"Как предупредить нарушение осанки и плоскостопие"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
С С каждым годом растет число детей, страдающих различными заболеваниями. Нарушения осанки и плоскостопие следует назвать в числе самых распространенных заболеваний детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_predupredit_narushenie_osanki_i_ploskostorie.docx | 59.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Как это не печально, но здоровье подрастающего поколения сегодня
продолжает вызывать тревогу.
С каждым годом растет число детей, страдающих различными заболеваниями. Нарушения осанки и плоскостопие следует назвать в числе самых распространенных заболеваний детей.
Дошкольный возраст - период формирования осанки.
В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей.
Мышцы- разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.
Отчего может нарушиться осанка?
1.Мебель, несоответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов, как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе (лежа на ковре, например), как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и школах.
2.Постоянное придерживание ребенка за одну и туже руку при ходьбе.
3.Привычка ребенка стоять с опорой на одну и туже ногу.
Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги, способ проверки: поставьте ребенка на разные напольные весы так, чтобы одна нога была на одних весах, другая - на других, и посмотрите показания. О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему воспитание правильной ходьбы – это помещение ребенка в такую ситуацию, когда ноги его окажутся параллельными, например ходьба по узким дорожкам, доскам, бревну. Если ребенок уже выполнял соответствующее упражнение и у него все в порядке с координацией, то он может спокойно пройти вдоль палки или вдоль веревки.
Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, «калачиком», и пр. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу). Спать нужно на твердой постели. Лучшая поза для сна - на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.
Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку. Отклонения в осанке неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать у него умение правильно сидеть и стоять. Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы- разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.
Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?
При правильной посадке бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и голени, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низко, что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов. Спина должна быть параллельно спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость, если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины. Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы, и ребенок может свободно и глубоко дышать.
Очень высокий стол вызывает подъем локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребенок сутулится и сгибает туловище в перед. Так, что неправильная посадка за столом - это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости всех внутренних органов.
Что, значит, стоять для дошкольника?
Стояние, особенно в определенной позе, очень утомительно для ребенка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать, пытается прислониться к чему - ни будь.
Плоскостопие - это деформация стопы, сопровождающаяся уплощением ее сводов. При плоскостопии резко ухудшается опорная функция ног, изменяется положения таза и позвоночника, затрудняются движения, что приводит к нарушению осанки. В свою очередь нарушения осанки способствуют деформации стопы; так что два этих патологических процесса тесно взаимосвязаны.
При плоскостопии отмечаются следующие симптомы: повышенная утомляемость во время ходьбы. При длительной ходьбе в течение дня – к концу дня боли в икроножных мышцах; боли в стопах и в области лодыжек; снижение физической работоспособности; головные боли как следствие пониженной рессорной функции стопы; изменение формы стопы, особенно в средней ее части; появление пяточных шпор, косточки, выступающей около большого пальца (с возрастом); стаптывание внутреннего края каблука, на которую приходится большая нагрузка.
В зависимости от вида деформации стопы различают поперечное и продольное плоскостопие. При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с опорой почти всей площадью подошвы, длина стоп увеличивается. Продольное плоскостопие обычно сочетается с отведением переднего края стопы, поднятием его наружного края и выворачиванием пятки. Такая патология определяется плоско- вальгусная стопа. Определить этот вид отклонения от нормы можно по смещению пяточного сухожилия от центральной оси голени.
При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на первую и пятую, как это должно быть в норме; длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей, отклонения первого (большого) пальца кнаружи и молотообразной деформации среднего пальца.
Диагностика плоскостопия довольно проста, и ее можно провести даже в домашних условиях, используя способ (отпечатка). Следует намазать стопы кремом или растительным маслом и встать на лист бумаги. Получившийся отпечаток говорит о наличии или отсутствии плоскостопия. При нормальном своде стопы внутренняя часть ее подошвенной поверхности не оставит следа на бумаге, так как не соприкасается с ней.
При резко выраженном плоскостопии на бумаге останется отпечаток всей подошвенной поверхности стопы.
По происхождению выделяют пять видов плоскостопия: врожденное, рахитическое, паралитическое, травматическое и статическое. Наиболее распространенным является статическое; оно возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и кости, ношения неправильно подобранной обуви, чрезмерного утомления и излишнего веса тела. Поэтому плоскостопие чаще встречается у соматически ослабленных и тучных детей.
В основе профилактики плоскостопия лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод; во-вторых, ношение рациональной обуви; в- третьих, ограничение статической нагрузки на нижние конечности.
Упражнения для профилактики плоскостопия способствуют исправлению деформации стоп, укреплению и повышению общей и силовой выносливости мышц и связочного аппарата, поддерживающие своды стопы.
Упражнения с предметами: захваты различных предметов пальцами ног, их перекладывание, катание подошвами ног мяча, гимнастической палки, такие упражнения дети с большим интересом выполняют.
Во всех случаях профилактики плоскостопия, занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений, служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы. При осмотре стопы следует обращать внимание на положение пятки.
При нормальной стопе оси голени и пятки совпадают, при продольном плоскостопии образуют угол, открытый к наружи, - вальгусная установка стопы. Положение пятки вы можете определить по обуви ребенка: при вальгусном (низко расположен внутренний край), ребенок стаптывает внутреннюю часть подошвы, при вальгусном (уплощен наружный край), ребенок стаптывает наружную часть подошвы.
В детском возрасте еще не поздно улучшить состояние стопы и предотвратить формирование плоскостопия.
Для этого на физкультурных занятиях и на утренней гимнастике включаются упражнения для стопы, а дома родители могут принять дополнительные меры.
Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности (подбор обуви, массаж)
1. Выработка походки без излишнего разведения стоп (ежедневная ходьба с параллельными стопами) ходьба вдоль палки или веревки, лежащей на полу.
2.Ежедневное мытье ног прохладной водой. После вытирания ног «собрать» полотенце ногами (пальцами).
3.Ходьба босиком по песку, гравию, рыхлой почве, траве.
4. Не ходить в помещении в утепленной обуви.
5.На занятиях физкультурой не использовать обувь с твердой стелькой.
6.Не ходить длительное время босиком или в мягкой обуви по утоптанной, твердой поверхности.
7.Сидя на стульчике, собирать ногами мелкие предметы или катать деревянную палку (скалку). Последнее рекомендуется восточными медиками как метод рефлексотерапии или (стопотерапии) для повышения активности всех органов.
Всем родителям следует запомнить несколько принципов, которыми следует руководствоваться, приобретая обувь для детей.
1.Покупая ботинки, следует мерить их стоя, так как при нагрузке размер стопы увеличивается в длину и ширину на 0,5 – 1 см. Стопа должна не только входить в обувь, но также иметь в ней соответствующую свободу и пространство.
2.Не рекомендуется покупать поддержанную обувь, а также без конца чинить старую, отслужившую свой срок.
3.Обувь должна соответствовать времени года и образу жизни ребенка, его возрасту и индивидуальной форме стопы
4.Обувь не должна изменять естественной установки крайних пальцев (мизинца и большого), занимаемой ими при нагрузке босой стопы. Внутренний край стопы должен составлять одну прямую линию.
5.Ботинок должен иметь закрытый и твердый задник. В области возвышения пальцев подошва должна быть эластичной.
6.Желательно, чтоб детская обувь была крепкой, водоупорной, из гибкого и эластичного материала.
Для детей совершенно не пригодна обувь с твердой не гнувшейся подошвой.
Ориентировочные сроки контрольных проверок
(когда нужно выяснять, не пора ли сменить обувь ребенку).
До 4 лет | Каждые 4 – 8 недель |
До 10 лет | Каждые 8 – 12 недель |
10 – 12 лет | Каждые 12 – 16 недель |
12 – 15 лет | Каждые 16 – 20 недель |
Свыше 15 лет | Каждые пол года |
Примерные упражнения для занятий с детьми дома
Массаж рук
Взяв кисть левой руки ребенка в свою левую руку, правой поглаживайте его руку снизу вверх. После поглаживания делаем растирание, потом разминание. Заканчиваем поглаживанием. То же самое выполняем и на левой руке.
Скрещивание рук на груди.
Раньше это упражнение называли «охватывающее движение руками», в какой-то мере напоминает похлопывание себя рукавицами, чтобы согреться.
И.П. – ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Вложите свои большие пальцы в ладони ребенка, остальными пальцами придерживайте кисти. Руки ребенка разводим в стороны на 90 градусов по отношению к туловищу. А затем двигаем на встречу к друг другу до перекреста. При перекрещивании сверху должны ложиться попеременно то левая, то правая рука. Так 6 – 8 раз. Темп ускоряется постепенно.
Массаж живота
Поглаживание – это вид массажа знают почти все матери и пользуются им, когда малыши беспокойны.
И.П. –ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Правой рукой (ладонью) по ходу часовой стрелки поглаживаем живот ребенка, не надавливая на область печени (с права, край печени располагается под ребрами) и не задевая половых органов у мальчиков.
Растирание.
Ладони обеих рук подводим под поясницу ребенка, потом обе руки перемещаем по ходу наружных косых мышц живота, начиная с боков до соединения ладоней над пупком ребенка. Это растирание косых и поперечных мышц. Для растирания прямых мышц живота (укрепление пупочного кольца) обе ладони помещаем на животе ребенка около пупка ладонной поверхностью рук; одна рука идет вверх до ключицы, другая-вниз до лобка ребенка. Заканчиваем все поглаживанием.
Массаж спины
Спину массируют двумя руками: поглаживание растирание и разминание спины.
И.П. – лежа на животе. Тремя пальцами обеих рук (указательным, средним и безымянным) делаем одновременно круговые и поступательные движения, энергично разминая длинные мышцы (расположенные по обе стороны позвоночника) в направлении от поясницы к шеи.
Похлопывание.
После разминания похлопываем область длинных мышц спины от ягодиц к голове и обратно. Похлопываем тыльной стороной пальцев, начиная с указательных, постепенно включая остальные (помним ,что движения производятся только в лучезапястных суставах). После массажа спины вы увидите две розовые полоски по бокам позвоночника. Заканчиваем поглаживанием.
Массаж стопы
И.П. – ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Возьмите левой рукой левую ногу ребенка так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растираем ступни (указательный и средний пальцы лежат на наружной поверхности стопы).
Уважаемые родители! Мы хотим, чтоб дети росли крепкими и здоровыми. Соблюдайте режим дня в детском саду и дома во благо наших с вами детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как предупредить нарушение осанки и плоскостопия»
Формирование у родителей представлений о физических упражнениях и способах профилактики плоскостопия и нарушения осанки, практических умений в области физического воспитании ребенка ...
«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности...
Консультация для родителей "Как предупредить нарушение осанки у детей"
Очень полезный комплекс физзарядки для старших дошкольников и младших школьников....
Статья для родителей "Как предупредить нарушение осанки"
Статья для родителей: «Как предупредить нарушение осанки» Правильную осанку необходимо вырабатывать у ребенка с первых лет его жизни. Нужно научить ребенка держать свое тело красиво и правильно, ...
Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности
Разработка инновационных оздоровительно – профилактических технологий для нашего ДОУ – первоочередная и своевременная задача. Актуальность выбранной работы определена особой социально &nda...
Буклет "Как уберечь себя от нарушений осанки? Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"
Осанка – это важный показатель здоровья и гармоничного физического развития. Наша задача – обеспечить условия для двигательной активности ребёнка....