«Волшебный песок» как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
методическая разработка (младшая группа)
«Волшебный песок»
как средство успешной адаптации детей раннего возраста
к условиям ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_pesok.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебный песок»
как средство успешной адаптации детей раннего возраста
к условиям ДОУ
Детский сад — это ступень социализации ребенка, это первый опыт общения с большим количеством новых людей. Как правило, ребенок привыкает находиться в ограниченном коллективе родственников и знакомых, которых он знает. Смена окружения, быта, условий, режима могут повлечь сложности в адаптации к детскому саду. Смысл адаптационного периода в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации менее болезненным для ребенка и более интенсивным, быстрым, чтобы этот процесс не смог нарушить психическое и психологическое здоровье ребенка.
Важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему. На основании этого нами была поставлена цель и определены следующие задачи.
Цель: Обеспечение успешности социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством использования игр с кинетическим песком.
Задачи:
- способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений со сверстниками, с окружающими взрослыми;
- способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;
- способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;
- обеспечивать комфортные условия пребывания детей в ДОУ;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность по адаптации ребенка к условиям ДОУ.
В жизни каждого ребенка происходит немало адаптационных периодов, и один из них-привыкание к детскому саду. Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается малыш. В период адаптации, необходимо создавать ребенку такие условия, которые позволяли бы включить его в активную и интересную деятельность.
Ещё известный педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Самая лучшая игрушка для детей - это кучка песка!»
Играя с песочком, ребенок может позволить себе просто быть собой, творить, фантазировать; выражать в самой естественной для него форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и досаду, волнения и мечты. Песочница-волшебница с кинетическим песком действительно оказалась одной из эффективных форм работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.
Кинетический песок — это потрясающая игрушка для детского творчества, это такой материал, частички которого как бы прилипают друг к другу, поэтому работать с ним очень удобно и приятно. Это намного интереснее, чем играть с обычным песком, глиной или пластилином. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но, в то же время, он мягкий и пушистый, и протекает сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Работа с ним обладает целым рядом положительных моментов: простота; эстетичность; пластичность; безопасность и экологичность. Кинетический песок состоит на 98 % из обычного кварцевого песка и на 2 % из силиконового полимера, который применяют в пищевой промышленности как добавку Е 900.
Таким образом, он является полностью безопасным при использовании. Именно поэтому в своей работе мы решили использовать игры в кинетической песочнице, как один из методов, формирующих всестороннее развитие ребенка: эстетическое развитие, развитие творческих способностей, мышления, речи. Кроме того, такие игры позволяют сохранять и укреплять психологическое здоровье ребенка. По мнению Карла Густава Юнга, «игра в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». Иными словами, песочная терапия — это невербальная форма психотерапии.
В период адаптации ребенка в детском саду игры с песком способствуют:
- быстрому установлению доверительных отношений между ребенком и воспитателем;
- снижению высокого уровня психического напряжения;
- развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики;
- освоению ребенком норм и правил поведения в группе и в общении с другими детьми;
- более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций (воспитание, внимание, память, мышление), а также речи.
Для помощи детям раннего дошкольного возраста в адаптационный период мы проводили следующие комплекс игр с живым песком:
Игра 1. «Знакомство с песком» (Приложение, ФОТО 1)
Цель-снижение психофизического напряжения. Педагог от имени феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:
- Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
- Ребёнок легко /с напряжением/ сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;
- Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
- Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями; Песочек в ответ тоже хочет поздороваться - посыпать на ваши пальчики.
Игра 2. «Песочный дождик» (Приложение, ФОТО 2)
Цель-регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит»:
- Ребёнок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
- Ребёнок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец (называя его), а ребёнок по возможности повторяет. Затем они меняются (ребёнок сыплет песок на пальцы взрослого и по возможности вместе проговаривают названия пальчиков)
Игра 3. «Необыкновенные следы»
Цель-развитие тактильной чувствительности, воображения.
- «Идут медвежата» - ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
- «Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
- «Прыгают зайцы» - ребёнок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
- «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком, руками друг с другом – «жучки здороваются». (Приложение, ФОТО 2)
Игра 4. «Отпечатки рук»
Цель-снижение психофизического напряжения, развитие тактильной чувствительности.
-На ровной поверхности песка ребёнок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
-Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»
Игра 5. «Песочные прятки»
Цель-развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, внимания.
Педагог: Игрушки хотят поиграть с Вами в прятки. Дети закрывают глазки, педагог прячет игрушку в песке, произносит слова -«Открываются глаза, начинается игра», дети должны найти их в песке.
Игра 6. «Готовим печенья и кексики»
Цель-развитие тактильной чувствительности, воображения, творческих способностей. Для этой игры можно использовать различные формы для выпечки или специальные формочки для игр с песком или тестом для лепки, различные скалки. Деткам можно предложить раскатать песок как тесто, при
помощи форм-вырубок испечь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек.
Игра 7. «Лепим фигурки из песка»
Цель-развитие восприятия, творческих способностей, мелкой моторики рук. Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками.
Можно предложить детям при помощи формочек вылепить различные фигурки и изучать их с ребенком. (Приложение, ФОТО 3)
Игра 8. «Угадайка»
Цель-развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, внимания. На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра. Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе и попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие. (Приложение, ФОТО 4)
Игра 9. «Кто выше»
У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, а с другой стороны, как только давление сверху достигает определенного предельного веса-постройка рушится. Соответственно, вы можно использовать это свойство для игры, построив башню наблюдать с детьми, как она медленно рассыпается на частицы.
Игра 10. «Норки-холмики»
Цель-снижение психофизического напряжения, развитие тактильной чувствительности. Ребёнок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.
Такие игры несомненно, вызывают положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями. Во время игры может звучать спокойная музыка, а может царить полная тишина-в зависимости от настроя группы. Даже самые застенчивые и молчаливые дети во время первой встречи проявляют довольно бурные эмоции.
Использование техники работы с кинетическим песком в работе с детьми-дошкольниками дает возможность: оптимизировать эмоциональный фон, справиться с травматическими переживаниями, гармонизировать психоэмоциональное состояние; формировать установку на положительное отношение к себе; способствовать успешной адаптации; развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение); развивать творческий потенциал; сформировать коммуникативные навыки; тренировать мелкую моторику рук.
Таким образом, при применении песочной терапии наблюдается положительная динамика в развитии детей раннего дошкольного возраста, а также большое значение имеет сохранение психологического здоровья ребенка, оказываемое на него при использовании метода кинетической песочницы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Сообщение из опыта работы во второй группе раннего возраста....
Детский фольклор как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Педагоги и родители обеспокоены тем, чтобы ребёнок, входящий в мир, стал успешным. В этом сложн...
Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
В жизни каждого ребенка происходит немало адаптационных периодов и один из них-привыкание к детскому саду. Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается малыш. В период а...
«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
laquo;ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ...
Применение сенсорных дидактических игр как средства успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Применение сенсорных дидактических игр как средства успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада...
Игровая деятельность как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
В статье представлена общая характеристика адаптационного периода в раннем дошкольном возрасте, дано понятие адаптации и игры. Определены основные задачи игры в период адаптации детей раннего дошкольн...
ИГРЫ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
В материалах описывается работа по сенсорному развитию детей 1и 2 группы раннего возраста. Которая помогает успешно пройти период адаптации к детскому саду....