Опыт работы "Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «БУРАТИНО»
ЮЖНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
_____________________________________________________________________________
457040, Россия, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Парковая, 3А, ул. Куйбышева, 15
тел. 8(35134)4-32-21, тел/факс 8(35134)4-20-12, e-mail:buratino.58@mail.ru, https://ds6-uu.educhel.ru/
ОКПО 71695709, ОГРН 10474111000614, ИНН 7424021261, КПП 742401001
Педагогический опыт
«Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста средствами музыки и танца»
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории:
Лобканова М.А.
Период формирования опыта 2015-2019 год
1
г. Южноуральск – 2019 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты развития музыкально - ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………..5
1.1. Характеристика ритмики, как вида исполнительской музыкальной деятельности.………5
1.2. Особенности музыкально - ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………………7
Выводы по первой главе……………………………………………………………………………9
Глава 2. Практическая работа по развитию музыкально - ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………10
2.1. Система работы по выявлению затруднений в развитии музыкально - ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………….12
2.2. Особенности методики развития музыкально-ритмических движениям у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………….13
Выводы по второй главе…………………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………………………………16
Перспектива………………………………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………………………………………..18
Приложение………………………………………………………………………………………..19
Введение
«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»
А.И. Буренина.
Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности, модернизацией процесса образования в Российской Федерации, повышением требований к качеству образования, необходимости оптимизации процесса обучения, повышение его эффективности, создание у детей мотивационной готовности к процессу обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Родители заинтересованы в том, чтобы дети с раннего возраста овладевали двигательной культурой, укрепляли свое физическое здоровье, гармонично развивались. Решение данной проблемы начинается уже в детском саду. Именно в дошкольном учреждении дети знакомятся с музыкально - ритмической и танцевальной деятельностью, происходит их первое активное приобщение к творчеству.
Проблема формирования музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста приобретает в настоящее время особую актуальность. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
В связи с этим наблюдается ряд противоречий:
- между требованиями, предъявляемыми программой к содержанию музыкально- ритмической и танцевальной деятельности в детском саду, и недостаточной сформированностью у дошкольников творческих способностей;
-между наличием у воспитанников закомплексованности и необходимостью выступать на публике.
Поэтому целью работы является развитие музыкально - ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы развития музыкально - ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста..
2. Выявить особенности развития основ музыкальной культуры, музыкальных и творческих способностей детей в процессе освоения ритмических движений;
3. Продолжать развивать у детей умение воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении.
Таким образом, танцевальная деятельность — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Глава 1. Теоретические аспекты развития музыкально - ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Характеристика ритмики, как вида исполнительской музыкальной деятельности.
Музыка – это самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Нет детей равнодушных к музыке. С раннего детства ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его. Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак- Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, позднее - Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, С. Д. Руднева и другие.
В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение - средством ее усвоения. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движение приобретает соответствующий характер. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.
С вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы художественно- эстетической деятельности активно внедряются в образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию творческих способностей и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития творческих способностей дошкольников в ходе музыкально- ритмической и танцевальной деятельности представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Таким образом, развитие музыкально – ритмических движений строится по принципу – от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.
1.2. Особенности музыкально - ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок – дошкольник достигает кульминации в развитии движения, которая выражается в особой грации, лёгкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи:
- развитие способности к выразительному, одухотворённому исполнению движений;
- умение импровизировать под незнакомую музыку;
- формирование адекватной оценки и самооценки.
Развитие музыкальности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
- обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
- развитие умения выражать в движении характер музыки и её настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
- развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать двух – трех частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
- развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня – марш, песня – танец и д.р.); марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
Развитие двигательных качеств и умений.
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:
- ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперёд и назад (спиной), с высоким подниманием колена, ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;
- бег – лёгкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, пружинящий бег;
- прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперёд, различные виды галопа (прямой, боковой), поскок «лёгкий» и «сильный» и д. р.;
- общеразвивающие упражнения – на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координация рук и ног;
имитационные движения – различные образно – игровые движения, раскрывающий понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущение тяжести или лёгкости, разной среды – «в воде», «в воздухе», и т. д.;
- плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и д. р.
Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроение на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и д.р.).
Развитие творческих способностей:
- развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинацию;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
- развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
Развитие и тренировка психических процессов:
- тренировка подвижности нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразие сочетаний упражнений и т. д.);
- развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога и т. д., разнообразные по характеру настроения.
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;
- воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены, умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
- воспитание чувства такта, умение вести себя в группе во время занятий;
- воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми,
-выполнять все правила без подсказки взрослых.
Показатели уровня развития детей:
- выразительность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных видов движений;
- умение передавать свой опыт младшим, организовывать игровое общение с другими детьми;
- способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
Таким образом: музыкально- ритмическая деятельность в старшем дошкольном возрасте выполняет релаксационную функцию, помогает добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление.
Выводы по первой главе.
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания детей дошкольного возраста. Это связано, прежде всего, с пониманием самоценности периода детства, значения общего и музыкального развития в дошкольном возрасте для последующего становления личности ребёнка. И танцевальная деятельность, в этом смысле, оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение, движение и слово).
Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятна и взрослым, и детям. Основой, конечно, является музыка, т.к. она - идеальный образец организованного движения, и дает четкое представление между временем, пространством и движением. Востребованность этого вида музыкального воспитания по сей день актуальна. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Глава 2. Практическая работа по развитию музыкально - ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Система работы по выявлению затруднений в развитии музыкально - ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста
Для решения поставленных задач, при работе над опытом, использовались следующие принципы:
1. Организация непринужденной атмосферы на занятиях, когда дети себя чувствуют комфортно и непосредственно.
2. Творческие занятия, во время которых дети самостоятельно создают новые движения, которые основаны на использовании полученных навыков и умений.
3.Системность и последовательность. Систематичность и непрерывность всего материала, его повторение на последующих занятиях. Выполнение заданий от простого к сложному.
4.Индивидуальный подход к детям и доступность музыкальных образов, т.е. характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям, учитывать его интересы и возможности.
5.Наглядность. То, что ребёнок услышит при словесном задании, дополняется практическим воспроизведением движения.
6. Партнёрство с воспитателями и родителями, вовлечение их в воспитательно–образовательный процесс (совместное проведение открытых занятий, праздников, концертов).
Свою работу строю на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Занятия проходят результативнее, если воспитатель оказывает помощь в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает наладить творческие процессы сотрудничества детей в коллективе, контролировать их эмоции, оказывает помощь при организации индивидуальной работы.
Для выявления первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей использовали следующие методы исследования:
1.Наблюдение
2. Беседа с детьми (выявление предпочтения музыкально-ритмической деятельности)
3. Мониторинг сформированности музыкально-ритмической деятельности.
В ходе мониторинга (сентябрь 2015 год) были получены следующие результаты:
Мониторинг сформированности музыкально-ритмической деятельности
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Таким образом: на основании итогов мониторинга, было выявлено, что дети испытывали затруднения по многим параметрам, поэтому решили начать работу по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями, развитию их творческих способностей.
2.2. Особенности методики развития музыкально-ритмических движениям у детей старшего дошкольного возраста
Музыкально-ритмические движения определяются характером музыки, развитием её музыкальных образов. Дети старшего дошкольного возраста могут воспринимать произведение в целом и, передавать его характер, настроение. Они легко ощущают изменения темпа, динамических оттенков, двухчастную форму пьесы (особенно изложенную контрастно), но движение может стать более выразительным, если ребёнок понимает значение разнообразных музыкальных средств.
Особое значение имеет творческое развитие детей, умение самостоятельно действовать: построиться в круг без помощи взрослого, встать парами, изменить построение, запомнить последовательность движений пляски, придумать выразительные движения.
Важно развивать навык комбинирования отдельных движений, не подражая товарищу. Этому способствуют «свободные» пляски, в которых ребята по-своему варьируют знакомые элементы танцевальных движений.
Работа с воспитанниками по развитию музыкально – ритмических движений начинается формирования умения устанавливать контакт друг с другом. Для этого использую на занятиях с детьми игры и танцы: «Разноцветные шары», «Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец «Всё мы делим пополам» и др. Данные игры и танцы способствовали развитию дружеских взаимоотношений между детьми, внимания, ориентировке в пространстве, раскрытию индивидуальности детей.
На занятиях в музыкальном зале и во время свободной деятельности в группах организую дидактические игры музыкальной тематики такие как:
«Танец, песня, марш», во время которой детям раздаются карточки с изображением танцующих вальс, польку, современный танец, народный танец или марширующих. Ребята, прослушав небольшие фрагменты музыки и, отгадав, показывают карточку и исполняют танец или его элементы.
«Весело и грустно», где ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные, задание изобразить эмоции животного, его движения и повадки.
Также знакомлю детей с элементарными правилами танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец. Подготовка к танцевальной деятельности проходила и во время пения, где предлагаем детям обратиться к движению, чтобы жестами передать вокальный образ. Для развития выразительности движений провожу инсценировки песен, таких, как «Листопад» М. Красева, «Зима в России», и др.
Затем проводилась с детьми работа над образом, где дети сами пробовали составлять танцевальные миниатюры, которые помогают развить воображение, умение войти в образ и передать характер героя движениями.
Сначала это несложные этюды и образы. (Грустный мишка, весёлый Петрушка, хитрая лиса и т. д.), импровизация в танцах («Бабочки», «Сказочный лес», «Скоморохи»).
Для развития танцевальных движений, отмечаю на занятиях, кому из детей необходима помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать. Обязательным условием является похвала ребёнка, для того, чтобы подбодрить его, подсказать и направить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который помогает детям представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении.
На занятиях провожу музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку:
(«Барбарики», «Вальс цветов», «Аквариум» и другие)
Танцевальные композиции продумываю с учетом не только двигательного развития, но и творчества. Для этого организую танцевальные композиции так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей (коммуникативные и сюжетные танцы: «Танец ёлочек и зайцев», «Весна пришла», «Парад шляпок» и др.)
Работа по развитию творческих способностей во время музыкально- ритмических движений включила в себя три этапа:
1 этап.
Начальный этап работы строится из создания предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения рассказываю, объясняю и демонстрирую упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, воспроизвести упражнение. Показ упражнения провожу в зеркальном изображении. Объяснением техники исполнения упражнения дополняю информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения оказывают немаловажное значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. При удачном выполнении упражнения предлагаю детям повторить его несколько раз для закрепления.
2 этап.
Этап углубленного разучивания направлен на уточнение и совершенствование деталей техники выполнения упражнений. Главная задача этого этапа сводилась к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, развитию чувства ритма, свободного выполнения упражнения. На данном этапе количество повторений увеличивалось. Все это способствует развитию у детей умения самостоятельно выполнять знакомые упражнения в целом.
3 этап.
Этап закрепления и совершенствования строится образованием двигательного навыка и переходом его к творческому проявлению в танце. На этом этапе совершенствуется качество исполнения упражнений и формировался у детей индивидуальный стиль.
Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения можно считать завершенным лишь тогда, когда дети начинают свободно двигаться с полной эмоциональной и художественно-эстетической отдачей.
На занятиях с детьми старшей и подготовительной групп, включаю выполнение музыкально-ритмических упражнений, разучиваю композиции и танцы, рекомендуемые программой, провожу и занятия, целиком посвященные развитию музыкально-ритмических движений.
Тщательно провожу отбор репертуара, использую музыку, доступную для восприятия детьми дошкольного возраста в соответствии с программой и возрастными особенностями детей. Также использую детские песни, песни из мультфильмов, народные, эстрадные и классические произведения. В соответствии с двухнедельной тематикой провожу музыкально- ритмические занятия следующих видов:
- Тематическое занятие;
- Сюжетное занятие;
- Игровое занятие;
- Импровизация.
Особое внимание уделяю развитию творческих способностей одаренных детей. Перед нами стоит задача, чтобы развить их способности, помочь их проявить
Дети должны иметь следующие музыкальные навыки: ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо громче, тише), регистрами (высокий, средний, низкий), а также метр (сильную долю такта, метрическую пульсацию) и несложный ритмический рисунок (хлопками). Изменять движения в соответствии с двух-трёхчастной формой, музыкальными фразами.
Согласовывая движения с музыкой, ходить легко, бегать ритмично, быстро, поднимая ноги, скакать с ноги на ногу, выполнять движения с предметами и без них, пружинить на двух ногах, встать самостоятельно в ровный круг, соблюдать расстояния между парами, уменьшать и увеличивать круг, из построения парами разойтись в разные стороны, передавать игровые образы различного характера.
В танцевальных движениях поочерёдно выставлять вперёд ноги на прыжке, кружиться шагом, делать приставной шаг с приседанием, плавно поднимать и опускать руки( вперёд-в стороны), двигаться парами, отходить назад(спиной) от стоящего в паре. Исполнять пляски, состоящие из этих элементов.
В музыкальных играх действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу, в «свободных» плясках по-своему (творчески) использовать знакомые элементы, согласовывать движения с музыкой.
Музыкальные произведения, указанные в программе, развивают ребят, воспитывают целостное восприятие музыки, понимание образа, характера, настроения. Вместе с тем каждое из них позволяет привлечь внимание детей к отдельным средствам музыкальной выразительности и передать это в движениях.
Методика разучивания игр, плясок, упражнений характеризуется тем, что исполнение музыки руководителем всегда должно быть выразительным и точным. Нельзя забывать, что ритмика- средство музыкального воспитания. Общим требованием является точный, выразительный, правильный показ движений и лаконичные, образные пояснения. Особое внимание обращается на развитие самостоятельности детей, их творческих проявлений.
В играх развитие сюжета направляет музыка, определяя изменение и характер движений. Содержание сюжетных игр диктуется названием в программной музыке, литературным текстом.
Разучивание игры связано с раскрытием музыкально-поэтического образа, с рассказом о его действиях. Педагог сначала может объяснить детям, как выполнить хороводное движение по кругу, затем дать им возможность, прислушиваясь к музыке, слова песни, самостоятельно, по - своему изобразить.
В игровой форме разучиваются различные хлопки, притопывания, взмахи, вращения кистями рук и т. п. можно предложить детям придумать, как надо двигаться под музыку, обсудить варианты( используя детский показ) и в заключении показать построение, которое ребятам следует выучить.
Танцы разучиваются так же, как и игры, но часто требуют дополнительных упражнений в усвоении и совершенствовании незнакомых детям танцевальных элементов, перестроений. Например, в «Круговой пляске» (русская народная мелодия в обработке С. Разоренова) ребятам не удаётся « дробный» шаг или перестроение в кругу (увеличение и уменьшение его) педагог, используя другую, но соответствующую движениям музыку, упражняет детей в этих навыках.
Выразительности музыкально-игровых образов помогают творческие задания- дети сами ищут движения, характеризующие тот или иной персонаж. Некоторые упражнения носят вспомогательный характер- направлен на усвоение элементов движений, которые затрудняют детей в пляске, хороводе, игре.
Точность, ритмичность танцевальных движений проверяется во время исполнения парной пляски, каждая пара двигается отдельно, педагог и остальные участники наблюдают.
Для проверки творческих проявлений в пляске можно применить такой приём: распределив всех исполнителей на малые группки, проиграть народную плясовую музыку и предложить каждой подгруппе поочерёдно показать композицию.
Вначале создаётся творческий настрой, увлекательная атмосфера. Педагог показывает лишь отдельные элементы танца, а дети варьируют, видоизменяя их. Затем роль педагога начинает носить косвенный характер, а дети действуют активнее, самостоятельнее.
В мае 2019 года был проведен повторный мониторинг сформированности музыкально-ритмической деятельности
Мониторинг сформированности музыкально-ритмической деятельности
Диаграмма 3.
Диаграмма 4.
На основании итогов мониторинга, было выявлено, что дети не испытывают затруднения в овладении музыкально-ритмическими и танцевальными движениями.
Таким образом развитие творческих способностей это одна из задач, которые решались в процессе работы над опытом, то обучение детей музыкально- ритмическим движениям и танцевальной деятельности являлось подготовкой к творчеству. Большой интерес у детей вызывал танец, который являлся очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение и драматизацию.
Выводы по второй главе
1. Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;
2. Творческая направленность – результатом которой является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
3. .Систематичность и последовательность.
4. Доступность, индивидуализация.
Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям.
5. Наглядность. Принцип тесно связан с осознанностью - то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движений, в которых двигательные ощущения играют важную роль.
6. Принцип партнерства. Привлечение воспитателей и родителей в образовательный процесс (открытые занятия, концерты).
Заключение
Таким образом, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической и танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.
Работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов провожу консультации по вопросам музыкального воспитания, мастер-классы. В каждой группе ведется таблица взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями группы, где указываются рекомендуемые игры, упражнения, задания для закрепления музыкального репертуара.
Перспектива
Перспективы моей работы предполагают:
1. Расширение темы самообразования: «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»;
2. Продолжение работы с одаренными детьми по музыкально-ритмическому воспитанию;
3. Создание долгосрочного проекта «Красота танца – залог успеха»;
4. Дальнейшее распространение педагогического опыта, участие в конкурсах профессионального мастерства.
Список литературы
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.
2.Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с.
3. Каплунова, И. Топ, топ, каблучок / И. Каплунова, И. Новосельцева, И. Алексеева. – СПб., 2000. – 86 с.
4. Галянт И.Г. «Орфей». Программа музыкального развития детей. Методическое пособие для специалистов ДОО. Челябинск, Цицеро, 2014
5. Фирилева. Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» Танцевально-игровая гимнастика для детей. (Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений) «Детство-пресс»2000
6. Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей [Электронный ресурс]: прил. к кн. Т. Суворовой « Танцевальная ритмика для детей». Вып. 1 / Т. И. Суворова. – СПб : Музыкальная палитра, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Музыкально- ритмические игры
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы ребенок интенсивно растет и развивается, а движения становятся его потребностью.
Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию движений являются и музыкальные игры, использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца и т.д.), совершенствует качество их выполнения.
Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает активизировать у ребенка творческие проявления. Таким образом, использование многообразия музыкальных игр в работе с детьми дошкольного возраста положительно влияют на общую функциональную деятельность, формирование психических процессов, музыкального слуха, координации движений, эмоционального состояния .
Музыкальные игры развивают функции голосообразования и свойства голоса, память, музыкальный слух; способствуют развитию координации; движения с пением развивают чувство ритма, интонационную выразительность речи с помощью двигательных упражнений
Музыкальные игры действительно способствуют успешному овладению двигательных навыков с учетом возрастных особенностей, улучшению физического развития детей, интеллектуальному, эмоциональному развитию творческой личности.
1. Игра «Волчище и зайцы»
Цель игры:
Запомнить состав детей группы, назвать «спрятавшихся» детей.
Ход игры:
Выбирается водящий – «Волк», все остальные играющие дети – «зайцы». Они двигаются прыжками врассыпную, а «волк» в это время ходит вокруг, внимательно присматриваясь к «зайцам», запоминая их.
«Зайцы» поют песню:
«Раз, два, три, четыре, пять
Надо зайчикам скакать.
Всюду ходит волк, волк
Он зубами щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты
Прячься, заинька, и ты
Ты, волчище, погоди
Как мы спрячемся – иди!»
После того, как «зайцы» закончат петь песню, они останавливаются («замирают») на своих местах. Волк еще раз посмотрев и запомнив играющих, отворачивается и закрывает глаза. Воспитатель выбирает жестами 2 или 3 «зайцев», которые уходят за занавес. Затем по команде воспитателя, оставшиеся «зайцы» говорят хором «волку»: «Раз, два, три! Смотри!» После этого «Волк» должен назвать по именам «зайцев», которых не стало на «поляне». Выбирается новый «волк», игра повторяется.
2. Игра «Мы встречаем друзей вот так!»
Цель игры:
Доброжелательно приветствовать партнера, используя для этого выразительные жесты, пение.
Ход игры:
Дети стоят в двух шеренгах. Каждый знает своего партнера (ребенок, стоящий напротив). Шеренги находятся на расстоянии 4-5 шагов от центральной линии. Дети поют песню и одновременно выполняют соответствующие движения:
Мы помашем рукой – вот так! (машут партнеру правой рукой)
Мы помашем другой – вот так! (машут партнеру левой рукой)
Подойдем друг ко другу – вот так! (четыре шага навстречу партнеру – обе шеренги сходятся по центральной линии)
И обнимем друг друга – вот так!(обнимают друг друга)
Улыбнемся друг другу – вот так! (улыбаются, смотрят на улыбку партнера)
Руку другу дадим – вот так! (на слово «вот» каждый подает правую руку ладонью вверх, на слово «так» - кладет левую руку на правую ладонь партнера)
И подпрыгнем дружней – вот так! (подпрыгивают одновременно вверх – 1 раз на слово «так»
Вместе нам веселей – вот так! (на слова «вместе нам веселей» раскачивают 2 раза сцепленные руки разводя в стороны; на слово «вот» хлопок с партнером ладонью правой руки, на слово «так» правой рукой каждый выполняет жест «Во!»
Далее дети проходят левым плечом мимо партнера на противоположную сторону (меняются линиями – шеренгами как в танцевальном рисунке «расческа»)
Выполнив 4 шага, они разворачиваются снова лицом к партнеру. Игра повторяется.
3. «Осенняя игра»
Цель игры:
Вырабатывать у детей выдержку, легкий бег.
Ход игры:
Выбирается «Ёж», он встает в центр круга. Дети стоят по кругу и поют:
За грибами в лес идем
Маршируют на месте
Прыгаем по кочкам
Прыгают на месте на двух ногах
А в лесу колючий еж стережет грибочки
Руки сцеплены в «замок», шевелят пальцами
Ты нас, ежик, не коли,
Дети подходят к ежику, грозят пальцем
А попробуй догони!
Дети убегают, «Ёж» догоняет.
4. Игра «Добрый день, дружок!»
Цель игры:
Менять движение, согласно тексту, ориентироваться в пространстве.
Ход игры:
Дети становятся парами лицом друг к другу, образуя два круга – внешний и внутренний и поют:
Здравствуй, здравствуй, наш дружок!
Подают друг другу правые руки, пожимают 3 раза – здороваются. Левая рука на поясе.
Все мы слышали не раз
Подают левые руки, пожимают 3 раза. Правая рука на поясе.
Будто в танцах ты знаток
Грозят друг другу пальцем правой руки
И учить берешься нас
Грозят друг другу пальцем левой руки
Но скажу тебе, знаток,
Положив руки на пояс, поворачиваются друг к другу левыми плечами, большим пальцем правой руки указывают назад 4 раза
Нам не нужен твой урок
Поворачиваются правыми плечами. Большим пальцем левой руки указывают назад 4 раза
До свиданья, до свиданья, до свиданья, наш дружок!
Пожимают 3 раза друг другу руки, как бы прощаясь, опускают их, делают шаг вправо, встречаясь с новым партнером.
5. Игра «Не зевай!»
Цель игры:
Развивать у детей чувство ритма.
Ход игры:
Дети стоят по кругу, передают друг другу бубен и поют:
Раз, два, три, не зевай,
Поиграл - передай.
Раз, два, три, не спеши
Как играть – покажи!
У кого в руках остается бубен, тот должен под музыку передать ритмический рисунок.
6. Игра «Зайка – малыш»
Цель игры:
Развивать у детей тембровый слух.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В центре круга сидит ребенок, изображающий спящего зайчика. Дети идут по кругу и поют:
Зайка, зайка, ты малыш,
Все гуляют, а ты спишь.
Постарайся отгадать,
Идут к «зайцу»
Кто зовет тебя плясать.
Отходят назад.
Дети останавливаются, воспитатель предлагает ребенку позвать зайку: «Зайка, просыпайся!». «Заяц» просыпается и угадывает кто его позвал. «Зайка» с ребенком танцуют, остальные дети хлопают в ладоши.
7. Игра «У Меланьи, у старушки»
Цель игры:
Творчески использовать знакомые плясовые движения.
Ход игры:
Выбирается бабушка Меланья, ей на голову повязывают платок. Дети становятся вокруг нее и берутся за руки, идут и поют:
У Меланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, семь дочерей.
Ничего они не ели
Все на бабушку глядели
Останавливаются, поворачиваются к Меланье
Все по лавочкам сидят
Садятся на корточки
Разом делают вот так!
Меланья показывает любое танцевальное движение, а дети за ней повторяют.
8. Игра «Пяточка, носочек»
Цель игры:
Правильно выполнять движения по тексту.
Ход игры:
Пяточка, носочек раз, два, три
Пяточка, носочек раз, два, три
Дети стоят по кругу. Делают «ковырялочку»
А теперь потопаем
Топают ногами
Ручками похлопаем
Хлопают в ладоши
А еще попрыгаем
Прыгают на двух ногах
Ножками подрыгаем
Выбрасывают ноги вперед
Покружились вправо, раз!
Кружатся вправо, один раз хлопают в ладоши
Покружились влево, два!
Кружатся влево, один раз хлопают в ладоши
Ну и снова еще раз
Повторяем этот пляс
Делают пружинку
Описание танца
«Веселая кадриль»
В танце участвуют 5-6 пар. Форма одежды: русские народные костюмы.
1-4- Вступление.
И.П: девочки стоят в шеренге по левой стороне зала, мальчики по правой, руки согнуты в локтях, образуют «заборчик».
5-8- за направляющими начинают сходиться в 2 линии лицом к зрителям: девочки впереди, мальчики сзади.
9-10- девочки поднимают руки вверх, делая «воротца», идут назад. Мальчики проходят в свои «окошки».
11-12- мальчики образуют «воротца», идут назад. Девочки вперед.
13-16- движение «ковырялочка» правой ногой, приставной шаг вправо.
17-18- движение «ковырялочка» левой ногой, приставной шаг влево.
19-25- работа согнутыми руками вверх- вниз, смена линий.
26- одновременный поворот налево. Мальчики предлагают локоток.
27-34- за первой парой начинают движение по кругу, свободные руки согнуты в локтях, выполняют движение вверх- вниз.
35-38- правая нога выставляется на пятку, руки в стороны, наклон тела вправо. Перескок на левую ногу, наклон тела влево. Повтор движений.
39- 40- руки согнуты в локтях, смена места положения в парах.
41-42- мальчики останавливаются с левой стороны, предлагают девочкам локоток. Пары перестраиваются друг за другом в «ручеек».
43-50- образуют «воротца». Первая пара пробегает под «воротцами». Движение повторяется до тех пор, пока все пары не встанут на места.
51-61- одновременный поворот: мальчики налево, девочки направо. Берутся за руки. За направляющими начинают движение в правую сторону, образуя 2 маленьких круга.
62-72- направляющие опускают руки, переходят на место другого круга.
73-74- шаг вперед, сужение кругов, руки вверх.
75-76- шаг назад, расширение, руки в стороны.
77-80- повтор с 73 по 76 такт.
81-88- руки на поясе, притопы с поворотом вокруг себя. На акцент музыки остановка лицом к зрителям: ноги вместе, руки в стороны- вверх.
МАСТЕР- КЛАСС для воспитателей ДОУ
Тема мастер- класса: «Учимся танцевать играя»
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов.
Задачи:
∙ познакомить участников мастер- класса с игровыми приѐмами, применяемыми в музыкальной деятельности.
∙ использование практического материала на развитие творческих и ритмических способностей детей.
Детство- это, прежде всего, игра. Если ребѐнок познаѐт мир, получает знания в игровой форме, то эти сведения усваиваются им легче и быстрее. Это подтверждают и ФГОС, отмечая, что игра является адекватной формой работы в ДОУ. В своей работе мы, музыкальные руководители, используем игровые приѐмы почти во всех видах деятельности, а музыкально-ритмические движения выпадают из этого ряда. Ведь музыкально-ритмические движения всегда были предметом обязательной, скрупулѐзной отработки и неоднократного, тщательного машинального повтора за взрослым.
Тем самым, у ребѐнка теряется интерес к этому виду деятельности. У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещѐ не развито чувство ритма, пространственное воображение, а обучение по принципу: «повтори за мной» и поставь ногу сюда, а вот эту вот так», не всегда успешно.
Кроме того, обучение музыкально- ритмическим движениям проходит неинтересно и скучно для детей- сухой неоднократный повтор за музыкальным руководителем или воспитателем гасит интерес к этому виду деятельности, потому столько времени приходится тратить на постановку танца: не качественное и не выразительное исполнение движений не может радовать ни детей, ни музыкантов. Неужели всѐ пустить на самотѐк и вести эту монотонную и иногда безуспешную работу и дальше?
Как привить детям любовь к обучению музыкально- ритмическим движениям с младшего возраста? Конечно, тоже через игру, чтобы в занимательной, игровой ситуации ребѐнок выполнял движения легко и непринуждѐнно, увлекаясь самим процессом обучения, чтобы он не стеснялся сделать движения не правильно, а был захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребѐнку интересно, то гарантия того, что у него получится, возрастает во много раз. Что понятно- то выполнимо!
Я решила пересмотреть и этот вопрос и постараться сделать так, чтобы дети получали навыки музыкально- ритмических движений в игре и видели результат своих достижений в танцевальных композициях и танцевальном творчестве.
Хочу вас познакомить, как я этого добиваюсь? Я хочу предложить оригинальный, игровой подход в обучении детей движениям, с тем, чтобы сделать процесс усвоения интересным и занимательным. Любая моя встреча с детьми начинается с музыкально-танцевального приветствия. Оно помогает настроить детей на активную работу, разбудить положительные эмоции, снять напряжение, усталость, и разогреть тело.
Сейчас я вам его продемонстрирую.
Игровое- танцевальное приветствие:
Вариант №1
«Всем, привет! Всем привет! Потанцуем вместе! Всем привет, всем привет это я, песенка моя!»
Вариант №2
Здравствуйте ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп! Здравствуйте ножки! Топ-топ-топ! Здравствуйте плечи! Голова! Вы рады встречи?
Дети: Да! Да! Да!
Чтобы детям было выполнять лучше танцевальные движения я обязательно использую разметку зала. Эта разметка помогает детям: держать ориентир между детьми, улучшает качество построений в танцах.
Дети с удовольствием играют в «цветную карусель», ведь теперь у каждой пары возник свой «домик», и это очень помогает сохранить круг, не сбивая его при движении, что значительно экономит время музыкального занятия, которое так ценно и которого так не хватает на всѐ.
Далее я стала размышлять логически, анализировать и пришла к выводу, что все танцевальные движения в детском саду состоят из: разнообразных шагов и всевозможных прыжков, которые выполняются на мягкой «пружинке». Дети с младшей группы знакомятся с этими движениями. Шаги и прыжки для них понятны..Но что такое для малыша «пружинка»? В силу своего маленького жизненного опыта, это понятие для него абстрактное. Ну, в самом деле, почему полуприседание взрослой тѐти называется «пружинка»? И вот тогда родилась идея создать куклу- Девочку Пружинку, с которой можно играть, потрогать еѐ спиральные ножки, привести их в движение и понять, наконец, что такое пружинка. Эта куколка стала для ребят подружкой, они с лѐгкостью подражают ей и выполняют «пружинку», как только девочка пригласит их танцевать. А чтобы ей не было скучно, я придумала для неѐ верных товарищей- мальчиков по имени Шажок и Прыжок. Эти герои стали для детей настоящими друзьями, без них не обходится ни одно музыкальное занятие, ведь они помогают ребятам осознанно подходить к исполнению движений, самостоятельно анализировать- кто из наших героев помогает выполнять те или иные движения.
Например: выполняя «приставной шаг», дети выясняют для себя и выставляют на фланелеграфе кукол: «Шажок +Пружинка», а чтобы получился «боковой галоп»- нужно добавить к ним ещѐ и «Прыжок». То есть мы не просто играем в музыкально-ритмические движения, мы задаѐм детям вопросы поискового характера, и ребѐнок ищет варианты ответа, свободно играя с этими куклами, составляя схему движения. Вот таким образом не навязчиво, в игровой форме дети осваивают танцевальные движения.
Войдя в атмосферу игры, захотелось остаться в ней и дальше, мотивировать любое музыкально- ритмическое движение игровой ситуацией, интересным для детей сюжетом или знакомыми образами, захотелось привнести в логику движений немного воображения, вот и родилась идея танцевать, играя, сначала словесно, а затем и зрелищно. Так и возник «Альбом путешествий в страну движений». Иллюстрациями для него послужили красочные, игровые, картинки, удобные для восприятия детей.
Для МЛАДШЕЙ ГРУППЫ- это сказочная поляна, по чьей тропинке мы идѐм и встречаем игрушечную машинку (топающий шаг), лошадку (галопчик), солнышко (наши ножки- как солнечные лучики), зайчика (прыжки на 2-х ногах), а девочка ПРУЖИНКА, мальчик ШАЖОК и мальчик ПРЫЖОК всегда рядом с нами, чтобы не дать ребятам ошибиться.
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ наш путь пролегает через бабушкину деревню, где нас встречает кошечка (мягкий шаг), а на пути берѐзовая роща, где мы знакомимся с русскими народными движениями, танцуем с платочком, «Пыжок, Пружинка и Шажок» обучают нас подскокам.
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ нас приглашает Магистр Танцевальных Движений, который приглашает детей в Танцевальный класс. Магистр проводит свой занимательный танцевальный урок.
А В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ дети попадают к Королеве Танцев, где продолжаем готовиться к балу, осваивая всѐ новые и новые движения, знакомимся с жителями города Танцев: Менуэтом, Полонезом, Полькой, Вальсом и выполняем поэтапно фигуры этих танцев, чтобы потом собрать воедино и исполнить на балу.
Все эти картинки сопровождаются текстом и перечнем движений по каждой возрастной группе. А с детьми более старшего возраста, я использую не куклы, а картинки, которые мы с детьми сопоставляем к движениям.
Показ символов на слайде: Мяч- подскоки, Девочка- пружинка, Машинка- топающий шаг, Дождик- бег, Ладошки- хлопки, Мальчик- шаг Лошадка- галоп, Юла- кружение. А потом дети сами гладя на эти картинки могут придумать не сложные композиции. Вот перед вами танцевальная дорожка (См. дорожка ). Я предлагаю и вам попробовать как можно без подготовки исполнить танцевальную композицию.
Исполняется полька с музыкантами. Такие ритмические дорожки я использую в игре:
Игра «Цветик ритмосекретик».
Дети проговаривают слова:
«Я с цветочком поиграю
Что в нѐм спрятано, узнаю,
1,2,3,3,2,раз- лепесток сорву сейчас»!
Срывая лепесток, ребѐнок придумывает и исполняет композицию сам или в паре.
Обучая детей русским народным движениям таким как: «Гармошка», «Окошечко», «Полочка», «Козлик» я использую Стихи- подсказки, которые способствуют лучшему усвоению и запоминанию танцевальных движений, а потом и использую образные картинки показ, а когда дети хорошо усвоят эти движения и заучат стихи- подсказки, я применяю вот такой Танцевальный кубик. Играя в него, дети выполняют танцевальное движение, вместе с подговоркой. А потом можно на этой игре можно построить всѐ занятие. Если выпало на кубике «Гармошка», то дети исполняют стихи о гармошке, могут спеть частушки под гармошку, исполнить оркестр, где будут присутствовать гармошки, провести аппликацию «Укрась гармошку», вот вам и интеграция многих областей.
При изучении, например, танцевального движения «ковырялочка», я тоже использую на 1 этапе «подговорку»:
«Ставлю ногу на носок, а потом на пятку,
И 3 раза постучу, глядя на ребяток»,
а когда это движение будет хорошо усвоено детьми я применяю звуковой материал, в котором пропевается это танцевальное движение, тем самым идѐт лучше закрепление этого материала, и слушая эту песенку, дети выполняют то, о чѐм поѐтся в ней.
Фонограмма песни «Пяточка- носочек»
Часто я в своей работе сталкиваюсь с такой проблемой, что дети не ровно ходят по кругу, не держат его, тем самым сужая его и натыкаясь друг на друга. Чтобы помочь детям держать круг я применяю вот такой стишок:
«Спрячься, спрячься и сейчас, будет ровным круг у нас.
Ты за мной шагай мой друг, не ломай красивый круг!
Кто не ровно зашагал, тот цепочку разорвал.
Спрячься, спрячься поскорей, будет наш кружок ровней.
Или вот такой:
«В прятки будем мы играть, а что будем мы искать?
У друга- макушку, хвостик у подружки.
А для того, чтобы дети сужали и расширяли круг я использую вот такой стишок:
«Если круг у нас большой
Мы обнимемся с тобой. (кладут руки на плечи)
Если круг поуже, плечи тоже дружат.
(Плечо к плечу становятся)
Эти стишки очень помогают мне в работе, дети лучше стали водить хоровод, держать круг.
Нередко сталкиваюсь в своей работе с детской пассивностью, закомплексованностью, неуверенностью, неумением детей раскрыть свои творческие способности. Чтобы справиться и с этой проблемой я применяю интересные и необычные атрибуты для творческого поиска того или иного образа, ставлю в такие условия, когда дети должны проявить активность, находчивость, инициативу.
Показав интересный для ребѐнка предмет, я прошу придумать движения, которые можно исполнить с этим предметом.
Вот, например, верѐвочка.
При первой встрече с верѐвочкой дети придумывают, что можно с верѐвочкой сделать. Можно еѐ покрутить, постучать по ладошке, покружиться, найти себе пару и поиграть «пилу», покружиться в паре и.т.д.
Когда все движения детьми придуманы, я использую звуковой материал, где легко и просто дети эти движения используют в танце. Давайте и мы с вами попробуем потанцевать с верѐвочками.
ТАНЕЦ С ВЕРЁВОЧКАМИ- -
ТАНЕЦ С БАБОЧКАМИ.
Вот так легко и просто дети придумывают танцевальную композицию, учатся находить себе пару, менять построение танца.
Через эти лѐгкие танцы- дети учатся ориентироваться в пространстве, координировать движения, развиваются тем самым коммуникативные навыки- дети легко общаются, становятся раскрепощенными и очень довольными от того, что они делают. Вот такие браслеты звучащие я использую с детьми на определение регистра, на развитие чувства ритма.
Таким образом, ПРИНЦИП ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ успешно нашѐл своѐ применение и в этом виде деятельности. Я стараюсь, чтобы в обучении музыкально- ритмическим движениям, всѐ было прозрачно и понятно детям, что, несомненно, стимулирует их интерес и более успешное воспроизведение движений на музыкальных занятиях.
РЕФЛЕКСИЯ
ПУСТЬ ИГРОВОЙ, ВОЛШЕБНЫЙ МЯЧИК
ПО ВАШИМ РУЧКАМ НЕЖНЫМ СКАЧЕТ
ОН ХОЧЕТ МНОГОЕ УЗНАТЬ
ЧТО НОВОГО, ПОЛЕЗНОГО СМОГЛИ СЕГОДНЯ ВЫ УЗНАТЬ?
БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения»
Проект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения»...
Оздоровительно-развивающая программа кружка по музыкально- ритмической гимнастике «Танц-класс» для старшего дошкольного возраста.
Оздоровительно-развивающая программа кружкапо музыкально- ритмической гимнастике«Танц-класс»для старшего дошкольного возраста. Программа направлена на творческое музыкально-ритмическое...
Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время наблюдается высокая степень заболеваемости детей. Это обусловлено низким уровнем физического развития и физического воспитания детей: слабо развиты мышцы рук...
Музыкально - ритмическое занятие "Дискотека" для детей старшего дошкольного возраста
Данное музыкально - ритмическое занятие направлено на закрепление знаний и навыков исполнения песенного и ритмического материала. В пении и двидении дети учатся передавать образ и характер музыкальных...