Проект "Моя малая Родина"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
Нижегородский институт развития образования
Проект
Тема проекта: «Наш родной город - Богородск»
возраст детей (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
срочность проекта (долгосрочный)
к курсу «Теория и практика воспитания детей в ДОО в контексте ФОП
дошкольного образования
Выполнила: воспитатель МБДОУ
Детский сад № 7 «Ромашка»,
город Богородск, Нижегородская область
Пуговкина Любовь Леонидовна
г. Богородск
2024 год
Актуальность темы
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент – патриотизм… Это уважение к своей истории
и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков
на территории России…» В. В. Путин
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный
и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует
у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом
и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе,
об истории родного края, полученные в детстве,
нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Анкетирование детей и родителей на начало учебного года показало,
что дошкольники обладают недостаточными для своего возраста знаниями
о родном городе. Решение этого вопроса заключается в усилении работы
в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями нашего города. Решением данной проблемы стала реализация проекта.
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы,
тем самым, делая познавательный процесс интересным
и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться
как творческой личности.
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители.
Цель проекта:
- Формировать у детей любовь к Родине, к родному городу
и его историческому прошлому;
- Воспитывать чувство ответственности за судьбу города,
желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства;
3. Приобщать детей к культуре и традициям нашего народа.
Основные задачи в старшей группе:
- познакомить с историческим прошлым нашего города;
- познакомить с географическим положением
и природными ресурсами нашей области;
- познакомить с трудом жителей города (кожевников),
с основными профессиями в нашем городе;
- познакомить с традициями, бытом горожан,
- уточнить представления
о традициях внутри семьи;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков,
которые прославили наш город.
- воспитывать бережное отношение к культурному наследию
нашего города;
- воспитывать чувство гордости за родной край;
- формировать желание сохранять чистоту и порядок в своем городе;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к родному дому,
своей семье, улице, городу;
- формировать у родителей воспитанников желание прививать любовь
к родному краю, воспитывать патриотизм.
План работы над проектом:
- Постановка проблемы (Что мы знаем о нашем городе?
- Что хотим узнать?)
- Определение видов деятельности (как это сделать?)
- Планирование совместной деятельности, определение средств
и способов реализации проекта
- Выполнение проекта детьми и взрослыми
- Обсуждение результатов проекта
- Определение перспективы проектирования.
Этапы организации работы в ходе реализации проекта
«Наш родной город - Богородск».
I.Подготовительный
Знакомство с семьями воспитанников, проблемами в данном вопросе, отбор методов и приемов диагностики семьи,
планирование работы с семьями на всех ступенях,
составление перспективного плана работы.
II. Организационный
Формирование групп родителей по интересам, формирование базы данных по результатам анкет, опросов, создание условий
для внедрения запланированного проекта, формирование установки
на сотрудничество детского сада и семьи.
III. Практический
Работа педагогов по формированию у родителей специальных знаний, совместная деятельность по схеме педагог - ребенок,
ребенок - родитель, родитель – педагог.
IV. Отслеживание результатов
Анкетирование, опрос, конкурс.
Тематическое планирование работы над проектом в старшей группе:
Сентябрь - Мой дом, моя семья
Октябрь - Путешествие по улицам нашего города
Ноябрь - Природные богатства нашего края (животные)
Декабрь - Природные богатства нашего края (растения)
Январь - Жизнь нашего города
Февраль - Защитники Отечества
Март - Кто работает в нашем городе /химики/.
Апрель - Культурное наследие нашего города
Май - Наш город /обобщение/
Перспективный план работы над проектом в старшей группе
Сентябрь «Мой дом, моя семья» | |
НОД | «Я и мое имя, моя семья». «Кто мы, какие мы». |
Беседы | Тема: «Опиши своих маму, папу» (алгоритм рассказа о своей семье); Беседа: «Имя, отчество, фамилия»; сказка Сухомлинского «Семь дочек»; «Любимые игры нашей семьи»; «Как я дома помогаю маме и папе»; беседы по картинам из серии «Семья» |
Художественная литература | Я. Аким «Кто кому кто?», Р. Гамзатов «Мой дедушка», А. Толстой «Косточка», Сказка Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», стих-е Н. Григорьевой «Общая игра», «Мама заболела». Составление рассказов из личного опыта «Как мы отдыхаем» |
Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ.-тв. деятельность | словесная игра «Перекличка - путаница»; Д. И. «Назови свой адрес»; «Найди свой дом»; опыт «Какой тряпкой нам нужно вытирать пыль» (влажной или сухой); труд: Д.И. «Четвертый лишний»; «Что нужно для уборки»…; рис. «С кем я живу»; «Мой дом»; «Моя комната»; портрет мамы, папы. |
Сюжетно-ролевые игры | «Семья», «Дочки - матери» |
Работа с родителями | Диагностическая работа 1. Анкетирование «Какие мы родители»; 2. Привлечь родителей к сбору познавательного и краеведческого материала; рекомендации по изготовлению книжки - самоделки «Транспорт в нашем городе»; 3. Консультация «Формирование начала патриотических чувств»; 4. Сбор фотографий для совместного альбома; 5. Творческая работа «Генеалогическое дерево». |
Целевые прогулки, экскурсии | Прогулки по микрорайону, прилегающему к детскому саду. Целевая прогулка к музею» - «Где мы любим гулять всей семьей». |
Театрально- музыкальная деятельность | - слушание: «Песенка о труде» муз. Шумилова; - театрализованные: игра-перевоплощение «Мы осенние листочки». |
Физкультура и здоровье | подвижные игры: «Мыши и кот», «Бездомный заяц»; безопасность: индивидуальные задания по теме «Один дома», «Хорошо-плохо» |
Октябрь «Путешествие по улицам нашего города» | |
НОД | «Путешествие в прошлое нашего города», «Символы нашего города», «Что интересного есть в нашем городе» |
Беседы | «Расскажи, что знаешь ты о своем городе», «Где я живу», «Мы - горожане» |
Художественная литература | Игра на развитие творчества, фантазии «Когда я вырасту большим…»; Рассматривание фотографий и иллюстраций, при составлении рассказов использование алгоритма рассказа о городе. |
Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ. деят-ть | Словесная игра «Так ли это?» (вопросы, касающиеся города), «Назови ласково», «Один - много», «Кто знает, пусть продолжает», «Назови лишнее слово», Д.И. «Разрезные картинки», «Узнай здание по силуэту» опыт: из чего прочнее дом (разные материалы) труд: разные дома конструирование «Наш город». |
Сюжетно-ролевые игры | «Поездка по городу», «Мы строим наш город», «Шоферы», «Поездка на автобусе», |
Работа с родителями | Конкурс рисунков «Мой любимый город», Рекомендация: экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее города Богородска» рекомендация по изготовлению книжки - самоделки «Поездка на реку Оку». |
Целевые прогулки, экскурсии | К светофору, к школе |
Театрально - музыкальная деятельность | - слушание «Наш край» муз. Кабалевского, - театрализованные игры: настольный театр «Репка», - праздник «Праздник Осени», - вечер досуга «Поздравим именинников» |
Физкультура и здоровье | подвижные игры: «Пугало. Бездомный заяц.», безопасность: беседа по теме «Как вести себя на улице», «Опасные предметы на улице», словесная игра «Можно-нельзя» |
Ноябрь «Природные богатства нашего края (животные)» | |
НОД | «Животные наших лесов», «Как животные к зиме готовятся» |
Беседы | Познавательно-этическая беседа «Ты – часть природы», Беседа «Природа рядом со мной», «Как я ухаживаю за моими животными», Беседа «Животные нашего края. |
Художественная Литература | К. Чуковский «Доктор Айболит», рассказы о животных Е. Чарушина; В. Зотова; Мамин-Сибиряк «Серая - Шейка»; К. Ушинский «Еж и заяц»; Л. Толстой «Белка и еж», Знакомство с «Красной книгой» Нижегородской области |
Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ-тв. деят-ть | Словесная игра «Кличка животных», «Что неверно», «Найди и назови нужное слово», «Кто летит в самолете», Д.И. «Кто где живет», «Кто лишний?», «Дорожки - помощницы», «Кто спрятался», опыт: зачем зверям шубку менять, труд: изготовление и вывешивание кормушек для птиц, изготовление иллюстраций для книжек - самоделок. |
Сюжетно-ролевые игры | «Путешествие в лес», «Животноводы», «Зоопарк» |
Работа с родителями | Рекомендации «Куда повести ребенка в выходной день?» Совместный труд родителей и детей (кормушки). |
Театрально-музыкальная деятельность | - Театрализованные игры: Игра-перевоплощение «Представь себе, что ты паучок. |
Физкультура и здоровье | -подвижные игры: «Хитрая лиса», «Мышеловка»; - безопасность: беседа на тему «Как нужно вести себя в лесу», «Можно ли сорить в лесу», «Чем опасно дикое животное», сит. «Что будет если взять лисенка домой?» |
Декабрь «Природные богатства нашего края (растения)» | |
НОД | «Растения нашего леса», «Что растет на грядке и в саду», «Охрана природы в нашей стране» |
Беседы | «Все растения нужны, все растения важны», «Витамины вокруг нас», «Лекарственные растения нашего края», «Дендрарий» |
Художественная Литература | Н. Егоров «Огород, капуста, помидор», И. Токмакова «Осинка», С. Есенин «Белая береза», Иллюстрации и картины «Растения, животные родного края» |
Дидактические игры, опытная деятельность. труд, худ-творческая деят-ть | Словесная игра «Съедобное - несъедобное», «Какой звук потерялся», Дидактическая игра «Что в лесу мы нашли?», «Где спрятался звук», «Замочная скважина», опыты: что нужно для роста растений труд: подготовка группы к Новому году изготовление поздравительной открытки. |
Сюжетно-ролевые игры | «Магазин», «В ботаническом саду», «Прогулка по парку» |
Работа с родителями | Рекомендации по изготовлению книжки-самоделки «Путешествие в природу» (растительный мир наших лесов и парков); «Кто поет у нас в лесу» (птицы нашего леса) |
Целевые прогулки, экскурсии | - Деревья и растения на участке, - Деревья и растения на территории детского сада. |
Театрально- музыкальная деятельность | - Слушание «Пугало» муз. Т. Бокач, - Театрализованные игры: теневой театр «Осторожно ядовито», - Праздник «Новый год» |
Физкультура и здоровье | - П.И.: Овощи, Мороз-красный нос, - безопасность: беседы «Чем опасны немытые фрукты и овощи». |
Январь « Жизнь нашего города» | |
НОД | «Праздники нашего города», «Какие бывают дома» |
Беседы | «Праздники: Новый год и Рождество» |
Художественная Литература | Калядки, пес. «Как на масляной неделе», В. Катаев «Цветик - семицветик», Э. Мошковская «Какие бывают подарки», Б. Житков «Что я видел», Н. Носов «Горка», С. Маршак «Академик Иванов. Гололед». |
Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ-творческая деят-ть | Словесные игры «Все ли верно, докажи», «Я начну, а ты продолжи», Д.И. «Путешествие по карте», «Разные дома», «Разложи предметы по домам» (где что нужно), Опыт: таяние и замерзание снега Труд: ремонт книг |
Сюжетно-ролевые игры | «Детский сад» |
Целевые прогулки, экскурсии | Целевая прогулка: наблюдение «Машины - помощники дворника» |
Театрально- музыкальная деятельность | - Слушание «Святки» П.И. Чайковский, «Дед Мороз» Шумана, - Театрализованные игры кукольный театр «Дед Мороз» |
Физкультура и здоровье | - П.И.: «Где мы были», «Воробышки и кот» - Безопасность: беседа на тему «Чем опасны гирлянды», «Почему нельзя зажигать свечки на елке», «Как вести себя на праздниках» |
Февраль «Защитники Отечества» | |
НОД | «Кем работает мой папа, дедушка», «Знакомство со службой пограничника» |
Беседы | Беседа «Кто такие богатыри?», «Чем занимается мой папа», «Кто и как делает машины», «Кем я буду когда вырасту», Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря», Беседа «Защитники Отечества», «Как рос мой папа», «Мой папа – спортсмен» (военный, пожарный,...) |
Художественная литература | Рассматривание картин о родах войск Л.А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества», А Барто «На заставе», С. Маршак «Почта», С. Алексеев «Первый ночной таран», Л. Коваль «Алый», С. Баруздин «Каменщик, плотник, маляр», пословицы о труде. |
Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ-творческая деят-ть | Словесные игры «Кто что делает», «Кто чем управляет», «Вежливые слова», Д.И. «Что напутал фотограф», «Кому что нужно», «Почини здание» Опыт: что прочнее (металл, бумага, пластмасса) Труд: помощь помощнику воспитателя в уборке группы. Изготовление поздравительной открытки для пап, дедушек. |
Сюжетно-ролевые игры | - Творческая игра «Мы защитники» - С.Р.И. «Пограничники», «Капитаны», «Поликлиника» |
Работа с родителями | Рекомендации по изготовлению книжки-самоделки «Дзержинск – город спортивный», Экскурсии к стадионам Дзержинска («Химик», «ФОК», «Капролактамовец»). |
Целевые прогулки, экскурсии | «Парк зимой» |
Театрально- музыкальная деятельность | - Слушание «Солдатский марш» Шумана, - Театрализованные игры: игра-инсценировка стихотворения «На границе», - Праздник «Поздравляем наших мужчин» |
Физкультура и здоровье | - П.И.: Хоккеисты - Безопасность: беседы на тему «Как вызвать милицию, пожарных, скорую помощь», «Что нужно делать, если позвонил незнакомый человек». |
Март «Кто работает в нашем городе?» | |
НОД | «Какие бывают профессии», «Кто работает у нас в детском саду» «Заводы нашего города», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
Беседы | «Как я помогал маме», «Праздник 8 марта в нашей семье» «Мой подарок бабушке», «Мы пришли на почту» |
Художественная Литература | В. Маяковский «Кем быть», Л. Пантелеев «Большая стирка», Турчин «Человек заболел», С. Михалков «А что у вас», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», М. Родина «Мамины руки», А. Кондрашова «Наш доктор» |
Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ-творческая деят-ть | словесные игры «Подскажи звук», «Кто подберет больше слов», Д.И. «Рассели гостей в городе», «Расшифруй слово», «Где спрятался звук» опыты: рост растений весной труд: изготовление праздничной книжки, подарка маме, посев семян, поставить веточки берёзы и тополя в воду. |
Сюжетно-ролевые игры | «День рождение», «Почта», «Магазин», «Салон красоты», «Ателье» |
Работа с родителями | Анкета по теме: «Традиции нашей семьи» рекомендации по изготовлению книжки - самоделки «В гости к доктору» «Где работают наши папы и мамы» |
Целевые прогулки, экскурсии | Экскурсия в магазин (что можно купить в этом магазине, наблюдение за работой продавца) (с родителями) |
Театрально- музыкальная деятельность | - Слушание Песенка мамонтенка про маму, - Театрализованные игры: кукольный театр «Крошечка Хаврошечка», пантомима «Как мама наряжается», - Праздник «Женский день 8 Марта», «Масленица», - Вечер досуга «Поздравление девочкам» |
Физкультура и здоровье | - Подвижные игры: «Хозяюшка» - Безопасность: беседа «Микробы и вирусы», «Как устроено тело человека», «Куда обратиться, если я заболел?» |
Апрель «Культурное наследие нашего города» | |
НОД | «Зачем нам нужен театр, кинотеатр, музей, библиотека», «Что такое музей», «Памятники нашего города», «Откуда книга пришла», «Красивые здания нашего города» «Первые космонавты» |
Беседы | Рассматривание фотографий и иллюстраций об архитектуре и скульптуре в Дзержинске, просмотр презентации «Архитектура и скульптура в нашем городе». Выходные в нашей семье, ситуация «Я встречаю гостей», «Как вести себя в общественном месте» |
Художественная Литература | С. Маршак «Ежели вы вежливы», ск. «Рукодельница и ленивица», С. Баруздин «Кто построил этот дом», книги с иллюстрациями В. Васнецова, Е. Чарушина, Б. Иванов «Русские крепости», сказки Пушкина и рассматривание иллюстраций в книге. |
Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ-творческая деят-сть | - Словесные игры «Угадай слово», «Так бывает» - Д.И. «Расшифруй название», «Узнай по фрагменту», «Разноцветные картинки» «Путешествие с героями сказок», «Найди отличия» - Опыт: как нужно ставить детали строителя, чтобы дом не развалился. - Труд: ремонт книжек из книжного уголка, ручной труд на тему «Мы космонавты», пересаживание растений в уголке природы. - Рисование на тему: старинные терема, самое красивое здание на моей улице. |
Сюжетно-ролевые игры | «Космонавты», «Полет на Луну», «Театр», «Мы в музее» |
Работа с родителями | Папка - передвижка «Читаем вместе с детьми», рекомендации родителям по изготовлению книжки - самоделки «В гости к книжке». Рекомендация родителям: «Посетить Краеведческий музей» |
Целевые прогулки, экскурсии | Целевая прогулка по теме: «Весенняя уборка города», по близлежащим улицам с рассматриванием зданий, архитектуры (Пенсионный фонд, ул. Петрищева). Экскурсия к памятнику Ф.Э. Дзержинскому, Вечный огонь… |
Театрально- музыкальная деятельность | - Слушание классической музыки, - Театрализованные игры: настольный театр «День рождения Чебурашки», - Праздник: Весна – красна, - Вечер досуга: «В гостях у космонавтов» |
Физкультура и здоровье | - П.И.: «Горелки», «Третий лишний», - Безопасность: «Как вести себя в музее», «Чем может быть опасна речка» |
Май «Наш город в годы войны» | |
НОД | «Никто не забыт, ничто не забыто» «Обелиск воинской славы в нашем городе» (Вечный огонь) |
Беседы | «Этот День Победы», «Медали и ордена» |
Художественная литература | Л. Кассиль «Твои защитники» «Главное войско», А.Барто «На заставе», И. Панькин «Откуда у моряков взялась сила», Рассматривание картин о войне (Обратить внимание на выражение лиц людей: какие чувства они испытывают? Почему?), Заучивание стихотворений |
Дидактические игры, опытная деятельность, труд, худ-творческая деят-ть | Словесные игры «Где находится памятник», Д.И. «Парные картинки», «Ребусы по улицам», «Круглый год в городе», Опыт: сравнение веток березы и тополя (как распускаются), Труд: изготовление открыток для ветеранов, цветов для возложения. Рисование: «Салют ко Дню Победы» |
Сюжетно-ролевые игры | Показ теневого театра: «Так начиналась война», «Моряки», «Военные», «Санитары» |
Работа с родителями | Сходить на парад посвящённый Дню победы», «Дню города /парад боевой техники/. Возложить цветы к Вечному огню/9 мая/. Конкурс рисунков «Этот День Победы!» |
Целевые прогулки, экскурсии | Экскурсия к обелиску воинской славы - Вечному огню (возложение цветов) |
Театрально- музыкальная деятельность | - Слушание «Песня для ветеранов» муз. Бобковой, «День Победы». - Театрализованные игры: игра - инсценировка стих. Маршака - Вечер досуга «Не обижайте муравья» |
Физкультура и здоровье | - Подвижные игры: «Жмурки», «Лесная эстафета», - Безопасность: беседа «Как вести себя на дороге (правила катания на велосипеде, самокате, роликах) |
Мониторинг для выявления знаний детей
старшего дошкольного возраста о родном городе
1. Как называется город, в котором мы живём?
2. Как называется наш детский сад?
3. На какой улице он находится?
4. Назови улицу, на которой ты живёшь.
5. Есть ли в нашем городе главная площадь (улица)? Как они называются?
6. На берегах какой реки расположен наш город?
7. Если бы к нам приехали гости из другого города, что интересного ты бы им показал в нашем городе?
8. Давай поиграем в игру: «Что это?» Я буду показывать картинки, а ты должен (а) угадать, что это. За правильный ответ получишь фишку. Если наберёшь пять фишек, я подарю тебе картинку о нашем городе.
Диагностика
Контрольные задания для определения уровня
сформированности знаний о родном городе у детей
Задание 1. «Родной город»
Цель: Определить уровень знаний о родной городе,
крае (знать название своего города, района, домашнего адреса.
Называть достопримечательности города, площадей, скверов)
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?»
Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть
на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте
его местонахождение.
Задание 2 «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний
о гербе родного города.
Материалы: Герб города Богородска.
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба города Богородска.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре
и традициях русского народа.
Предварительная работа: Беседы, занятия
Условия: Альбом «Люблю тебя, мой Нижегородский край».
Д\игра «Ёлочные игрушки»
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть иллюстрации
«В гостях у «Ёлочки»» рассмотреть этапы создания ёлочной игрушки.
Задание 4. «Историко-географический и природный
компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Пермского края; о историко-географическом расположении
родного города.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки.
Д/игра «Обитатели реки Оки»
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название?
Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?
Оценка результатов:
Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать
вместе с родителями в городе Богородске?
- Что интересного о родном городе ты запомнил,
посещая музей нашего города?
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Итоговым результатом будет являться диагностика,
где дети покажут свои знания по теме,
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности,
- Проявление самостоятельности и творческой активности
в театрализованной деятельности,
- Нравственно - патриотические чувства к истории, культуре,
природе родного города Богородска, Нижегородского края;
- Развитие связной речи, обогащение словаря
(ребёнок-экскурсовод рассказывает по альбому о своём городе).
Воспитатели:
- Разработка конспектов НОД,
- Практический материал по всем видам детской деятельности,
- Освоение инновационных технологий
по патриотическому воспитанию дошкольников,
- Разработка анкет для родителей,
- Составление перспективного плана работы,
- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта,
- Разработка конспектов занятий досугов и т. п.,
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
Родители:
-Повышение интереса к работе ДОУ,
- Активное участие в конкурсах, выставках,
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Предметно-развивающая среда:
- Альбом «Люблю тебя, мой Нижегородский край»,
- Уголок по краеведению в группе.
Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях,
интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни
своего микрорайона, своей малой родины.
Игры для дошкольников о родном крае
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения
в обществе, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится нравственно-патриотическое воспитание.
Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту, где родился человек. Академик Д.С. Лихачёв справедливо отмечал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,
к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»
Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.
Для её решения, несомненно, во многом способствуют дидактические игры. Ведь игра, как известно, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Кратко опишем некоторые игры, которые мы использовали в работе
с детьми среднего дошкольного возраста.
Закрепить знания ребят о микрорайоне, где находится наш детский сад
и ближайших улицах помогла игра «Кто быстрее?».
Детям предлагался план – схема нашего микрорайона с маршрутом следования и изображёнными на нём «главными» объектами микрорайона (детский сад, школа, магазины, почта, аптека, парикмахерская и др.), кубик с числовыми фигурами от 0 до 6, фишки в виде человечков. Ребята по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигается фишка-человечек. Выигрывает тот, кто первый вернётся в детский сад,
откуда и начинается маршрут следования. Причём, если ребёнок остановился напротив какого-то объекта, он должен рассказать для чего он нужен. Например: «Я зашёл в парикмахерскую, что бы меня подстригли».
Подобную игру можно проводить и с целью закрепления знаний детей о самых ярких достопримечательностях нашего города, где на плане-схеме могут быть отражены такие места и объекты Нижнего как, например, площадь Минина, Нижегородский кремль, главная улица нашего города,
некоторые театры, парк, цирк, планетарий и т. д.
Расширить, закрепить, уточнить представления детей
о достопримечательностях Нижегородской области помогут игры: «Заколдованный город», «Подбери такую же»,
«Сложи картинку», «Узнай и назови»
В игре «Заколдованный город» дошкольникам предлагаются контурные изображения зданий. Дети должны их «расколдовать», то есть найти фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.
Выигрывает тот, кто сделает это первым.
Более лёгкий вариант – это игра «Узнай и назови», когда детям предлагается фотография или открытка с изображением какого- либо известного места, здания нашего города, и они должны его назвать или игра «Найди такую же», где ребёнок из ряда предложенных ему картинок должен найти ту,
на которой изображено то же место или здание как на картинке ведущего.
В игре «Сложи картинку» дошкольник должен из отдельных фрагментов собрать целостное изображение. Причём это можно сделать
по образцу, по контуру или по памяти.
Расширять, закреплять знания детей о родном городе помогают и такие дидактические игры как «Да – нет», «Ты катись, катись, клубочек»,
«Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу».
В игре «Да – нет» ребятам предлагается внимательно выслушать отдельные утверждения и оценить правда это или нет.
При согласии с данным утверждением они произносят слово «да»,
при несогласии – «нет», называя правильный ответ.
Например:
- Наш город называется Россия (Нет, Богородск)
- Нижний Новгород расположен на реках Волга и Ока (Да)
- На гербе Богородска изображена лошадь. (Не верно, это олень)
- Главная площадь Богородска – ул. Ленина (да) и т. д.
Начиная игру «Ты катись, катись клубочек», ведущий вместе с детьми произносит слова: «Ты катись, катись клубочек
Быстро, быстро по рукам.
У кого сейчас клубочек
Даст ответ скорее нам».
Ребёнок, в руках которого оказался клубочек после произнесения последнего слова, должен ответить на вопрос ведущего о нашем городе.
Например: Назови город, в котором мы живём или
Какие реки есть в нашем городе?
Назови улицу, где ты живёшь и т. д.
Естественно, сначала роль ведущего берёт на себя педагог,
затем это может быть и ребёнок.
Детям нравится игра «Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу».
В ней дети по выбору «волшебной стрелки» должны, не называя места, где они побывали, рассказать, что там делали и что видели. Например:
«Я с мамой в выходной ходила туда, где в клетках находятся разные животные. Особенно мне понравился тигр. Или. Я был на площади, где расположен Кремль. Как она называется? И т.д.
Конечно, детям среднего дошкольного возраста не просто придумывать
и загадывать такие «загадки»,
поэтому сначала в роли ведущего выступает педагог.
Умение рассказывать требуется и в игре «Волшебный микрофон». Дети, передавая из рук в руки «волшебный микрофон», рассказывают,
где они побывали, например, в праздничные или в выходные дни, что видели, что им запомнилось, понравилось. «Я с папой ходил в цирк.
Там выступали разные животные. Особенно мне понравились медведи,
которые ездили на велосипеде».
С целью углубления знаний о природе Нижегородского края можно использовать следующие дидактические и настольные игры:
- «С какого дерева детки».
Группе детей раздаются картинки
с изображением различных деревьев,
наиболее часто встречающихся в наших краях.
Ведущий предъявляет игрокам карточки, на которых изображены листья, семена, плоды этих деревьев. Дети должны выбрать для своего дерева свои «детки». Выигрывает тот, кто сделает это первым.
2. Игра-лото «Ягоды-овощи-фрукты».
Ребята должны правильно сгруппировать предложенные им карточки.
Закрепить знания детьми домашних и диких животных нашего региона помогает игра «Кто где живёт», где ребята должны для каждого предложенного им на картинках животного выбрать и назвать «дом»,
в котором тот живёт.
Настольная игра «В лесу» предполагает знания детьми растений, птиц, зверей, некоторых насекомых нашего края.
Дошкольникам раздаются карточки-лото. Ведущий поочерёдно показывает картинки с изображением отдельных объектов. Дети должны увидеть
нужную им для своей карточки-лото картинку и правильно назвать. Выигрывает тот, кто первый заполнит свою карту.
Расширить, закрепить знания детей о различных видах народно-прикладного искусства Нижегородского края помогут следующие игры:
1. «Магазин сувениров». Дети в ней могут купить понравившийся предмет, лишь подробно его описав.
2. «Чудесный мешочек» Ребята наощупь должны догадаться,
что за предмет они нашли в мешочке.
3. Пазлы «Русские узоры» Дети подбирают подходящие элементы росписи.
4. Лото «Узнай элементы узора». Играющим предлагаются большие карты, украшенные какой-либо росписью. По краям несколько свободных «окошек», куда дети выкладывают маленькие карточки с изображением элементов
данной росписи.
5. «Весёлые матрёшки» В данной игре ребёнок должен украсить
готовыми элементами узора сарафан и платок матрёшки.
Для закрепления знаний детей о ремёслах мы использовали игру «Щит и меч», где игроки самостоятельно или с помощью ведущего выбирают карточки
с изображением людей, занятых каким-либо ремеслом
(кузнец, строитель, гончар и т.д.). Затем ведущий показывает
им картинки с изображением отдельных предметов
(материалов, инструментов, готовых изделий)
и играющие должны выбрать те из них, которые им подходят.
Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием.
- Можно предложить детям поиграть в игру «Кто быстрее соберёт картинку».
А на ней будет изображён какой-либо род занятий людей в древности.
Для уточнения знаний детей о предметах быта нижегородцев,
живущих в далёком прошлом, в сравнении с современными предметами
можно использовать игру « Найди пару».
Все перечисленные нами игры доступны для восприятия детьми
и могут помочь для закрепления знаний о родном крае.
Список литературы:
- Н.В.Микляева ДХВ.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009год (дошкольное воспитание и развитие).
- М.П.Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.
- Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.
- 4.0.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.
- З.Т.Н.Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» Ш 1, 2007 год:
- В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина—Россия»
7.Интернет ресурсы
8.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г
8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация Моя малая Родина
Презентация Моя малая Родина...
Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...
Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...
«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»
Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...