Проект "Формирование гибких компетенций в детском саду"
учебно-методический материал (средняя группа)
Проект "Формирование гибких компетенций в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_formirovaniya_gibkih_kompetentsiy_dlya_detey_d.docx | 28.55 КБ |
dorozhnaya_karta.docx | 12.86 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону « Детский сад № 99»
ПРОЕКТ
Формирования гибких компетенций для детей дошкольного возраста (SOFT SKILLS)
( дети от 3 до 7 лет)
Составила воспитатель
Кришталева Л. Н.
г. Ростов-на-Дону
2023-2024 уч.г
Актуальность реализации проекта:
На сегодняшний день мы наблюдаем то, что наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию в работе педагога с детьми, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса.
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель.
По мнению Ф. Фребеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. Фридрих Фребель создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фребеля».
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте.
Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка.
Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов так называемые «Дары Фребеля». Детские сады Фребеля были ориентированы на гармоничное развитие ребенка, в них создавалась особая развивающая атмосфера, приветствовалась свобода общения педагога и ребенка, а обучение было построено на практических играх-занятиях с учетом возрастных особенностей детей.
При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения.
Использование этих материалов в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия математики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики.
Гипотеза.
Мы полагаем, что использование в образовательном процессе с детьми младшей группы игрового набора «Дары Фребеля» в разных видах детской деятельности - познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой будет способствовать положительной динамике развития детей младшего дошкольного возраста. Если дети познакомятся и научатся использовать в игровой деятельности «Дары Ф.Фребеля», то смогут самостоятельно организовывать свою игровую деятельность с игровыми наборами по образовательным областям.
Цели нашей работы.
- Развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фребеля».
- Накопление у детей раннего возраста представлений о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
- Научить воспитанников самостоятельно организовывать свою игровую деятельность с игровым набором «Дары Фрёбеля».
Задачи.
Обучающие:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
- Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развитие логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, интерес к познавательной деятельности.
- Способствовать обогащению активного словаря, формированию грамматически правильного строя речи.
- Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к участникам игр, взаимопомощь.
- Воспитывать любознательность, интерес к игровой деятельности детей.
Основной принцип: интеграция образовательных областей.
Методы и приёмы:
- Настольные, дидактические игры.
- Познавательные беседы.
- Продуктивная деятельность.
Планируемые результаты:
Для детей.
- Дети расширяют представления об окружающем мире.
- Умеют пользоваться карточками-схемами к играм.
- Используют в самостоятельной игровой деятельности «Дары Ф.Фребеля», игровыми наборами.
- Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
- Развивается умение логически мыслить, находить выход из проблемной игровой ситуации.
- Развивается интерес к познавательной деятельности.
- Формируется уважительное отношение к участникам игр.
Для педагога:
- Пополнение предметно-развивающей среды настольными играми «Дары Ф.Фребеля»
- Привлечение родителей к совместной деятельности.
Для родителей:
- Взаимодействие со своими детьми в ходе совместной игровой деятельности.
- Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах «Организации игровой деятельности с детьми».
Продукты проекта:
- Оформленный проект.
- Презентация «Занимательные игры с игровым набором «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в образовательной деятельности педагога-психолога с детьми дошкольного возраста»
- Картотека игр с «Дарами Ф.Фребеля».
Обеспечение:
Для детей:
«Дары Ф.Фребеля».
Карточки-схемы к играм.
Иллюстрации, картинки.
Для педагога:
Литература: Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
Этапы реализации проекта
Наименование мероприятия | Исполнитель | Сроки |
Подготовительный этап | ||
На данном этапе мы провели следующую работу:
| Воспитатель | |
Практический этап | ||
| Воспитатель | |
Обобщающий этап | ||
| Воспитатель |
Методическое обеспечение программы:
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».
4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».
5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».
7. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
Дорожная карта реализации проекта
Формирования гибких компетенций для детей дошкольного возраста (SOFTSKILLS)
«Дары Фрёбеля»
№ | Тема занятия | Цель занятия | Срок проведения | Ответственный |
1 | Вводное занятие. | Знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков. | Воспитатель | |
2 | Знакомство с геометрическими фигурами. | Развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений, зрительно-моторной координации, наблюдения и образного мышления. | Воспитатель | |
3. | Знакомство с палочками. | Развитие зрительного восприятия, нахождение отличий палочек разной длины. | Воспитатель | |
4 | Обобщение, закрепление пройденного материала. | Расширение кругозора, развитие воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности. | Воспитатель | |
5 | Итоговое занятие. | Знакомство с основами композиции, развитие общения со сверстниками. | Воспитатель |
Дорожная карта по реализации проекта
Формирования гибких компетенций для детей дошкольного возраста (SOFTSKILLS) с родителями
«Дары Фрёбеля»
Цель: Углубить знание родителей в познавательной деятельности дошкольника по ознакомлению с набором «Дары Фребеля». Привлечь родителей к активному сотрудничеству в ДОУ.
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Сообщение к совету родителей на тему: «Значение познавательной деятельности для детей с «Дарами Фребеля» |
Октябрь | Устный педагогический журнал: « Приобретении игрового набора «Дары Фребеля |
Ноябрь | Консультация «Дары Фребеля - использование сегодня» |
Декабрь | Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательной игровой деятельности с «Дарами Фребеля» |
Январь | Рекомендации для родителей по внедрению дидактического пособия «Дары Фребеля» в познавательную деятельность ребенка |
Февраль | Буклет» «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников» |
Март | «Дары Фребеля, первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста» |
Апрель | Фотоотчёт на тему: Мы и игровой набор «Дары Фребеля» |
Май | Сообщение к совету родителей на тему «Наши успехи и достижения в работе с «Дарами Фребеля» |
Приложение № 2
Картотека примерных игр с использованием игрового набора
«Дары Фрёбеля»
Фридрих Фребель считал, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая ждет соответствующего обучения для достижения своих потенциальных возможностей. Он верил, что игровые материалы – важные средства образования, которые могут способствовать развитию внутренних потребностей детей. Фридрих Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей.
Все эти образовательные материалы помогут детям понять значение части и целого, индивидуальности и взаимодействия и предоставят детям возможность понять общество, в котором они живут, по мере их взросления.
Материалы Фридриха Фребеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами.
Цель педагога при работе с этими материалами: познакомить детей, с каким-либо конкретным материалом Фридриха Фребеля. Изложить принципы совместной работы с материалами в группе. Научиться слушать друг друга и учиться друг у друга.
Примеры занятий/игр:
1. Мячик и мячики.
Рекомендуемый возраст: от 1 года
Основная цель: обучать детей наблюдать за предметами и сравнивать их. Развитие сенсорных ощущений. Распознавание различных цветов.
2. Мячики идут домой (схватывание пятью пальцами).
Рекомендуемый возраст: от 1 года.
Основная цель: развитие сенсорных ощущений, знание различных цветов, развитие моторики, зрительно-моторной координации.
В ходе игры дети опускают мячи в емкость с широким горлышком (Держа за сам мяч или за шнурок)
3. Один и много.
Рекомендуемый возраст: 36 мес. и больше
Основная цель: развитие понимания «один, мало, много», «тяжелый, легкий»
4. Одинаковое ли количество.
Рекомендуемый возраст: 2 года и больше.
Основная цель: развитие способности поднимать руки вверх горизонтально. Обучение детей способу сравнения предметов. Познакомить детей с числами 1,2, 3,4.
5. Соответствующие цвета.
Рекомендуемый возраст: от 2 лет.
Основная цель: развитие способности наблюдать. Знакомство детей с различными цветами и нахождение соответствующих этим цветам мячиков.
6. Что это?
Рекомендуемый возраст: 2-4 года.
Основная цель: познакомить детей с кубом, цилиндром и шаром, способствовать развитию наблюдения, мелкой моторики и воображения.
7. Гоночные автомобили
Рекомендуемый возраст: 2-4 года.
Основная цель: развитие наблюдения, умения увидеть сходства и отличия шара, куба и цилиндра. Научить детей воспринимать свойства шара, куба и цилиндра.
8. Вращение и изменение
Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.
Основная цель: развитие способности оперировать предметами, развитие зрительно-моторной координации, наблюдения и образного мышления.
9. Верные друзья куба.
Основная цель: развитие зрительно-моторной координации, знакомство со свойствами куба, его внутренним строением
10. Разрежь на равные части.
Основная цель: понимание соотношения частей. Знакомство с числами. Знакомство со свойствами куба.
11. Последовательности
Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.
Основная цель: изучение различных фигур и цветов и сортировка фигур одного цвета в одном месте
12. Расстановка цветных палочек.
Рекомендуемый возраст: 3-5 лет
Основная цель: развитие восприятия, нахождение отличий палочек разной длины
13. Круг
Рекомендуемый возраст: 3-6 лет
Основная цель: познакомить детей с кругом. Развить их способность фокусировать внимание.
14. Полукруги
Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.
Основная цель: познакомить детей с полукругами и связями между дугами и линиями.
15. Кольца
Рекомендуемый возраст: 3-6 лет.
Основная цель: развитие мышления и креативных способностей, знакомство с понятиями «линии» и «дуги»
16. Разноцветные насекомые
Рекомендуемый возраст: 3-5 лет
Основная цель: познакомить с различными цветами, выложить фигуры в один ряд.
Предварительный просмотр:
Дорожная карта по реализации проекта
Формирования гибких компетенций для детей дошкольного возраста (SOFTSKILLS) с родителями
«Дары Фрёбеля»
Цель: Углубить знание родителей в познавательной деятельности дошкольника по ознакомлению с набором «Дары Фребеля». Привлечь родителей к активному сотрудничеству в ДОУ.
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Сообщение к совету родителей на тему: «Значение познавательной деятельности для детей с «Дарами Фребеля» |
Октябрь | Устный педагогический журнал: « Приобретении игрового набора «Дары Фребеля |
Ноябрь | Консультация «Дары Фребеля - использование сегодня» |
Декабрь | Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательной игровой деятельности с «Дарами Фребеля» |
Январь | Рекомендации для родителей по внедрению дидактического пособия «Дары Фребеля» в познавательную деятельность ребенка |
Февраль | Буклет» «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников» |
Март | «Дары Фребеля, первые дидактические материалы для детей дошкольного возраста» |
Апрель | Фотоотчёт на тему: Мы и игровой набор «Дары Фребеля» |
Май | Сообщение к совету родителей на тему «Наши успехи и достижения в работе с «Дарами Фребеля» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности инновационной деятельности старшего воспитателя в повышении педагогической компетенции педагогов детского сада
«Возможности инновационной работы в кадровой политике дошкольного учреждения».МБДОУ детский сад № 401 Ст.воспитатель Щурова Н.С. Эксперимент...
План 3-х дневных каникул с гибким режимом дня для второй младшей группы детского сада
План 3-х дневных каникул с гибким режимом дня для второй младшей группы детского сада...
План 3-х дневных каникул с гибким режимом дня для старшей группы детского сада (в зависимости от погоды).
quot;Мы принимаем гостей"понедельник7-00 -детей встречает Буратино(кукла)8-00 -приглашаем Буратино посмотреть утреннюю зарядку8-25 -гигиенические процедуры8-30-научим гостя кушать8-55-игра на ра...
План 3-х дневных каникул с гибким режимом дня для старшей группы детского сада (в зависимости от погоды).
План 3-х дневных каникул с гибким режимом дня для старшей группы детского сада (в зависимости от погоды).“Мы принимаем гостей”Понедельник.7–00 – детей встречает Буратино (кукла...
презентация на тему: "Lego -конструктор, как одно из условий формирования гибких компетенций в образовательном процессе у дошкольников".
Одной из активно внедряемых современных технологий, являются LEGO – технология, позволяющая формировать такие компетенции как:- технологическая;- информационная;- социально-коммуникативная...
Программа дополнительного образования по развитию "гибких" компетенций (soft skills) у детей 3-5 лет
Программа включает в себя 4 раздела:· Эффективное мышление;· Уверенность в себе;·...
Повышение уровня информационно-коммуникативной компетенции педагогов детского сада
В настоящее время происходит модернизация системы дошкольного образования, в процессе которой идет активное внедрение инноваций в учебно-образовательный процесс дошкольных образовательных организаций....