«Развитие музыкально-ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием ритмо-техники «Телесная - перкуссия»
методическая разработка (подготовительная группа)
Методическая разработка
«Развитие музыкально-ритмических способностей у детей
старшего дошкольного возраста
с использованием ритмо-техники
«Телесная - перкуссия»
Автор – составитель:
Музыкальный руководитель
Ковальчук Анастасия Алексеевна
ст. Петровская
2024 г.
Содержание
- Аннотация …………………………………………………………………...……...5
- Пояснительная записка ………………………………………………………...…..5
- Основная часть…………………………………………………………………..….7
- История создания технологии «Телесная перкуссия»…………………….….7
- Приемы работы с детьми в технике телесная перкуссия……………………...8
- Телесная перкуссия и музыкально-ритмические упражнения………………………………………………………………...9
- Телесная перкуссия и слушание музыки………………………............. 10
- Телесная перкуссия и игра на детских музыкальных инструментах…11
- Телесная перкуссия и пение, песенное творчество……………………………………………………………..…..11
- Телесная перкуссия и танцевально-игровое,
танцевальное творчество…………………………………………………11
- Заключение………………………………………………………………………...12
- Список используемой литературы……………………………………………….13
- Приложение ……………………………………………………………………….14
- Аннотация
Предназначается музыкальному руководителю, воспитателю, учителю – логопеду, психологу в индивидуальной и коллективной работе с детьми.
В данной методической рекомендации рассматривается значимость использования техники «телесная перкуссия» на занятиях и в режимных моментах с целью развития у детей дошкольного возраста чувства ритма.
- Пояснительная записка
«Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию,
у нас изменяется душевное настроение»
Аристотель
В соответствии с ФГОС ДО, музыкальная деятельность детей реализуется в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», притом с опорой на специфически детские виды деятельности (прежде всего – игру и творчество).
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, речь, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Именно музыка, как никакой другой вид искусства, способна воздействовать на эмоциональную сферу человека, обращаясь к слуху, стимулировать его двигательную, речевую, творческую активность. Таким образом, музыкальный руководитель, наряду с традиционными задачами музыкального воспитания, должен ставить перед собой дополнительные, специальные задачи. Одной из таких задач для меня является развитие чувства ритма.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени и является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой жизненный процесс, и в этом процессе ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития. Именно через ритм, как одной из форм общественного сознания, происходит естественное овладение различными видами двигательной деятельности.
Развитие ритма приводит нас к понятию – чувство музыкального ритма. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Так, плохое восприятие ритмической структуры резко тормозит формирование речи в раннем возрасте. Если чувство ритма не совершенно, то речь невыразительна и слабо интонирована. Дошкольник говорит примитивно, используя отрывочные высказывания
Исходя из выше сказанного, я пришла к выводу, что именно такая технология, как телесная перкуссия, в своей доступной, понятной и интересной форме, может помочь в развитии чувства ритма дошкольников. На музыкальном занятии она может принимать самые разные формы, включаться во все виды музыкальной деятельности.
Музыкально-ритмическое чувство развивается быстрее в процессе двигательной деятельности. А техника «телесная перкуссия» помогает ребенку не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя. Это техника владения своим телом как «музыкальным инструментом». Все звуки тела: хлопки, шлепки по коленям, груди, щелканье пальцами можно по-разному комбинировать, получается своего рода «оркестровка», уникальная в каждом новом случае. Занимаясь такими упражнениями, развивается творческий потенциал ребенка, возможность сочинять, придумывать что-то свое, тренируется память и внимание.
Телесная перкуссия действует в трех областях:
- на физическом уровне они стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие
- на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом
- в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Уникальность техники состоит в том, что используется инструмент, который есть у каждого, то есть тело.
Инструмент не требует настройки и хорошо привлекает внимание детей. В связи с этим можно сказать, что телесная перкуссия является одной из перспективных техник в развитии чувства ритма у дошкольников.
Цель: развивать чувство ритма у дошкольников.
Задачи:
- Развивать творческий потенциал, способствовать раскрепощению и самовыражению детей;
- Улучшать координацию движений, развивать память, внимание;
- Развивать интерес и стимулировать применение телесной перкуссии в повседневной жизни;
- Развивать социально-коммуникативные навыки.
Предполагаемый результат:
-развиваются познавательные процессы, зрительно-моторная координация, воображение, ритмические способности
- развивается речь - формируется навык самовыражения
- развиваются социально-коммуникативные навыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 2.75 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ.
В статье рассказывается о необходимости знакомства детей с русским народным творчеством и о влиянии его на формирование музыкальных способностей детей....
"Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ"
В статье говорится о влиянии русской народной культуры на развитие музыкальных способностей ребёнка....
Развитие музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста
Методика развития музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время наблюдается высокая степень заболеваемости детей. Это обусловлено низким уровнем физического развития и физического воспитания детей: слабо развиты мышцы рук...
«Роль воспитателя в развитие музыкально-ритмических движений с детьми старшего дошкольного возраста»
Музыкально-ритмическая деятельность детей - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний....
Опыт работы "Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста"
введение, теоретическая часть, перспектива...
Игры для развития музыкально – ритмического слуха у детей младшего дошкольного возраста
Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок....