Программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5 - 7 лет "Маленькие патриоты"
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 265.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
№ п/п | Наименование | Страница |
1. | Целевой раздел | 6 |
1.1. | Пояснительная записка | 6 |
2. | Содержательный раздел | 14 |
2.1. | Перспективно-тематическое планирование | 14 |
2.1.1. | Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников Младшая группа общеразвивающей направленности | 15 |
2.1.2. | Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников Средняя группа общеразвивающей направленности | 18 |
2.1.3. | Перспективное планирование по по патриотическому воспитанию дошкольников Старшая группа общеразвивающей направленности | 21 |
2.1.4. | Перспективное планирование по по патриотическому воспитанию дошкольников Подготовительная группа общеразвивающей направленности | 25 |
2.2. | Взаимодействие с родителями (законными представителями) | 36 |
2.2.1. | Перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями) | 36 |
2.3. | Взаимодействие с педагогами ДОУ | 36 |
2.3.1. | Перспективный план взаимодействия с педагогами | 37 |
2.4. | Взаимодействие с социальными партнерами | 37 |
2.4.1. | План по работе с социальными партнерами | 37 |
2.5. | Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программ | 39 |
3. | Организационный раздел | 50 |
3.1. | Условия реализации программы | 50 |
3.2. | Создание ППРС ДОУ | 50 |
3.3. | Материально-техническое обеспечение программы | 51 |
3.4. | Литература | 53 |
Паспорт программы
Наименование программы | Программа по нравственно – патриотическому воспитанию детей «Маленькие патриоты» |
Основания для разработки программы | Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Устав МБДОУ «Детский сад №29»», Основная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста «От рождения до школы» авторы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. |
Основные разработчики программы | Самородова Нина Васильевна старший воспитатель; Сорокина Ирина Анатольевна-воспитатель, Ивченко Наталья Николаевна-воспитатель, Казанцева Марина Валерьевна-воспитатель, Митрохина Татьяна Михайловна - психолог |
Исполнитель программы | Сотрудники, администрация МБДОУ «Детский сад №29», родительская общественность, социальные партнеры. |
Юридический и фактический адрес | 662161, Красноярский край, г.Ачинск, мик-н 4, стр 28 Телефоны 8 (39151) 7-29-00 |
Сведения об образовательном учреждении | Детский сад создан в целях: 1.Оказания услуг для обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в лице Администрации Ачинского района, в сфере дошкольного образования по созданию условий для реализации гражданам Российской Федерации гарантированного права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования Ачинского района. 2. Реализации содержания и организации образовательного процесса, направленного на формирование общей культуры воспитанников, развитие их физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, а также присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 до 7 лет. |
Учредитель образовательной организации | Управление образования администрации Ачинского района. 8(39151) 7-86-45 – руководитель управления образования администраци г. Ачинск – Нефедова Галина Михайловна |
Тип | Дошкольное образовательное учреждение |
Вид | Детский сад общеобразовательного вида |
Цель Программы | Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия. |
Задачи Программы |
2.Обеспечить эффективное взаимодействие с социальными партнерами, родителями детей, в том числе детей с ОВЗ через привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя современные технологии. 3.Систематизировать знания и умения педагогов и детей по данной проблеме. 4.Организовать сбор информации, методической литературы по нравственно – патриотическому воспитанию детей. 5. Разработать комплекс мероприятий по формированию представлений у детей нравственно патриотическому воспитанию 6. Организовать проведение игр, занятий, развлечений, театрализованной деятельности, экскурсий, наблюдений. |
Сроки реализации программы | Программа реализуется в период 2023-2025 гг. 1этап – подготовительный (2023) 2этап – практический (2023- 2025гг.) 3 этап – итоговый (2025г.) |
На кого рассчитана программа | Программа разработана для детей дошкольного возраста (младшей, средней, старшей и подготовительной групп). Возрастной состав детей от 2 до 7 лет. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | 1.Повышение качества оказания образовательных услуг, улучшение условий реализации дополнительных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности. 2.Социальные партнеры, родители являются полноправными участниками равного сотрудничества в реализации образовательной программы.(70% родителей привлечены к участию в мероприятиях) 3.Наличие у детей знаний о семье, ДОУ, ближайшем окружении; об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, социально-экономической значимости; символике родного края; чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. |
Мониторинг Программы | Проводится два раза в год. |
- Целевой раздел
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон РФ «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации», Закон «О днях воинской славы России»; Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»; Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества; Основная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста «От рождения до школы» авторы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МБДОУ «Белоярский ДС» было принято решение разработать программу «Я – маленький патриот», в которой особое внимание уделяется нравственно – патриотическому воспитанию детей.
Программа «Маленькие патриоты» создана на основе основной общеобразовательной программы для детей дошкольного возраста «От рождения до школы» авторы: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
Актуальность
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага., День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости»- телеманию, виртаманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. О необходимости нравственно-патриотического воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Цель Программы: Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
Задачи:
- Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
- Обеспечить эффективное взаимодействие с социальными партнерами, родителями детей, в том числе детей с ОВЗ через привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя современные технологии.
- Систематизировать знания и умения педагогов и детей по данной проблеме.
- Организовать сбор информации, методической литературы по нравственно – патриотическому воспитанию детей.
- Разработать комплекс мероприятий по формированию представлений у детей нравственно патриотическому воспитанию.
- Организовать проведение игр, занятий, развлечений, театрализованной деятельности, экскурсий, наблюдений.
Программа создана на основе принципов:
Регионализация нравственно-патриотического воспитания.
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.
Принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному
Целостность. Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Стимулирование активности. Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач).
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Срок реализации программы: 2года
2023 -2025гг.
Направления работы по реализации программы
1. Создание предметно-развивающей среды в группах :
1. Оформление патриотических уголков.
2. Подбор литературы, иллюстраций, фотографий по патриотическому воспитанию.
3. Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм.
4. Изготовление методических пособий для родителей.
2. Формы организации совместной деятельности с воспитанниками:
- Экскурсии.
- Наблюдения.
- Прогулки
- Продуктивные виды деятельности.
- Игровая деятельность.
- Знакомство с художественной литературой.
- Развлечения, досуги.
- Проектная деятельность.
- Посещение сельской библиотеки.
- Наставничество МАОУ «Школа №3»
- Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.
- Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
- Встречи с ветеранами труда
- Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны и труда, создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.
3.Взаимодействие с родителями:
- Консультации
- Беседы
- Буклеты, памятки
- Родительские собрания
- Совместные развлечения
- Проектная деятельность
- Создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Перспективно-тематическое планирование
Календарный учебный график
Совместная деятельность воспитателя с детьми | ||||
Младшая группа | Старшая группа | Средняя группа | Подготовительн ая группа | |
Периодичность | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю |
Продолжитель- ность | не более 10 мин. | не более 15 мин. | не более 20 мин. | не более 25 мин. |
2.1.1. Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников
Младшая группа
МЕСЯЦ | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
СЕНТЯБРЬ | Экскурсия «Наш детский сад». | «Как вести себя в детском саду?» Беседа | «Моя семья» Беседа, рассматривание фотографий. | «Я и моё имя!» Беседа |
ОКТЯБРЬ | «Мое село, в котором я живу» Беседа, рассматривание фотографий | «Мое любимое село» Выставка. Воспитывать любовь к селу, в котором живешь. | «Вежливые слова». Чтение | Знакомство с народно-прикладным искусством (матрешка) Рассматривать матрешек, играть с ними, разукрашивать их. |
НОЯБРЬ | «Осень золотая». Рассматривание иллюстраций. | Кто нас лечит? (профессия медсестры). Экскурсия в медицинский кабинет. | Сюжетно-ролевая игра «В детском саду». | Знакомство с народно-прикладным искусством (дымковская и филимоновская игрушки). Рассматривать дымковские и филимоновские игрушки, а также разукрашивать их с помощью красок. |
ДЕКАБРЬ | «Зимушка-зима». Рассматривание иллюстраций | Беседа «Как животные родного края готовятся к зиме». | Рисование «Украсим улицу к новому году». | Знакомство с народно-прикладным искусством (хохлома). Беседа с детьми о данном виде народно-прикладного искусства; рассматривание хохломы. |
ЯНВАРЬ | Природ охраняемая акция «Покормите птиц зимой» | Беседа «Что мы делаем в детском саду» | Беседа « Моя любимая игрушка». | Рисование «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей» |
ФЕВРАЛЬ | Беседа «Как стать сильным». | «Будем в Армии служить!» Рисунки детей с помощью родителей. | «Белая береза под моим окном» (зимняя природа родного края). | Конструирование «Мы построим новый дом» |
МАРТ | «Весна – красна» Рассматривание иллюстраций | «Первые цветочки» Открытка для мам. | «Семья». Сюжетно ролевая игра | «Назови ласково». Дидактическая игра. |
АПРЕЛЬ | Беседа «Хорошо у нас в саду» | «Космос». Рассматривание иллюстраций, беседа. | Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Репка». | Рассматривание предметов народно-прикладного искусства: глиняных игрушек, матрешек. |
МАЙ | Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной сказки «Теремок». | Беседа «Домашние животные у нас дома». | Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом, огромный дом». | Целевая прогулка к ближайшей улице детского сада. |
2.1.2. Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников
Средняя группа
МЕСЯЦ | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
СЕНТЯБРЬ | Беседа «Кто работает в детском саду?». | Экскурсия по детскому саду. | Чтение стихотворений и произведений о детском саде | Выставка рисунков «Наш веселый, дружный детский сад». |
ОКТЯБРЬ | Беседа «Мое родное село - Белый яр». | Рассматривание альбома «Хорошо у нас в селе». | Экскурсия по родному селу. | Викторина «Что, где, когда?». |
НОЯБРЬ | Рассматривание фотоальбома «Моя дружная семья». | Художественно-эстетическое развитие рисование «Папа, мама, брат (сестра) и я – любимая семья». | Сюжетно-ролевая игра «Семья». Прослушивание музыкальных произведений о семье, маме. Заучивание стихотворений о маме. | Праздничный концерт «Мамочку свою - очень я люблю!» |
ДЕКАБРЬ | Беседа о зимующих птицах. Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы». Акция «покормите птиц зимой» | Художественно-эстетичское развитие лепка «Зима пришла» | Беседы: «Как празднуют Новый год»; «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год». «Новогодняя елка»; «Где живёт Дед Мороз?». Подвижные игры: «Салки — елочки», «Ель, елка, елочка»,«Снег кружится», «Заморожу, Дед Мороз», «Догони снежный ком». | Новогоднее представление «В гостях у елочки». |
ЯНВАРЬ | Беседа «Мой родной-Красноярский край», рассматривание иллюстраций о Красноярском крае. | Традиции и обычаи русского народа (встреча Нового года и рождества). Слушание народных песен, потешек, закличек. | Рассматривание иллюстраций народы Красноярского края. | Выставка рисунков «Природа Красноярского края». Народная игра «У медведя во бору». |
ФЕВРАЛЬ | Беседа: История праздник «День Защитника Отечества» Подвижная игра «Попади в цель». Сюжетно- ролевая игра «Моряки». | Изготовление поздравительных открыток на праздник. Заучивание стихотворений. | Праздник «Мой папа - самый, самый!!!» | Организация фотовыставки «Мой папа в армии». |
МАРТ | Беседы: «Моя любимая мама»; «Мамы разные важны, мамы всякие нужны»; рассматривание альбома «Наши мамы»; «Кем работает моя мама»; «Что ты делаешь, когда огорчается мама?». Праздничный концерт «8 марта -праздник мам!» | Беседа о традициях и обрядах праздника. Разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице. Фольклорный праздник «Эх масленица широкая» | Народные подвижные игры «Ручеек», «Звонарь», «Заря», «Жмурки», «Горелки». | Выставка поделок - «Чучело-Масленицы». |
АПРЕЛЬ | Беседы: «Дружбой дорожить умейте!» «Дарите людям доброту», «Как помочь товарищу в трудную минуту или если он поступает неправильно», «Давайте никогда не ссориться!». Прослушивание музыкальных произведений о дружбе. | Чтение художественной литературы: «Урок дружбы» М. Пляцковского, А. Барто «Вовка - добрая душа», В. Катаев «Цветик-семицветик», В. Маяковского «Что такое хорошо и, что такое плохо». | Фотовыставка «Наши добрые дела». | Развлечение «Дружбой-дорожи». |
МАЙ | Беседа «Этот день мы приближали, как могли». Прослушивание музыкальных произведений «О Великой Отечественной войне», чтение художественной литературы. | Экскурсия к памятнику, возложение цветов. | Подвижные игры: «Кто быстрее, тот командир», «Сапёры», «Разведчики». Выставка поделок «Победный май» | Спортивное развлечение «Разведчики на задании» |
2.1.3. Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников
Старшая группа
МЕСЯЦ | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
СЕНТЯБРЬ | Беседа «Как хорошо у нас в саду». | Квест – игра «Мой любимый детский сад» | Игра – интервью «Зачем надо учиться?» | Экскурсия по экологической тропе (растительный мир |
ОКТЯБРЬ | Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». | Составление рассказа «Мой друг». | Беседа о разных странах и их жителях. Знакомство с глобусом. Дидактические игры: «Кто в какой стране живет», «Иностранец». | Проект «Село, в котором я живу» |
НОЯБРЬ | «Красноярск – главный город Красноярского края» Просмотр видеофильмов, презентаций. | Беседа «Моя Родина – Россия», Аппликация «Люблю березку русскую» | Беседа «Москва- столица нашей Родины». Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?». | Рисование на тему «Мама любимая моя», «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты). |
ДЕКАБРЬ | Беседа «Животный мир нашего края» Акция «Покормите птиц зимой» | Загадки о зиме. Природоохраняемая акция «Не рубите елочку». | Беседа «Что за праздник Новый год» Рисование на тему «Новогоднее представление». | Праздник «Новогодние превращения» Конкурс «Мастерская Деда Мороза» |
ЯНВАРЬ | Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?» | Беседы. Народные праздники на Руси. Рождество, святочная неделя. Развлечение «В гости коляда пришла». | Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество». | Беседа «Как жили наши предки - славяне?», «Об историческом прошлом России». |
ФЕВРАЛЬ | Беседы познавательного цикла по ознакомлению с окружающим «Занятия жителей в старину», «Посуда»; «Веселая ярмарка» (игрушки по мотивам народных мастеров). | Рисование «Терем-терем-теремок». «Украсим сарафан», «Украшение кокошника», Забавные свистульки»; «Расписная барышня» | Беседы «Будем в армии служить», «Для чего нужна Армия», «Что я знаю об армии», «Профессия – военный». Просмотр видеофильма «Защитники Отечества». | Спортивное развлечение ко дню Защитника Отечства. Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Мы моряки» |
МАРТ | Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта». С/р игра «Дочки – матери» | Игра – посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» | НОД « Наша земля Беседа о многонациональной Родине. Какие люди живут на земле? | Рассматривание национальных костюмов. |
АПРЕЛЬ | Беседа с детьми«Люди каких национальностей населяют наш город». | «Кем работают наши родители». | Беседы о животных и растениях родного края | Экскурсии в краеведческий музей, школьный музей, сельскую библиотеку. |
МАЙ | Беседы о подвигах людей во время ВОВ. Боевые награды (за подвиг, мужество, героизм, преданность Родине). Слушание и пение фронтовых песен, | Экскурсия к памятнику. Спортивные соревнования, посвящённые Дню победы. | Беседа: «Чем богат наш край» НОД «Искусство России. Музеи и театры» | Конкурс рисунков: « Здравствуй, лето!» |
2.1.4. Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников
Подготовительная группа
МЕСЯЦ | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
СЕНТЯБРЬ | Праздник «День знаний». Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Школа». С/р игра: «Я иду в школу» | Викторина: «Путешествие в мир профессий», Профессии взрослых» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Мой любимый детский сад» Рисование: «Профессии нашего детского сада» | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Хлеб – всему голова». Пословицы и поговорки о хлебе.
С/р игра «Хлебозавод» | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Мы на прогулке по улицам поселка» Выставка детского творчества: «Дары Осени» |
ОКТЯБРЬ | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Зоопарк» Рисование: «Мой питомец» | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию : « В родной семье. Мои обязанности» Дидактические игры: «Профессии моих родителей». | Беседа: « Мой село, мои улицы, что я знаю» Экскурсия по улицам села. | Беседа: «Зло и добро» Викторина «Вежливые и добрые слова, творят чудеса ». |
НОЯБРЬ | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Игра – путешествие в страну знаний о России. Моё любимое село». Конкурс чтецов: « Стихи о Родине». | Беседы: «Русь», «Историческое прошлое», «Как жили люди в далеком прошлом» и др. Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого, серии картин «История России». Чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине. | Беседа: « Как природа и люди готовятся к зиме» Рисование: « Березовая роща». | Беседы о символическом значении герба Российской Федерации. Прослушивание гимна. Д/и «Узнай свой герб» |
ДЕКАБРЬ | Рассказать об основании Москвы. Рассматривание плана Кремля. Конструирование, аппликация, рисование Московского Кремля. | Викторина: «Русский народный фольклор» Рисование: «Моя любимая сказка». | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: « Зима пришла. Акция «Покормим птиц зимой» | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Новогодние традиции России». Рисование: «Новогоднее представление» Праздник: «Новый год у ворот» |
ЯНВАРЬ | Беседа о разных странах и их жителях. Рассматривание иллюстраций с изображениями разных стран, людей их населяющих Чтение произведений о разных странах | Беседа: « Русские народные игрушки», Рисование: «Городец» | Беседа: «Спорт в моем селе». Рисование:« Мой любимый вид спорта» | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Наши защитники страны. Армия. Рода войск». Д/и : «Рода войск». |
ФЕВРАЛЬ | Беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов. | Беседы: «Что такое подвиг? », «Кто Русь защищал? », «Кто такие защитники? » Рассматривание картины В. Васнецова «Три богатыря». | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию:: «Защитники страны.» С/р игра: «Мы солдаты» Праздник: «День защитника Отечества» | Беседа: «Для чего человеку имя». «Наши добрые дела». Рисование «Мой лучший друг» |
МАРТ | Чтение стихов и пение песен о маме. Викторина «Что, ты знаешь о своих родителях?» | Беседа: «Женщины- России герои. Праздник для мам. | Рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Руси. Беседа: « Русский костюм. Какой он был» Рисование: « Роспись одежды» | Игры: «Кто где живет? », «Путаница», «У кого какой домик? » и др. Рисование «Обитатели леса», «Любимый край» (в разные времена года). |
АПРЕЛЬ | Беседы: «Отличные люди, прославляют город», «Государственные символы» и др. «Что вам расскажет флаг? », «Символы Ачинского района» и др. Экскурсии: в библиотеку. | Беседа: «Космонавты России. Ученые" С/р игра: «Космонавты» | Беседа о российских космонавтах. Просмотр телефильма. Спортивное развлечение «Мы – космонавты». | Беседа: «Чем богат наш край» Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Человек – защитник, окружающий среды. Красная книга» |
МАЙ | Беседы: «Что мы знаем о Великой Отечественной войне? », «Великие подвиги» и др. Праздник: «День Победы». Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов, встреча с ветеранами. | Беседы: «Я живу в России», «Символе России – белая береза». Слушание песни о Родине. | Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию: «Музеи. Театры» Д/и : «Назови вид искусства» | Беседа: « Чему учат в нашей школе» С/р игра: «Мы в школе» |
2.2Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
В соответствии с ФГОС ДО (часть 3.1. пункт 8) – в работе с семьями (законными представителями) необходимо учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Работа по патриотическому воспитанию детей будет успешной только при активном содействии родителей. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. Наша цель – формирование у родителей сознания необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением.
- Перспективный план
взаимодействия с родителями (законными представителями)
Месяц | Содержание деятельности |
Сентябрь | Анкетирование родителей по вопросам нравственно патриотического воспитания дошкольников. Оформление информации в родительских уголках по вопросам нравственно патриотического воспитания дошкольников |
Октябрь | Заседание круглого стола «Растим патриота» Консультация «Досуг семьи и роль ребёнка в нём». Выставка рисунков «Моё любимое село |
Ноябрь | Папка – передвижка «Моя семья» Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», Развлечение «День матери» Памятка: «С чего начинается Родина» |
Декабрь | Консультация «Любовь к Родине начинается с любви к близким» Папка – передвижка « Новый год» Конкурс поделок (сотворчество детей и родителей): «Новогодние фантазии» «Новогодний утренник» |
Январь | Акция: « Поможем птицам зимой!» Консультация «Куда сходить с ребёнком в выходной». Проведение с родителями вечера народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки». |
Февраль | Папка-передвижка «Папы всякие нужны, папы всякие важны». Досуг спортивный «Богатырские состязания» Выпуск стенгазеты «Наши папы лучше всех» Утренник «День Защитника Отечества» |
Март | Выпуск поздравительной газеты «8марта» Выставка работ пап и детей «Мама - солнышко мое». Фотовыставка детских рисунков « Мама – солнышко моё» Праздник «8марта» |
Апрель | Досуг- развлечение «Праздник птиц». Семейный проект «Мои друзья» |
Май | Консультации «Как рассказать ребёнку о войне. Выпуск совместной с родителями стенгазеты на военную тематику Совместный поход родителей с детьми на праздник «День Победы»
Фотовыставка «Мы из Киселевска» (фото детей в самых красивых местах города) Праздник семьи «Мама, папа и я — дружная семья» |
2.3.Взаимодействие с педагогами ДО
2.3.1.Перспективный план взаимодействия с педагогами
Месяц | Содержание деятельности |
Сентябрь | Организация работы творческой группы по теме «Организация системы работы в ДОУ по патриотическому воспитанию» Оформление стенда «Мы патриоты страны» |
Октябрь | Смотр-конкурс на лучшее оформление патриотического уголка по в группах Консультация для педагогов ДОУ «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России» |
Ноябрь | Практический семинар «Взаимодействие ДОУ и семьи в патриотическом воспитании ребенка» Конкурс методических разработок и дидактических пособий, направленных на формирование патриотических чувств дошкольника. |
Декабрь | Круглый стол с участием родителей, представителями общественных организаций «Мы воспитываем будущее нашей страны» Выпуск буклетов «Что должны знать дети о своей Родине» |
Январь | Выпуск памятки для родителей «С чего начать патриотическое воспитание дошкольника» Конкурс на лучшую разработку игры по патриотическому воспитанию |
Февраль | Организация выставки книг, брошюр, альбомов по теме «Никто не забыт и ничто не забыто!» Мастер-класс для педагогов и родителей по вопросам патриотического воспитания дошкольников. |
Март | Выставка литературы по проблеме Подготовка педсовета «Растим патриотов. Организация гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Проведение серий открытых занятий по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста |
Апрель | Обновление материалов в уголке, посвященном Дню Победы Экскурсия в школьный музей, библиотеку. Составление плана мероприятий по подготовке к празднованию Дня Победы» |
Май | Смотр уголков патриотического воспитания Экскурсия к памятнику павшим солдатам во время ВОВ |
- Взаимодействие с социальными партнерами
№ | Организация | Содержание работы |
1. | МБОУ СШ | Преемственность в образовании, экскурсии, взаимопосещения занятий, совместное проведение собрании для родителей, посещение школьного музея |
2. | Дом культуры | Посещение мероприятий для детей, участие в выставках детских работ, концертах, конкурсах. Экскурсия в библиотеку. |
3. | ГИБДД и пожарная часть г. Ачинска | Проведение экскурсий, развитие предоставлений у детей о работе пожарных по охране и жизни людей, о технике помогающей тушить пожар. Привлечение сотрудников ГИБДД и пожарной части с пропагандой безопасности дорожного движения и пожарной безопасности. |
4. | Ачинский краеведческий музей | Проведение экскурсий, развитие предоставлений у детей об истории и культуре человечества. |
2.5.Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых
результатов освоения Программы
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Методика предполагает общую систему оценки детской деятельности по 5-бальной шкале.
От 4 до 5 баллов – деятельность соответствует уровню нормы; (Высокий уровень) от 2до 3 баллов – незначительное отклонение от уровня нормы; (Средний уровень) от0 до1 баллов – существенное отклонение от уровня нормы; (Низкий уровень)
Младшая группа
Чтобы выявить уровень знаний детей младшей группы о родном доме, семье, городе, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:
- Знание ФИО родителей, место их работы, ФИО сотрудников детского сада
- Знание о диких и домашних животных
- Отношение к природе и всему живому
- Знания о родном городе
На основе критериев мы выделили уровни:
Низкий уровень – Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Знает свое имя и фамилию, членов семьи по именам. Ребенок не знает названия профессий. Знания о родном селе неустойчивы. Объем представлений о растениях и животных незначителен.
Средний уровень – Ребенок стремится к общению и сотрудничеству, общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени. Имеет элементарные знания о домашних и диких животных, растениях. Имеет представления о родном селе.
Высокий уровень – Ребенок охотно вступает в общение: рассказывает о себе, о своей семье, о близких ему людях. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени, имеет представления о их профессии. Знает имя отчество некоторых сотрудников детского сада. Имеет представление о родном селе. Знает основные предметы быта в группе детского сада. Знает некоторых домашних и диких животных родного края.
Средняя группа
Чтобы выявить уровень знаний детей средней группы о родном доме, семье, городе, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:
- Знания о семье, традициях, быте.
- Знания о родном селе: название некоторых улиц
- Знания о профессиях (умение анализировать свои ответы)
- Бережное отношение и забота о природе и всего живого
На основе критериев мы выделили уровни:
Низкий уровень – Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Знает свое имя и фамилию, членов семьи по именам. Ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком. Знания о родном селе неустойчивы, часто ошибается в назывании предметов ближайшего окружения. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого.
Средний уровень – Ребенок стремится к общению и сотрудничеству, общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству, но иногда забывает отчества родителей. Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. Имеет элементарные знания о домашних и диких животных, растениях, растущих близ дома, детского сада. Имеет представления о родном селе, знает название улицы, на которой живет, стремится повысить свои знания.
Высокий уровень – Ребенок охотно вступает в общение: рассказывает о себе, о своей семье, о близких ему людях; имеет представление о том, что в семье все заботятся друг о друге. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству. Имеет представления о возрасте, различает пол людей, знает их профессии. Имеет представление о родном селе – название села, знает название улицы, на которой живет, а также где живут его бабушка, дедушка и т.д. Знает особенности здания детского сада, его помещений, их назначение. Знает основные предметы быта в группе детского сада, их назначение, материал, из которого они сделаны. Знает 2-3 вида птиц, диких животных, 3-4 вида деревьев, растущих на территории детского сада, 3-4- вида травянистых растений, 2-3- вида лесных
Старшая группа
Чтобы выявить уровень знаний детей старшей группы о родном городе, крае, стране, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:
- Знание домашнего адреса, название села, символику района и его достопримечательности.
- Знание о жизни и быте народов Красноярского края.
- Знание профессий своих родителей
- Отношение к окружающей среде и человеку
На основе критериев мы выделили уровни:
Низкий уровень – ребенок затрудняется в точном ответе на вопрос, в каком селе или в какой стране он живет, какие знаменитые места есть в его городе; может назвать лишь несколько мест, где он был; не проявляет интереса к рассматриванию открыток с изображением города и его достопримечательностей. Знания о животном и растительном мире Красноярского края скудные.
Средний уровень – ребенок имеет представление о родном крае, его природе, растительном и животном мире, достопримечательностях, стремится повысить свои знания о селе, городе, крае, задает вопросы, умеет аргументировать свои высказывания. С взрослым идет на контакт, раскрывается, когда чувствует, что тема для него интересна. Имеет достаточное представление о стране, столице нашей Родины.
Высокий уровень – ребенок имеет достаточно глубокое представление о родном крае, селе, городе. Знает название известных мест города, объясняет название улиц села. Имеет представление о природе родного края (животные, растения – внешнее строение, основные жизненные функции, приспособленность к окружающей среде), о растениях леса, луга, огорода, о домашних и диких животных.
Подготовительная группа
Чтобы выявить уровень знаний детей подготовительной группы о родном городе, крае, стране, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:
- Знание об истории села, города, района.
- Знание даты св.рождения, номера телефона, адрес детского сада
- Знание государственных символов страны
- Знание о людях разных национальностей и их традиций
- Отношение к природе и окружающей среде
На основе критериев мы выделили уровни:
Низкий уровень – ребенок имеет примитивное представление о родном крае, о его природе, растительном и животном мире. Неохотно рассказывает о городе, его достопримечательностях, не проявляет интереса к беседе. Отвечает на вопросы воспитателя с затруднением, не может аргументировать свои высказывания, не имеет представления о стране, столице нашей Родины, не знает государственные символы района, Красноярского края, России.
Средний уровень – ребенок имеет представление о родном крае, его природе, растительном и животном мире, достопримечательностях. Узнает и называет достопримечательности села, города, края. Имеет достаточное представление о стране, столице нашей Родины, узнает символику своей страны (флаг, герб) и своей малой Родины. Знает название улицы, на которой он живет.
Высокий уровень - ребенок знает, в каком городе, в какой стране он живет; знает, как называется улица, на которой он живет, улица, на которой находится детский сад, объясняет, почему она так называется. Знает и называет животных занесенных в Красную книгу. Имеет представления о предметах материальной культуры, достопримечательностях города, края, о предметах местного производства. Знает и различает государственную символику, объясняет значение цвета на флаге, изображений на гербе. Знает гимн России (музыкальное сопровождение гимна).
Диагностика результатов освоения программы по нравственно- патриотическому воспитанию
Младшая группа
Ф.И. ребенка | Знание ФИО | Знание о | Отношение к | Знания о | Уровни | |||||
родителей, место | диких и | природе и | родном городе | |||||||
их работы, ФИО | домашних | всему живому | ||||||||
сотрудников | животных | |||||||||
детского сада | ||||||||||
н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | |
От 4 до 5 баллов – деятельность соответствует уровню нормы; (Высокий уровень)
от 2до 3 баллов – незначительное отклонение от уровня нормы; (Средний уровень)
от0 до1 баллов – существенное отклонение от уровня нормы; (Низкий уровень)
Общий подсчет баллов:
Высокий уровень: от16 до 20баллов;
Средний уровень от 8 до 15баллов;
Низкий уровень о 0 до 7баллов.
Всего: В- чел %
С - чел %
Н- чел %
Средняя группа
Ф.И. ребенка | Знания о семье, | Знания о | Знания о | Бережное | Уровни | |||||
традициях, | родном селе: | профессиях | отношение и | |||||||
быте | название | (умение | забота о | |||||||
некоторых | анализировать | природе и | ||||||||
улиц | свои ответы) | всего живого | ||||||||
н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | |
От 4 до 5 баллов – деятельность соответствует уровню нормы; (Высокий уровень) от 2до 3 баллов – незначительное отклонение от уровня нормы; (Средний уровень) от0 до1 баллов – существенное отклонение от уровня нормы; (Низкий уровень)
Общий подсчет баллов:
Высокий уровень от16 до 20 баллов;
Средний уровень от 8 до 15баллов; Низкий уровень о 0 до 7баллов.
Всего: В- чел %
С - чел %
Н- чел %
Старшая группа
Ф.И. ребенка | Знание | Знание о жизни | Знание | Отношение к | Уровни | |||||
домашнего | и быте народов | профессий | окружающей | |||||||
адреса, название | Красноярского края | своих | среде и | |||||||
города, | родителей | человеку | ||||||||
символику города | ||||||||||
и его | ||||||||||
достопримечатель | ||||||||||
ности | ||||||||||
н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | |
От 4 до 5 баллов – деятельность соответствует уровню нормы; (Высокий уровень)
от 2до 3 баллов – незначительное отклонение от уровня нормы; (Средний уровень)
от0 до1 баллов – существенное отклонение от уровня нормы; (Низкий уровень)
Общий подсчет баллов:
Высокий уровень от16 до 20 баллов; Средний уровень от 8 до 15баллов; Низкий уровень о 0 до 7баллов.
Всего: В- чел %
С - чел %
Н- чел %
Подготовительная группа
Ф.И. ребенка | Знание об | Знание даты | Знание | Знание о | Отношение | Итого | ||||||
истории | св.рождения, | государстве | людях | к природе | ||||||||
села, | номера | нных | разных | и | ||||||||
района, края | телефона, | символов | национально | окружающ | ||||||||
адрес | страны | стей и их | ей среде | |||||||||
детского сада | традиций | |||||||||||
н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | |
От 4 до 5 баллов – деятельность соответствует уровню нормы; (Высокий уровень) от 2до 3 баллов – незначительное отклонение от уровня нормы; (Средний уровень) от0 до1 баллов – существенное отклонение от уровня нормы; (Низкий уровень)
Общий подсчет баллов:
Высокий уровень от 20 до 25 баллов; Средний уровень от 10 до 19 баллов; Низкий уровень о 0 до 9баллов.
Всего: В- чел %
С - чел %
Н чел
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Условия реализации Программы
Содержание образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию у детей строится в соответствии с ФГОС ДО и с учетом основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Белоярский ДС», с использованием разнообразных методов и приемов. Ведущими, среди которых являются:
1. Познавательные занятия
- Занятия, посвященные изучению государственных символов России
- Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
- «Наш город» и т.д.
2. Инновационные технологии
- Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проекты «Мой город» т.д.
- «Кейс-технология» актуальна, отражает направления современной государственной образовательной политики в области дошкольного образования способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребёнка.
- Технология Квест, чаще используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В ее основе лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников.
3.Наглядный метод – это форма усвоения знаний, умений и навыков в зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий.
4. Игровой метод – предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии
3.2.Создание предметно-пространственной развивающей среды
Организация условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору, занимает особое место в педагогической процессе. Наличие соответствующей культурно-образовательной макро- и микросреды является непременным условием организации эколого – этнографической работы. Формирует макросреду детского сада выставки семейного творчества, выставки детского творчества, фотовыставки, конкурсы среди педагогов, конкурсы семейного творчества, проектная деятельность, методическая библиотека, библиотека научно-популярной литературы, дидактических пособий, наглядного материала. Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе микросреды - уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой района, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.
3.3.Материально-техническое обеспечение Программы:
Младший и средний возраст | Старший возраст | Подготовительная к школе группа |
Карта Красноярского края Фотоальбом «Мой любимый город» Альбомы: «Моя семья» «Мы живем в Красноярском крае» «Времена года» Куклы в национальных костюмах Гербарий местных растений Научно-популярная и художественная литература о родном городе, крае Изделия декоративно – прикладного искусства Дидактические игры: «Кому что надо для работы» «Животные наших лесов», «Что растет в нашем лесу», | Карта России Географический атлас для дошкольников Глобус Символика: гербы, флаги города, края, района, страны Фотоальбом «Мой любимый город» Альбомы: «Моя семья» «Мой край», «Времена года», Иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на тем: «Знаменитые земляки», « Страна в годы ВОВ» Научно-популярная и художественная литература о родном городе, крае Гербарий местных растений Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наши соседи», «Кто живет в тайге», «Что растет в | Карта Мира Карта России, карта Красноярский край, Глобус Географический атлас для дошкольников Символика: гербы, флаги города, края, района, страны Фотоальбомы «Мой любимый город» «Моя семья» Альбомы: «Мой край», «Времена года» « Мой город» «Москва - столица нашей Родины», «Наши соседи» «Русский народный костюм» Иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на тем: «Знаменитые земляки», « Страна в годы ВОВ» |
«Собери матрешку» «Собери картинку» (животные) Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Семья», «Детский сад», «Мы - строители», Природный материал: шишки, сухие листья, орехи и др а также краски, карандаши, пластилин и т.д. (все необходимое для детского творчества) | нашем лесу», «Времена года», «Планета Земля и ее жители», «Угадай по описанию», «Разукрась варежку» Режиссерские игры: «Улицы нашего города» Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Мы - строители»,«Дорожное движение», «Говорящие знаки» и т.д. Разнообразный материал для творческой деятельности | Научно-популярная и художественная литература о родном городе, крае, стране Гербарий местных растений Макет «Природа нашего края» Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наши соседи», «Кто живет в тайге», «Что растет в тайге», «Времена года», «Планета Земля и ее жители», «Угадай по описанию» Режиссерские игры: «Улицы нашего города» Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Мы - строители», «Путешествие на самолете», «Дорожное движение», «Говорящие знаки» и т.д. Разнообразный материал для творческой деятельности |
Методическая литература
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников (конспекты занятий)-ТЦ Перспектива 2008г. Москва
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живѐм в России» (ст.гр., под.гр.)-изд. Скриптерий 2003г.
Кассиль Л. «Главное войско»- Мои первые книжки- Детская литература.1967г.
Москва.
Колесов Б. «Солдат Ванюша»-Детская литература 1984г. Москва
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 6-7лет» ТЦ Сфера 2007-2008г. Москва
Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках отечества изд. «Сфера» 2006г. Логинова Л.В. «Что может герб нам рассказать» (нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию)-изд.Скриптерий 2003г.
Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»- Маркти 2004г.
Ривина Е.К. «Герб и флаг России» методическое пособие по патриотическому воспитанию.
ЛИТЕРАТУРА:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.
- А.Статейнов «География Красноярского края», Издательство «Буква С», Красноярск 2008 год.
- А Статейнов «Живой мир Красноярского края. Полный иллюстрированный энциклопедический словарь», Издательство «Буква С», Красноярск 2008 год.
- Амонашвила Ш.А., Школа жизни, 2007, Москва.
- Виноградова Н.Ф., Дошкольникам о родной стране, 2009, Просвещение.
- Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. - М.: Мозаика – Синтез, - 2010.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
- Зацепина М., Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников, 2010, Мозаика – Синтез.
- Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2009.
- Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю., Дошкольникам о Москве и родной стране, 2010, Скрипторий2003.
- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
- 9.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
- Шорыгина Т.А., Беседы о детях – героях Великой Отечественной войны, 2011, Сфера.
- Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
- Критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"
Пояснительная записка. « Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К. Паустовский....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/29/picture-871449-1482989999.jpg)
авторская программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Сумей постоять за Родину-мать!»
«Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал…Ты вспоминаешь Родину такую,Какой ее ты в детстве увидал…»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/19/picture-961491-1508423364.jpg)
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (3-5 лет) "Растим патриотов России"
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей (3-5 лет) "Растим патриотов России"....
ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКЛЬНИКОВ "РАСТИМ ПАТРИОТОВ"
Структура программы Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает три возрастных периода развития детей: средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-6 лет,...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/11/picture-870271-1607709741.jpg)
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я –Патриот»
Программа предназначена для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/06/picture-1101310-1725604685.jpg)
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов»
1. Целевой раздел. 1.1. Введение. 1.2. Пояснительная записка. 1.3. Цель и задачи реализации программы. 1.4. Принципы формирования программы....
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/24/picture-1528089-1719239066.jpg)
Программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5 - 7 лет "Маленькие патриоты"
Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия....