«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
методическая разработка (младшая группа)

«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_pesok.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Детский сад — это ступень социализации ребенка, это первый опыт общения с большим количеством новых людей. Как правило, ребенок привыкает находиться в ограниченном коллективе родственников и знакомых, которых он знает. Смена окружения, быта, условий, режима могут повлечь сложности в адаптации к детскому саду. Смысл адаптационного периода в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации менее болезненным для ребенка и более интенсивным, быстрым, чтобы этот процесс не смог нарушить психическое и психологическое здоровье ребенка.

Важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему. На основании этого нами была поставлена цель и определены следующие задачи.

Цель: Внедрение инновационных технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

 Задачи:

  • способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений со сверстниками, с окружающими взрослыми;
  • способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;
  • способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;
  • обеспечивать комфортные условия пребывания в ДОУ, тем самым сократить период адаптации к условиям ДОУ;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность по адаптации ребенка к условиям ДОУ.

В жизни каждого ребенка происходит немало адаптационных периодов, и один из них-привыкание к детскому саду. Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается малыш. В период адаптации, необходимо создавать ребенку такие условия, которые позволяли бы включить его в активную и интересную деятельность.

Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, а как говорил известный педагог Константин Дмитриевич Ушинский- «Самая лучшая игрушка для детей- это кучка песка!»

На наш взгляд, «волшебный песок» как раз тот вид деятельности, что и отвечает указанным условиям. Играя с песочком, ребенок может позволить себе просто быть: быть собой, творить, фантазировать; выражать в самой естественной для него форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и досаду, волнения и мечты. Песочница-волшебница с кинетическим песком действительно оказалась одной из эффективных форм работы в ДОУ.(Приложение 1)

Кинетический песок — это потрясающая игрушка для детского творчества, это такой материал, частички которого как бы прилипают друг к другу, поэтому работать с ним очень удобно и приятно. Это намного интереснее, чем играть с обычным песком, глиной или пластилином. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но, в то же время, он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Работа с ним обладает целым рядом положительных моментов: простота; эстетичность; пластичность; безопасность и экологичность. Кинетический песок состоит на 98 % из обычного кварцевого песка и на 2 % из силиконового полимера, который применяют в пищевой промышленности как добавку Е 900.

Таким образом, он является полностью безопасным при использовании. Именно поэтому в своей работе мы решили использовать игры в кинетической песочнице, как один из методов, формирующих всестороннее развитие ребенка: эстетическое развитие, развитие творческих способностей, мышления, речи. Кроме того, такие игры позволяют сохранять и укреплять психологическое здоровье ребенка. По мнению Карла Густава Юнга, «игра в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». Иными словами, песочная терапия — это невербальная форма психотерапии.

В период адаптации ребенка в детском саду игры с песком способствуют:

  • быстрому установлению доверительных отношений между ребенком и воспитателем;
  • снижению высокого уровня психического напряжения;
  • развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики;
  • освоению ребенком норм и правил поведения в группе и в общении с другими детьми;
  • более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций (воспитание, внимание, память, мышление), а также речи.

Для помощи детям раннего дошкольного возраста в адаптации к условиям ДОУ мы проводили следующие игры:

Игра 1. Знакомство с песком.

Педагог просит дотронуться детей до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно, сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу.(Приложение2)

Игра 2. «Песочный дождик»

Педагог предлагает детям взять песок в кулачок, поднять над песочницей и сыпать песок. Сначала медленно, а затем быстро, из своего кулачка в песочницу, потом сыпать песок на ладонь «взрослого», на свою ладонь.

Игра 3. «Необыкновенные следы»

Предложить детям оставить на песке отпечатки своих пальчиков или ладоней, так же можно предложить показать, как:

-«Идут медвежата» — кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.

-«Прыгают зайцы» —кончиками пальцев ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

-«Бегут жучки-паучки» —двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом -«жучки здороваются»).(Приложение3)

Игра 4. «Песочные прятки»

Педагог: Игрушки хотят поиграть с Вами в прятки. Дети закрывают глазки, педагог прячет игрушку в песке, произносит слова -«Открываются глаза, начинается игра», дети должны найти их в песке.

Игра 5. Готовим печенья и кексики

Для этой игры можно использовать различные формы для выпечки или специальные формочки для игр с песком или тестом для лепки, различные скалки. Деткам можно предложить раскатать песок как тесто, при помощи форм-вырубок испечь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек. (Приложение 4)

Игра 6. Лепим из кинетического песка

Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками.

Можно предложить детям при помощи формочек вылепить различные фигурки и изучать их с ребенком. (Приложение 5)

Игра 7. Угадайка

На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра. Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе и попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие.

Игра 8. Кто выше.

У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, а с другой стороны, как только давление сверху достигает определенного предельного веса-постройка рушится. Соответственно, вы можно использовать это свойство для игры, построив башню наблюдать с детьми, как она медленно рассыпается на частицы.

Такие игры несомненно, вызывают положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. Во время игры может звучать спокойная музыка, а может царить полная тишина-в зависимости от настроя группы. Даже самые застенчивые и молчаливые дети во время первой встречи проявляют довольно бурные эмоции.

Использование техники работы с кинетическим песком в работе с детьми-дошкольниками дает возможность: оптимизировать эмоциональный фон, справиться с травматическими переживаниями, гармонизировать психоэмоциональное состояние; формировать установку на положительное отношение к себе; способствовать успешной адаптации; развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение); развивать творческий потенциал; сформировать коммуникативные навыки; тренировать мелкую моторику рук.

Таким образом, при применении песочной терапии наблюдается положительная динамика в развитии детей раннего дошкольного возраста, а также большое значение имеет сохранение психологического здоровья ребенка, оказываемое на него при использовании метода кинетической песочницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский фольклор как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Педагоги и родители обеспокоены тем, чтобы ребёнок, входящий в мир, стал успешным. В этом сложн...

«Волшебный песок» как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

laquo;Волшебный песок»как средство успешной адаптации детей раннего возрастак условиям ДОУ...

Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

В жизни каждого ребенка происходит немало адаптационных периодов и один из них-привыкание к детскому саду. Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается малыш. В период а...

Применение сенсорных дидактических игр как средства успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Применение сенсорных дидактических игр  как средства успешной адаптации  детей раннего возраста к условиям детского сада...

ИГРЫ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

В материалах описывается работа по сенсорному развитию детей 1и 2 группы раннего возраста. Которая помогает успешно пройти период адаптации к детскому саду....

Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

В жизни каждого ребенка происходит немало адаптационных периодов и один из них - привыкание к детскому саду. Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается малыш. В период...