Педагогическая диагностика развития ребенка подготовительной к школе группы № на 2021-22 учебный год
методическая разработка
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); • оптимизации работы с группой детей. На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе «Мозаика» сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп. Произведена дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Данные показатели развития ребёнка в соответствии с возрастом становятся содержательными критериями педагогической диагностики. Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, тестовых заданий, бесед с родителями (низкоформализованные методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми). Высокоформализованные методы оценки используются специалистами: педагогами-психологами, логопедами.
Требования к проведению диагностики: • создание эмоционального комфорта ребёнка; • индивидуальный подход к ребёнку, уважение его личности; • учёт интересов и уровня развития ребёнка; • отбор материалов для каждого ребёнка в зависимости от индивидуальной ситуации развития. Мониторинг проводится в начале и конце года на основе заполнения диагностических листов, содержащих показатели освоения программы для каждого возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_podg_gr.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Улан – Удэ
Комитет по образованию города Улан – Удэ
МАОУ «Прогимназия № 108»
Педагогическая диагностика развития ребенка
подготовительной к школе группы №
на 2021-22 учебный год
Воспитатель:
В соответствии с ФГОС ДО (Раздел IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, п. 4.3) целевые ориентиры реализации Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Однако ФГОС ДО (Раздел III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п. 3.2.3) допускает, что в Организации (группе) может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики* (или мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); • оптимизации работы с группой детей. На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе «Мозаика» сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп. Произведена дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Данные показатели развития ребёнка в соответствии с возрастом становятся содержательными критериями педагогической диагностики. Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, тестовых заданий, бесед с родителями (низкоформализованные методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми). Высокоформализованные методы оценки используются специалистами: педагогами-психологами, логопедами.
Требования к проведению диагностики: • создание эмоционального комфорта ребёнка; • индивидуальный подход к ребёнку, уважение его личности; • учёт интересов и уровня развития ребёнка; • отбор материалов для каждого ребёнка в зависимости от индивидуальной ситуации развития. Мониторинг проводится в начале и конце года на основе заполнения диагностических листов, содержащих показатели освоения программы для каждого возраста (см. пример такого диагностического листа).
Интерпретация показателей
Показатель сформирован (достаточный уровень) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым. Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения Программы.
Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной образовательной программы дошкольного образования. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «близкий к достаточному», следует усилить индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных проблем в текущем и следующем году.
Работа с индивидуальным диагностическим листом ведется в течении всего года. Анализ информации в индивидуальных диагностических листах позволяет воспитателю сделать заключение о сформированных умениях ребенка.
Условные обозначения: + показатель сформирован - 3, +- показатель в стадии формирования - 2, - показатель не сформирован - 1
Индивидуальный диагностический лист
Фамилия, имя ребенка:
Социально – коммуникативное развитие
Показатели развития ребенка | Октябрь | Апрель |
Овладение коммуникативной деятельностью, элементарными общепринятыми нормами, правила поведения в социуме | ||
Соблюдает правила поведения (использует вежливые выражения, не перебивает собеседника, не проявляет агрессии) | ||
Использует во взаимодействии с другими людьми коммуникативные умения и социальные навыки | ||
Умеет дружить со сверстниками, оказывает помощь, делает шаги к примирению в конфликтной ситуации, радуется успехам и сочувствует неудачам товарищей | ||
Охотно отзывается на просьбы взрослого, предлагает ему помощь (уступает место, поднимает оброненную вещь) | ||
Проявляет волевые качества: ограничивает свои желания, преодолевает препятствия, стоящие на пути достижения цели, соблюдает очередность в ситуациях выбора, при распределении игрушек | ||
Открыто выражает свою позицию, даже если она отличается от позиции большинства, имеет чувство собственного достоинства | ||
Проявляет интерес к школе, учебному процессу в школе | ||
Называет фамилию, имя, отчество родителей, домашний адрес, имеет представление о родственных связях | ||
Осознает себя гражданином страны, уважительно, с гордостью относится к символам страны (флаг, герб, гимн), города, села | ||
Проявляет интерес к своей культуре, культуре народов, живущих рядом | ||
Выполняет игровые правила | ||
Предлагает сюжет игры, комбинирует в игре разные сюжеты, договаривается с партнерами по игре и распределяет роли среди сверстников; обыгрывает проблемные ситуации в игре | ||
Выполняет игровые правила | ||
Использует в игре полифункиональное оборудование, предметы – заместители, бросовый материал | ||
Самостоятельно организует театрализованные игры, готовит необходимые атрибуты и декорации к спектаклю, распределяет роли | ||
Овладение элементарной трудовой деятельностью | ||
Самостоятельно одевается и раздевается самостоятельно, в определенной последовательности надевает вещи, снимает их | ||
Организует свое рабочее место, приводит его в порядок по окончании работы | ||
Осуществляет простые виды трудовой деятельности в природе, по уходу за растениями, на участке и в группе в соответствии с сезоном | ||
Выполняет обязанности дежурного по столовой: сервирует стол, раздает второе и третье блюда, убирает посуду после еды, вытирает со стола | ||
Имеет представление о труде взрослых, специфике профессий, связанных с местными условиями, с профессией и местом работы родителей | ||
Бережет результаты труда взрослых и сверстников, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада |
Познавательное развитие
Показатели развития ребенка | Октябрь | Апрель |
Сенсорное развитие | ||
Различает и правильно использует цвета и их оттенки | ||
Самостоятельно изменяет конструкцию по высоте, ширине, длине, сочетает в постройках плоскостной материал и объемные фигуры | ||
Познавательно – исследовательская деятельность | ||
Классифицирует предметы по одному или нескольким признакам; владеет способами познания (анализ, сравнение, классификация, обобщения, выводы) | ||
Охотно участвует в экспериментировании , высказывает догадки, выдвигает гипотезы, обсуждает результаты | ||
При проведении экспериментов пользуется специальными приборами (весы, термометр, лупа, линейка) | ||
Включается в игры с использованием символов (план комнаты, схема путешествий), условных знаков (стрелка – указатель) | ||
Конструирование | ||
Создает макет знакомого помещения в уменьшенном масштабе, используя мелкую игрушечную мебель, разнообразный подсобный материал | ||
Умеет делать объемные игрушки из бумаги | ||
Создает постройку, конструкцию по заданному чертежу, комментируя последовательность действий | ||
Ознакомление с природным окружением | ||
Различает признаки живой и неживой природы | ||
Составляет творческие рассказы и сказки на природоведческие темы | ||
Знает правила поведения в природе, участвует в природоохранных мероприятиях | ||
Различает по внешнему виду и называет растения, наиболее распространенные в данной местности | ||
Имеет представление о перелетных птицах, знает их названия | ||
Самостоятельно применяет знания о природе при анализе новых ситуаций (в самостоятельных проектах и исследованиях) | ||
Развитие элементарных математических представлений | ||
Считает в пределах 10 и далее (владеет количественным и порядковым счетом в пределах 20) | ||
Называет числа в прямом и обратном порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда | ||
Соотносит цифру и количество предметов | ||
Знает состав чисел первого порядка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших | ||
Умеет получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду | ||
Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь цифрами и арифметическими знаками («плюс», «минус», «равно») | ||
Различает величины: длину, ширину, высоту, объем (вместимость) и способы их измерения | ||
Классифицирует предметы по по двум – четырем признакам одновременно | ||
Измеряет предметы с помощью условной мерки | ||
Делит предметы на несколько равных частей, сравнивает целый предмет и его часть | ||
Составляет из нескольких треугольников, четырехугольников, ромбов, кругов сложные фигуры | ||
Ориентируется в окружающем пространстве, на плоскости, на тетрадном листе в клетку, выполняет задания графического диктанта | ||
Распознает плоскостные фигуры независимо от пространственного положения, располагает их на плоскости, упорядочивает по размерам, классифицирует, группирует по цвету, форме, величине | ||
Знает название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года |
Речевое развитие
Показатели развития ребенка | Октябрь | Апрель |
Овладение речью как средством общения, культуры | ||
Вступает в общение различными способами: сообщает о своих впечатлениях, переживаниях, задает вопросы, побуждает партнера к совместной деятельности, действию | ||
Строит связную речь без пауз, запинок, повторений, неточностей словоупотребления | ||
Использует обобщающие слова, антонимы, синонимы, образные выражения, эпитеты | ||
Составляет рассказы по картине, по серии картинок, из опыта; пересказывает, инсценирует небольшие литературные произведения | ||
Самостоятельно сочиняет сюжетные рассказы, истории, сказки, загадки | ||
Правильно произносит все звуки родного языка | ||
Проводит звуковой анализ слов, определяет качественные характеристики звуков в слове | ||
Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» | ||
Обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы | ||
Различает жанры литературных произведений | ||
Называет любимые сказки и рассказы | ||
Знает имена детских писателей, иллюстраторов книг | ||
Знает наизусть два – три любимых стихотворения, считалки, загадки | ||
Выразительно читает стихотворение | ||
Последовательно передает содержание рассказов, сказок с опорой на наглядность или без нее | ||
Умеет драматизировать небольшие произведения |
Художественно - эстетическое развитие
Показатели развития ребенка | Октябрь | Апрель |
Овладение изобразительной деятельностью | ||
Различает и правильно использует цвета и их оттенки, импровизирует с цветом, умеет смешивать краски (гуашь, акварель) для получения новых оттенков | ||
Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений | ||
Использует при создании образа различные способы выразительности (цвет, форму, композицию), сочетает различные изобразительные материалы | ||
Свободно владеет карандашом, кистью, разными приемами рисования | ||
Рисует узоры по мотивам изделий народного декоративно – прикладного искусства на силуэтных листах бумаги, изображающих предметы быта | ||
Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур | ||
Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа | ||
Умеет расписывать вылепленные изделия гуашью | ||
Создает изображения предметов, используя бумагу разной фактуры, разные способы обрывания и вырезания бумаги | ||
Создает сюжетные и декоративные композиции в аппликации и конструировании | ||
Овладение музыкальной деятельностью | ||
Внимательно слушает музыкальное произведение, чувствует его характер | ||
Знает и различает жанры музыкальных произведений (песня, марш, танец) | ||
Знает и различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев) | ||
Выразительно и ритмично двигается в соответствии с характером музыки | ||
Выполняет танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий, хороводный шаг, боковой галоп) | ||
Поет выразительно, правильно передает мелодию и ее характер (ускорения, замедления, динамика) | ||
Поет соло, дуэтом, подгруппами с музыкальным сопровождением и без него | ||
При пении правильно берет дыхание между музыкальными фразами, отчетливо пропевает гласные звуки, четко произносит согласные звуки | ||
Различает музыкальные инструменты в их сольном и оркестровом звучании | ||
Исполняет детский фольклор, использует при исполнении музыкальные инструменты и игрушки | ||
Воспроизводит и сочиняет самостоятельно несложный музыкальный ритмический рисунок на музыкальных инструментах | ||
Самостоятельно инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх, хороводах |
Физическое развитие
Показатели развития ребенка | Октябрь | Апрель |
Овладение двигательной деятельностью | ||
Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание) | ||
Бегает легко, сохраняя правильную осанку, скорость, направление, координируя движения рук и ног | ||
Метает предметы в движущуюся, вертикальную, горизонтальную цели, метает в цель из разных исходных положений (стоя, сидя, стоя на коленях) | ||
Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции | ||
Умеет перестраиваться в две шеренги, два круга, соблюдать интервалы во время движения | ||
Ходит на лыжах переменным скользящим шагом, поднимается на горку, спускается с нее, тормозит при спуске | ||
Активно участвует в играх с элементами спорта; знает правила игр, имеет представление об экипировке игроков | ||
Умеет плавать | ||
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни | ||
Имеет представление о строении человека, знает некоторые особенности функционирования своего организма, соблюдает правила ухода за органами чувств и своим организмом | ||
Быстро и аккуратно умывается, вытирается насухо, пользуясь индивидуальным полотенцем | ||
Имеет привычку чистить зубы, полоскать рот утром и после еды | ||
Следит за чистотой тела, ногтей, опрятностью одежды, прически | ||
Пищу берет в рот небольшими порциями, ест бесшумно, за столом во время приема пищи сохраняет правильную осанку | ||
Имеет привычку пользоваться вилкой, ножом, салфеткой при приеме пищи | ||
Одевается в соответствии с погодой | ||
Способен отказаться от пищи, которая наносит вред здоровью | ||
Своевременно сообщает взрослому о дискомфорте (при замерзании, перегреве, нехватке свежего воздуха), о болевых ощущениях | ||
Проявляет инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах двигательной активности |
Карта динамики развития ребенка
Фамилия, имя ребенка:
Трудности в развитии | Педагогические условия (решения) | ||||
Социально – коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно – эстетическое развитие | Физическое развитие | |
Результаты педагогического мониторинга по образовательным областям, для сравнительного анализа и разработки индивидуального маршрута детей.
Группа №____________
Воспитатель: ___________________________
№ | Ф И ребенка | Социально- коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно- эстетическое развитие | Физическое развитие | Итоговый показатель | ||||||
О | А | О | А | О | А | О | А | О | А | О | А | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
16 | |||||||||||||
17 | |||||||||||||
18 | |||||||||||||
19 | |||||||||||||
20 | |||||||||||||
21 | |||||||||||||
22 | |||||||||||||
23 | |||||||||||||
24 | |||||||||||||
2526 | |||||||||||||
27 | |||||||||||||
28 | |||||||||||||
29 | |||||||||||||
30 | |||||||||||||
31 | |||||||||||||
32 | |||||||||||||
33 | |||||||||||||
34 | |||||||||||||
35 | |||||||||||||
ИТОГОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
Выводы (октябрь с диаграммами )___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы (апрель с диаграммами)______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе на 2017–2018 учебный год
Диагностика педагогического процесса в подготовительной к школе группе на 2017–2018 учебный год...
Анализ педагогической диагностики в подготовительной к школе группе МДОУ «Детский сад» пгт. Изъяю на конец 2020-2021 учебного года.
Аналитический отчет по итогам педагогической диагностики в подготовительной к школе группе Висковой Н.В.....
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики развития детей дошкольного возраста(3г.-7л.) на конец (май) 2021-2022 учебного года
Цель: определение уровня развития детей в разных сферах детской инициативы (в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности), проектировани...
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики детей 2-ой младшей группы «Радуга» за 2020 – 2021 учебный год
Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития....
Результаты педагогической диагностики по усвоению образовательной программы на сентябрь 2021 учебный год
Результаты педагогической диагностикипо усвоению образовательной программына сентябрь 2021 учебный год...
Рабочая программа подготовительной к школе группы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана на основе комплексной программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ...