Особенности развития интеллекта у детей 5-7 лет на занятиях ментальной арифметикой и шахматами (из опыта работы)
статья (старшая, подготовительная группа)

Александрова Марина Владимировна

В статье отражен опыт проведения дополнительных занятий с дошкольниками старшего возраста по шахматам и ментальной арифметике. Показано влияние этих занятий на развитие интеллекта детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития интеллекта у детей 5-7 лет на занятиях ментальной арифметикой и шахматами (из опыта работы)

Занятия проводились нами в рамках кружковой работы в детском саду со старшими и подготовительными группами. Дети набирались на занятия разного уровня. В процессе учебы можно было проследить основные трудности, динамику развития воспитанников. В основу занятий шахматного кружка была положена программа И. Г. Сухина «Шахматы – школе» первый и частично второй год обучения. Что же именно развивают  такие занятия? С нашей точки зрения игровые методы, предложенные И. Г. Сухиным прежде всего вызывают огромный интерес у детей к такой сложной игре, как шахматы. А на основе такой положительной мотивации к обучению уже развиваются произвольное внимание, память, мышление.

Игровые методы также используются нами и во время занятий ментальной арифметикой. Это онлайн тренажеры с веселыми персонажами, которые «задают» детям задачи и примеры. И тут же происходит проверка правильности (контроль), а на основе контроля формируется уже и самоконтроль, когда ребёнок решает более внимательно, что бы избежать ошибки. Также детям очень нравится решать примеры на «листочках», как в школе. Зная, что педагог будет проверять ошибки, ученики стараются сделать всё правильно. Дети, которые не допустили ни одной ошибки, обязательно поощряются. Все это создает положительную мотивацию.

Рассмотрим, что же конкретно развивает ментальная арифметика и шахматы

Показатель

ментальная арифметика

шахматы

1

Произвольное внимание

да

да

2

Мелкая моторика

да

нет

3

«способность действовать в уме» (по Сухину)

да

да

4

Пространственное мышление (ориентировка на плоскости)

нет

да

5

Логическое мышление

нет

да

6

Скорость реакции (скорость обрабатываемой информации)

да

нет (в условиях детского сада мы не работаем с таймерами и на скорость. Наоборот, мы учим детей подумать, не спешить)

7

Мотивация к обучению

да

да

8

Зрительная память

да

да

9

Слуховая память

да

нет

10

Развитие левого полушария мозга

да

да

11

Развитие правого полушария мозга

да

да

12

Образование новых нейронных связей, межполушарное взаимодействие

да

да

13

Зрительное восприятие

да

да

14

Слуховое восприятие

да (решаем примеры под диктовку)

нет

15

Тактильное восприятие

да

да (игра в «волшебный мешочек» с шахматными фигурами)

16

усидчивость

да

да

17

самоконтроль

да

да

В ментальной арифметике больше возможностей работы с различными каналами восприятия: можно диктовать примеры, можно решать с листа, числа можно показывать в виде цифр, а можно в виде картинки на счетах. Для детей, изучающих английский язык, можно диктовать на английском языке, что еще более эффективно для развития мозга.

Занятия в шахматном кружке мы также старались сделать разноплановыми: решение шахматных задач на демонстрационной доске, на специальных бланках; игра друг с другом; игра против компьютера (специальная программа); решение шахматных задач онлайн. А также дидактические задания и игры, предложенные И.Г. Сухиным.  

Таким образом, обе методики прекрасно развивают произвольное внимание, что является неотъемлемым компонентом готовности к школьному обучению. Развитие мышления – это больше шахматы, развитие быстроты реакции, мелкой моторики и памяти – это ментальная арифметика. Ну и, конечно, нужно учитывать, что кому больше нравится. Увлечение любимым делом только повышает мотивацию и, соответственно, успехи и достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

«Развитие связной речи детей 6-7 лет в процессе ознакомления с миром космоса» Из опыта работы

Данный материал может быть интересен педагогам коррекционных групп, работающих с детьми, имеющими нарушения речевого развития, а также воспитателям детских садов групп старшего дошкольного возраста. В...

Доклад на педсовет "Развитие интереса у детей к явлениям природы через организацию познавательной и экспериментальной деятельности" (из опыта работы).

Доклад на педсовет "Развитие интереса  у детей к явлениям природы через организацию познавательной и экспериментальной деятельности" (из опыта работы)....

Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ Методические рекомендации для музыкальных руководителей

Высокую эффективность в улучшении двигательной активности на музыкальных занятиях показали физминутки и речёвки-попевки, созданные автором данных методических рекомендаций. Они снимают напряжение...

Дополнительная образовательная программа по развитию интеллектуальных способностей у детей от 5 до 6 лет «Ментальная арифметика»

Программа по развитию интеллектуальных способностей у детей от 5 до 6 лет «Ментальная арифметика»...

"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр с математическим содержанием" Презентация опыта работы

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Информационные технологии дают нам новые возможности. Для того, чтобы дошкольники был...

«Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в условиях ФГОС ДО»

laquo;Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в условиях ФГОС ДО»В процессе музыкально-ритмического воспитания используют программу ...