Мастер-класс для родителей "Загадка, как средство развития речи дошкольников"
электронный образовательный ресурс (средняя группа)

Карандашова Светлана Ивановна

На данном мастер-классе родители познакомятся с алгоритмом составления загадок по схемам-моделям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Сибирячок»

Г.Назарово Красноярского края

Мастер – класс для родителей

средней группе №6 «Фиалки»

«Загадка, как средство развития речи дошкольников»

Разработала:

Воспитатель

1 квалификационной категории

Карандашова С. И.

2018 год

Цель: расширение знаний родителей об особенностях обучения детей развитию связной речи по технологии «Составление загадок».

Задачи: 

1.Познакомить родителей с методикой, алгоритмом «Составления загадок», направленных на развитие связной речи детей по данной технологии.

2.Показать на конкретных примерах способы составления загадок по схемам – моделям.

3.Предоставить возможность родителям попрактиковаться в составлении загадок.

4.Стимулировать интерес родителей к использованию технологии

« Составление загадок» для развития связной речи детей в домашних условиях. 

Предшествующая работа: Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет»; в группе существует «Почтовый ящик. Картинки для загадок» - копилка картинок для составления загадок; индивидуальные беседы по теме.

План проведения мероприятия:

1. Вступительное слово воспитателя. Сообщение темы.

2.Теоретическая часть. Знакомство  родителей с технологией «Составления загадок».

3. Практические упражнения. Составление загадок родителями по трем моделям.

4.Рефлексия.

Ход мероприятия:

1.Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители!

- Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе. Вы уже познакомились с технологией «Составления сравнений». Сегодня я познакомлю Вас с технологией «Составления загадок».

2.Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

Загадки:

- обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

- помогают увидеть вторичные значения слов;

-  формируют представления о переносном  значении слова;

- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

- Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

- А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно до - гадаться, от - гадать.

Наблюдения за детьми показывают, отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или на уровне перебора вариантов. При этом большая часть детей группы, является пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если воспитатель некоторое время задает ту же самую загадку, то дети просто вспоминают ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А. А. Нестеренко разработаны три модели составления загадок. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Например:

1 Модель

Какой? (Какая? Какое?)

Что бывает таким же?

Выбирается объект – репка.

Далее детьми даются образные характеристики по заданным признакам.

Какая репка  по цвету?

Какая репка по форме?

Какая репка по вкусу?

По перечисленным признакам заполняются левые строки таблицы. Затем даются сравнения по перечисленным признакам и заполняются правые строчки таблицы. (В таблице воспитатель записывает слово, ставится первая буква слова или рисуется объект). Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит все слово в целом.

Какой? (Какая? Какое?)

Что бывает таким же?

Желтая

Солнце

Круглая

Мяч

Сладкая

Сахар

После заполнения таблицы воспитатель вместе с детьми читает загадку, вставляя между строками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Чтение происходит всей группой и индивидуально. Сложенный текст повторяется неоднократно.

РЕПКА – Какая?

Желтая    (но не )  Солнце

Круглая    (но не)   Мяч

Сладкая   (как)      Сахар

Аналогично составляется загадка на вопрос – какое? 

Например, берется объект – солнце. Заполняется таблица сначала в левой части, а затем в правой части. Читается загадка, вставляются связки «Как» или «Но не».

Яркое       (как)       лампа

Круглое   (но не)    колесо

Жаркое    (как)       огонь

Работа с Моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая заполняется сначала в левой, а потом в правой части.

Что делает?

Что (кто) делает также?

Берется объект: комар.

Называются признаки в левой части таблицы (Что делает?), затем сравниваются признаки (Что или кто делает так же?) и заполняется правая часть таблицы.

Что делает?

Что (кто) делает также?

Летает

Самолет

Пищит

Мышка

Кусается

Собака

Летает        (как)      самолёт?

Пищит       (но не)   мышка?

Кусается   (но не)   собака?

Читается загадка, между строк вставляются связки «Как» или «Но не».

Когда дети освоят составление загадок по 2 модели, им предлагается

3 модель.

На что похоже?

Чем отличается?

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок. Сравнивая один объект, с каким – либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

Зубную щетку

Не чистит зубы

Грабли

Листья не собирает

Забор

Из пластмассы

Берется объект: Расческа.

Дети сравнивают этот объект с другим. На что похоже? – записывается в левой части таблицы. Сравнения – в правой части таблицы.

Читается загадка:

Похожа на зубную щетку, но не чистит зубы.

Похожа на грабли, но листья не собирает.

Похожа на забор, но из пластмассы.

Загадка читается всеми детьми и индивидуально.

3.Практическая часть. Работа по подгруппам.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой технологии составить загадки по моделям. Родители  делятся по желанию  на подгруппы.

Картинки: яблоко, кошка, автомобиль.

Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу

4.Рефлексия.

Скажите, какие речевые задачи можно решить  при составлении загадок? (ответы родителей).

Можно играть в загадки дома совместно с детьми?

(ответы родителей)

Воспитатель раздает родителям модели для составления совместно с детьми в домашних условиях.

Большое спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Загадка как средство развития речи дошкольников"

Цель использования загадок - научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке. В методическом материале представлены модели опорных ...

Мастер-класс на тему: «Загадки-как средство развития речи дошкольников»

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного во...

Мастер-класс "Круги Луллия - одно из средств развития речи дошкольников с ОНР"

Мастер-класс предназначен для воспитателей и учителей-логопедов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи. В материале раскрыты различные формы работы по развитию речи для детей старшего дошколь...

Мастер-класс на тему: «Виммельбух как средство развития речи дошкольников»

Цель: ознакомление родителей с использованием виммельбухов в развитии речи дошкольников.Задачи:- Познакомить родителей с технологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие д...

Мастер-класс для педагогов "Нейрогимнастика как средство развития речи дошкольников"

Цели нейрогимнастики:• Развитие межполушарной специализации.• Развитие межполушарного взаимодействия.• Развитие комиссур (межполушарных связей).• Синхронизация работы полушарий.&bu...