Формирование представлений дошкольников о нравственных ценностях, отношение к труду, знанию, образованию на примере пословиц
материал
Эссе
Тема: Формирование представлений дошкольников о нравственных ценностях, отношение к труду, знанию, образованию на примере пословиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
Тема: Формирование представлений дошкольников о нравственных ценностях, отношение к труду, знанию, образованию на примере пословиц.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Это главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, его нравственных, религиозно – мифических основах. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. На основе народного фольклора детям прививается: уважение к старшим, трудолюбие, толерантность, доброжелательность, терпимость к чужому мнению. Одним из самых распространенных жанров этого направления являются пословицы.
Роль пословиц в воспитании подрастающего поколения очень велика. Пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.
Для повышения воспитательного значения пословиц в народе всемерно поддерживается их авторитет:
- Без пословицы не прoживешь.
- Пословица правду всем говорит.
- Пословица - всем делам помощница.
В воспитании нравственных качеств у детей часто используются пословицы о человеческих качествах и общечеловеческих ценностях:
о дружбе:
- Дружба не гриб — в лесу не найдешь.
- Дружбу помни, а зло забывай.
- Старый друг лучше новых двух.
- Эка дружба! Топором не разрубишь.
- Две кошки в мешке дружбы не заведут.
- Дружба дружбой, а служба службой.
о человеке и его качествах:
- Не имя красит человека, а человек имя.
- Не место красит человека, а человек место.
- Не одежда красит человека, а добрые дела.
- Хорошие люди умирают, а дела их живут.
- Глаза — зеркало души.
- Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.
- Видать сокола по полету, а доброго мол.
об отношении к труду и восхищении мастерству человеческих рук:
- Был бы ловец, а ружье будет.
- На ловца и зверь бежит
- В иных руках и горсть пыли в золото превращается.
- Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
- Больше дела – меньше слов.
- Всякая работа мастера хвалит.
- Глазам страшно, а руки сделают.
о добре и справедливости:
- Про доброе дело говори смело.
- Сделав добро, не кайся.
- Добрые слова лучше мягкого пирога.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Доброе братство лучше богатства.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Счастлив тот, у кого совесть чиста.
- У несправедливого человека нет настоящих друзей.
- Чего себе не хочешь, того и другому не твори.
- Человек становится сильным и смелым, когда его дело справедливо.
об уважении к старшим:
- Уважение к молодому — долг, уважение к старшему — обязанность.
- Уважай старого, тебе тоже быть старым.
- Господа старики - первейшие казаки (старшим - уважение и почёт)
- Будешь почитать отца и мать, узнаешь почет от своего сына.
- Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут почитать старших.
- Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.
Существуют пословицы, которые пристыжают такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность.
- На чужой роток не накинешь платок.
- Злой плачет от зависти, а добрый от радости (от жалости).
- В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
- В чужих руках ноготок с локоток.
- На чужую кучу нечего глаза пучить.
Таким образом, роль пословиц (как и других жанров фольклора) в воспитании детей очень велика. Несмотря на краткость, этот жанр фольклора пробуждает у детей интерес к окружающему, совершенствует их внутренний мир, делает его духовным. Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, значение слов которых понятны ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному развитию дошкольников....
Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине
Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом тр...
Организация работы по формированию первоначальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе детского сада....
Доклад на педсовете "«Формирование у дошкольников представлений о духовно – нравственных ценностях через детскую литературу»."
Доклад на педсовете...
«Формирование у дошкольников духовно – нравственных ценностей в процессе краеведческой деятельности»
laquo;Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массов...
"Народные праздники, как средство формирования у дошкольников духовно-нравственных ценностей"
31 октября 2022 года на базе МБДОУ «Детский сад «Аистёнок» состоялось районное методическое объединение музыкальных руководителей ДОУ на тему: «Народные праздники как средство ...
Формирование представлений дошкольников о донском казачестве с помощью книжек-самоделок с казачьими пословицами
С целью формирования нравственных норм поведения у дошкольников на основе традиций и культуры донских казаков, а также взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам патриотического и духовно-нрав...