Карты Проппа
консультация
Предварительный просмотр:
«КАРТЫ ПРОППА – используя развиваем речь детей дошкольного возраста»
Карты Проппа – сказочный конструктор. Сама методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно и свою актуальность не потеряла и в настоящее время.
Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют требованиям ФОП ДО:
- развивается умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;
- карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;
- карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем детстве. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку легче понять и принять окружающую действительность. Приобщаясь к сказке, ребёнок приобретает новый для себя вид психической активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это – основа для любой творческой деятельности. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия: что такое «хорошо» и что такое
«плохо». Понятия о доброте, взаимопомощи передаются в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых героев, доброй волшебницы или феи, всегда готовых прийти на помощь. Правильное прочтение и понимание сказки являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться духовно, интеллектуально, а нравственные понятия закрепятся в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми. Задача родителей и педагогов дошкольного учреждения, поощрять интерес ребенка к сказкам, научить анализировать произведение и понимать прочитанное, а также запоминать. В этом нам помогут карты Проппа.
Карты Проппа – это своего рода конструктор. Пазлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации (схематичные изображения структурных элементов сказки). Знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных элементов, или функций. Согласно системе Проппа, этих функций — 31, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, не противоречат основному ходу сказки. Благодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.
В своей работе «Грамматика Фантазии» Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира, (всем известный итальянский писатель оказывается, не только сочинял сказки для детей
– он написал еще и книгу о том, как сочинять сказки вместе с детьми), он сократил их
количество до 20, но последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме. Д. Родари отмечал, что каждая карта находит отклик во внутреннем мире ребенка.
Карты Проппа, как конструктор, из деталей которого можно сложить сказку.
Сказочных ситуаций или функций 20:
1. запрет или предписание;
2. нарушение;
3. вредительство;
4. отъезд героя;
5. задача;
6. встреча с дарителем;
7. волшебные дары;
8. появление героя;
9. сверхъестественные свойства антигероя;
10. борьба;
11. победа;
12. возвращение домой;
13. прибытие домой;
14. ложный герой;
15. трудные испытания;
16. ликвидация беды;
- узнавание героя;
18. изобличение ложного героя;
19. наказание ложного героя;
20. Свадьба или счастливый конец.
Вот некоторые примеры:
запрет выступает в роли сильнейшего мотива и заставляет спорить с существующим авторитетом.
- В сказке «Крошечка — Хаврошечка» корова говорит: «Не ешь моего мяса, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади, каждое утро водой поливай». В данном случае Хаврошечка не нарушила запрет.
- А в «Гуси-лебеди» — родители запретили выходить из дома. Аленушка не послушалась. Происходит нарушение правил.
Вредительство совершает недоброжелатель главного героя (гуси-лебеди). Жар- птица ворует золотые яблоки («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».
Перечисленные 20 функций необходимо подготовить к обучающему процессу, то есть изготовить в виде карт. На каждой карте придумывается любое символическое изображение. Не забывайте, что знакомство со сказочными функциями предполагает накопление большого набора сказочных образов, персонажей, знание многих сказок и секреты построения волшебных сказок (структуру).
Существуют 20 сказочных функций, но для работы с детьми дошкольного возраста достаточно от 3 до 8 карт, в зависимости от возраста детей.
Целесообразность карт Проппа
Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
- Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку анализировать поступки героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
- Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:
Подготовительные игры
- «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);
- «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);
- «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);
- «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;
- «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и
«Госпожа Метелица»);
- «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);
- «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий.
Последовательность знакомства с картами
- Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение
- Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией.
- Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).
- Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.
- Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
- Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты).
- Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).
Результат работы с картами Проппа:
- умение определять жанр произведения;
- запоминать последовательность событий;
- выделять основное содержание сказки;
- выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
- уверенно манипулировать картами;
- чувствовать красоту и образность родного языка.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию примеры сказок, придуманных детьми подготовительной группы с использованием карт Проппа.
Сказка «Стрекоза и Жук»
- Дружили Жук, Стрекоза и Шмель.
Однажды вечером Жук и Стрекоза играли в прятки. А Шмель не захотел играть, сказал своим друзьям: «Не прячьтесь в цветы - попадете в беду».
- Стала водить Стрекоза, а Жук спрятался в цветок.
- Уже солнышко совсем село, а Стрекоза никак не может найти Жука.
- Вдруг видит - один цветок качается и как-то странно звенит: «Ж – ж – ж». С трудом раскрыла стрекоза лепестки цветка, а там Жук: «Спасибо тебе, Стрекоза, за то, что помогла мне выбраться. Солнышко село и цветочек закрылся, вот и оказался я в ловушке. Не послушался я Шмеля, вот и попал в беду».
Функции (карты Проппа), применённые в придумывании сказки:
- Запрет
- Нарушение
- Трудные испытания
- Ликвидация беды
Сказка «Лиса и Коза»
- Жили-были Лиса и Коза. Решили они пойти за грибами. Погода была теплая, солнечная. Надели они панамки, взяли корзины и пошли в лес.
Соседка Свинья их предупредила, что нельзя рвать ядовитые грибы. Лисе попадались только несъедобные грибы, а Козе съедобные.
- Но Лиса все-таки собирала грибы и скоро ее корзинка была полна.
- Она решила перехитрить Козу и поменяла корзины.
12.К вечеру Коза и Лиса вернулись домой. Грибов у Козы было очень много, и она позвала Свинью на помощь.
18.Свинья и Коза начали перебирать грибы, и Свинья заметила подмену. Она очень рассердилась на Лису, а Коза очень обиделась на Лису. И больше уже Лиса и Коза не ходили вместе за грибами.
Функции (карты Проппа), применённые в придумывании сказки:
- Запрет
- Нарушение запрета
- Вредительство
12. Возвращение домой
18. Изобличение ложного героя
Опыт работы с картами Проппа показал, что дети очень быстро и легко запоминают названия карт, работают активно и эти занятия им нравятся. Процесс обучения необходимо делать во второй половине дня малыми подгруппами. Во - первых дети легче запоминают карты, во - вторых, ребенок спокойно пересказывает сказки и сочиняет свои рассказы. Так же карты Проппа рекомендую изготовить в ярком оформление и со смысловой структурой. У меня на картах изображены сказочные персонажи, дети могут рассказывать какие это персонажи (добрые или злые), в каких сказках они встречаются и т.д.
Для примера рассмотрим сказку "Жихарка":
- Карта - Жили-были.
Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:— Эта простая — котика, эта простая — Петина, а
это не простая — точѐная, ручка золочѐная, — это Жихаркина. Никому еѐ не отдам.
- Карта – Запрет.
Кот да петух, когда уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать.
- Карта – Нарушение запрета.
Запирал Жихарка двери, а один раз забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит:— Эта простая ложка — котика, эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точѐная, ручка золочѐная, — Жихаркина. Никому еѐ не отдам.
- Карта – Враг начинает действовать.
Только хотел еѐ на стол положить, а по лестнице — топ- топ-топ. Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил — и поднимать некогда, — да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда — нет Жихарки. Постой
же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь". Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
- Эта ложка простая – Петина, эта ложка простая – котика, а эта ложка не простая – точѐная, ручка золочѐная, - эту ложку я себе возьму. А Жихарка под печкой во весь голос:
- Ай, ай, ай, не бери, тѐтенька, я не отдам! Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес. Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату. — Садись, — говорит, — Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопатку сел, ручки-ножки растопырил — в печку-то нейдѐт.
- Карта –Герой вступает в битву с врагом.
—Не так сидишь, — говорит лиса
- А ты мне, тѐтенька, покажи, я ведь не умею.
- Экой ты недогадливый!
- Карта – Одержание победы.
Лиса Жихарку с лопатки сбросила, сама на лопатку прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка еѐ толк в печку да заслонкой прикрыл.
- Карта –Герой возвращается домой.
А сам скорей вон из избы, да домой.
- Карта – Счастливый конец.
А дома кот да петух плачут, рыдают. Кот лапкой слезы вытирает, Петя крылышком подбирает. Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас с вами в гости к себе ждут.
На следующем этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отберите вместе с ребенком 5-8 карт, придумайте героев, определите кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:
- Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются слова: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…
- Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.
- В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачу, приобретает определенный навык и преображается.
- В сказку вводится антигерой (враг) – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).
- Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой.
Рекомендую изготовить во всех возрастных группах карты Проппа. Многие говорят, что карты Проппа и мнемотаблицы это одно и тоже. Нет.
Отличие карт Проппа от мнемотаблиц есть. При работе со знаково-символической функцией у детей развивается только механическая память, а при работе с картами Проппа, дети сами находят ассоциации и придумывают символ. Следовательно, у них развивается воображение и активизируется творческое мышление
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)
Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказ...
"Играем с картами Проппа"
В работе воспитателя ДОУ важное место отводится связной речи.В современном мире тяжело удивить ребенка,а тем более привлечь его фантазировать.Сейчас,родителям легче посадить ребенка у компьютера или т...
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).
Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...
Технологическая карта (конспект) тематического занятия по картам Проппа
laquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им»Г. Гегель...
Карты Проппа (изображение карт)
Что такое карты Проппа? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.П...
Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.
Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....
«Ассоциативные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества»
В дошкольном возрасте, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психичес...