Консультация «Планирование трудовой деятельности дошкольников, его индивидуализация»
консультация
Консультация «Планирование трудовой деятельности дошкольников, его индивидуализация»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей: «Планирование трудовой деятельности дошкольников, его индивидуализация».
В Федеральном государственном образовательном стандарте воспитание предполагается осуществлять через формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, через воспитание трудолюбия.
Залогом успешной организации трудового воспитания дошкольников является понимание специфики их труда – тесной связи с игрой. Для дошкольников труд привлекателен своими внешними проявлениями: материалами, орудиями труда, близкими к игре действиями, результатом. Игровое отношение детей к инструментам и материалу предшествует формированию трудовых навыков, а выполнение трудовой задачи часто переходит в игру. Понимание данной особенности раскрывает перед педагогом колоссальные возможности воспитания у детей интереса к различным видам труда. Организуя сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Ферма», «Детский сад», не просто обращает внимание детей на особенности профессий, а постепенно подводит к пониманию взаимосвязи профессий между собой.
Рассмотрим наиболее распространенные виды трудовой деятельности дошкольника: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание – один из первых видов труда, осваиваемых детьми. Основные задачи работы в данном направлении:
- приучать к опрятности, самостоятельности;
- способствовать формированию умений и навыков самообслуживания;
- развивать стремление оказывать посильную помощь сверстникам. Самообслуживание направлено на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка: одевание, раздевание, умывание. Ежедневное выполнение данных операций приучает к систематическому труду, подводит к осознанию своих трудовых обязанностей.
Важной особенностью самообслуживания является наглядность результата: вымыл руки – можно садиться обедать, оделся – можно идти гулять и т.д. Основным методом формирования навыков самообслуживания является показ и объяснение педагога.
В младшем дошкольном возрасте показ тех или иных действий должен быть всегда одинаковым, чтобы навык постепенно автоматизировался. Например, последовательность действий при мытье рук: намылить руки, положить мыло, намылить каждый палец от мизинца к большому, смыть мыло, стряхнуть воду, вытереть руки полотенцем. Хорошо сопровождать данный процесс потешкой или четверостишием, чтобы зрительный образ сочетался со звуковым. Это позволит в дальнейшем (по мере взросления детей) отказаться от показа и использовать только словесные указания.
В старших группах на помощь педагогу могут прийти наглядные методы, например при обучении одеванию на прогулку – схема «Одевайся по порядку», при раздевании – «Каждой вещи - свое место». Важным стимулом для ребенка является оценка выполнения трудового действия. Она может быть словесной ( «Таня хорошо вымыла руки», «Антон правильно держит вилку») или с использованием игрового приема – привлечения к оценке знакомого детям персонажа. Следует приучать детей оказывать помощь сверстникам, у которых что-то не получается. В таких ситуациях не только совершенствуются навыки самообслуживания, но и формируются нравственные качества.
Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка. Основные задачи этого вида труда: - приучать к аккуратности;
- учить беречь результаты труда других людей: не ломать игрушки, не рвать книги, соблюдать чистоту;
- вызвать желание трудиться, быть полезным окружающим;
- формировать качества личности, необходимые для осуществления коллективного труда: умение планировать работу, договариваться с другими детьми, распределять обязанности, согласовывать действия, помогать друг другу в случае необходимости;
- формировать первоначальные представления о хозяйственно-бытовой деятельности человека.
Дошкольники уже в младшей группе способны оказать посильную помощь взрослым в подготовке к занятиям, в уборке игрушек и т.д. Наблюдая за действиями помощника воспитателя, дети усваивают элементарные трудовые операции, запоминают их названия и способы выполнения. При обучении трудовым действиям младших дошкольников оптимальным является индивидуальная форма работы – трудовое поручение (педагог может детально показать действия и проконтролировать их выполнение). В этом возрасте дети начинают осознавать значимость хозяйственно-бытового труда.
В средней группе вводится организованная форма хозяйственно-бытового труда – дежурство. За детьми закрепляется постоянная обязанность, например они по очереди накрывают столы для обеда или полдника. Кроме показа и словесных указаний, воспитателю необходимы дополнительные организующие моменты, например экран дежурства, где указано, кто и когда дежурит. На этом же экране с помощью цветных кружков (красный – отлично, зеленый – хорошо, синий – есть ошибки) можно оценивать действия детей во время дежурства. В качестве наглядной помощи целесообразно использовать схему «Сервируем стол». Результат хозяйственно-бытового труда не всегда нагляден, что может снизить интерес ребенка к этому виду деятельности. На помощь приходят игровые методы. Например, мытьё кубиков можно организовать в форме сюжетно-ролевой игры «Кораблестроители». Воспитатель предлагает детям построить корабль, но выясняется, что строительные материалы долгое время пылились на складе и их необходимо помыть. По мнению воспитателей, большой проблемой является уборка игрушек – дети делают это неохотно. На помощь тоже придёт игровой прием – «Письмо от игрушек», в котором они пишут, что им очень неприятно жить в беспорядке и они уходят в другую группу, где дети хорошо обращаются с игрушками.
В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется коллективному труду, когда дети объединяют усилия для общего дела, например ремонта порванных книг, мытья кукол, стирки их одежды и т.д. Следует создать условия для равноправного участия каждого ребенка в совместном труде, предлагать детям высказывать свои пожелания по выполнению поставленной задачи. Важно также воспитывать культуру труда: учить применять рациональные приемы, грамотно использовать оборудование.
Труд в природе способствует расширению кругозора, развитию опытноэкспериментальной деятельности, познавательной активности, наблюдательности.
Основные задачи этого вида труда:
- воспитание основ экологической культуры (приобщение к природоохранной деятельности), бережного отношения к окружающей среде; - формирование представлений о закономерностях развития природы;
- освоение правил поведения в природной среде.
Основным содержанием труда в природе является уход за растениями в группе и на участке детского сада. Детей привлекают к посильной уборке участка и газонов, к озеленению клумб, к работе в саду и на огороде. Педагог организует выращивание в группе рассады цветов, зеленого лука и т.д.
В процессе работы дети усваивают, что окружающая природа зависит от климатических условий и деятельности человека.
Ручной (художественный) труд – один из важнейших разделов трудового воспитания. Он тесно связан с конструированием и другими видами продуктивной деятельности.
В процессе ручного труда развиваются технические навыки работы с различными материалами, усваиваются элементарные представления о свойствах этих материалов.
Дети учатся ставить цель, выбирать пути её осуществления, преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца.
Основные задачи этого вида труда:
- развитие познавательной активности, творческого мышления, воображения, сенсорных способностей;
- овладение техническими приёмами преобразования различных материалов; - приучение к аккуратности, самостоятельности.
Содержание ручного труда: работа с картоном, тканью и нитками, природным и бросовым материалом. Работу с природным материалом можно начать с его анализа как основы для создания образа. При этом педагог знакомит детей с приемами изменения пространственного положения основы, с её дополнением или устранением лишнего.
В процессе организации ручного труда важно использовать разные технические приемы преобразования материала, тщательно отрабатывать каждый новый приём. Затем дать детям творческое задание с использованием освоенного приёма, предложить изготовить поделку по замыслу (индивидуально или в коллективе).
Таким образом, любой вид трудовой деятельности способствует развитию воображения, творчества, познавательной активности дошкольников. Дети учатся ценить общественную значимость труда, беречь его результаты.
Первые представления о труде взрослых, о домашней хозяйственной деятельности ребенок получает в семье, наблюдая за работой мамы, папы, дедушки или бабушки. Начиная ходить в детский сад, ребенок наблюдает за работой воспитателя, помощника воспитателя, повара и др. Пользуясь результатами труда этих людей, он испытывает к ним чувство благодарности и признательности. Постепенно круг профессий, с которыми знакомятся дети, расширяется.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок учится понимать мир профессий как систему взаимосвязей между всеми видами труда, воспринимать любой предмет как результат труда многих людей, представителей различных профессий. В ходе развития отечественной педагогической науки было предложено немало эффективных форм и методов трудового воспитания. Современный ученый, автор программы и технологии «Детский сад – дом радости» Н.М. Крылова выделила три средства трудового воспитания, которые связаны между собой иерархически.
Первое средство – знания. Любой вид детской деятельности связан с познанием, труд не является исключением. Ребенок получает знания о профессиях, людях труда, инструментах и орудиях труда, результатах деятельности человека в различных сферах, о взаимосвязи разных профессий и т.д.
Второе средство – умение самостоятельно и творчески осуществлять освоенные виды трудовой деятельности.
Третье средство – игровая форма любого вида труда. Принимая роль в игре, ребенок познает свои возможности, преодолевает сложности, трудится для удовлетворения своих потребностей или заботится о других.
Овладение каждым видом труда происходит в форме осознания дошкольником трудовой деятельности как взаимосвязи определённых компонентов, которую Н.М. Крылова называет «Лесенка успеха». Таких компонентов пять: замысел, материал, инструменты, действия, результат. К слову, данная модель является универсальной и работает во всех других видах деятельности.
Таким образом, наблюдает ли воспитатель с детьми за трудом повара, организует ли труд самих детей в группе, анализ, планирование и выстраивание трудовой деятельности осуществляется с помощью «Лесенки успеха». Для удобства и наглядности автор предлагает использовать в качестве модели руку ребенка, где каждый палец означает тот или иной компонент.
Так, на основе ознакомления с трудом взрослого ребенку открывается истинный смысл понятий «забота», «заботиться». Дошкольник осознаёт: всё, что его окружает, создано трудом людей разных профессий, всё вокруг – результат человеческого труда.
Значительно расширяет арсенал педагогических приемов трудового воспитания использование наглядных методов – иллюстраций, фотографий, мультимедиа презентаций о профессиях, людях труда, орудиях труда, а также чтение художественной литературы. Эмоциональность, яркие образы произведений о труде человека пробуждают интерес детей, вызывают желание подражать литературным героям.
Создание условий для трудовой деятельности. В уголке трудовой деятельности группы должны быть все атрибуты для мытья игрушек, стирки кукольной одежды, ухода за комнатными растениями. В уголке самостоятельной художественной деятельности следует разместить материалы для различных видов ручного труда: наборы разных видов бумаги, картона, ткани, нитки и веревки, этикетки, коробки, а также инструменты для работы с этими материалами. Такой уголок должен быть доступным для детей – ведь одной из задач развития творчества в продуктивных видах деятельности является создание условий для самостоятельного изготовления поделок и их последующего применения в игре, театрализованной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ. "Народный фольклор в трудовой деятельности дошкольников"
Пословицы и потешки для работы с дошкольниками в трудовой деятельности....
Консультация для воспитателей Виды трудовой деятельности дошкольников
В консультации рассказывается о разных видах детского труда - самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд и особенностях их организации....
Консультация для родителей «Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности дошкольника»
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания...
Перспективное планирование трудовой деятельности дошкольников.
Трудовое воспитание....
Учебный материал. Планирование различных видов и форм трудовой деятельности дошкольников на прогулке.
Планирование различных видов и форм трудовой деятельности дошкольников на прогулке....
Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.
Не нужно, наверное, никому доказывать важность вопроса трудового воспитания детей. Все мы знаем, что трудовое воспитание - это...
Планирование трудовой деятельности дошкольника на один день в старшей группе
Вид труда: Труд взрослых,труд в природеФорма организации труда: Коллективнй трудЦель: Формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста....