Перспективное планирование дидактических игр и упражнений на развитие мелкой моторики у старших дошкольников
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Поликарпова Лариса Анатольевна

Развитие тонкой (мелкой) моторики рук крайне важно для любого ребенка. Это объясняется тем, что в человеческом мозге отделы, отвечающие за управление пальцами и речевую функцию, находятся рядом друг с другом, т.е. они могут взаимно активизироваться.

Что такое мелкая моторика

Тонкая моторика представляет собой способность управлять небольшими вещами, передавать предметы другому человеку и решать задачи, предполагающие слаженное взаимодействие рук и глаз. Она неразрывно связана с ЦНС (центральной нервной системой), способностью к запоминанию, зрением и общим восприятием детей.

На начальной стадии развития ребенка именно тонкая моторика свидетельствует о его интеллектуальных способностях и общем состоянии. Дети, имеющие недостаточно развитию моторику рук, часто роняют карандаши, вилки, ложки, им сложно самостоятельно зашнуровывать кроссовки, застегивать молнии и пуговки. Кроме того, им бывает крайне трудно собрать раскиданные детали конструктора «Лего», собирать мозаику, перебирать счетные палочки и т.д. Поэтому такие дети часто отказываются от аппликации, лепки и отстают от своих сверстников во время занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование дидактических игр и упражнений

на развитие мелкой моторики у старших дошкольников

Сентябрь

  • Обследование руки детей

(диагностика)

  • Игры с мелким строительным материалом

  • Работа с ножницами: «Ленточки», «Дорожки»

  • Д/и «Подбери по форме», «Домино», «Составные картинки».

  • Пальчиковые игры: «Игрушки», «Мои веселые пальчики», «Цветок», «Лодочка».

Выявить отклонения для дальнейшей работы с детьми

Развивать ручную умелость, координацию движений, воображение.

Развивать конструктивные способности, пространственную ориентацию, мелкую моторику рук.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, сообразительность.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, речь, память.

Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенсорное воспитание культуры ребенка.

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»

Октябрь

  • Рамки и вкладыши

  • Д/и: «Лепка из твердого материала», «Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки»

  • Работа в тетрадях: «Продолжи узор»

  • Пальчиковые игры: «Гномики», «Овощи», «Грибы», «У Лариски»

Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность, мышление

Учить работать в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, память, речь

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»

Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.

Ноябрь

  • Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание): «Овощи-фрукты», «Грибы», «Дикие животные»,

  • Шнуровка: «Платье», «Ботинки», «Сумка»

  • Д/и «Лото», «Веселая логика», «Чудесный мешочек», «Пазлы»

  • Пальчиковые игры: «Человечек», «Деревья», «Мастера», «Осень»

Закрепить навык закрашивания без пробелов, не выходя за контур, развивать мелкую моторику.

Развивать ручную умелость, фантазию, мышление

Развивать тактильные ощущения у детей, мелкую моторику, мышление, память

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, память, речь

Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»

Декабрь

  • «Математическая мозаика»

  • Д/и «Счетные палочки + схемы», «Веселая математика», «Найди картинку и собери», «Золушка»

  • Рисование на манной крупе

  • Творческая мастерская: «Елочные украшения» (изготовление игрушек, гирлянд, снежинок своими руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц).

  • Пальчиковые игры: «Мы во двор пошли гулять», «Гармошка», « Снежок», « Новый год»

Продолжить создание предметов и сюжетов из геометрических фигур, развивать мелкую моторику, воображение, мышление

Развивать тактильные ощущения у детей, мелкую моторику, мышление, память.

Развивать тактильные ощущения, фантазию, воображение.

Развивать репродуктивное и творческое воображение, память, мышление, зрительно - моторную координацию, глазомер

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, память, речь.

Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»

Январь

  • Игры с мелким строительным материалом

  • Д/и «Формы», «Мозаика», «Цветные прищепки + шаблоны», «Убери лишнее»
  • Рисование пальцами, ладошкой: «Снежинки», «Воробей»,
  • Работа в тетрадях: «Нарисуй по точкам» (Елочка, Снеговик)

  • Пальчиковые игры «Зимушка», «Спит на льдинке целый день», «Снежинки» «Наша ёлка»

Развивать воображение, мышление сообразительность, ручную умелость

Развивать сообразительность, мышление, мелкую моторику, внимание

Развивать тактильные ощущения, фантазию, воображение.

Учить работать в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, речь, память.

Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»

Февраль

  • Конструирование из геометрических фигур

  • Трафареты геометрические и предметные

  • Творческая работа с солёным тестом: «С 23 Февраля», «Снеговик»

  • Работа в тетрадях: «Дорисуй узор»

  • Пальчиковые игры: «Защитники», «1,2,3,4,...», «Мышка», «Встреча»

Развивать воображение, мышление сообразительность, ручную умелость

Учить дорисовывать до образа; развивать работу обеих рук, мышление, фантазию.

Развивать творческие способности, мышление, мелкую моторику.

Развивать логическое мышление, формировать внимание, аккуратность, глазомер.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, речь, память.

И.Лыкова, Л. Грушина «Подарки из солёного теста»

Никитин Б. П. «Ступени творчества или развивающие игры»

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»

Март

  • Конструирование «Магнитный конструктор»

  • Творческая работа с бумагой: «Мимоза», «Цыпленок», «Облако».
  • Д/и «Лото», «Шашки», «Магнитная мозаика», «Домино»
  • Штриховка предметных картинок: («Дугой», «Волнистыми линиями», «Прямыми линиями»)

  • Игры с синельной проволокой: «Волшебная проволочка»

  • Пальчиковые игры: «Строим дом», «Мама», «Почтальон», «Помощники»

Развивать воображение, мышление сообразительность, ручную умелость

Учить комкать, отщипывать, вырезать бумагу, развивать творческие способности, мелкую моторику.

Развивать сообразительность, память, мышление, мелкую моторику, внимание

пространственную ориентацию, мелкую моторику рук, развитие координации движений, учить штриховать, соблюдая параллельность.

Развивать умение изготавливать предметы из синельной проволоки, развивать фантазию.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, речь, память, мышление.

Богатева З.А. «Чудесные поделки из бумаги»

Дьяченко О. М. «Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста».

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»

Апрель

  • Оригами «Сложи квадрат, прямоугольник», «Лягушка»

  • Работа с крупой: «Золушка», «Дорожка», «Цветок».

  • Д/и «Нанизывание пуговиц», «Шнуровка», «Счетные палочки», «Ящик ощущений»

  • Работа в тетрадях: (дорисовка до образа) «Обведи контуры фигур», «Яркое солнышко», «Засолка овощей».

  • Пальчиковые игры: «Зеркальце», «Дождик», «Лягушка», «Сороконожка»

  • Теневой театр «Репка»

Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности, мелкую моторику.

Развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность

Развивать тактильные ощущения у детей, мелкую моторику, мышление, память.

Учить доводить образ до конца, закрашивать фигуру цветными карандашами, развивать мелкую моторику, мышление.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, речь, память.

Развивать мелкую моторику рук, речь, память, творческие способности.

Г.И. Долженко "100 оригами"

Дьяченко О. М.

«Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста»

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»

Май

  • Обследование руки (диагностика)
  • Оригами: «Зайчик», «Грибок», «Птичка»

  • Работа в тетрадях: (ориентировка на листе бумаги)
  • Работа с ножницами: (круг, квадрат, прямоугольник, овал)

  • Пальчиковые игры: «Насекомые», «Цветы», «Солнышко», «Утро настало»

Выявление изменений.

Развивать ручную умелость, мышление, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога

Закрепить умение ориентироваться в тетрадях в клетку, развивать умение рисовать по клеткам в нужном направлении.

Закреплять умение работать с ножницами, вырезать фигуры по контуру, делить фигуры на части.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, мышление, память.

Развивать работу обеих рук, сообразительность, мышление, память, речь.

Г.И. Долженко "100 оригами"

Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №5 «Солнышко» г. Навашино

Перспективное планирование дидактических игр и упражнений на развитие мелкой моторики у старших дошкольников

Подготовила:

Воспитатель

Поликарпова Лариса Анатольевна

г. Навашино

Сентябрь

  • Обследование руки детей
  • (диагностика)
  • Игры с мелким строительным материалом
  • Работа с ножницами: «Ленточки», «Дорожки»
  • Д/и «Подбери по форме», «Домино», «Составные картинки».
  • Пальчиковые игры: «Игрушки», «Мои веселые пальчики», «Цветок», «Лодочка».

Выявить отклонения для дальнейшей работы с детьми

Развивать ручную умелость, координацию движений, воображение.

Развивать конструктивные способности, пространственную ориентацию, мелкую моторику рук.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, сообразительность.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, речь, память.

Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенсорное воспитание культуры ребенка.

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»

Октябрь

  • Рамки и вкладыши
  • Д/и: «Лепка из твердого материала», «Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки»
  • Работа в тетрадях: «Продолжи узор»
  • Пальчиковые игры: «Гномики», «Овощи», «Грибы», «У Лариски»

Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность, мышление

Учить работать в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, память, речь.

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»

Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.

Ноябрь

  • Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание): «Овощи-фрукты», «Грибы», «Дикие животные»,
  • Шнуровка: «Платье», «Ботинки», «Сумка»
  • Д/и «Лото», «Веселая логика», «Чудесный мешочек», «Пазлы»
  • Пальчиковые игры: «Человечек», «Деревья», «Мастера», «Осень»

Закрепить навык закрашивания без пробелов, не выходя за контур, развивать мелкую моторику.

Развивать ручную умелость, фантазию, мышление

Развивать тактильные ощущения у детей, мелкую моторику, мышление, память

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, память, речь

Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»

Декабрь

  • «Математическая мозаика»
  • Д/и «Счетные палочки + схемы», «Веселая математика», «Найди картинку и собери», «Золушка»
  • Рисование на манной крупе
  • Творческая мастерская: «Елочные украшения» (изготовление игрушек, гирлянд, снежинок своими руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц).
  • Пальчиковые игры: «Мы во двор пошли гулять», «Гармошка», « Снежок», « Новый год»

Продолжить создание предметов и сюжетов из геометрических фигур, развивать мелкую моторику, воображение, мышление

Развивать тактильные ощущения у детей, мелкую моторику, мышление, память.

Развивать тактильные ощущения, фантазию, воображение.

Развивать репродуктивное и творческое воображение, память, мышление, зрительно - моторную координацию, глазомер

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, память, речь.

Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»

Январь

  • Игры с мелким строительным материалом
  • Д/и «Формы», «Мозаика», «Цветные прищепки + шаблоны», «Убери лишнее»
  • Рисование пальцами, ладошкой: «Снежинки», «Воробей»,
  • Работа в тетрадях: «Нарисуй по точкам» (Елочка, Снеговик)
  • Пальчиковые игры «Зимушка», «Спит на льдинке целый день», «Снежинки» «Наша ёлка»

Развивать воображение, мышление сообразительность, ручную умелость

Развивать сообразительность, мышление, мелкую моторику, внимание

Развивать тактильные ощущения, фантазию, воображение.

Учить работать в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, речь, память.

Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»

Февраль

  • Конструирование из геометрических фигур
  • Трафареты геометрические и предметные
  • Творческая работа с солёным тестом: «С 23 Февраля», «Снеговик»
  • Работа в тетрадях: «Дорисуй узор»
  • Пальчиковые игры: «Защитники», «1,2,3,4,...», «Мышка», «Встреча»

Развивать воображение, мышление сообразительность, ручную умелость

Учить дорисовывать до образа; развивать работу обеих рук, мышление, фантазию.

Развивать творческие способности, мышление, мелкую моторику.

Развивать логическое мышление, формировать внимание, аккуратность, глазомер.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, речь, память.

И.Лыкова, Л. Грушина «Подарки из солёного теста»

Никитин Б. П. «Ступени творчества или развивающие игры»

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»

Март

  • Конструирование «Магнитный конструктор»
  • Творческая работа с бумагой: «Мимоза», «Цыпленок», «Облако».
  • Д/и «Лото», «Шашки», «Магнитная мозаика», «Домино»
  • Штриховка предметных картинок: («Дугой», «Волнистыми линиями», «Прямыми линиями»)
  • Игры с синельной проволокой: «Волшебная проволочка»
  • Пальчиковые игры: «Строим дом», «Мама», «Почтальон», «Помощники»

Развивать воображение, мышление сообразительность, ручную умелость

Учить комкать, отщипывать, вырезать бумагу, развивать творческие способности, мелкую моторику.

Развивать сообразительность, память, мышление, мелкую моторику, внимание

пространственную ориентацию, мелкую моторику рук, развитие координации движений, учить штриховать, соблюдая параллельность.

Развивать умение изготавливать предметы из синельной проволоки, развивать фантазию.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, речь, память, мышление.

Богатева З.А. «Чудесные поделки из бумаги»

Дьяченко О. М. «Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста».

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»

Апрель

  • Оригами «Сложи квадрат, прямоугольник», «Лягушка»
  • Работа с крупой: «Золушка», «Дорожка», «Цветок».
  • Д/и «Нанизывание пуговиц», «Шнуровка», «Счетные палочки», «Ящик ощущений»
  • Работа в тетрадях: (дорисовка до образа) «Обведи контуры фигур», «Яркое солнышко», «Засолка овощей».
  • Пальчиковые игры: «Зеркальце», «Дождик», «Лягушка», «Сороконожка»
  • Теневой театр «Репка»

Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности, мелкую моторику.

Развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность

Развивать тактильные ощущения у детей, мелкую моторику, мышление, память.

Учить доводить образ до конца, закрашивать фигуру цветными карандашами, развивать мелкую моторику, мышление.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, речь, память.

Развивать мелкую моторику рук, речь, память, творческие способности.

Г.И. Долженко "100 оригами"

Дьяченко О. М.

«Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста»

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»

Май

  • Обследование руки (диагностика)
  • Оригами: «Зайчик», «Грибок», «Птичка»
  • Работа в тетрадях: (ориентировка на листе бумаги)
  • Работа с ножницами: (круг, квадрат, прямоугольник, овал)
  • Пальчиковые игры: «Насекомые», «Цветы», «Солнышко», «Утро настало»
  • Выявление изменений.

Развивать ручную умелость, мышление, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога

Закрепить умение ориентироваться в тетрадях в клетку, развивать умение рисовать по клеткам в нужном направлении.

Закреплять умение работать с ножницами, вырезать фигуры по контуру, делить фигуры на части.

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук, мышление, память.

Развивать работу обеих рук, сообразительность, мышление, память, речь.

Г.И. Долженко "100 оригами"

Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь.

Никитина А.В. «Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук в самостоятельной деятельности.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой мотоики рук, которая не тлоько оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к ...

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев дошкольников

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с к...

Презентация "Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев"

Отчёт о проделанной работе по самообразованию на тему "Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев"...

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным движениям....

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму...

Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития

ВведениеАктуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррел...