Проект по познавательному развитию в группе раннего возраста по рассказам Виталия Валентиновича Бианки
проект (младшая группа)

Баландина Яна Геннадьевна

Проект по познавательному развитию в группе раннего возраста по рассказам Виталия Валентиновича Бианки для раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по познавательному развитию в группе раннего возраста по рассказам Виталия Валентиновича Бианки

Подготовила: воспитатель

Баландина Яна Геннадьевна

Еманжелинск

2024

Проект по познавательному развитию в группе раннего возраста по рассказам Виталия Валентиновича Бианки

Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза. Непосредственность. Горячую на все отзывчивость. Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость.

В. Бианки

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики. Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение проявится как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Для педагога общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными.

Главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. И здесь нам на помощь придет художественная литература.

Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является писатель В. Бианки. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. На основе его произведений, можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц. У педагогов главная цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Цель проекта:

Продолжить работу по ознакомлению детей творчеством русских писателей. Продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников.

Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В. Бианки.

Задачи проекта:

  1. побуждать ребенка включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов)
  2. учить пониманию функций предметов и действий с ними; соотносить действия со словом, выполнять несложные просьбы;
  3. Создание по мере необходимости применения имеющегося опыта, проявления инициативы, активности для самостоятельного решения возникшей задачи для дошкольников
  4. Закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Участники проекта.

Дети раннего возраста, их родители, педагоги дошкольного учреждения.

Сроки реализации — 4 дня. (краткосрочный)

Материал и оборудование.

Книги В. Бианки. Картины, фотографии и иллюстрации о природе. Наборы игрушек, настольно-печатные и дидактические игры по теме. Видео- и аудиозаписи по теме. Фотоаппарат, магнитофон, ноутбук, проектор. Материалы для театрализованной, изобразительной и конструктивной деятельности.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный

  • Подбор детской художественной литературы.
  • Анкетирование родителей. (Выявить, что читают родители детям дома).
  • «Подари книгу о природе детскому саду». Пополнение библиотеки группы книгами о природе.
  • Оформление информационного уголка для родителей: размещение консультаций и рекомендаций по теме.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, набор игрушек.

2 этап. Выполнение проекта

Проведение занятий, бесед, чтение книг, просмотр мультфильмов, рисование.

3 этап. Заключительный

  • Обработка и оформление материалов по теме.
  • Проведение выставок.
  • Представление проекта.

Работа по проекту:

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям В. Бианки.

Чтение произведений писателя:

«Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Хвосты», «Заяц, косач, медведь и весна», «Сова», «Кто как зимует».

Просмотр мультфильмов по произведениям В. Бианки:

«Путешествие красногрудого воробья»,

«Оранжевое горлышко»,

«Синичкин календарь».

Подвижные игры:

«Воробышки и автомобили»,

«Летает – не летает».

Работа с родителями:

Акция – «Подари книгу о природе, животных в книжный уголок».

Оформление странички в родительском уголке по теме (просветительская работа).

Консультация для родителей «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи».

В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Помогите птицам», «Птицы в нашем городе», «Зимующие птицы».

В помощь родителям оформляется «Экологическая страничка» где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

Проведение цикла наблюдений за птицами на прогулке.

Итог проекта:

«Презентация проекта «Знакомство с творчеством В. Бианки».

Ожидаемые результаты:

Дети расширят свои знания и представления о природе и животном мире, о птицах и насекомых.

Научатся проявлять заботу о братьях наших меньших; у них возникнет стремление беречь и любить природу.

Выводы:

Природу нужно беречь.

Проявляй заботу и участие к братьям нашим меньшим, к птицам и животным.

Не обижай животных, не разоряй гнезд.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»

Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело,

им решается участь человека.

Белинский В. Г.

Значение книг в жизни ребенка; «Консультация для родителей на тему: «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»: Семейное чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания; Главные факторы, стимулирующие чтение детей - читающая семья и соответствующая домашняя книжная обстановка; Роль детской библиотеки в развитии семейного чтения; Литература.

«Духовная жизнь ребенка полноценнее тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок...» В.Сухомлинский.

В наше время не часто встретишь семью, где любовь к книге была бы семейной. К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты. Современные родители редко читают детям книги – малыши с самого раннего детства осваивают компьютер, телевизор и все их общение и развитие происходит под влиянием различных технологий. Детей с самых маленьких лет отдают в различные кружки, где они изучают иностранные языки, проходят подготовку к первому классу школы, занимаются плаванием, хореографией, живописью и т.д. А к самому первому в жизни ребенка инструменту развития, как книга, современные родители относятся несерьезно. Считается, что тратить деньги на красивую книгу неуместно – лучше купить новую игрушку малышу.

Главная причина утери любви к книге – изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео и компьютерной техники, резкое усиление их роли в досуге современного человека. Ученые цивилизованных стран бьют тревогу: подрастающее поколение меняет свой менталитет, дети теряют способность к строгому мыслительному процессу, к логическому мышлению, все чаще телевизор, компьютер заменяют им книги. Значение книг в жизни ребенка очень трудно переоценить – ведь в большинстве случаев мировоззрение, жизненные ценности и даже характер ребенка формируются под воздействием сказок, рассказанных и прочитанных ему в глубоком детстве. Книга является мощным инструментом воспитания морали у ребенка, таких качеств, как доброта, сопереживание, умение отличать добро и зло.

Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат своих детей, прежде всего, собственным примером, а уж потом наставлениями. Совместное чтение не только обогащает детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. В чем это заключается: совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников; совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа; почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр.; семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное.

Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. Ну как, к примеру, объяснить ребенку необходимость просить прощения, после сказанного им обидного слова в адрес бабушки, которая о нем заботится? Беседа, выговор, увещевание? А не лучше ли прочитать сказку духовно-нравственного содержания, например эту: «Как так: нет сердца?»… После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом. Именно книга должна выполнить роль духовно-нравственного развития в семье. Создавать условия для духовного развития своего ребенка, его познавательной деятельности, стимулировать, направлять его размышления – вот главная задача родителей, которой определяется их ведущая роль в организации семейного чтения.

Условия для грамотной организации семейных чтений. Отобранные для чтения произведения должны быть подлинно художественными, т.е. интересными и ребенку, и взрослому. Манера чтения выбранного художественного произведения не должна быть актерской, излишне театральной. Важно выбрать нужную интонацию и читать с соблюдением всех норм литературного языка. Чтение следует вести в режиме диалога с текстом, направленном на прогнозирование ситуации (например: «Как вы думаете, что будет дальше?»). Это помогает оценить замысел автора. Детям должна быть представлена возможность оставаться с прочитанным произведением наедине, по возможности и по желанию перечитывать его, еще раз переживая прочитанное. Читать следует не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время.

Главные факторы, стимулирующие чтение детей – читающая семья и соответствующая домашняя книжная обстановка.

Библиотека – новая ступень читательского развития ребенка: детская библиотека является организатором семейного общения и совместного досуга детей и родителей. Читающие дети – счастливая семья.

Детская библиотека играет важную роль в развитии семейного чтения. Одна из задач сотрудников библиотеки – помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. Закономерно, что человек, сохранивший приятные воспоминания о встрече с любимой книгой в детстве, порекомендует ее и своим детям. В детских библиотеках всегда были и остаются традиционными книжные выставки: «Книги из бабушкиного детства», «Эти книги читали твои родители», «Книги трех поколений». Это оставляет маленькую надежду на то, что еще не всё потеряно…

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой». В.А.Сухомлинский

ЛИТЕРАТУРА:

Ю.И.Соловьева. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005, с.66-74

Филиппова Т. Под зеленым абажуром. Журнал Библиотечное дело, №12, с.1

Безрукова С.В. Я люблю читать: книга для детей и родителей, С.В. Безрукова. – Ростов н/д: Феникс, 2001, с.146

Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой, Домашнее воспитание, 2004, №1, с.7-Тихомирова И.И. Виктор Острогорский как теоретик и методист семейного чтения, Семейное чтение в год семьи, Сост: Т.Д.Жукова, М.: Русская школьная библиотека,

2008, №5, с.78-84


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по познавательному развитию в группе раннего возраста по рассказам Виталия Валентиновича Бианки Выполнила: воспитатель Баландина Яна Геннадьевна 1

Слайд 2

Возрастная группа : ранний возраст (1,5-2 года). Направление : познавательно-речевое развитие. Вид проекта : Познавательный Творческий игровой. Тип проекта: по продолжительности- краткосрочный; по количеству участников: групповой. Сроки реализации: 04.03.2024 – 07.03.2024 Участники проекта: воспитанники ранний возраст «Солнышко » воспитатели родители . 2

Слайд 3

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики. Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение проявится как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Для педагога общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Актуальность 3

Слайд 4

Продолжить работу по ознакомлению детей творчеством русских писателей. Продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников. Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В. Бианки. Задачи Побуждать ребенка включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов ) У чить пониманию функций предметов и действий с ними; соотносить действия со словом, выполнять несложные просьбы ; Создание по мере необходимости применения имеющегося опыта, проявления инициативы, активности для самостоятельного решения возникшей задачи для дошкольников Закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества Цель проекта 4

Слайд 5

Материал и оборудование Книги В. Бианки. Картины , фотографии и иллюстрации о природе. Наборы игрушек, настольно-печатные и дидактические игры по теме. Видео- и аудиозаписи по теме. Фотоаппарат , магнитофон, ноутбук, проектор. Материалы для театрализованной, изобразительной и конструктивной деятельности. 5

Слайд 6

Ожидаемые результаты : Дети расширят свои знания и представления о природе и животном мире, о птицах и насекомых. Научатся проявлять заботу о братьях наших меньших; у них возникнет стремление беречь и любить природу. 6

Слайд 7

1 этап. Подготовительный Подбор детской художественной литературы. Анкетирование родителей. (Выявить, что читают родители детям дома). «Подари книгу о природе детскому саду». Пополнение библиотеки группы книгами о природе. Оформление информационного уголка для родителей: размещение консультаций и рекомендаций по теме. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, набор игрушек. 2 этап. Выполнение проекта Проведение занятий, бесед, чтение книг, просмотр мультфильмов, рисование. 3 этап. Заключительный Обработка и оформление материалов по теме. Проведение выставок. Представление проекта. Этапы проекта: 7

Слайд 8

Работа по проекту Чтение произведений писателя: « Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Хвосты», «Заяц, косач, медведь и весна», «Сова», «Кто как зимует». Просмотр мультфильмов по произведениям В. Бианки «Путешествие красногрудого воробья » «Оранжевое горлышко » « Синичкин календарь». Подвижные игры : « Воробышки и автомобили » « Летает – не летает » 8

Слайд 9

Работа по проекту Работа с родителями : Акция – «Подари книгу о природе, животных в книжный уголок». Оформление странички в родительском уголке по теме (просветительская работа). Консультация для родителей «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи». В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Помогите птицам», «Птицы в нашем городе», «Зимующие птицы». В помощь родителям оформляется «Экологическая страничка» где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Проведение цикла наблюдений за птицами на прогулке. 9

Слайд 10

« Презентация проекта «Знакомство с творчеством В. Бианки». Природу нужно беречь. Проявляй заботу и участие к братьям нашим меньшим, к птицам и животным. Не обижай животных, не разоряй гнезд. Итог проекта Выводы: 10

Слайд 11

Фотоотчёт по проекту 11

Слайд 12

Фотоотчёт по проекту 12

Слайд 13

Фотоотчёт по проекту 13

Слайд 14

Фотоотчёт по проекту 14

Слайд 15

Спасибо за внимание! 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашние птицы» (с использованием познавательной технологии, и здоровьесберег

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашни...

Долгосрочный проект по познавательному развитию в группе раннего возраста «РобоКошка Шустрик и Быстрик»

Развитие ребенка начинается с раннего детства. В этом возрасте игра носит процессуальный характер, главное в ней – действие. В этом процессе помогают интерактивные игрушки. Но это не просто взаи...

Долгосрочный проект по познавательному развитию в группе раннего возраста «РобоКошка Шустрик и Быстрик

Актуальность проекта:Развитие ребенка начинается с раннего детства. В этом возрасте игра носит процессуальный характер, главное в ней – действие. В этом процессе помогают интерактивные игрушки. ...

Краткосрочный проект по познавательному развитию в группе раннего возраста на тему: «МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ»

Актуальность проекта:В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.Игра &ndash...

Проект по познавательному развитию в группе раннего возраста "Вода - водичка"

Познавательное развитие: продолжать знакомство с дикими животными на примере ежа, его повадок и образе жизни, развитие желания помогать животным, обучение соотнесению предметов по цвету....