Речевые игры для детей 3 - 4 года
консультация (младшая группа)
Речевые игры для детей 3 - 4 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry_dlya_detey_3-4_goda.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Папка - передвижка
«Речевые игры для детей 3-4 лет»
Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.
Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…
Развивая связную речь, следует:
• Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
• Задавать вопросы;
• Активно включаться в разговор;
• Объяснять содержание картины, ситуации;
• Рассказывать о предметах, игрушках, событиях. Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает окончание истории.
Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам о каких-то интересных событиях.
Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними.
В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников, сказочных героев.
После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка грустный).
Грамматический строй речи заключается в:
• развитии умения согласовывать слова в предложении;
• употреблении ласкательно-уменьшительных слов;
• употреблении прилагательных, глаголов.
Предлагаемые задания:
• «Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.
• «Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…
• «Добавь слово»: дом - домик, стол -столик, ложка - ложечка, стул - стульчик.
Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже сейчас:
развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
• поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…
• упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».
• развивать фонематический слух, напримерв играх:
«Угадай, что звучит?»
Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки. Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.
«Кто тебя позвал?»
Для игры понадобится две-три игрушки, например, медвежонок и мышка. Взрослый изображает их «голоса»: у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных, ребёнок должен отгадать, кто его позвал.
• Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»).
«Успокой куклу»
Покажите ребёнку куклу, прочитайте стишок:
Плачет куколка с утра,
Успокоиться пора.
Покачайте куклу, спойте ей колыбельную: «А-а-а».
«Ушко болит»
Для игры нужна картинка девочки с перевязанным ухом.
Покажите ребёнку картинку, объясните, почему у девочки
повязка.
- Это Оля. У неё болит ухо. Оля плачет: «О-о-о».
- Как Оля плачет?
Предложите ребёнку взять куклу на руки и покачать
её, спеть песенку: «О-о-о».
• Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
«Наш малыш»
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать, начиная с большого
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш.
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры для детей с ОНР 5-го года жизни
Представленные речевые игры для воспитанников средней группы помогут родителям в организации занятий в домашних условиях....
Речевые игры для детей с ОНР 6-го года жизни
Представленные речевые игры для воспитанников старшей группы помогут родителям в организации занятий в домашних условиях....
Речевые игры для детей с ОНР 7-го года жизни
Представленные речевые игры для воспитанников подготовительной группы помогут родителям в организации занятий в домашних условиях....
Речевые игры для детей с ОНР 5-го года жизни
Предложенные речевые игры для детей с ОНР средней группы помогут родителям в организации занятий в домашних условиях....
Речевые игры для детей с ОНР 6-го года жизни
Предложенные игры для детей с ОНР старшего дошкольного возраста помогут родителям в организации занятий в домашних условиях....
Дидактические развивающие речевые игры ( 3 - 4 года)
Картотека Дидактические развивающие речевые игры ( 3 - 4 года)...
Дидактические развивающие речевые игры (3-4 года)
В материале представлены развивающие речевые игры для детей возраста 3-4 лет....