«Волшебный мешочек»
учебно-методический материал (младшая группа)

Малежик Виктория Николаевна

Психосенсомоторный  Монтессори материал.

                  В Монтессори-среде для развития стереогностического восприятия детей в зоне сенсорики детям представлен материал «Волшебный мешочек».

             У человека кроме пяти основных органов чувств есть и так называемые «сложные чувства». К примеру, какое чувство помогает нам выполнить стандартную просьбу невролога дотронуться до носа с закрытыми глазами? А известное всем водителям чувство-ощущение габаритов машины? Эти способы – сложные способы осознания окружающего – не вписываются в стандартный список чувств, который сформулировал ещё Аристотель.

           Кроме основных чувств Мария  Монтессори выделяла стереогностическое чувство, при помощи которого человек способен распознавать сущность предметов путём движения мышц руки, в процессе ощупывания контура предмета.

         Не используя зрение, путём ощупывания комплексно оценивается структура поверхности, тяжесть, плотность, величина, температура.

        В результате возникает кинестетический образ воспринимаемого объекта, который может ассоциироваться с некоторым визуальным ощущением виденного ранее объекта. Вот такое своеобразное «абстрактное зрение» вырисовывается. Стереогнозия является сложным процессом, зависящим не только от деятельности и центральных, и периферических чувствительных систем, но и связанным с процессами анализа и синтеза, протекающими в коре головного мозга.

      Мария Монтессори считала, что это стереогностическое чувство не только можно, но и нужно развивать. Для этого она разработала ряд материалов. Одним из  них является  «Волшебный мешочек».
     Прямая цель:
- найти пару;
- найти одинаковые фигурки.

     Косвенная цель:
-развитие тактильных ощущений;
-развитие мелкой моторики;
-развитие воображения;
-развитие координированных действий глаз-рука;
-развитие стереогностического восприятия;
-развитие захвата  всей рукой; 
-развитие вращательных движений;
-развитие причинно - следственных связей.

        Рассмотрим три варианта работы с «Волшебным мешочком».

Вариант 1

  • Педагог с ребенком подходят к стеллажу с материалом.
  • Педагог: «Это – корзинка с Волшебным  мешочком».
  • Педагог предлагает ребенку перенести материал на стол.
  •  Знакомство: Педагог предлагает ребенку развернуть салфетку.
  • Педагог: «Достань одну фигуру», педагог достает такую же . Говорит: « Давай потрогаем».
  • Кладут фигуры в корзину.
  • Аналогично работают с остальными фигурами.
  •  Педагог: « Сейчас я тебе покажу как найти одинаковые».
  •  Педагог берет одну фигуру и дает потрогать ребенку.
  •  Педагог говорит ребенку: « Найдем такую же».
  • Педагог берет с корзины другую фигуру трогает обе и говорит «Потрогай, они разные», кладет эту фигуру на мешочек.
  • Аналогично работает с другими фигурами пока не найдет одинаковые.
  • Педагог: Они одинаковые, поставим их рядом. Это пара!
  • Аналогично работает с другими фигурами пока не найдут все пары.

Вариант 2

  • Педагог с ребенком подходит к стеллажу с материалом.
  • Педагог: «Это – Волшебный мешочек».
  • Педагог предлагает ребенку перенести материал на стол.
  • Педагог: «Достань из мешочка фигурку»
  • Ребенок достает фигурку, педагог достает такую же
  • Аналогично достают все фигурки, кладут их на салфетку.
  •  Педагог убирает фигурки в мешочек.
  • Педагог: «Покажу, как найти одинаковые фигурки»
  • Педагог достает из мешочка любую фигурку, трогает ее, дает потрогать ребенку.
  • Педагог: «Найдем такую же»
  • Педагог достает из мешочка следующую фигурку, сравнивает, щупает, передает ребенку: «Они – разные; не подошло».
  •  Фигурку, которая не подошла, педагог кладет в корзинку.
  • Со следующей фигуркой работают аналогично.
  •  Педагог достает из мешочка фигурку, трогает, дает ребенку, говорит: «Они - одинаковые, они – пара». Парные фигуры педагог кладет на салфетку.
  • Педагог и ребенок аналогично находят все пары.
  •  Педагог: « Проверим одинаковые фигурки». Педагог берет 2 одинаковые фигурки, проверяет, передает ребенку: «Одинаковые, они – пара».
  • Проверенные фигурки педагог убирает в мешочек».
  • Педагог: «А теперь ты найди одинаковые фигурки».

                                          Вариант 3

  • Педагог с ребенком подходят к стеллажу с материалом.
  • Педагог: «Это – корзинка с Волшебным  мешочком».
  • Педагог предлагает ребенку перенести материал на стол.
  •  Педагог просит ребенка развернуть салфетку.
  • Педагог: “Достань фигурки из мешка и разложи их по парам”
  •  Педагог показывает на левый выстроенный ребенком ряд фигурок: “Эти фигурки положи в корзину” (ребенок убирает фигурки).
  •  Педагог показывает на правый выстроенный ребенком ряд фигурок: “Эти фигурки положи в мешочек” (ребенок убирает фигурки).
  •  Педагог: “Покажу, как найти одинаковые”.
  • Педагог левой рукой берет фигурку из корзинки, трогает ее обеими руками.
  •  Педагог держит фигуру в левой руке, говорит: “Сначала одинаковые найду я, потом найдешь ты”
  •  Педагог правую руку просовывает в мешок, трогает фигуру, говорит: “Разные, доставать не буду. (пока не найдет одинаковые).
  •  Когда педагог находит одинаковые фигуры, говорит: “Одинаковые, давай проверим”.
  • Педагог достает из мешочка фигурку, показывает ребенку, говорит: “Одинаковые. Одинаковые поставлю рядом”.
  • Аналогично педагог работает с остальными фигурами.  
  •  Педагог: “Эти пары нашла я”.
  •  “Эти фигуры убери в корзинку” (педагог показывает на левый выстроенный ряд фигурок).
  •  “Эти фигуры убери в мешочек” (педагог показывает на правый выстроенный ряд фигурок).
  • “А сейчас ты найди одинаковые”.
  • Ребенок работает самостоятельно.

Чтобы поддержать таинственную атмосферу и интерес к данному виду деятельности, предметы в мешочке меняются время от времени. Предметы в мешочек могут быть собраны тематически, например фигурки животных, овощей, фруктов и т.д.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по математическому развитию в старшей группе "Волшебные мешочки"

Цель:показать уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошколь­ного возраста.Обучающие задачи:ØЗакрепить числовую последовательность в пределах 10, представления о праздн...

Игра "Волшебный мешочек"

С помощью этой игры в увлекательной форме дети получают различные задания. Исполняя задания волшебного мешочка дети проявляют свои индивидуальные музыкально-ритмические способности и творчество....

Дидактическая игра "Волшебный мешочек"

Конспект дидактической игры на развитие речи для младшего дошкольного возраста. Вней применены здоровьезберегающие технологии....

Дидактическая игра "Волшебный мешочек"

Конспект дидактической игры на развитие речи для младшего дошкольного возраста. Вней применены здоровьезберегающие технологии....

Тема:" Волшебные мешочки"

Дети играют с волшебными мешочками, в каждом из их находятся разные предметы.Дети называют размер, цвет, форму, количество.очень интересное занятие....

Волшебный мешочек

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» Задачи : Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу. Закреплять звукопроизношения : мяу – мяу; гав – гав ; му – ...