Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
методическая разработка (младшая группа)
В жизни каждого ребенка происходит немало адаптационных периодов и один из них - привыкание к детскому саду. Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается малыш. В период адаптации, необходимо создать ребенку такие условия, которые позволяли бы включить его в активную и интересную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
В жизни каждого ребенка происходит немало адаптационных периодов и один из них - привыкание к детскому саду. Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается малыш. В период адаптации, необходимо создать ребенку такие условия, которые позволяли бы включить его в активную и интересную деятельность.
Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, а как говорил известный педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Самая лучшая игрушка для детей — это кучка песка!»
«Волшебный песок» как раз тот вид деятельности, который отвечает указанным условиям. Играя с песочком, ребенок может позволить себе быть собой, творить, фантазировать; выражать в самой естественной для него форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и досаду, волнения и мечты. Песочница с кинетическим песком - одна из эффективных форм работы в ДОУ.
Именно поэтому, использование игровой деятельности в кинетической песочнице, один из методов, формирующих всестороннее развитие ребенка: эстетическое развитие, развитие творческих способностей, мышления, речи. Кроме того, такие игры позволяют сохранять и укреплять психологическое здоровье ребенка. По мнению Карла Густава Юнга, «игра в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». Иными словами, песочная терапия — это невербальная форма психотерапии.
Для помощи детям раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОУ можно использовать методическое пособие «Веселый песок»:
Цель: формирование и развитие познавательной активности и познавательного интереса детей раннего возраста с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей в процессе игровой деятельности с кинетическим песком.
Задачи:
- Способствовать ознакомлению детей раннего возраста с элементарными представлениями о свойствах песка.
- Формировать у детей простейшие навыки и приемы конструирования, игр на песке с использованием природного и бросового материалов, игрушек-миниатюр, разнообразных формочек.
- Способствовать развитию тонких тактильных ощущений, мелкой моторики.
- Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов – названий предметов, разнообразным действиям с ними.
- Способствовать быстрому установлению доверительных отношений между ребенком и воспитателем;
- Снизить высокий уровень психического напряжения;
- 7.Способствовать освоению ребенком норм и правил поведения в группе и в общении с другими детьми;
- 8.Развивать познавательные функций (воспитание, внимание, память, мышление), а также речи.
Для организации игр с песком потребуются материал; лопатки, стеки разнообразные пластиковые формочки разной величины: геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста; штампы. Бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы, бусины. Большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих окружающий мир. Это:
животные и птицы (домашние, дикие)
обитатели водного мира (разнообразные рыбы, крабы);
деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака.
Игра 1. Знакомство с песком.
Педагог просит дотронуться детей до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно, сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу.
Игра 2. «Дождик из песка»
Педагог предлагает детям взять песок в кулачок, поднять над песочницей и сыпать песок. Сначала медленно, а затем быстро, из своего кулачка в песочницу, потом сыпать песок на ладонь «взрослого», на свою ладонь.
Игра 3. «Следы животных»
Предложить детям оставить на песке отпечатки своих пальчиков или ладоней, так же можно предложить показать, как:
-«Идут медвежата» — кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.
-«Прыгают зайцы» —кончиками пальцев ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
-«Бегут жучки-паучки» —двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом -«жучки здороваются»).
Игра 4. «Найди игрушку»
Педагог: Игрушки хотят поиграть с Вами в прятки. Дети закрывают глазки, педагог прячет игрушку в песке, произносит слова: "Открываются глаза, начинается игра», дети должны найти их в песке.
Игра 5. «Готовим печенья»
Для этой игры можно использовать различные формы для выпечки или специальные формочки для игр с песком или тестом для лепки, различные скалки. Деткам можно предложить раскатать песок как тесто, при помощи форм-вырубок испечь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек. (Приложение 4)
Игра 6. «Лепим из кинетического песка»
Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками.
Можно предложить детям при помощи формочек вылепить различные фигурки и изучать их с ребенком.
Игра 7. «Угадайка»
На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра. Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе и попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие.
Игра 8. «Кто выше»
У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, а с другой стороны, как только давление сверху достигает определенного предельного веса - постройка рушится. Соответственно, можно использовать это свойство песка для игры, построив башню и наблюдать с детьми, как она медленно рассыпается на части.
Такие игры, несомненно, вызывают положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. Во время игры может звучать спокойная музыка, а может царить полная тишина в зависимости от настроя группы. Даже самые застенчивые и молчаливые дети во время первой встречи проявляют довольно бурные эмоции. Работа с кинетическим песком дает возможность оптимизировать эмоциональный фон ребенка, гармонизирует психо-эмоциональное состояние, развивает познавательные процессы, творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки, а следовательно, способствует успешной адаптации к условиям ДОУ.
Список литературы и Интернет-ресурсы:
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: 2007.
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПБ.: 2008.
- Сапожников О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: 2015.
- Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб.: 2007.
- Что такое кинетический песок и его общие характеристики? http://klubmama.ru/sovety-roditelyam/detskie-veshhi/kineticheskij-pesok.html
Игры с кинетическим песком для детей http://happykids.world/igryi-s-kineticheskim-peskom-dlya-detey
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Сообщение из опыта работы во второй группе раннего возраста....
Детский фольклор как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Педагоги и родители обеспокоены тем, чтобы ребёнок, входящий в мир, стал успешным. В этом сложн...
«Волшебный песок» как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
laquo;Волшебный песок»как средство успешной адаптации детей раннего возрастак условиям ДОУ...
Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
В жизни каждого ребенка происходит немало адаптационных периодов и один из них-привыкание к детскому саду. Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается малыш. В период а...
«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
laquo;ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ...
Применение сенсорных дидактических игр как средства успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Применение сенсорных дидактических игр как средства успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада...
ИГРЫ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
В материалах описывается работа по сенсорному развитию детей 1и 2 группы раннего возраста. Которая помогает успешно пройти период адаптации к детскому саду....