Проект по познавательному развитию в группе раннего возраста по рассказам Виталия Валентиновича Бианки
проект (младшая группа)
Проект по познавательному развитию в группе раннего возраста по рассказам Виталия Валентиновича Бианки для раннего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект по познавательному развитию в группе раннего возраста по рассказам Виталия Валентиновича Бианки
Подготовила: воспитатель
Баландина Яна Геннадьевна
Еманжелинск
2024
Проект по познавательному развитию в группе раннего возраста по рассказам Виталия Валентиновича Бианки
Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза. Непосредственность. Горячую на все отзывчивость. Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость.
В. Бианки
Актуальность проекта:
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики. Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение проявится как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Для педагога общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными.
Главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. И здесь нам на помощь придет художественная литература.
Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является писатель В. Бианки. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. На основе его произведений, можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц. У педагогов главная цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Цель проекта:
Продолжить работу по ознакомлению детей творчеством русских писателей. Продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников.
Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В. Бианки.
Задачи проекта:
- побуждать ребенка включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов)
- учить пониманию функций предметов и действий с ними; соотносить действия со словом, выполнять несложные просьбы;
- Создание по мере необходимости применения имеющегося опыта, проявления инициативы, активности для самостоятельного решения возникшей задачи для дошкольников
- Закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Участники проекта.
Дети раннего возраста, их родители, педагоги дошкольного учреждения.
Сроки реализации — 4 дня. (краткосрочный)
Материал и оборудование.
Книги В. Бианки. Картины, фотографии и иллюстрации о природе. Наборы игрушек, настольно-печатные и дидактические игры по теме. Видео- и аудиозаписи по теме. Фотоаппарат, магнитофон, ноутбук, проектор. Материалы для театрализованной, изобразительной и конструктивной деятельности.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный
- Подбор детской художественной литературы.
- Анкетирование родителей. (Выявить, что читают родители детям дома).
- «Подари книгу о природе детскому саду». Пополнение библиотеки группы книгами о природе.
- Оформление информационного уголка для родителей: размещение консультаций и рекомендаций по теме.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, набор игрушек.
2 этап. Выполнение проекта
Проведение занятий, бесед, чтение книг, просмотр мультфильмов, рисование.
3 этап. Заключительный
- Обработка и оформление материалов по теме.
- Проведение выставок.
- Представление проекта.
Работа по проекту:
Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям В. Бианки.
Чтение произведений писателя:
«Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Хвосты», «Заяц, косач, медведь и весна», «Сова», «Кто как зимует».
Просмотр мультфильмов по произведениям В. Бианки:
«Путешествие красногрудого воробья»,
«Оранжевое горлышко»,
«Синичкин календарь».
Подвижные игры:
«Воробышки и автомобили»,
«Летает – не летает».
Работа с родителями:
Акция – «Подари книгу о природе, животных в книжный уголок».
Оформление странички в родительском уголке по теме (просветительская работа).
Консультация для родителей «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи».
В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Помогите птицам», «Птицы в нашем городе», «Зимующие птицы».
В помощь родителям оформляется «Экологическая страничка» где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
Проведение цикла наблюдений за птицами на прогулке.
Итог проекта:
«Презентация проекта «Знакомство с творчеством В. Бианки».
Ожидаемые результаты:
Дети расширят свои знания и представления о природе и животном мире, о птицах и насекомых.
Научатся проявлять заботу о братьях наших меньших; у них возникнет стремление беречь и любить природу.
Выводы:
Природу нужно беречь.
Проявляй заботу и участие к братьям нашим меньшим, к птицам и животным.
Не обижай животных, не разоряй гнезд.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»
Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело,
им решается участь человека.
Белинский В. Г.
Значение книг в жизни ребенка; «Консультация для родителей на тему: «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»: Семейное чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания; Главные факторы, стимулирующие чтение детей - читающая семья и соответствующая домашняя книжная обстановка; Роль детской библиотеки в развитии семейного чтения; Литература.
«Духовная жизнь ребенка полноценнее тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок...» В.Сухомлинский.
В наше время не часто встретишь семью, где любовь к книге была бы семейной. К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты. Современные родители редко читают детям книги – малыши с самого раннего детства осваивают компьютер, телевизор и все их общение и развитие происходит под влиянием различных технологий. Детей с самых маленьких лет отдают в различные кружки, где они изучают иностранные языки, проходят подготовку к первому классу школы, занимаются плаванием, хореографией, живописью и т.д. А к самому первому в жизни ребенка инструменту развития, как книга, современные родители относятся несерьезно. Считается, что тратить деньги на красивую книгу неуместно – лучше купить новую игрушку малышу.
Главная причина утери любви к книге – изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео и компьютерной техники, резкое усиление их роли в досуге современного человека. Ученые цивилизованных стран бьют тревогу: подрастающее поколение меняет свой менталитет, дети теряют способность к строгому мыслительному процессу, к логическому мышлению, все чаще телевизор, компьютер заменяют им книги. Значение книг в жизни ребенка очень трудно переоценить – ведь в большинстве случаев мировоззрение, жизненные ценности и даже характер ребенка формируются под воздействием сказок, рассказанных и прочитанных ему в глубоком детстве. Книга является мощным инструментом воспитания морали у ребенка, таких качеств, как доброта, сопереживание, умение отличать добро и зло.
Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат своих детей, прежде всего, собственным примером, а уж потом наставлениями. Совместное чтение не только обогащает детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. В чем это заключается: совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников; совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа; почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр.; семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное.
Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. Ну как, к примеру, объяснить ребенку необходимость просить прощения, после сказанного им обидного слова в адрес бабушки, которая о нем заботится? Беседа, выговор, увещевание? А не лучше ли прочитать сказку духовно-нравственного содержания, например эту: «Как так: нет сердца?»… После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом. Именно книга должна выполнить роль духовно-нравственного развития в семье. Создавать условия для духовного развития своего ребенка, его познавательной деятельности, стимулировать, направлять его размышления – вот главная задача родителей, которой определяется их ведущая роль в организации семейного чтения.
Условия для грамотной организации семейных чтений. Отобранные для чтения произведения должны быть подлинно художественными, т.е. интересными и ребенку, и взрослому. Манера чтения выбранного художественного произведения не должна быть актерской, излишне театральной. Важно выбрать нужную интонацию и читать с соблюдением всех норм литературного языка. Чтение следует вести в режиме диалога с текстом, направленном на прогнозирование ситуации (например: «Как вы думаете, что будет дальше?»). Это помогает оценить замысел автора. Детям должна быть представлена возможность оставаться с прочитанным произведением наедине, по возможности и по желанию перечитывать его, еще раз переживая прочитанное. Читать следует не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время.
Главные факторы, стимулирующие чтение детей – читающая семья и соответствующая домашняя книжная обстановка.
Библиотека – новая ступень читательского развития ребенка: детская библиотека является организатором семейного общения и совместного досуга детей и родителей. Читающие дети – счастливая семья.
Детская библиотека играет важную роль в развитии семейного чтения. Одна из задач сотрудников библиотеки – помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. Закономерно, что человек, сохранивший приятные воспоминания о встрече с любимой книгой в детстве, порекомендует ее и своим детям. В детских библиотеках всегда были и остаются традиционными книжные выставки: «Книги из бабушкиного детства», «Эти книги читали твои родители», «Книги трех поколений». Это оставляет маленькую надежду на то, что еще не всё потеряно…
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой». В.А.Сухомлинский
ЛИТЕРАТУРА:
Ю.И.Соловьева. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005, с.66-74
Филиппова Т. Под зеленым абажуром. Журнал Библиотечное дело, №12, с.1
Безрукова С.В. Я люблю читать: книга для детей и родителей, С.В. Безрукова. – Ростов н/д: Феникс, 2001, с.146
Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой, Домашнее воспитание, 2004, №1, с.7-Тихомирова И.И. Виктор Острогорский как теоретик и методист семейного чтения, Семейное чтение в год семьи, Сост: Т.Д.Жукова, М.: Русская школьная библиотека,
2008, №5, с.78-84
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возрастная группа : ранний возраст (1,5-2 года). Направление : познавательно-речевое развитие. Вид проекта : Познавательный Творческий игровой. Тип проекта: по продолжительности- краткосрочный; по количеству участников: групповой. Сроки реализации: 04.03.2024 – 07.03.2024 Участники проекта: воспитанники ранний возраст «Солнышко » воспитатели родители . 2
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики. Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение проявится как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Для педагога общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Актуальность 3
Продолжить работу по ознакомлению детей творчеством русских писателей. Продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников. Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В. Бианки. Задачи Побуждать ребенка включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов ) У чить пониманию функций предметов и действий с ними; соотносить действия со словом, выполнять несложные просьбы ; Создание по мере необходимости применения имеющегося опыта, проявления инициативы, активности для самостоятельного решения возникшей задачи для дошкольников Закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества Цель проекта 4
Материал и оборудование Книги В. Бианки. Картины , фотографии и иллюстрации о природе. Наборы игрушек, настольно-печатные и дидактические игры по теме. Видео- и аудиозаписи по теме. Фотоаппарат , магнитофон, ноутбук, проектор. Материалы для театрализованной, изобразительной и конструктивной деятельности. 5
Ожидаемые результаты : Дети расширят свои знания и представления о природе и животном мире, о птицах и насекомых. Научатся проявлять заботу о братьях наших меньших; у них возникнет стремление беречь и любить природу. 6
1 этап. Подготовительный Подбор детской художественной литературы. Анкетирование родителей. (Выявить, что читают родители детям дома). «Подари книгу о природе детскому саду». Пополнение библиотеки группы книгами о природе. Оформление информационного уголка для родителей: размещение консультаций и рекомендаций по теме. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, набор игрушек. 2 этап. Выполнение проекта Проведение занятий, бесед, чтение книг, просмотр мультфильмов, рисование. 3 этап. Заключительный Обработка и оформление материалов по теме. Проведение выставок. Представление проекта. Этапы проекта: 7
Работа по проекту Чтение произведений писателя: « Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Хвосты», «Заяц, косач, медведь и весна», «Сова», «Кто как зимует». Просмотр мультфильмов по произведениям В. Бианки «Путешествие красногрудого воробья » «Оранжевое горлышко » « Синичкин календарь». Подвижные игры : « Воробышки и автомобили » « Летает – не летает » 8
Работа по проекту Работа с родителями : Акция – «Подари книгу о природе, животных в книжный уголок». Оформление странички в родительском уголке по теме (просветительская работа). Консультация для родителей «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи». В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Помогите птицам», «Птицы в нашем городе», «Зимующие птицы». В помощь родителям оформляется «Экологическая страничка» где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Проведение цикла наблюдений за птицами на прогулке. 9
« Презентация проекта «Знакомство с творчеством В. Бианки». Природу нужно беречь. Проявляй заботу и участие к братьям нашим меньшим, к птицам и животным. Не обижай животных, не разоряй гнезд. Итог проекта Выводы: 10
Фотоотчёт по проекту 11
Фотоотчёт по проекту 12
Фотоотчёт по проекту 13
Фотоотчёт по проекту 14
Спасибо за внимание! 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашние птицы» (с использованием познавательной технологии, и здоровьесберег
Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашни...
ПРОЕКТ по познавательному развитию детей группы раннего возраста общеразвивающей направленности «Основные цвета»
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания....
Долгосрочный проект по познавательному развитию в группе раннего возраста «РобоКошка Шустрик и Быстрик»
Развитие ребенка начинается с раннего детства. В этом возрасте игра носит процессуальный характер, главное в ней – действие. В этом процессе помогают интерактивные игрушки. Но это не просто взаи...
Долгосрочный проект по познавательному развитию в группе раннего возраста «РобоКошка Шустрик и Быстрик
Актуальность проекта:Развитие ребенка начинается с раннего детства. В этом возрасте игра носит процессуальный характер, главное в ней – действие. В этом процессе помогают интерактивные игрушки. ...
Краткосрочный проект по познавательному развитию в группе раннего возраста на тему: «МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ»
Актуальность проекта:В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.Игра &ndash...
Проект по познавательному развитию в группе раннего возраста "Вода - водичка"
Познавательное развитие: продолжать знакомство с дикими животными на примере ежа, его повадок и образе жизни, развитие желания помогать животным, обучение соотнесению предметов по цвету....