Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я –Патриот»
проект (старшая, подготовительная группа)
Программа предназначена для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образования.
Программа разработана на основе парциальной программы гражданско-патриотического воспитания дошкольников Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 793.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я –Патриот»
I.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
Программа предназначена для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образования.
Программа разработана на основе парциальной программы гражданско-патриотического воспитания дошкольников Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой. Программа отражает образовательные потребности воспитанников и их родителей (законных представителей). Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России, социальная успешность дошкольников.
Программа представляет собой комплекс организационных методических и воспитательных мероприятий, направленных на решение задач по нравственно-патриотическому воспитанию.
Актуальность.
Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Дошкольникам особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.
Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду.
Цель и задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Цель: создание условий для формирования у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему, к родному краю и стране на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширять представления о городах России;
- формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- знакомить с народным творчеством;
- расширять представления о родном городе, районе.
Развивающие:
- развивать интерес к родной природе;
- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Воспитательные:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитывать бережное отношение к природе и всему живому;
- воспитывать уважение к труду.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности; на НОД, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Принципы нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;
- Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
- Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
- Принцип системности предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
- Принцип преемственности - патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.
1.2.Ожидаемый результат реализации программы.
В результате освоения данной Программы дошкольники:
- будут знать домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
-знать место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
-знать место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, России; климатические условия; флору и фауну малой Родины;
- наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;
-знать свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву, флаг, герб, гимн России;
-знать представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
-сформируются у дошкольников элементарные знания о правах человека;
-воспитанники будут бережно относиться к природе;
- проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки.
II.Организационный раздел
2.1.Структура программы.
Программа способствует эффективному усвоению детьми знаний о стране, родном крае, помогает им установить взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предполагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину о России.
В программе представлены блоки:
1)Родная семья. В рамках этого блока дети получают и закрепляют знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким.
2)Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе), об истории его возникновения, его достопримечательностях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывать гордость за свою малую Родину.
3)Родная страна. Дошкольники получают и закрепляют знания о географических сведениях России, о государственных символах России и их значении. Дети знакомятся со столицей нашей Родины и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна.
4)Родная природа. Дошкольники получают общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растительном и животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.
5)Родная культура. Очень важно прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Дошкольники знакомятся с устным народным творчеством, народным декоративно-прикладным искусством.
2.2. Вариативные формы, методы и технологии реализации Программы.
Воспитательно - образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организация воспитательно - образовательного процесса обеспечивается единством воспитательных, развивающих и обучающих задач.
Работа по Программе строится на интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Формы реализации Программы.
Формы образовательной деятельности | |||
Совместная деятельность педагогов с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | |
- наблюдение -рассказ, объяснение с сочетанием с показом и наблюдением -проектная деятельность -тематические выставки, посвященные памятным датам - фольклорные праздники, развлечения - индивидуальная работа -познавательно-исследовательская деятельность -продуктивная деятельность -целевые прогулки и экскурсии -тематические досуги - беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края -чтение художественной литературы -рассматривание иллюстраций, фотоальбомов и др. -приобщение к отдельным, наиболее ярким общественным событиям и социальным явлениям (полеты в космос, календарно-обрядовые праздники, День защиты Отечества, День Победы, День народного единства и др.) | -игра, игровые упражнения - проблемные ситуации -деятельность по интересам - рассматривание иллюстраций, фотоальбомов -продуктивная деятельность | -анкетирование -консультации -беседы -выставки детского (совместно с родителями) творчества -проектная деятельность -фольклорные праздники, досуги -родительские собрания -фотовыставки -совместные прогулки и экскурсии | |
Формы организации детей | |||
Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | |
- проектная деятельность -тематические досуги | -самостоятельная продуктивная деятельность -игры | -досуги -проектная деятельность |
Для реализации Программы используются следующие методы:
1)Информационно-рецептивный (восприятие знаний, осознание, запоминание);
2)Репродуктивный (актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание);
3)Исследовательский (экспериментирование, элементарные опыты, творческие упражнения);
4)Эвристический (воспроизведение и осмысление задания, актуализация знаний, самостоятельное решение части задачи, запоминание);
5)Метод проблемного изложения (воспроизведение знаний, осознание знаний и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание).
. Технологии организации в рамках реализации программы:
1)Игровая технология (игровая технология отвечает психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности. Игра или элементы игры, включенные в воспитательно-образовательный процесс, придают конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника, это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса);
2)Технология проектной деятельности (проектная деятельность связывает процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовывает его, увлекает в эту деятельность. Технология позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах);
3)Технология исследовательской деятельности (исследовательская технология как специально - организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Изучение особенностей предметов в специально созданных уголках и составляют задачу экспериментально - исследовательской деятельности. Эта технология является ведущим творчеством дошкольника);
4)Здоровьесберегающие технологии (технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые дошкольном учреждении отражают две линии оздоровительноразвивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы);
5)Технологии проблемного обучения (воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам);
6)Технология ТРИЗ (основным механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования);
7)Информационно – коммуникационные технологии (интерактивные технологии – это форма деятельности всех участников образовательного процесса, включающая создание, применение, усвоение знаний и навыков путем активного диалога и взаимодействия. Интерактивные технологии предполагают использование современных информационных технологий, компьютерной техники, средств приема, передачи и обработки данных, но не ограничиваются ими. Применение интерактивных технологий в дошкольном образовательном учреждении соответствует таким приоритетам, как индивидуальный подход к организации обучения, использование разнообразных форм и способов вовлечения ребенка в образовательный процесс, поддержание интереса, активности и самостоятельности);
8)Технология интегрированного обучения (интеграция видов деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну);
9)Личностно – ориентированные технологии (личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему: воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2.3..Перспективное планирование
Старшая группа
№ | Тема НОД | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | «С чего начинается Родина?» | Формировать у детей понятия «Родина», «Отечество», «малая Родина», семья. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки. |
2. | «Моя семья» | Закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей чувство гордости и любви; развивать интерес к семейным традициям. |
3. | «Семейные традиции, обычаи, ритуалы» | Формировать представление детей о семейный ценностях, понимание необходимости соблюдать добрые традиции, объединяющие семью, познакомить с понятием «семейный праздник», развивать творческое мышление, воображение, память, активизировать словарь по теме «Семья». Воспитывать любовь и уважение к своей семье, , заботливое отношение к членам своей семьи, интерес к собственной родословной. |
4. | День солидарности в борьбе против терроризма. | Объяснять сущность терроризма; содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости; ознакомить с основными правилами поведения в условиях теракта. Воспитание ответственного отношения к своей жизни и жизни окружающих. |
Октябрь | ||
1. | «Наши предки славяне» | Познакомить воспитанников с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. |
2. | «Отражение русских традиций в национальном костюме» | Формировать уважение к русским традициям, к человеку - труженику, поддерживать интерес к национальной одежде. Знакомить с русской старинной одеждой. |
3. | «В русской избе» | Закрепить с детьми знания о жилище русского человека в старину. Закрепить представления воспитанников об обстановке в русской избе, утвари и мебели. Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству. |
4. | День открытия кружка "Я-патриот" | Развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности. |
Ноябрь | ||
1. | Торжественная линейка, посвященная Дню народного единства | Расширение представлений о праздновании 4 ноября. |
2. | «История возникновения родного города» | Закреплять знание о родном городе, основных достопримечательностях. Познакомить детей с историей возникновения г. Барабинск. Воспитывать патриотические чувства к малой родине. |
3. | «Символика города Барабинска: герб и флаг» | Формировать у воспитанников представление об официальных символах г.Барабинск. Воспитывать чувство любви и гордости к родному краю. |
4. | «Улицы родного города» | Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закреплять знания домашнего адреса. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки. |
Декабрь | ||
1. | «Памятники и достопримечательности родного города» | Познакомить воспитанников с достопримечательностями г. Барабинск. Дать знания об архитектуре родного города. |
2. | «Великие люди в истории родного города, Барабинского района» | Дать знания о людях, прославивших г. Барабинск, Барабинский район. О ветеранах ВОВ. |
3. | «Растительный и животный мир Барабинского района» | Расширять представления детей о природе и животном мире родного края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы. |
4. | «Конкурс знатоков родного города» | Закрепить знания воспитанников об истории города , о его достопримечательностях, животном и растительном мире. Воспитывать чувство гордости за место, в котором ты живёшь, стремление сделать его лучше. |
Январь | ||
1 | "Моя страна" | Знакомство с историей России, ее гимном, гербом, флагом; Формирование у детей интереса к истории страны. Воспитание чувства гордости за свою страну, любви к ней. |
2 | «Москва – столица нашей Родины» | Уточнить и расширить знания о Москве, о том, что такое столица. |
3. | «Золотые руки народные» | Развивать у детей умение внимательно и последовательно рассматривать предметы народных промыслов, иллюстраций, скульптурное изображение, узнавать изображенные предметы выделять их сенсорные признаки, зрительно и тактильно обследовать игрушки, формировать умение различать 2-3 вида народных игрушек, называть игрушки, промысел. Воспитывать уважение и гордость за людей, создающих предметы и игрушки народных промыслов. |
Февраль | ||
1. | «Наша армия» | Формировать представление о родах войск Российской армии. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, за прошлое нашей страны. Прививать любовь к трудной, но почётной обязанности - защищать Родину. |
2. | Военно-спортивная игра "Зарница" | Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, воспитания любви и уважения к защитникам Родины. |
3. | Встреча с ветеранами локальных войн | Воспитание гражданственности и патриотизма. |
4. | Смотр песни и строя | Формировать у детей устойчивый интерес к начальной военной подготовке. Развивать ловкость, смелость, решительность, силу воли, выносливость, внимание. Совершенствовать двигательные умения и навыки. |
Март | ||
1. | «О мамах родных и очень важных» | Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. |
2. | Игра — посиделки в русской избе «Ладушки в гостях у бабушки» | Формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, закрепить с детьми знания о жилище русского человека в старину. Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству. воспитывать любовь к устному народному творчеству. |
3. | «Наша добрая матрешка» | Познакомить детей с русской матрешкой. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России. |
4. | Развлечение «Веснянка» | Уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа. |
Апрель | ||
1. | "День Космонавтики" | Закрепить знания - 12 апреля День Космонавтики. Знать первого космонавта Земли. Дать знания о том, что полёт человека в космос - это плод труда многих людей: конструкторов, механиков, врачей. Воспитывать гордость за свою страну. |
2. | Виртуальная экскурсия «Покорение космоса» | Дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне. Учить фантазировать и мечтать. |
3. | Игра-путешествие, конкурсная программа, посвященная Дню космонавтики «Летим в космос!» | Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. |
4. | «День Земли» | Раскрыть смысл праздника, его значимость в жизни всего живого на планете Земля, воспитывать ответственное отношение к природе. |
Май | ||
1. | «Этот День Победы» | Расширять и углублять знания детей о подвиге русского народа в годы ВОВ. |
«Вахта памяти» | Воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам отечества. | |
2. | «Кто такие ветераны?» | Познакомить с прадедами и прабабушками детей нашей группы, воевавшими в годы ВОВ с помощью книги памяти, созданной родителями. |
3. | «Дети – герои войны» | Знакомить с детьми военных лет, которые ковали победу плечом к плечу с взрослыми, отдавая жизни, совершая подвиги ради победы. |
4. | Выставка детских рисунков «Была война, была победа!» (с участием родителей) | Развитие творческих способностей. |
Подготовительная к школе группа
№ | Тема НОД | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | «1 сентября – День Знаний» | Повышение интереса детей к обучению в школе, к истории и культуре нашей страны, знание национальных праздников, расширять кругозор, способствовать развитию речи. |
2. | Литературный день «Мы читаем Л.Н.Толстого» | Познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями. |
3. | «Мир вокруг нас» | Формировать у детей представления о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства. |
4. | День солидарности в борьбе против терроризма. | Объяснять сущность терроризма; содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости; ознакомить с основными правилами поведения в условиях теракта. Воспитание ответственного отношения к своей жизни и жизни окружающих. |
Октябрь | ||
1. | «Разноцветные люди» | Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей, толерантность. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях , населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности. |
2. | Литературный день. «Мы читаем Михалкова С.В.» | познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями. |
3. | «Как жили славяне» | Продолжать знакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой. |
4. | День рождения клуба "Я-патриот" | Развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности. |
Ноябрь | ||
1. | Торжественная линейка, посвященная Дню народного единства | Расширение представлений о праздновании 4 ноября. |
2. | «История родного города» | Продолжать закреплять знание о родном городе, основных достопримечательностях. Воспитывать патриотические чувства к малой родине. |
3. | «Символика города Барабинска: герб и флаг» | Формировать у воспитанников представление об официальных символах г.Барабинск. Воспитывать чувство любви и гордости к родному краю. |
4. | Литературный день «Мы читаем С.А. Есенина» | познакомить детей с великим русским поэтом, воспевающим Родину и родную природу, и его произведениями. |
Декабрь | ||
1. | « Русские народные промыслы» | закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания, формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. |
2. | «Тряпичные куклы» | Познакомить с историей создания тряпичных кукол. Научить самостоятельно делать куклу – пеленашку. |
3. | «Русский лес – чудесный лес» | Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса средней полосы России. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать бережное отношение к родной природе. |
4. | Литературный день. Мы читаем С.Я. Маршака. | познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями. |
Январь | ||
1 | 1 января - день памяти былинного богатыря Ильи Муромца, оберегателя Руси, заступника мужичьего. | Познакомить с жанром – былина. Чтение детям былины «Илья Муромец». Выучить пословицу: «Хоть умри, а со своей земли не сходи». |
2 | Литературный день «Мы читаем Э.Н.Успенского» | познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями. |
3. | «Какие народы живут в России» | Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ, воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. |
4. | Литературный день «Мы читаем А.С.Пушкина» | Познакомить детей с великим русским поэтом и его произведениями. |
Февраль | ||
1. | «День защитников Отечества» | Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины. |
2. | Военно-спортивная игра "Зарница" | Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, воспитания любви и уважения к защитникам Родины. |
3. | Встреча с ветеранами локальных войн | Воспитание гражданственности и патриотизма. |
4. | Смотр песни и строя | Формировать у детей устойчивый интерес к начальной военной подготовке. Развивать ловкость, смелость, решительность, силу воли, выносливость, внимание. Совершенствовать двигательные умения и навыки. |
Март | ||
1. | «Мамин праздник» | Воспитывать добрые и нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики. |
2. | «Вербное воскресенье» | Рассказать о вербе и вербном воскресении. |
3. | «Православная Пасха» | Рассказать о религиозном празднике, ввести в речь новые слова: воистину, воскресение, кулич, пасха, благая весть, пасхальное яйцо. |
Литературный день «Мы читаем К.И.Чуковского» | познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями. | |
Апрель | ||
1. | "День Космонавтики" | Расширять и углублять знания дошкольников о космосе; познакомить детей с русским ученым К.Э. Циолковским, историей создания первой космической ракеты, первым космонавтом Ю.А. Гагариным; расширить кругозор детей и развить их воображение; воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество. |
2. | Викторина «Мы – патриоты» | Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, народов ,населяющих РФ, названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства |
3. | «День Земли» | Раскрыть смысл праздника, его значимость в жизни всего живого на планете Земля, воспитывать ответственное отношение к природе. |
4. | Литературный день «Мы читаем А.Барто» | Познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями. |
Май | ||
1. | «Этот День Победы» | Расширять и углублять знания детей о подвиге русского народа в годы ВОВ. |
2. | «Вахта памяти» | Воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам отечества. |
2. | «Барабинцы – герои ВОВ» | Познакомить детей с героическими подвигами воинов земляков. |
3. | Конкурс чтецов «Поэты о ВОВ» | Воспитывать чувство благодарности к защитникам Родины. |
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников.
В рамках реализации Программы большое значение придается взаимодействию с родителями (законными представителями), которое строится по следующим принципам: доверительность отношений, помощь родителям в самообразовании, личная заинтересованность родителей и организация продуктивного общения всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители).
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Эта работа актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Необходимо донести до родителей, что находясь в условиях города необходимо замечать красоту родной природы и предъявлять ее сыну/дочери. Организовывать активный отдых семьи в природе, ориентировать ребенка на природу как ценность; формировать у сына/дочери навыки безопасного для здоровья поведения во время отдыха. Обращать внимание ребенка на следы положительного и отрицательного отношения людей к природе. Высказывать свои оценочные суждения по результатам таких наблюдений. Привлекать ребенка к обсуждению эколого-краеведческих проблем родного края, города, области; воспитывать чувство сопереживания происходящему в природе. Показывать примеры природоохранной деятельности. Активно привлекать сына/дочь к труду в природе (в том числе и к труду всей семьей). Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению природного наследия родного края; формировать умения ребенка пользоваться энциклопедической литературой.
Побуждать ребенка в домашних условиях изображать доступными ему средствами выразительности то, что для него интересно и эмоционально значимо. Создавать условия для работы с различными материалами, приобщая дошкольников к ремеслу и рукоделию.
Устраивать семейные выставки, выставки работ ребенка, приглашая родных и знакомых оценить семейное (а также детское) творчество. Закреплять у ребенка позицию созидателя, способствовать развитию его самовыражения, формировать чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда.
Вместе с сыном/дочерью выполнять посвященные изобразительному искусству родного края задания, предложенные педагогами в семейных календарях (и/или в альбомах по изобразительной деятельности)
Формы взаимодействия с семьями
- анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственно-патриотического воспитания в семье;
- индивидуальные консультации; беседы с родителями;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, передвижные библиотечки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др.;
- совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Как мы отдыхаем» и др.;
- создание тематических выставок детских книг при участии семьи.
- родительские собрания на духовно-нравственные и нравственно – патриотические темы;
- выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.);
- совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов;
- организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу и его окрестностям, создание тематических альбомов;
- организация праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1.Материально-техническое обеспечение реализации Программы.
Для реализации Программы в дошкольном учреждении создана соответствующая предметно- пространственная развивающая среда.
Организация предметно-пространственной развивающей среды.
Неоспоримое значение правильно организационной предметно-развивающей среды для жизни и развития дошкольников. В каждой группе оформлены зоны нравственно-патриотического воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа пополнить знания о родном крае, городе, стране.
В дошкольном учреждении имеется мини –музей «Русская изба». Мини-музей оснащен предметами народного быта ( самовар, веретено, прялка, дорожки, лавка и др), элементами русской народной одежды ( лапти , платки и т.д.), русскими народными куклами и мн.др.
Народные праздники, развлечения, досуги и театрализованные представления проводятся педагогами и музыкальными
руководителями в специально оборудованном музыкальном зале.
Для реализации программы используется учебно- методический комплект, включающий в себя:
-О.Л. Князева, М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры- ДЕТСТВО-ПРЕСС,2015;
-Н.В. Алешина Знакомство дошкольников с родным городом и страной., 2004;
-Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова. Мы живем в России, 2015.
3.2.Проектирование образовательного процесса в рамках Программы.
Программа рассчитана на два года и предназначена для работы с детьми в старшей и подготовительной группах один раз в неделю во вторую половину дня продолжительностью 25-30 минут. Общее количество занятий в год – 35.
Расписание
Возрастная группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
День недели | ||
Понедельник | 15-40-16-10 | |
Вторник | ||
Среда | 15-35-16-05 | |
Четверг | ||
Пятница |
3.3.Традиционные мероприятия в рамках Программы.
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Мероприятие в рамках Дня Солидарности в борьбе с терроризмом |
Октябрь | Фольклорный праздник «Осенняя ярмарка» |
Ноябрь | День народного единства |
Ноябрь | День Матери |
Декабрь | Новый год (рождество, крещение) |
Февраль | День защиты Отечества |
Март | Масленица |
Май | День Победы |
Июнь | День защиты детей |
3.4. Сетевое взаимодействие
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление связей с социумом. В данном направлении социальными партнерами стали Детской библиотека №3, МКОУСОШ №92, ЦДОД. В результате согласованной деятельности социальных партнеров, в ходе совместных мероприятий повышается уровень сформированности патриотизма и гражданственности, успешная адаптация дошкольников в обществе.
Взаимодействие дошкольного учреждения с Детской библиотекой №3, ЦДОД, МКОУСОШ №92 осуществляется согласно совместно разработанного плана.
3.5.Кадровое обеспечение Программы.
Работу по реализации программы по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляют воспитатели и музыкальные руководители.
Педагогическая диагностика в рамках Программы.
Педагогическая диагностика в рамках кружка «Я-Патриот» осуществляется педагогами 2 раза в год в начале и конце учебного года, используются определенные формы: наблюдение, беседа, продукты детского творчества.
Диагностика сопряжена с обязательной фиксацией получаемых результатов. Результаты заносятся в таблицу: 1балл - навык не сформирован, 2 балла – навык сформирован частично, 3 балла - навык сформирован.
Анализ результатов учитывается воспитателями в дальнейшей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Программа по нравственно-патриотическом воспитанию "Растим патриотов"
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране...
ПРОГРАММА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Юные патриоты России»
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы...
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов»
1. Целевой раздел. 1.1. Введение. 1.2. Пояснительная записка. 1.3. Цель и задачи реализации программы. 1.4. Принципы формирования программы....
ПРОГРАММА по нравственно-патриотическому воспитанию Программа «Растим патриотов России» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Чем младше ребенок, тем непосредственнее должно бытьего нравственное воспитание, тем больше должно его неучить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям иманерам, основывая все преимущественн...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...