала изобразить на специальном поле эмоцию, а после – передать её на своём лице. Магнитная игра  «Эмоции» развивает фантазию внимание, наблюдательность и память .Научит ребёнка в весёлой и необычной форме выражать различные эмоции и чувства.

Дидактическая игра «В мире эмоций». Целью  игры является развитие эмоционального мира дошкольников. Играя дети познакомятся с миром эмоций ,научатся определять и распознавать эмоциональное состояние других людей и правильно реагировать на него.

Игра «Мост Мира» В каждой группе случаются конфликты  и для примирения детей можно использовать эту игру. При  помощи которой дети выясняют причину конфликта, эмоции, которые дети испытывали при этом, как устранить и примирится.        

« Brainy  Trainy»-игра – тренажёр. Как читать эмоции людей и правильно на них реагировать? Как поддержать друга и дать отпор обидчику? Игра – тренажёр эмоциональный интеллект помогает развивать  гибкие навыки для успеха в школе, общении и карьере. Эмоциональный интеллект ,направлена на развитие высокоэффективных навыков школьника и дошкольника.        В наборе карточки с заданиями. Каждой соответствует свой уровень сложности и компетенции. На обороте карты -  ответ. Типы компетенций: распознание эмоций, эмпатия, психология жестов, социализация, искусство влияния, социальные хитрости, позитивная обратная связь.

« Brainy  Trainy»-азбука эмоций, энциклопедия чувств. Это не просто карточки  квиз- викторины,  а  гимнастика для ума, фитнес для iq, нейротренажёр для интеллекта. Развиваем мозг ребёнка и готовимся к школе. Учимся читать эмоции вместе ! Задачи увлекут и детей и взрослых, ведь чтение эмоций нужно всем.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формирует чувственно-эмоциональную способность человек...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через реализацию проекта «Афлатун: финансовое и социальное образование детей»

Программа «Афлатун» создана в интересах детей, разработана, чтобы помочь им развивать свою эмоциональную сферу, активную позицию, практические навыки и ценности. Эта программа помогает дет...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности...

Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкально-театральную деятельность»

Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения....

Практическое занятие «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованные игры»

Цель: Повышение психологической компетентности родителей по использованию театрализованных игр, направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников.Задачи:1. Сформировать представление о возможн...

Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через нетрадиционные техники рисования»

Мастер-класс для педагогов «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через нетрадиционные техники рисования»...