Педагогический проект "Увлекательное летнее путешествие Эколёнка"
проект

Целью педагогического проекта является создание максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и  всестороннего развития  воспитанников в летний период. Задачи проекта расписаны по всем пяти образовательным областям.  В проекте описаны процессуальные характеристики и представлен план работы по каждому  направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvlekatelnoe_letnee_puteshestvie_s_ekolenkom.docx76.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение  детский сад  № 13 «Вишенка» г.о.г. Выкса

ПРОЕКТ

«Увлекательное летнее  путешествие «Эколенка»

Автор-составитель:

                                                                                                              Лунькова Н.Г.

                                                                                                         

Г.о.г. Выкса, 2020 г.

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Наименование проекта

ПРОЕКТ «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ  ЛЕТНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «ЭКОЛЕНКА»

МБДОУ детский сад  № 13  «Вишенка»  г.о.г. Выкса

Вид проекта

Среднесрочный (апрель 2020 – октябрь 2020 г.), познавательно-творческий, фронтальный

Разработчик Проекта

Педагог-психолог,и.о. старшего воспитателя  МБДОУ детский сад   №13  г.о.г. Выкса Лунькова Наталия Геннадьевна

Основные исполнители Проекта

  • педагогический коллектив ДОУ
  • воспитанники ДОУ
  • родители воспитанников, посещающих ДОУ

Цели

Проекта

1.Создание максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и  всестороннего развития  воспитанников в летний период

2. Участие в муниципальной инновационной площадке по теме: Разработка и апробации эколого – образовательной модели

«Путешествие Эколенка в мир природы»

Основные    задачи       Проекта

Задачи проекта по направлениям:

Оздоровительное направление (ОО «Физическое развитие»):

  • Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию положительного эмоционального состояния. 
  • Повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания.
  •  Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.
  • Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.
  • Создать на участке МБДОУ тропу здоровья.
  • Осуществить педагогическое и санитарное просвещение родителей по вопросам развития, воспитания и оздоровления детей в летний период.

Экологическое направление (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие»):

  • Создать предметно - развивающую среду для  познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (метеостанцию, дендрарий лекарственных растений),
  • познакомить детей с назначением метеорологической станции;  с метеодомиком и его содержимым.
  •  развивать навыки общения с окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
  • формировать представление  детей о значении погоды в жизни растительного и животного мира ( накапливание знаний народных примет о погоде);
  • познакомить детей с   приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
  • обучать детей снятию показаний приборов, сравнению их;
  • формировать представления о четырех частях света;
  •     уточнить и расширить знания детей  о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
  • способствовать речевому стимулированию в ходе познавательно-исследовательской деятельности детей.

Художественно-эстетическое направление ( ОО «Художественно-эстетическое развитие»):

  • Создать на участке МБДОУ уголок созерцания со сказочными персонажами
  • Закреплять и углублять  художественно-эстетические впечатления, полученные в течение года.
  • Поддерживать инициативу детей в импровизации. 
  • Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка. 
  • Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами творца-художника.
  • Предоставить свободу в отражении доступными для ребенка художественными средствами своего видения мира.

Трудовое направление ( ОО «Социально-коммуникативное развитие»)

  • Создать на участке МБДОУ уголок труда (сказочный домик с инструментами, колодец и т.п.)
  •      Привлекать детей к трудовой деятельности на участке и в дендрарии, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам;
  •  Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Задачи работы с педагогами:

  • Стимулировать педагогов к оснащению развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ (метеостанции, дендрария лекарственных растений, уголка созерцания, тропы здоровья, уголка труда).
  •  Повышать компетентность педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы.
  • Обеспечить методическое сопровождение для планирования и организации летнего отдыха детей.

Задачи работы с родителями:

  • Повышение компетентности родителей в вопросах организации летнего отдыха детей.
  • Привлечение семей к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества.
  • Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

  •  Открытие инновационной площадки на базе МБДОУ детский сад № 13 « Вишенка»
  • Создание на участке МБДОУ метеостанции, дендрария лекарственных растений, уголка созерцания, тропы здоровья, уголка труда;
  • повышение уровня развития познавательной, физической сферы дошкольников, улучшение практических навыков пользования метеорологическими приборами и навыков фиксации результатов наблюдений;
  •    Расширение знаний детей  старшего дошкольного возраста:

о работе с приборами, составлении прогноза погоды на ближайшее время;

о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света, о видах облаков.

о приметах, пословицах, поговорках о погоде

о названиях лекарственных растений, их применении и способах ухода;

  • Положительное эмоциональное состояние детей  во время проведения различных  закаливающих, исследовательских, познавательных и др. мероприятий;
  • Творческие работы детей (отражение впечатлений, полученных в ходе любования природой, экспериментирования, наблюдений),  создание  книг «Народные приметы о погоде», «Лекарственные растения», дневника наблюдений за погодой.
  • Повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах организации летней оздоровительной работы.
  • Социально активная позиция  родителей и педагогов

Критерии эффективности проекта

  • Повышение работоспособности детского организма через различные формы закаливания
  •  Знание детей  о  работе с приборами, составлении прогноза погоды на ближайшее время;

о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света, о видах облаков.

о приметах, пословицах, поговорках о погоде

о названиях лекарственных растений, их применении и способах ухода;

  • повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах организации летней оздоровительной работы;
  • социальная активность  родителей и педагогов в качестве субъекта совместной деятельности

Основные принципы Проекта

  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста)
  • Сочетание научности и доступности  материала
  • Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.
  • Принцип комплексного использования профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;
  • повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения элементарных правил и нормативов: оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.
  • Принцип учета региональных условий
  • Реализуя  проект, участники образовательного процесса «родители-  дети – воспитатели» создают триаду содружества.

Нормативно-правовая база проекта

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Обеспечение проекта:

материально-техническое  

  • Пособие  «Прогноз погоды»; «Определи по запаху», «Вершки- корешки», «Что лечит растение»
  • Коллекция пословиц, поговорок и загадок о природе; художественной литературы: произведений поэтов и художников, изображающих явления природы
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Метеобюро», «Мой огород»;
  • Энциклопедии
  • Метеостанция
  • Дендрарий лекарственных растений
  • Уголок созерцания
  • Уголок труда
  • Тропа здоровья

Учебно-методическое

  • программа «От рождения до школы», образовательная программа ДОУ
  • парциальные: «Физическая культура – дошкольникам» (Л.Д. Глазырина), - «Безопасность». Программно-методические материалы по развитию социально- коммуникативных навыков и безопасного поведения детей дошкольного возраста (Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.)
  • Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада
  • Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников
  • Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду
  • Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в
  • экологическом воспитании детей
  • Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок.

Направления проекта: 

  1. Организация летнего отдыха детей раннего и дошкольного возраста; создание условий для оздоровления воспитанников детского сада.
  2. Создание  условий для экологического, трудового, художественно-эстетического воспитания дошкольников, их познавательной и исследовательской деятельности.

Направления проекта связаны с образовательными областями, реализуемыми МБДОУ. Охватываемые образовательные области: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Особые отметки – проект разработан, построен с учетом требований программы «От рождения до школы», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и условиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Пояснительная записка

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса, а также повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.

Главным направлением работы МБДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Летний период – благодарное время для организации закаливающих процедур. Природные факторы (солнце, воздух и воду)  могут быть использованы дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности педагогического персонала.

В связи  с выбранными направлениями проекта (оздоровительному, экологическому, художественно-эстетическому и трудовому) была разработана система профилактических, оздоровительных, познавательных  мероприятий, связанных единой тематикой «Летнее путешествие «Вишенки». Данное путешествие  будет проходить на оборудованном участке ДОУ.

Экологическое воспитание дошкольников - есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция, чтобы дети имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды (народные приметы).

      

С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

       Актуальность наблюдения дошкольников за погодой определяется следующими моментами:

Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.

Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.

В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.

Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

В своем ДОУ мы решили совместить метеостанцию с дендрарием лекарственных растений и тропой здоровья. Кроме того, использовать этот уголок  как для  созерцания, так  и для релаксации дошкольников.

Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми, мы выявили, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения».

Наблюдая и рассматривая растения  на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому  был разработан план работы по теме «Лекарственные растения».

В ходе реализации данного плана мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.

Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов,

Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

Процессуальные характеристики проекта

(основные этапы работы; система методов и средств)

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап ( апрель 2020 – май 2020 г): сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта; была изучена литература по созданию метеоплощадки на участке детского сада, дендрария, оздоровительной дорожки, уголка релаксации; ознакомились с опытом других педагогов; начальный мониторинг уровня знаний детей; разработка проектной деятельности.

2. Основной этап ( май- август 2020 г): структурирование необходимого собранного информационного материала; сбор ресурсов для реализации проекта; постройка совместно с педагогами метеорологической станции на участке; дендрария, оздоровительной дорожки, уголка релаксации; уголка труда  проведение  различных запланированных мероприятий (по экспериментально-исследовательской, оздоровительной, познавательной деятельности детей).

3. Заключительный этап ( сентябрь- октябрь 2020 г): подведение итогов, оценка эффективности проекта, рефлексия, итоговый мониторинг уровня знаний детей.

Реализация  и содержание проекта:

Перед тем как приступить к планированию работы, нами  были проведены беседы с детьми по определению экологических знаний (о  температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света, о видах облаков; о приметах, пословицах, поговорках о погоде; о названиях лекарственных растений, их применении и способах ухода).

Результаты беседы с детьми показали, что 64% детей не  сформированы знания о погоде, лекарственных растениях;  в ДОУ недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов ( приложение 4).

 Исходя из мониторинговых данных, был составлен перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста, что позволило  работать по намеченной теме в системе.

Работа  строилась по выбранным  направлениям:

  • Оздоровительное направление
  • Экологическое направление
  • Художественно-эстетическое направление
  • Трудовое направление

Основной этап проекта

По оздоровительному направлению  составлен комплексный план оздоровительно-профилактических мероприятий. Система мероприятий направлена на рациональное осуществление совместными усилиями педагогов, и родителей комплекса воспитательных и профилактических мер, направленных на укрепление здоровья растущего организма.

ФОРМЫ и МЕТОДЫ  ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ:

Закаливающие мероприятия.

Система мероприятий с учетом состояния здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей детей:

  • элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, полоскание полости рта, мытье ног, хождение по влажной –сухой дорожке после сна, хождение по тропе здоровья);
  • закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями (правильно организованная прогулка, солнечные и водные процедуры в сочетании с физическими упражнениями);

Утренняя гимнастика. Цель проведения – повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.

Традиционная гимнастика включает в себя простые гимнастические упражнения с обязательным включением дыхательных упражнений;

  • упражнения с предметами и без предметов;
  • упражнения на формирование правильной осанки;
  • игровая гимнастика, оздоровительный бег.

 Подвижные игры.

Рекомендуются игры средней и малой подвижности. Выбор игры зависит от педагогических задач, подготовленности, индивидуальных особенностей детей.

Виды игр:

  • сюжетные (использование при объяснении крошки-сказки или сюжетного рассказа);
  • несюжетные с элементами соревнований на разных этапах разучивания;
  • дворовые;
  • народные;
  • с элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол).

Подвижные игры проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции.  Продолжительность игр для всех возрастных групп 10—20 минут.

 Двигательные разминки (физминутки, динамические паузы).

Их выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей деятельности.

Варианты:

  • упражнения на развитие мелкой моторики;
  • ритмические движения; упражнения на внимание и координацию движений;
  • упражнения в равновесии;
  • упражнения для активизации работы глазных яблок;
  • упражнения в равновесии;
  • упражнения для активизации работы глазных мышц;
  • гимнастика расслабления;
  • корригирующие упражнения (в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей);
  • упражнения на формирование правильной осанки;
  • упражнения на формирование свода стопы.

 Элементы видов спорта, спортивные упражнения.

Способствуют формированию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых качеств, эмоций, расширению кругозора детей.

Виды спортивных упражнений:

  • катание на самокатах;
  • езда на велосипеде;
  • катание на роликовых коньках;
  • футбол;
  • баскетбол;
  • бадминтон.

Гимнастика пробуждения. Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика сюжетно- игрового характера.

Разминка после сна проводиться с использованием различных упражнений:

  • с предметами и без предметов;
  • на формирование правильной осанки;
  • на формирование свода стопы;
  • имитационного характера;
  • сюжетные или игровые;
  • на координацию движений;
  • на развитие мелкой моторики;
  • в равновесии.

 Индивидуальная работа в режиме дня.

Проводится с отдельными детьми или по подгруппам с целью стимулирования к двигательной активности, самостоятельным играм и упражнениям. Содействует укреплению здоровья и улучшению физического развития ослабленных детей, исправлению дефектов осанки.

Перспективный план работы по реализации  оздоровительного направления

Содержание и формы работы

Название

Сроки

Ответственный

1

Создание РППС  на территории ДОУ

Тропа здоровья

Сентябрь2019- май 2020 гг

Специалисты ДОУ

2

Проведение инструктажа педагогов перед началом летнего периода:

Собеседование с воспитателями:

  • по профилактике детского травматизма;
  • охране жизни и здоровья детей в летний период;
  • занятий спортивными и подвижными играми, спортивных соревнований;
  • проведение массовых  мероприятий правильная организация закаливающих процедур
  • предупреждение отравления детей ядовитыми растениями и грибами
  • оказание первой медицинской помощи при солнечном и тепловом ударе, а так же при укусах насекомых

Май 2020 г.

Заведующий

3

Проведение инструктажа детей:

  • по предупреждению травматизма;
  • соблюдение правил поведения в природе

В течение летнего периода               

Воспитатели групп

4

Оздоровительная работа

  • Переход на режим дня в соответствии с тёплым периодом года
  • Организация водно-питьевого режима
  • Организация жизни детей в адаптационный период
  • Максимальное пребывание детей на свежем воздухе (утренний прием, гимнастика, физкультурные занятия развлечения)
  • Максимальное пребывание детей на свежем воздухе (утренний прием, гимнастика, физкультурные занятия развлечения)
  • Создание условий для повышения двигательной активности детей на свежем воздухе путем расширения ассортимента выносным оборудованием
  • Осуществление различных видов закаливания
  • в течение дня (воздушные и солнечные ванны, закаливание водой, босохождение и т.д.)
  • Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по развитию основных движений на прогулке

Ежедневно

Воспитатели групп

5

Беседы с детьми

  • «Болезни грязных рук»
  • «Ядовитые грибы и растения»
  • «Что можно и что нельзя»
  •  «Правила поведения у водоема»
  • «Как уберечься от пагубного воздействия солнца»
  • «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

Май - август 2020 г.

Воспитатели  средних- подготовительных групп

По экологическому направлению (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие»):

После изучения литературы и  передового опыта педагогов  на участке ДОУ необходимо  организовать РППсреду (метеостанцию, дендрарий лекарственных растений, уголка созерцания, тропы здоровья, уголка труда).

     Одной из основных форм работы стала проектная деятельность детей, которая

является интересной и поучительной для детей при изучении многих тем, в

том числе наблюдения за погодой. Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. В возрасте 5-6 лет наших детей заинтересовало прогнозирование погоды. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - всё это важно для общего развития ребёнка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили оборудовать на своём участке мини-метеостанцию. С ее созданием появится возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Для метеостанции выбрали открытый, солнечный участок для установки метеодомика. Для наблюдения за погодой будут использоваться традиционные приборы (компас, термометр) и приборы (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы, флюгер, ветряной рукав, султанчики, рамка облаков).

       Наблюдая за погодой, дети научатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети будут наблюдать не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором. Необходимая вещь на метеостанции это - термометр. Он позволяет детям при помощи воспитателя определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т.д.

Для определения влажности воздуха нам служит гигрометр и подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой - шишка раскрывается, если влажный – закрывается.

Солнечные часы - древнейшее приспособление для определения времени, они состоят из циферблата и стержня, тень которого, перемещаясь по циферблату вследствие движения солнца, показывает солнечное время .

Все показания приборов фиксируются в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно

проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

наблюдать за небом и облачностью с помощью рамки облаков, с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра, с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра, измерять количество осадков с помощью дождемера, определять температуру воздуха с помощью термометра, с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды, сообщают прогноз погоды педагогам, родителям.

С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды мы планируем посадить на территории метеоплощадки (дендрарии лекарственных растений) некоторые из «растений – предсказателей погоды». 

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо,

разнообразно, чтобы активность детей и интерес к наблюдениям возрастал.

 Наряду с этим,  планируется создать условия для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представлений о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

ФОРМЫ и МЕТОДЫ  РАБОТЫ:

 Исследовательские: Опыты - эксперименты с водой, воздухом, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

Наглядные: Наблюдение за погодой и приметами, сравнение результатов; тактильно–мышечная наглядность; ароматерапия;  рассматривание картин,  энциклопедий.

Словесные: Беседы с детьми по формированию представлений о живой и неживой природе, о погоде и ее признаках, народных приметах, о лекарственных растениях, о растениях - предсказателях погоды, о профессии метеоролога и др.; пословицы, поговорки и загадки о природе; чтение художественной литературы: произведений поэтов и художников, изображающих явления природы; объяснения, указания, словесные инструкции; слушание музыки.

Игровые: Сюжетно-ролевая игра «Метеобюро», «Мой огород»; дидактические игры «Прогноз погоды»; «Съедобное – несъедобное», «Определи по запаху», «Вершки- корешки», «Что лечит растение»

Обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах, о лекарственных растениях через организацию совместной деятельности  и создание  книг «Народные приметы о погоде», «Лекарственные растения», дневника наблюдений за погодой.

Перспективный план работы по реализации  экологического направления:

Формы работы

Название

Сроки

Ответственный

1

Создание РППС  на территории ДОУ

Метеостанция, дендрарий лекарственных растений

Сентябрь2019- май 2020 гг

Специалисты ДОУ

2

Изготовление пособий, дидактических игр

«Прогноз погоды»; «Съедобное – несъедобное», «Определи по запаху», «Вершки- корешки», «Что лечит растение»

Апрель- май 2020 г.

Воспитатели

3

Создание картотек 

«Пословицы, поговорки и загадки о природе»; картотека художественной литературы: произведений поэтов и художников, изображающих явления природы

«Народные приметы»

Апрель- август 2020 г.

Воспитатели

Ст. воспитатель

4

Беседа с детьми

«А знаешь ли ты?»

Май 2020 г.

Воспитатели  групп старшего дошкольного возраста

5

Сюжетно-ролевая игра

«Метеобюро»

2 неделя мая

Воспитатели подготовительных групп

6

Беседа с презентацией

« Лекарственные растения ».

3 неделя мая

Воспитатели средних- подготовительных групп

7

Создание и заполнение книг и  дневника наблюдений за погодой

книга «Народные приметы о погоде», «Лекарственные растения»

Апрель- август 2020 г.

Воспитатели, родители

8

Наблюдения за погодой  с использованием традиционных приборов (компас, термометр) других  приборов

Знакомство детей с метеорологическими приборами и способами их применения на практике (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы, флюгер, ветряной рукав, султанчики, рамка облаков)

Апрель- август 2020 г.

Воспитатели, родители

9

Сюжетно-ролевая игра

«Мой огород»

4 неделя мая

Воспитатели средних групп

10

Дидактическая игра

«Съедобное - несъедобное»

4 неделя мая

Воспитатели средних- подготовительных групп

11

Чтение литературных произведений:

Чтение отрывков из рассказа  «Огород на опушке» А. Стрижева.

Чтение А.Онегова «Тропинка полевая»,

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

Н. Павловой «Загадки цветов»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»

1 неделя июня

Воспитатели старших- подготовительных групп

12

Дидактическая игра

«Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).

Май- июнь

Воспитатели средних- подготовительных групп

13

Наблюдение

за ветром

1 неделя июня

Воспитатели средних- подготовительных групп

14

Заучивание

загадок и стихов о растениях

2 неделя июня

Воспитатели средних- подготовительных групп

15

Наблюдение

за солнечными часами

3 неделя июня

Воспитатели старших- подготовительных групп

16

Опыты и исследовательско - поисковая деятельность

«На участке ищем полезные растения»

«Где лучше посадить растения?»

«Наблюдаем, как растет подорожник» (зарисовать)

4 неделя июня

Воспитатели старших- подготовительных групп

17

Наблюдение

за облаками

1 неделя июля

Воспитатели средних- подготовительных групп

18

Наблюдение

«Наш верный друг – чистотел»

2 неделя июля

Воспитатели подготовительных групп

19

Составление рассказов детей

 

от имени растений (перевоплощение): «Я - подорожник…», «Я -ромашка…», «Я-крапива…»

3 неделя июля

Воспитатели старших- подготовительных групп

20

Дидактическая игра

«Вершки- корешки»

4 неделя июля

Воспитатели средних- подготовительных групп

21

Экскурсия в сквер или парк

« Найди лекарственные растения»

4 неделя июля

Воспитатели подготовительных групп

22

Игровая ситуация

«В гостях у Доктора Айболита»

1 неделя августа

Воспитатели средних- подготовительных групп

23

Опытно-экспериментальная деятельность

«Строение растений, размножение, рост, развитие  календулы, лука».

2 неделя августа

Воспитатели старших- подготовительных групп

24

Дидактические  игры

«Что лечит это растение?», «От какого растения часть».

3 неделя августа

Воспитатели средних- подготовительных групп

25

Выпуск  плаката

«Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми)

3 неделя августа

Воспитатели старших- подготовительных групп

26

Беседа

«Лесная аптека на службе человека»

3 неделя августа

Воспитатели средних- подготовительных групп

27

Составление гербария

«Лекарственные растения»

4 неделя августа

Воспитатели старших- подготовительных групп

28

Беседа

«Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв, полоскание горла отварами трав

4 неделя августа

Воспитатели средних- подготовительных групп

29

КВН

«Знатоки лекарственных трав»

4 неделя августа

Воспитатели подготовительных групп

По художественно-эстетическому направлению:

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника

красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

В дошкольном периоде закладываются основы личности, в том числе, основы отношения к окружающему миру природы, которые на протяжение последующей жизни лишь обогащаются.

Под влиянием взрослых у ребенка вырабатываются эмоциональные предпочтения. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться в дошкольном детстве в семье и в дошкольных учреждениях.

Для достижения цели формирования экологически и эстетически культурной личности решаются  следующие задачи реализации:

  • формировать у воспитанников умения воспринимать красоту явлений, объектов живой и неживой природы, развивать потребность в наслаждении ее красотой;
  • воспитывать начала экологической культуры, то есть понимание того, что природа - есть основа всего живого на Земле, и мы являемся ее частью, поэтому должны сохранять ее и беречь;

-дать детям возможность творческого самовыражения через продуктивную деятельность, отражая и преумножая красоту окружающей природы.             

Эмоциональное отношение переходит в активную деятельность, стремление сохранить увиденное, понравившееся, передать в рисунке.

ФОРМЫ и МЕТОДЫ  РАБОТЫ:

  • наглядные (знакомство с примерами искусства, рассматривание картин, иллюстраций, созерцание натуры; показ способов изображения);
  • словесные (рассказ, объяснение, беседы с применением репродукций);
  • практические (рисование, аппликация, творческие работы, слушание музыкальных произведений).

Перспективный план работы по реализации  художественно-эстетического направления:

Формы работы

Название

Сроки

Ответственный

1

Создание РППС  на территории ДОУ

Уголок созерцания

Сентябрь2019- май 2020 г.г

Специалисты ДОУ

2

Объёмная аппликация

«Одуванчик»  

1 неделя июня

Воспитатели средних - подготовительных групп

3

Рисование

«На лугу»

2 неделя июня

Педагог по изобр. деятельности

4

Рассматривание  уголка созерцания

«Наш прудик»

3 неделя июня

Воспитатели

5

Рисование

«Наш друг – подорожник»

4 неделя  июня

Педагог по изобр. деятельности

6

Слушание музыки

В. Моцарт «Цветы»

П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»

1 неделя июля

Музыкальный руководитель

7

Рисование

«Наш друг - чистотел»

1 неделя августа

Педагог по изобр. деятельности

8

Создание альбома рисунков

«Лекарственные растения»

2 неделя августа

Воспитатели

9

Создание альбома рисунков

«Растения - предсказатели погоды» 

3 неделя августа

Воспитатели

По трудовому направлению:

Дендрарий в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с лекарственными растениями и её сезонными изменениями. На территории нашего сада  будет создан дендрарий, которые используется для экологического и трудового воспитания дошкольников. Выполняя трудовые поручения на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян и саженцев. Совместный труд в дендрарии даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Лето - благоприятное время для решения этих задач. Огород является живой лабораторией под открытым небом. Это источник познаний природы. Здесь расширяем, углубляем, закрепляем знания воспитанников, знакомим детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями и технологией выращивания. Вместе с детьми устанавливаем зависимость развития и роста растений от факторов внешней среды и ухода за растениями.

Во время труда– при рыхлении, поливке - обращаем внимание детей на различные свойства почвы (сухая, влажная) и изменение во внешнем виде растения до поливки, рыхления и после. В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях на участке вместе со взрослыми выращивают  их (при вскопке очищают землю от камней и палок, систематически поливают грядки, клумбы, рыхлят землю, собирают овощи). Вся работа детей по уходу за растениями должна проходить под постоянным наблюдением педагога. Он показывает и объясняет, сколько воды надо растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни.

Старшая и подготовительная  группа. Расширять и обобщать представления детей о развитии растений под влиянием солнечного света, тепла; учить различать травянистые растения; упражнять в различении частей растений, формировать понятие о культурных и дикорастущих  лекарственных растениях, воспитывать любознательность, любовь, бережное отношение к природе.

Весной перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями. Рыхлить землю, поливать, прореживать, пропалывать, подвязывать растения, собирать урожай — летом. Уметь правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой.

Дети должны учиться пропалывать сорняки, собирать семена.

На участке при поливке растений следить за тем, чтобы дети хорошо смачивали почву. Время от времени детей привлекают к прополке растений, рыхлению земли на грядках, клумбах, а затем к сбору семян растений. Воспитатель учит детей правильно держать лейку при поливе, рыхлить, пропалывать.

Такие виды ухода за растениями, как подвязывание, окучивание, подкормка, проводятся воспитателем в присутствии детей. Показ он сопровождает объяснением.

Привлекая детей пяти-шести лет к труду в природе, важно учитывать их возрастные особенности и возможности: ведь именно этот вид труда требует от ребенка подчас немалого физического напряжения, но посильная работа исключительно полезна для растущего, развивающегося организма.

ФОРМЫ и МЕТОДЫ  РАБОТЫ:

  • Метод создания эмоциональной атмосферы применяется посредством музыки, эмоционального участия взрослых, обсуждения труда, его результатов;
  • Метод словесности: объяснение, обсуждение способов выполнения действий, оценка;
  • Метод наглядности: демонстрация возможных моментов в работе, показ;
  • Практические методы – собственно трудовые действия, выполняемые ребенком; уход за растениями
  • Задания-поручения (индивидуальные, групповые и общие; кратковременные, длительные);
  • Дежурства – организация деятельности, предусматривающая работы по обслуживанию самого себя и детского коллектива;
  • Коллективная, совместная деятельность – деятельность группы детей, объединенная одной целью

Перспективный план работы по реализации   трудового направления:

Формы работы

Название

Сроки

Ответственный

1

Создание РППС  на территории ДОУ

Уголок труда

Сентябрь2019- май 2020 гг

Специалисты ДОУ

2

Подготовка почвы

Рыхление грядки

Апрель

Воспитатели

3

Посев и посадка  лекарственных растений

Посев календулы, посадка эхинацеи, мяты, шалфея, ромашки, мать-и мачехи, мелисса, чабреца

Апрель- май

Воспитатели

4

Создание картотеки лекарственных растений

«Лекарственные растения»

Апрель

Воспитатели

5

Уход за растениями

Рыхление, полив прореживание, пропалывание, подвязывание растений

Апрель- октябрь

Воспитатели

6

Уход за растениями

Подвязывание, окучивание, подкормка растений

Июнь- август

Воспитатели

7

Наблюдения

за растениями - предвестниками погоды

Июнь-август

Воспитатели

8

Сбор  частей лекарственных растений: цветов, листьев, стеблей

 Сбор цветков календулы, ромашки, мать-и –мачехи; листьев мелиссы, эхинацеи, мяты, чабреца, шалфея

Июнь- август 2020 г.

Воспитатели

9

Сбор семян

Семен ноготков, эхинацеи

Воспитатели

Результативность проекта

          Эффективность работы подтверждается результатами мониторинга: ·

· Умеют различать лекарственные деревья, кустарники, травы – 60%

· Знают названия лекарственных  растений – 65%

· Проявляют инициативу в уходе за растениями – 40%

 - 55%  детей рассказывают о пользе растений;  знают о растениях стихотворения, загадки, пословицы

- 80 % детей знают о назначении метеостанции, приборов – помощников: термометра, флюгера, дождемера, барометра, компаса, гигрометра, ветряного рукава, солнечных часов.

  • 100%  педагогов повысили  свою компетентность по экологическому, трудовому   воспитанию детей ;
  • У 80% родителей воспитанников отмечается возрастающий интерес к совместной деятельности в различных мероприятиях детского сада и группы.
  • В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях Выксунского района. Родителями совместно с детьми была оформлена книга по лекарственным растениям. Книга иллюстрирована детскими рисунками.
  • В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности  у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.  На участке ДОУ, в дендрарии вырастили лекарственные растения на участке, обеспечили уход за ними в летний период. Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что растения могут укрепить наше здоровье, полезные растения окружают  нас и в помещении и на улице. 
  • С сентября 2020г. на  базе МБДОУ открыта муниципальная инновационная площадка « Разработка и апробация эколого – образовательной модели « Путешествие Эколенка в мир природы»


Список использованной литературы

1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке

детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.

2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании

дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного

учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21

3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных

учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в

экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009.

№6. – с.54-57

5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. :

Детство – пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "Аукцион педагогических идей "Летняя картотека"

Данный материал будет полезен для организации подготовки к летней работе в ДОУ. Педагогам предварительно предлагается изготовить картотеки для продажи, которые можно использовать при работе с дошкольн...

Педагогический проект "Летняя мастерская"

Данный проект способствует  развитию творческих способностей дошкольников в летний период, укреплению мелкой моторики, эксперементированию с различными материалами, формируется познавательный инт...

Педагогический проект "Летние дары-ягоды да грибы"

Природа дарит много нам красивого, вкусного и полезного. Сколько вкусных ягод, фруктов и овощей созревает у людей в огородах, а сколько ярких цветов расцветает у нас в садах. Так же не счесть дар...

Статья "Увлекательные летние путешествия" ( о продолжении логопедической работы в летний период с включением родительского потенциала)

Статья предназначена на повышение родительской компетенции в вопросах повышения эффективности работы по развитию словарного запаса, грамматического строя и связной речи детей  в условиях ее общег...

Педагогический проект «Летнее путешествие Буратино по стране Дошколят»

Цель: создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы с детьми и развития познавательного интереса воспитанников в летний период.Задачи:1. Созда...

Сценарий летнего развлечения "Летнее путешествие на лесную полянку"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 99 «Изумрудный город»     Сценарий летнего развлечения"Летнее пу...

Сценарий летнего развлечения «Летнее путешествие по сказкам»

Под музыку выходит Валя – Траля, с конфетой в руке, не замечая никого, разворачивает фантик, поднимает голову, видит сидящих перед ней детей, быстро съедает конфету, обращается к детям. Вал...