Доклад на педсовет "Развитие интереса у детей к явлениям природы через организацию познавательной и экспериментальной деятельности" (из опыта работы).
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Кильдеева  Ольга  Викторовна

Доклад на педсовет "Развитие интереса  у детей к явлениям природы через организацию познавательной и экспериментальной деятельности" (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.1._doklad_na_pedsovet.docx98.11 КБ

Предварительный просмотр:

                            Доклад из опыта работы:

            «Развитие интереса у детей

к явлениям природы

через    организацию

познавательно – исследовательской

и опытно – экспериментальной

деятельности».

                                                                                             

                                                                                               16.03.17.
                                                                                     

                                                                                              Кильдеева О.В.

В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как тропинка, озеро, болото становится ареной многих событий и происшествий. Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т. е. все то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть, как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им. С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют. как мороз пощипывает щеки, собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.     Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы, их особенностями, свойствами, характерными признаками, о её связи с живой природой, делает возможным продемонстрировать их значение в жизни растений, животных и человека.  Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на одно замечательное средство интеллектуального развития дошкольников — детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания это способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
• Сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире. 
• Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа. 
• Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. 
• Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов. 
Технологию экспериментальной деятельности применяю поэтапно, по месяцам и по неделям: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. В группе есть уголок экспериментирования. Работа в уголке предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». 
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я использую - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. В работе по разделам: «Камни, песок, глина» , «Воздух», «Вода, пар, лед». дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой и живой природы: свойства песка, "Как обнаружить воздух", "Цветок лотоса",  "Снег тоже вода", "Выйти сухим из воды", "Что нужно для питания растения?".
В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка, группы детей, коллективную работу. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.
На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. 
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Мотивом к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию мы используем игровую деятельность. Уже сейчас видны результаты работы. Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений.
К старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и в живой природе расширяются и умножаются. В это время формируется реалистическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь между ними. Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить, по крайней мере, три задачи:

1). Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

2). Помочь понять им,  для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;

3). Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим  на правила поведения в природе).

  Знания, полученные на занятиях,  закрепляются в дидактических играх: «С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови», «Путешествие по лесу» и т.д. «Что нужно знать о лесе?..», «Красная книга», «Кто и как охраняет у нас природу?»

Воспитательная работа была связана со всеми видами детской деятельности: рисовали деревья в лесу, насекомых на лугу, рыб в море, делали  поделки из природного материала. Детям было интересно, что же  может получиться из простой шишки, из коряги, из скорлупы грецкого ореха.

·   С самого начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе.. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке я учила детей видеть прекрасное, показывала, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Частые экскурсии по территории детского сада обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми.

Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчисленные «Почему?» и «Зачем?».И ответы находили опытным путем. А мне позволили следить за детскими проявлениями во время общения с природой. Это мы, взрослые, знаем, как она оскудела и обнищала, а малыши, вырвавшись в лес, где трава им по плечи, где цветы и бабочки перепутались в глазах, не знают об этом. И, слава Богу, они не сразу узнают то, что уже печалит нас. Пусть сначала научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери.

Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание узнать дома хотя бы по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями! а меня больше радовало что, используя полученные знания, ребята особенно старались проявить заботу о животных и растениях.

На занятиях, основной моей задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей окажется просто невозможное полноценное экологическое воспитание. Систематизируются знания об объекте (строение, особенности, что помогает жить? Как защищается, чем питается). В старшей группе я стала показывать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плохо.  Природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода). В ходе этих занятий рассказываю детям о бедах о бедах атмосферы и что этим бедам способствует.

При планировании недели «Растения зимой, весной  и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, поэкспериментировать о приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы разносились их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут разноситься ветром, а плоды липы, березы, клена могут. Какое значение для леса играют грибы?

 При планировании недели «Насекомые и птицы нашего края» отмечаем черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще задолго до исчезновения корма? Как же они узнают о приближении голодного времени?  Оказывается,  они замечают, что к осени  дни становятся короче и это служит им сигналом к отлету.

 При планировании недели  «Дикие животные» — продолжаем  формирование представления о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых цепочках. Чтобы дети лучше представляли себе пищевые связи в природе, использую схемы (модели): изображения животных и растений, а между ними стрелки. Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой» Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом – насекомые, зимой – семена хвойных). Рассматриваем строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы, если есть корм. При этом закладывается представление о (взаимосвязях) взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температура окружающей среды.

При планировании недели  «Насекомые и птицы весной» показываю, что деление насекомых на вредных и полезных является не верным. Учу детей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не погибло от руки человека зря!

Когда рассказываю что такое лес, луг; где кто живет, обязательно обращаю внимание на то, какой этаж занимает объект. А на занятиях из серии «Ждут помощи», «Спасены человеком» — знакомлю детей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми нашего региона. Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу и самих относиться к природе бережно.

Вот некоторые эксперименты, которые имели место быть в моей работе:

- Наблюдение за мелкими лужами, которые быстрее высыхают, вода в них испаряется    быстрее,       чем в  глубоких.

          -Состояние почвы в зависимости от температуры и погодных условий»:

         полить землю, как будто прошёл дождь, она потемнела, стала мокрой, холодной,

         липкой. На солнце земля сухая, светло-коричневая, рассыпчатая, тёплая

 -Потребность растений в воде»:  что станет с растением, если его не поливать –

оно постепенно начнёт засыхать.

  -Защитное приспособление бабочки»: наблюдали за бабочкой, которая летит и

которая сидит. На вопрос «Почему бабочка, которая сидит, складывает свои

 крылья?» дети давали такие ответы: ей так удобно; чтобы она не упала.  И мой

 следующий вопрос «Когда ее лучше видно?» уже помог им мыслить в нужном

направлении.  Мы проделали следующий опыт: вырезанные из бумаги крылья

 бабочки сложить вертикально и распахнуть – птицам сверху видны бабочки с

 распахнутыми крыльями, а не бабочки, которые сидят с вертикально поднятыми

 вверх крылышками.

   -Упорный муравей: на пути следования цепочки муравьёв положить

 препятствия (щепочки, веточки). Что же они будут делать? Версии детей:

 поползут обратно, ничего не будут делать – будут отдыхать, перелезут через

веточку. Муравьи с упорством  переползали через них и возвращались  на свою

 тропинку. Вот так подтвердилась одна из версий.

    -Какого цвета солнечный зайчик? Конечно, белого, прозрачного, даже

 блестящего – говорили  дети. На мой вопрос «Может ли солнечный зайчик быть

 зеленым? Синим? Красным?», ответы были категоричными – нет! Сколько было

 удивления и восторга, когда мы поймали солнечного зайчика, у которого были

 все цвета радуги!

    -Опыт с сахаром: положили на землю кусочек сахара и наблюдали, кто первым

 его заметит? Птицы? Насекомые? Все предполагали, что насекомые. Кто

 именно? (бабочки, жуки, муравьи, даже улитки). Оказалось, что муравьи! Что же

 они будут делать? Версии детей: съедят, прилипнут лапками, позовут других.

Мы стали наблюдать. За несколько минут сахар от муравьев стал черным! Дети

ликовали: вроде все версии правильные: муравьев много – они едят сахар,

 муравьев много – они позвали других, муравьев много – они в нему прилипли.

Но когда мы заметили, что сахар начал двигаться, дети были удивлены, что

 муравьи такие маленькие, но такие сильные и дружные. Они облепили сахар и

 старались отнести в муравейник, так как любят сладкое.

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Оно является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

C:\Users\123\Desktop\i (3).jpg

C:\Users\123\Desktop\909212.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект в детском саду: особенности организации и продуктов проектной деятельности (из опыта работы)

Экологический информационно-исследовательский  проект в ДОУ «От зёрнышка, до каравая».Вид проекта: информационно-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосроч...

Распространения опыта работы : "Познание окружающего мира детей дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности"

Представлен опыт работы по созданию макетбука с целью формирования у детей знаний о цикличности явлений природы, времен года[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17149355","attributes":{"...

«Взаимодействие детей с окружающей природой через организацию работы в исследовательской лаборатории группы»

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателе...

Программа по самообразованию «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством организации элементарных опытов с объектами неживой природы»

Данная программа направлена на овладение профессиональными компетенциями по вопросам развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста на основе проведения элементарных опытов с ...

Доклад Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающей природой

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он зна...

«Повышение познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

В статье рассказано о пользе и необходимости экспериментальной деятельности в работе с детьми....