Педагогическая диагностика развития ребенка подготовительной к школе группы № на 2021-22 учебный год
методическая разработка

Козырева Марина Георгиевна

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:                                     

•  индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);                                                                                                                                                                                                                                 •  оптимизации работы с группой детей.                                                                                                                                                                                               На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе «Мозаика» сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп. Произведена дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Данные показатели развития ребёнка в соответствии с возрастом становятся содержательными критериями педагогической диагностики. Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, тестовых заданий, бесед с родителями (низкоформализованные методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми). Высокоформализованные методы оценки используются специалистами: педагогами-психологами, логопедами.

Требования к проведению диагностики:                                                                                                                                                                                                           •  создание эмоционального комфорта ребёнка;                                                                                                                                                                                              •  индивидуальный подход к ребёнку, уважение его личности;                                                                                                                                                                  •  учёт интересов и уровня развития ребёнка;                                                                                                                                                                                                 •  отбор материалов для каждого ребёнка в зависимости от индивидуальной ситуации развития.                                                                                        Мониторинг проводится в начале и конце года на основе заполнения диагностических листов, содержащих показатели освоения программы для каждого возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_podg_gr.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Улан – Удэ

Комитет по образованию города Улан – Удэ

МАОУ «Прогимназия № 108»

Педагогическая диагностика развития ребенка

подготовительной к школе группы №

на 2021-22 учебный год

                                                                                          Воспитатель:

В соответствии с ФГОС ДО (Раздел IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, п. 4.3) целевые ориентиры реализации Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Однако ФГОС ДО (Раздел III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п. 3.2.3) допускает, что в Организации (группе) может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики* (или мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:                                      

•  индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);                                                                                                                                                                                                                                 •  оптимизации работы с группой детей.                                                                                                                                                                                               На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе «Мозаика» сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп. Произведена дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Данные показатели развития ребёнка в соответствии с возрастом становятся содержательными критериями педагогической диагностики. Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, тестовых заданий, бесед с родителями (низкоформализованные методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми). Высокоформализованные методы оценки используются специалистами: педагогами-психологами, логопедами.

Требования к проведению диагностики:                                                                                                                                                                                                           •  создание эмоционального комфорта ребёнка;                                                                                                                                                                                              •  индивидуальный подход к ребёнку, уважение его личности;                                                                                                                                                                  •  учёт интересов и уровня развития ребёнка;                                                                                                                                                                                                 •  отбор материалов для каждого ребёнка в зависимости от индивидуальной ситуации развития.                                                                                        Мониторинг проводится в начале и конце года на основе заполнения диагностических листов, содержащих показатели освоения программы для каждого возраста (см. пример такого диагностического листа).

                                                                       Интерпретация показателей

Показатель сформирован (достаточный уровень) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым. Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения Программы.
Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной образовательной программы дошкольного образования. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «близкий к достаточному», следует усилить индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных проблем в текущем и следующем году.

Работа с индивидуальным диагностическим листом ведется в течении всего года. Анализ информации в индивидуальных диагностических листах позволяет воспитателю сделать заключение о сформированных умениях ребенка.

Условные обозначения: +  показатель сформирован - 3, +-  показатель в стадии формирования - 2, -  показатель не сформирован - 1

                                                         Индивидуальный диагностический лист

Фамилия, имя ребенка:

                                              Социально – коммуникативное развитие

                                                       Показатели развития ребенка

Октябрь

Апрель

                                                                Овладение коммуникативной деятельностью, элементарными общепринятыми нормами,

правила поведения в социуме

Соблюдает правила поведения (использует вежливые выражения, не перебивает собеседника, не проявляет агрессии)

Использует во взаимодействии с другими людьми коммуникативные умения и социальные навыки

Умеет дружить со сверстниками, оказывает помощь, делает шаги к примирению в конфликтной ситуации, радуется успехам и сочувствует неудачам товарищей

Охотно отзывается на просьбы взрослого, предлагает ему помощь (уступает место, поднимает оброненную вещь)

Проявляет волевые качества: ограничивает свои желания, преодолевает препятствия, стоящие на пути достижения цели, соблюдает очередность в ситуациях выбора, при распределении игрушек

Открыто выражает свою позицию, даже если она отличается от позиции большинства, имеет чувство собственного достоинства

Проявляет интерес к школе, учебному процессу в школе

Называет фамилию, имя, отчество родителей, домашний адрес, имеет представление о родственных связях

Осознает себя гражданином страны, уважительно, с гордостью относится к символам страны (флаг, герб, гимн), города, села

Проявляет интерес к своей культуре, культуре народов, живущих рядом

Выполняет игровые правила

Предлагает сюжет игры, комбинирует в игре разные сюжеты, договаривается с партнерами по игре и распределяет роли среди сверстников; обыгрывает проблемные ситуации в игре

Выполняет игровые правила

Использует в игре полифункиональное  оборудование, предметы – заместители, бросовый материал

Самостоятельно организует театрализованные игры, готовит необходимые атрибуты и декорации к спектаклю, распределяет роли

Овладение элементарной трудовой деятельностью

Самостоятельно одевается и раздевается самостоятельно, в определенной последовательности надевает вещи, снимает их

Организует свое рабочее место, приводит его в порядок по окончании работы

Осуществляет простые виды трудовой деятельности в природе, по уходу за растениями, на участке и в группе в соответствии с сезоном

Выполняет обязанности дежурного по столовой: сервирует стол, раздает второе и третье блюда, убирает посуду после еды, вытирает со стола

Имеет представление о труде взрослых, специфике профессий, связанных с местными условиями, с профессией и местом работы родителей

Бережет результаты труда взрослых и сверстников, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада

Познавательное развитие

                                                            Показатели развития ребенка

Октябрь

Апрель

Сенсорное развитие

Различает и правильно использует цвета и их оттенки

Самостоятельно изменяет конструкцию по высоте, ширине, длине, сочетает в постройках плоскостной материал и объемные фигуры

                                                            Познавательно – исследовательская деятельность

Классифицирует предметы по одному или нескольким признакам; владеет способами познания (анализ, сравнение, классификация, обобщения, выводы)

Охотно участвует в экспериментировании , высказывает догадки, выдвигает гипотезы, обсуждает результаты

При проведении экспериментов пользуется специальными приборами (весы, термометр, лупа, линейка)

Включается в игры с использованием символов (план комнаты, схема путешествий), условных знаков (стрелка – указатель)

Конструирование

Создает макет знакомого помещения в уменьшенном масштабе, используя мелкую игрушечную мебель, разнообразный подсобный материал

Умеет делать объемные игрушки из бумаги

Создает постройку, конструкцию по заданному чертежу, комментируя последовательность действий

                                                       Ознакомление с природным окружением

Различает признаки живой и неживой природы

Составляет творческие рассказы и сказки на природоведческие темы

Знает правила поведения в природе, участвует в природоохранных мероприятиях

Различает по внешнему виду и называет растения, наиболее распространенные в данной местности

Имеет представление о перелетных птицах, знает их названия

Самостоятельно применяет знания о природе при анализе новых ситуаций (в самостоятельных проектах и исследованиях)

                                         Развитие элементарных математических представлений

Считает в пределах 10 и далее (владеет количественным и порядковым счетом в пределах 20)

Называет числа в прямом и обратном порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда

Соотносит цифру и количество предметов

Знает состав чисел первого порядка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших

Умеет получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду

Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь цифрами и арифметическими знаками («плюс», «минус», «равно»)

Различает величины: длину, ширину, высоту, объем (вместимость) и способы их измерения

Классифицирует предметы по по двум – четырем признакам одновременно

Измеряет предметы с помощью условной мерки

Делит предметы на несколько равных частей, сравнивает целый предмет и его часть

Составляет из нескольких треугольников, четырехугольников, ромбов, кругов сложные фигуры

Ориентируется в окружающем пространстве, на плоскости, на тетрадном листе в клетку, выполняет задания графического диктанта

Распознает плоскостные фигуры независимо от пространственного положения, располагает их на плоскости, упорядочивает по размерам, классифицирует, группирует по цвету, форме, величине

Знает название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года

Речевое развитие

                                                                 Показатели развития ребенка

Октябрь

Апрель

Овладение речью как средством общения, культуры

Вступает в общение различными способами: сообщает о своих впечатлениях, переживаниях, задает вопросы, побуждает партнера к совместной деятельности, действию

Строит связную речь без пауз, запинок, повторений, неточностей словоупотребления

Использует обобщающие слова, антонимы, синонимы, образные выражения, эпитеты

Составляет рассказы по картине, по серии картинок, из опыта; пересказывает, инсценирует небольшие литературные произведения

Самостоятельно сочиняет сюжетные рассказы, истории, сказки, загадки

Правильно произносит все звуки родного языка

Проводит звуковой анализ слов, определяет качественные характеристики звуков в слове

Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»

Обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы

Различает жанры литературных произведений

Называет любимые сказки и рассказы

Знает имена детских писателей, иллюстраторов книг

Знает наизусть два – три любимых стихотворения, считалки, загадки

Выразительно читает стихотворение

Последовательно передает содержание рассказов, сказок с опорой на наглядность или без нее

Умеет драматизировать небольшие произведения

Художественно - эстетическое развитие

                      Показатели развития ребенка

Октябрь

Апрель

Овладение изобразительной деятельностью

Различает и правильно использует цвета и их оттенки, импровизирует с цветом, умеет смешивать краски (гуашь, акварель) для получения новых оттенков

Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений

Использует при создании образа различные способы выразительности (цвет, форму, композицию), сочетает различные изобразительные материалы

Свободно владеет карандашом, кистью, разными приемами рисования

Рисует узоры по мотивам изделий народного декоративно – прикладного искусства на силуэтных листах бумаги, изображающих предметы быта

Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур

Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа

Умеет расписывать вылепленные изделия гуашью

Создает изображения предметов, используя бумагу разной фактуры, разные способы обрывания и вырезания бумаги

Создает сюжетные и декоративные композиции в аппликации и конструировании

Овладение музыкальной деятельностью

Внимательно слушает музыкальное произведение, чувствует его характер

Знает и различает жанры музыкальных произведений (песня, марш, танец)

Знает и различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев)

Выразительно и ритмично двигается в соответствии с характером музыки

Выполняет танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий, хороводный шаг, боковой галоп)

Поет выразительно, правильно передает мелодию и ее характер (ускорения, замедления, динамика)

Поет соло, дуэтом, подгруппами с музыкальным сопровождением и без него

При пении правильно берет дыхание между музыкальными фразами, отчетливо пропевает гласные звуки, четко произносит согласные звуки

Различает музыкальные инструменты в их сольном и оркестровом звучании

Исполняет детский фольклор, использует при исполнении музыкальные инструменты и игрушки

Воспроизводит и сочиняет самостоятельно несложный музыкальный ритмический рисунок на музыкальных инструментах

Самостоятельно инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх, хороводах

Физическое  развитие

                      Показатели развития ребенка

Октябрь

Апрель

Овладение двигательной деятельностью

Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание)

Бегает легко, сохраняя правильную осанку, скорость, направление, координируя движения рук и ног

Метает предметы в движущуюся, вертикальную, горизонтальную цели, метает в цель из разных исходных положений (стоя, сидя, стоя на коленях)

Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции

Умеет перестраиваться в две шеренги, два круга, соблюдать интервалы во время движения

Ходит на лыжах переменным скользящим шагом, поднимается на горку, спускается с нее, тормозит при спуске

Активно участвует в играх с элементами спорта; знает правила игр, имеет представление об экипировке игроков

Умеет плавать

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

Имеет представление о строении человека, знает некоторые особенности функционирования своего организма, соблюдает правила ухода за органами чувств и своим организмом

Быстро и аккуратно умывается, вытирается насухо, пользуясь индивидуальным полотенцем

Имеет привычку чистить зубы, полоскать рот утром и после еды

Следит за чистотой тела, ногтей, опрятностью одежды, прически

Пищу берет в рот небольшими порциями, ест бесшумно, за столом во время приема пищи сохраняет правильную осанку

Имеет привычку пользоваться вилкой, ножом, салфеткой при приеме пищи

Одевается в соответствии с погодой

Способен отказаться от пищи, которая наносит вред здоровью

Своевременно сообщает взрослому о дискомфорте (при замерзании, перегреве, нехватке свежего воздуха), о болевых ощущениях

Проявляет инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах двигательной активности

                                                                      Карта динамики развития ребенка

Фамилия, имя ребенка:

                                                                              Трудности в развитии

Педагогические условия (решения)

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Результаты педагогического мониторинга по образовательным областям, для сравнительного анализа и разработки индивидуального маршрута детей.

Группа №____________

Воспитатель: ___________________________

Ф И ребенка

Социально- коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно- эстетическое развитие

Физическое развитие

Итоговый показатель

О

А

О

А

О

А

О

А

О

А

О

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

2526

27

28

29

30

31

32

33

34

35

ИТОГОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Выводы (октябрь с диаграммами )___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (апрель с диаграммами)______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе на 2017–2018 учебный год

Диагностика педагогического процесса  в подготовительной к школе группе на 2017–2018 учебный год...

Анализ педагогической диагностики в подготовительной к школе группе МДОУ «Детский сад» пгт. Изъяю на конец 2020-2021 учебного года.

Аналитический отчет по итогам педагогической диагностики в подготовительной к школе группе Висковой Н.В.....

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики развития детей дошкольного возраста(3г.-7л.) на конец (май) 2021-2022 учебного года

Цель: определение уровня развития детей в разных сферах детской инициативы (в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности), проектировани...

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики детей 2-ой младшей группы «Радуга» за 2020 – 2021 учебный год

Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития....

Результаты педагогической диагностики по усвоению образовательной программы на сентябрь 2021 учебный год

Результаты педагогической диагностикипо усвоению образовательной программына сентябрь 2021 учебный год...

Рабочая программа подготовительной к школе группы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана на основе комплексной программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ...