Мастер - класс для педагогов "Загадка - как средство развития речи дошкольников"
учебно-методический материал на тему

Савченко Галина Александровна

Мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadka_-_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей школьного возраста».

Задачи:- познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;

- показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация) в работе по речевому развитию.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей школьного возраста.

В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми разными способами по опорным таблицам.

Организационный момент, сообщение темы мастер – класса

Если бы меня попросили назвать

Самое поэтическое явление,

Созданное человеком с помощью слова,

Я, не задумываясь, сказал бы: это загадки

Юрий. Георгиевич. Круглов

- Поэтому сегодня мне хотелось бы  не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические  приёмы, которые можно использовать в своей работе с детьми по речевому развитию.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

- Виды загадок: народные и авторские.

- Типы загадок: Описательные, например:

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач

На вкус как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (АРБУЗ)

Загадки – звукоподражания, например:

За стеклянной дверцей

Бьется чье-то сердце.

Бьется чье-то сердце

Тихо так,

Тихо так.  (ЧАСЫ)

  • Загадки –рифмы, например:

В подполье, в каморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это?  (МЫШКА)

  • Загадки- перевертыши, загадки – небылицы, например:

Шерсть смотали мы в моток

Выйдет шелковый платок.

Отвечайте, правда ли?  (НЕТ)

- Использование загадок является очень эффективной  формой в работе по речевому развитию детей.

Загадки:

-  обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

-  помогают увидеть вторичные значения слов;

-  формируют представления о переносном  значении слова;

- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

- Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

- А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем,  ведущий вид деятельности детей. Игра в  узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно до - гадаться, от - гадать.

-  Но при использовании загадок я  выявила, что многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста,  не умеют отгадывать загадки, хотя младщие школьники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.    

- А конкретно выявились следующие проблемы:    

 - невнимательно слушают текст загадки;

 -не запоминают полностью содержание загадки;

 -полностью или частично не понимают текст загадки;

 -при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся   в загадке;

- не могут  правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

. ДЕТЯМ НУЖНЫ ЗНАНИЯ Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. Таким образом, фактические знания об окружающем, приобретенные детьми во время наблюдений, занятий, игр, труда, подготавливают ребенка к пониманию содержания загадок, их логической основы и тем самым облегчают отгадывание

- Учитывая то, загадка – это своеобразная игра. Хочу вам предложить несколько игр для детей. С помощью которых дети будут учиться отгадывать загадки.

Подскажи словечко. Очень любимы малышами и загадки-рифмовки.  Польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение. Не спешите подсказывать, дайте  найти ответ самому. Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны) У меня пропал носок, утащил его… (щенок) В реке большая драка: поссорились два… (рака) Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом) Не боюсь я слова "брысь", — я лесная кошка… (рысь) Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?.. (петушок) Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок) Вяжет мама длинный шарф, потому что сын — … (жираф) Для ребятишек постарше и загадки подбираем чуть посложнее: Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек) "Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" — И покраснела… (божья коровка) Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней) Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка: Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика) Злая, как волчица. Жжется, как горчица! Что это за диво? Это же… (крапива) В колючках еж и ерш, но сразу разберешь: Кто ежится, тот… (еж), а кто ершится — … (ерш)

 Загадки-обманки. После того, как  будет легко отгадывать загадки-рифмовки, предложите  потруднее. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Судите сами: быстрее всех от страха несется… Так и хочется добавить "черепаха", правда? Но, разве черепаха может нестись "быстрее всех"? Конечно, нет. Правильная отгадка — заяц. Подобные загадки учат  думать и быть внимательным. А еще развивают чувство юмора. Ну что ж, давайте попробуем отгадать еще несколько таких веселых загадок. С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (и никакая не корова, а обезьяна) Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая ... лисица (белка) Дочерей и сыновей учит хрюкать… соловей (свинья) Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… волк (конечно, медведь) Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… слон (снова мишка) На заборе поутру кукарекал… кенгуру (петух) Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем… ворона (павлин) В теплой лужице своей громко квакал… соловей или муравей (лягушка) В чаще, голову задрав, воет с голоду… жираф (волк) Над лесной полянкой ночью долго слышался кошмар: ухал, ахал, выл по- волчьи и пугал зверей… комар (филин) По сосне, как в барабан, застучал в лесу... кабан или баран (дятел) Все преграды одолев, бьет копытом верный… лев (конь) Простой вопрос для малышей: кого боится кот?.. Мышей (собаки, конечно).

 Буква заблудилась. Говоря о всевозможных загадках, нельзя не вспомнить замечательные рифмовки. Если вспомнить детство их печатали на страницах журнала "Веселые картинки". Предлагать такие загадки имеет смысл ребятишкам, которые уже знают буквы и умеют на слух выделять в словах отдельные звуки.. Это такая же игра, как и стихотворение Б. Заходера "Кит и кот". Просто переставили буквы, а получилось, что кот плавает в океане, а кит пьет из блюдца молоко и мяукает на крыше. Прочитайте детям эти загадки, посмейтесь вместе над комичностью ситуации, а потом найдите ту самую "заблудившуюся" букву и расставьте все на свои места. Что же получилось? Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: — Там ползет зеленый лук с длинными усами! Жучка будку не доела: неохота, надоело. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. На виду у детворы крысу красят маляры. На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок. Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом. На пожелтевшую траву роняет лев свою листву. Забодал меня котёл, на него я очень зол. Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. Закричал охотник: "Ой! Двери гонятся за мной!" Сели в ложку и — айда! — По реке туда-сюда!

Загадки на смекалку. В эту группу входят особые загадки, в решении которых не поможет ни богатый жизненный опыт, ни энциклопедические знания. Эти задачки одинаково трудны и для маленьких, и для больших. Смекалка (или, говоря иначе, догадка) — это сообразительность, умение быстро уловить суть дела, острота ума, наблюдательность, интуиция. Они тренируют интуицию и быстроту реакции на неожиданность, учат малыша мыслить нестандартно, помогают уйти от стереотипов мышления, развивают чувство юмора. Здесь не помогут рассуждения, нужно просто догадаться.  всем известная загадка про «А и Б», которые сидели на трубе тоже из этой серии. Итак, вот вам несколько загадок.  От чего плавает утка (от берега). · За чем язык во рту (за зубами). · Сколько концов у трех палок? А у четырех? А у четырех с половиной? (6, 8, 10). · · На окошке сидит кошка. Хвост как у кошки, усы, лапы, уши как у кошки, а сама не кошка. Кто это? (Кот). · На столе лежат 3 карандаша разной длины. В середине самый длинный. Как его удалить из середины, не трогая его? (Нужно переложить любой крайний карандаш). · Какой рукой лучше размешать чай? (Чай лучше размешивать ложкой).  Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (5 минут). · Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 2 яйца (3 минуты). · Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось? (Веревка не была ни к чему привязана). · Могут ли быть на яблоне яйца? (Да, в птичьем гнезде). · Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги (2 кг). · Перечисли пять дней подряд, не называя чисел и дней недели (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

Мнемотаблицы Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для :

- обогащения словарного запаса ; обучения составлению рассказов ; пересказов художественной литературы ; отгадывания и загадывания загадок  заучивания стихотворений.

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам,описанных при помощи знаков,определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки :

Веселые сочинялки. Сочинять свои собственные загадки — это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны. Сочинять загадки можно буквально обо всем. Начинать можно на самой обычной прогулке: "Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает". Конечно, это воробей. Подобные описательные загадки вполне по силам сочинять малышам, начиная с трехлетнего возраста. Правда, сначала им никак не удается правильно сформулировать вопрос: "У зайчика короткий хвостик и длинные ушки. Кто это?" "Едет, гудит, людей везет", "Лохматая, хвостатая бежит и лает" или, скажем, "Листики зеленые, а ствол белый".Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки

Игра  «Друг-утюг». Можно ещё сказать (да,нет) Коллективная игра, в которой за 60 секунд с помощью наводящих вопросов нужно угадать кто ты, в то время как остальные игроки уже знают. Тренирует смекалку и реакцию, развивает аналитические способности и сообразительность. Это отличное развлечение для дружеской компании и семейных посиделок! Обменивайтесь позитивными эмоциями, смейтесь и наслаждайтесь общением. Игра «Друг-утюг» развеселит любого.

Подведение итогов мастер – класса.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация  для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой  работе с детьми.

- Мне очень нравятся слова Е. Ермоловой: «Как общаться с ребёнком? Да очень просто: увлекать, пока не увлечётся. Чем насыщеннее и многослойнее занятия поначалу, тем больше свободы в процессе и больший талант в результате».  Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Синквейн как эффективное средство коррекции речи дошкольников с ОНР"

Мастер-класс "Синквейн как эффективое средство коррекции речи дошкольников с ОНР"...

Мастер – класс «Синквейн как эффективное средство коррекции речи дошкольников с ОНР»

инновационная технология развития речи «Синквейн», и ее значение  в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, грамматическом оформлении фразы, развитии асс...

Мастер-класс Презентация "Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"

Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям проявить скрытые возможности организма и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них.Актуа...

Мастер - класс "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"

В помощь воспитателям детских садов  "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"...

Мастер-класс " Песочная игротерапия как средство развития речи дошкольников"

Выступление педагога- психолога на родительском собрании  в форме мастер- класса " Песочная игротерапия как средство развития речи дошкольников"...

Мастер-класс «Театрализованные игры как средство развития речи дошкольников»

Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной игры в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей....