Конспект открытого НОД на тему «Культура и традиции русского народа» для средней группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа и семейных традициях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_kultura_i_traditsii_russkogo_naroda_-_kopiya.docx | 13.2 КБ |
kultura_i_traditsii.ppt | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова» Дошкольное отделение №2
Конспект открытого НОД на тему
«Культура и традиции русского народа»
для средней группы
Подготовила и провела воспитатель Голышева Л.Л.
г.Москва г. Троицк
март, 2020г.
Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа и семейных традициях.
Задачи:
-Познакомить с некоторыми историческими событиями и культурой.
-Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа.
- Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе.
-Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.
Оборудование:
Географическая карта, иллюстрации с изображением природы России, книги
«Русские народные сказки», иллюстрации к сказкам, макет русской избы, изделия народно-прикладного искусства, презентация, ИКТ.
Ход образовательной деятельности:
Орг. Момент:
Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель: Сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Психогимнастика.
Давайте нашу деятельность начнём с пожеланием всем добра:
«Я желаю гостям добра, я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра».
Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение гостям.
Дети поворачиваются лицом к географической карте России.
Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня с вами поговорить о нашей стране. Как
называется наша страна, в которой мы живем? (Ответы детей)
Воспитатель показывает указкой границы России и рассказывает:
Россия – страна очень большая и красивая. В огромных лесах России растет
много ягод и грибов, живет много разных зверей и птиц. Через нашу страну
протекает много рек. Одна из самых больших – Волга. Много в нашей стране и гор. В горах добывают полезный ископаемые: уголь, железо и другие металлы. Столица нашей Родины - г. Москва. Наша страна очень богатая. Она возникла очень давно и называлась она Русь. У нее древняя и интересная история. Как же образовалось такое огромное государство Россия?! Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали земли. Но когда на Русь – нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними. А потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царем. И Россия стала большим и сильным государством.
Воспитатель: Ещё наша страна богата талантливыми людьми. Что вы сами любите с детства слушать? (Ответы детей)
Воспитатель: Русские люди сочинили много очень хороших, интересных
сказок. Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей)
(Воспитатель выставляет книги с русскими народными сказками)
Дидактическая игра «Отгадай сказку» (работа с иллюстрациями)
Воспитатель: Русский народ сочинял красивые песни, русские люди любили водить хороводы. Давайте сейчас поводим с вами хоровод.
Хоровод на выбор воспитателя под хороводную песню.
Включается ярмарочная музыка.
Воспитатель: Ребята, мы с вами попали на русскую ярмарку, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров.
(Воспитатель предлагает нескольким детям выбрать по одному изделию).
Расскажите о том, что вы купили на ярмарке.
(Рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства: дымковских
игрушках, хохломских изделиях, свистульках, кружевах, матрешках...)
Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции. Давайте присядем за столы и поговорим с вами о традициях русского народа.
Дети рассаживаются на свои места.
Воспитатель показывает презентацию.
Воспитатель: Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?(ответы детей).
Воспитатель: Традиция – слово не русское, а латинское и в переводе оно
означает передача, т.е. традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому. На Руси традиционными праздниками были Рождество, Новый год и Крещение. Любимыми забавами было катание на тройках лошадей. Слайды 3 - 5.
Весной отмечали Масленицу, Пасху. Слайды 6-7
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что раньше люди жили не в квартирах, как сейчас, а в избе. Посмотрите, какой она была. Слайд 8.
Главным в доме была печь. Слайд 9.
Без печи избы не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь не только обогревала избу. На печи сушили одежду, обувь. А сейчас послушайте загадку:
Есть такие слова, он всему голова,
Хрустящей корочкой одет,
Вкусный, чёрный, белый …(хлеб)
В печке пекли хлеб, готовили еду. Слайды 10-11.
На печи спали, чтобы тепло было.
Ребята, а когда я была маленькая, я и моя семья жила в такой избе. Моя мама тоже готовила в печи щи, кашу, картошку, пекла блины и пироги. Еда из печи была необыкновенно вкусной!
Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас на ковёр немного отдохнуть.
Физминутка:
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку (потянулись)
С ветерком оно играет (руки вверх)
Ветерок его качает (прогнулись)
К земле низко прижимает
Вот, как весело играет (наклоны туловища, присели)
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов (ходьба)
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! (руки вверх и потянуться)
Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся на свои места.
А в наше время многие традиции и праздники сохранились (Рождество, Пасха, Масленица, именины), и добавились новые: Новый год, День Победы, 8 марта, 23 февраля. Это всё традиции всенародные.
А ещё традиции бывают семейные. Посмотрите на нашу с вами стенгазету с фотографиями ваших семейных традиций.
Слайд 12.
Воспитатель вызывает 2-3 детей рассказать о традициях их семьи.
Итог занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о нашей стране, о талантах русского народа, о разных русских всенародных и о семейных традициях.
Ребята, что вам сегодня понравилось и запомнилось больше всего?
Какие традиции нашего народа вам запомнились?
Мы и дальше продолжим знакомство с русской культурой и традициями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов нынешнему поколению ( Например: русское гостеприимство)
Празднично-обрядовая культура Основные зимние праздники – две святочные недели (святки): Рождество, Новый год и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"), ходили по домам колядовать, девушки гадали , обязательным элементом святок было ряжение
Катание на русской тройке Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица Белокоса, белолица. Как махнула рукавом – Все покрылось серебром,
Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю и Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами.
Пасха ( расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца (Крашенки), посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались) , приветствовали друг друга: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни. На Пасху водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях, катали яйца . После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день - посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.
Что ни терем, ни изба – Позолота, да резьба. Терем, терем, теремок, Он затейлив и высок, В нем окошки слюдяные, Все наличники резные, А на крыше петушки Золотые гребешки. А в перилах на крылечке Мастер вырезал колечки, Завитушки да цветки И раскрасил от руки. В терему резные двери, На дверях цветы и звери, В изразцах на печке в ряд Птицы райские сидят.
Русская печь в избе По стенам резные лавки И дубовый стол резной. Возле печки сохнут травки, Собирали их весной Да настой варили, чтобы Пить зимою от болезни. Главным в доме была печь. Стены чёрны, закопчёны, Не красивы изнутри, Но не гнили и Служили людям добрым от души. (топились печи по-чёрному)
Русское гостеприимство Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!» Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает
Русская кухня
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект на тему: " Культура и традиции русского народа".
Подготовила и провела воспитатель ГБОУ Школа 1195 ДО СП №3 Фуфаева Юлия Юрьевна. На тему:«Культура и традиции русского народа».Итоговая досуговая образовательная деятельность совместная с ...
Организованная образовательная деятельность в старшей группе детского сада на тему: "Культура и традиции русского народа « Наш любимый край –Россия»
Культура и традиции русского народа является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения и незаменимым средством формирования духовного мира детей. Ознакомление воспитанников с культу...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на тему "Культура и традиции русского народа"
Ознакомление детей с некоторыми традициями нашего народа, культурой....
Конспект занятия. Тема: «Культура и традиции русского народа».
Конспект занятия. Тема: «Культура и традиции русского народа»....
Конспект открытого НОД на тему «Культура и традиции русского народа» для средней группы
Конспект открытого НОД на тему«Культура и традиции русского народа»для средней группыЦель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского ...
Методическая разработка Интегрированное занятие в средней группе на тему: «Культура и традиции русского народа»
Методическая разработкаИнтегрированное занятие в средней группена тему:«Культура и традиции русского народа»...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим во средней группе на тему: "Культура и традиции русского народа""
1. Продолжать знакомить детей с бытом, утварью, фольклором и прикладным искусством русского народа.2. Формировать представления детей о возникновении и развитии древней Руси.3. Совершенствовать ...