Формирование представлений дошкольников о нравственных ценностях, отношение к труду, знанию, образованию на примере пословиц
материал

Бондарь Ирина Александровна

                                                       Эссе

               Тема: Формирование представлений дошкольников о нравственных ценностях, отношение к труду, знанию, образованию на примере пословиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Эссе

               Тема: Формирование представлений дошкольников о нравственных ценностях, отношение к труду, знанию, образованию на примере пословиц.

   Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Это главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, его нравственных, религиозно – мифических основах. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. На основе народного фольклора детям прививается:  уважение к старшим, трудолюбие, толерантность, доброжелательность, терпимость к чужому мнению.                 Одним из самых распространенных жанров этого направления являются  пословицы.

            Роль  пословиц в воспитании подрастающего поколения очень велика. Пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

          Для повышения воспитательного значения пословиц в народе всемерно поддерживается их авторитет:

  • Без пословицы не прoживешь.
  • Пословица правду всем говорит.
  • Пословица - всем делам помощница.

        В воспитании нравственных качеств у детей часто используются   пословицы  о человеческих качествах  и общечеловеческих ценностях:

о дружбе:

  • Дружба не гриб — в лесу не найдешь.
  • Дружбу помни, а зло забывай.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Эка дружба! Топором не разрубишь.
  • Две кошки в мешке дружбы не заведут.
  • Дружба дружбой, а служба службой.

о человеке и его  качествах:

  • Не имя красит человека, а человек имя.
  • Не место красит человека, а человек место.
  • Не одежда красит человека, а добрые дела.
  • Хорошие люди умирают, а дела их живут.
  • Глаза — зеркало души.
  • Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.
  • Видать сокола по полету, а доброго мол.

 об отношении к труду и  восхищении мастерству  человеческих рук:

  •  Был бы ловец, а ружье будет.
  • На ловца и зверь бежит
  • В иных руках и горсть пыли в золото превращается.
  • Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. 
  • Больше дела – меньше слов.
  • Всякая работа мастера хвалит.
  • Глазам страшно, а руки сделают.

о добре и справедливости:

  • Про доброе дело говори смело.
  • Сделав добро, не кайся.
  • Добрые слова лучше мягкого пирога.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Доброе братство лучше богатства.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить.
  • Счастлив тот, у кого совесть чиста.
  • У несправедливого человека нет настоящих друзей.
  • Чего себе не хочешь, того и другому не твори.
  • Человек становится сильным и смелым, когда его дело справедливо.

об уважении к старшим:

  • Уважение к молодому — долг, уважение к старшему — обязанность.
  • Уважай старого, тебе тоже быть старым.
  • Господа старики - первейшие казаки (старшим - уважение и почёт)
  • Будешь почитать отца и мать, узнаешь почет от своего сына.
  • Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут почитать старших.
  • Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.

     Существуют  пословицы, которые  пристыжают такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность.  

  • На чужой роток не накинешь платок.
  • Злой плачет от зависти, а добрый от радости (от жалости).
  • В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
  • В чужих руках ноготок с локоток.
  • На чужую кучу нечего глаза пучить.

       Таким образом, роль пословиц (как и других жанров фольклора) в воспитании детей очень велика. Несмотря на краткость, этот жанр фольклора пробуждает у детей интерес к окружающему,   совершенствует их внутренний мир, делает его духовным. Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, значение слов которых понятны ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному развитию дошкольников....

Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине

Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом тр...

Организация работы по формированию первоначальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе детского сада....

«Формирование у дошкольников духовно – нравственных ценностей в процессе краеведческой деятельности»

laquo;Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них,  приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массов...

"Народные праздники, как средство формирования у дошкольников духовно-нравственных ценностей"

31 октября 2022 года на базе МБДОУ «Детский сад «Аистёнок» состоялось районное методическое объединение музыкальных руководителей ДОУ на тему: «Народные праздники как средство ...

Формирование представлений дошкольников о донском казачестве с помощью книжек-самоделок с казачьими пословицами

С целью формирования нравственных норм поведения у дошкольников на основе традиций и культуры донских казаков, а также взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам патриотического и духовно-нрав...