«Волшебный мешочек»
учебно-методический материал (младшая группа)
Психосенсомоторный Монтессори материал.
В Монтессори-среде для развития стереогностического восприятия детей в зоне сенсорики детям представлен материал «Волшебный мешочек».
У человека кроме пяти основных органов чувств есть и так называемые «сложные чувства». К примеру, какое чувство помогает нам выполнить стандартную просьбу невролога дотронуться до носа с закрытыми глазами? А известное всем водителям чувство-ощущение габаритов машины? Эти способы – сложные способы осознания окружающего – не вписываются в стандартный список чувств, который сформулировал ещё Аристотель.
Кроме основных чувств Мария Монтессори выделяла стереогностическое чувство, при помощи которого человек способен распознавать сущность предметов путём движения мышц руки, в процессе ощупывания контура предмета.
Не используя зрение, путём ощупывания комплексно оценивается структура поверхности, тяжесть, плотность, величина, температура.
В результате возникает кинестетический образ воспринимаемого объекта, который может ассоциироваться с некоторым визуальным ощущением виденного ранее объекта. Вот такое своеобразное «абстрактное зрение» вырисовывается. Стереогнозия является сложным процессом, зависящим не только от деятельности и центральных, и периферических чувствительных систем, но и связанным с процессами анализа и синтеза, протекающими в коре головного мозга.
Мария Монтессори считала, что это стереогностическое чувство не только можно, но и нужно развивать. Для этого она разработала ряд материалов. Одним из них является «Волшебный мешочек».
Прямая цель:
- найти пару;
- найти одинаковые фигурки.
Косвенная цель:
-развитие тактильных ощущений;
-развитие мелкой моторики;
-развитие воображения;
-развитие координированных действий глаз-рука;
-развитие стереогностического восприятия;
-развитие захвата всей рукой;
-развитие вращательных движений;
-развитие причинно - следственных связей.
Рассмотрим три варианта работы с «Волшебным мешочком».
Вариант 1
- Педагог с ребенком подходят к стеллажу с материалом.
- Педагог: «Это – корзинка с Волшебным мешочком».
- Педагог предлагает ребенку перенести материал на стол.
- Знакомство: Педагог предлагает ребенку развернуть салфетку.
- Педагог: «Достань одну фигуру», педагог достает такую же . Говорит: « Давай потрогаем».
- Кладут фигуры в корзину.
- Аналогично работают с остальными фигурами.
- Педагог: « Сейчас я тебе покажу как найти одинаковые».
- Педагог берет одну фигуру и дает потрогать ребенку.
- Педагог говорит ребенку: « Найдем такую же».
- Педагог берет с корзины другую фигуру трогает обе и говорит «Потрогай, они разные», кладет эту фигуру на мешочек.
- Аналогично работает с другими фигурами пока не найдет одинаковые.
- Педагог: Они одинаковые, поставим их рядом. Это пара!
- Аналогично работает с другими фигурами пока не найдут все пары.
Вариант 2
- Педагог с ребенком подходит к стеллажу с материалом.
- Педагог: «Это – Волшебный мешочек».
- Педагог предлагает ребенку перенести материал на стол.
- Педагог: «Достань из мешочка фигурку»
- Ребенок достает фигурку, педагог достает такую же
- Аналогично достают все фигурки, кладут их на салфетку.
- Педагог убирает фигурки в мешочек.
- Педагог: «Покажу, как найти одинаковые фигурки»
- Педагог достает из мешочка любую фигурку, трогает ее, дает потрогать ребенку.
- Педагог: «Найдем такую же»
- Педагог достает из мешочка следующую фигурку, сравнивает, щупает, передает ребенку: «Они – разные; не подошло».
- Фигурку, которая не подошла, педагог кладет в корзинку.
- Со следующей фигуркой работают аналогично.
- Педагог достает из мешочка фигурку, трогает, дает ребенку, говорит: «Они - одинаковые, они – пара». Парные фигуры педагог кладет на салфетку.
- Педагог и ребенок аналогично находят все пары.
- Педагог: « Проверим одинаковые фигурки». Педагог берет 2 одинаковые фигурки, проверяет, передает ребенку: «Одинаковые, они – пара».
- Проверенные фигурки педагог убирает в мешочек».
- Педагог: «А теперь ты найди одинаковые фигурки».
Вариант 3
- Педагог с ребенком подходят к стеллажу с материалом.
- Педагог: «Это – корзинка с Волшебным мешочком».
- Педагог предлагает ребенку перенести материал на стол.
- Педагог просит ребенка развернуть салфетку.
- Педагог: “Достань фигурки из мешка и разложи их по парам”
- Педагог показывает на левый выстроенный ребенком ряд фигурок: “Эти фигурки положи в корзину” (ребенок убирает фигурки).
- Педагог показывает на правый выстроенный ребенком ряд фигурок: “Эти фигурки положи в мешочек” (ребенок убирает фигурки).
- Педагог: “Покажу, как найти одинаковые”.
- Педагог левой рукой берет фигурку из корзинки, трогает ее обеими руками.
- Педагог держит фигуру в левой руке, говорит: “Сначала одинаковые найду я, потом найдешь ты”
- Педагог правую руку просовывает в мешок, трогает фигуру, говорит: “Разные, доставать не буду. (пока не найдет одинаковые).
- Когда педагог находит одинаковые фигуры, говорит: “Одинаковые, давай проверим”.
- Педагог достает из мешочка фигурку, показывает ребенку, говорит: “Одинаковые. Одинаковые поставлю рядом”.
- Аналогично педагог работает с остальными фигурами.
- Педагог: “Эти пары нашла я”.
- “Эти фигуры убери в корзинку” (педагог показывает на левый выстроенный ряд фигурок).
- “Эти фигуры убери в мешочек” (педагог показывает на правый выстроенный ряд фигурок).
- “А сейчас ты найди одинаковые”.
- Ребенок работает самостоятельно.
Чтобы поддержать таинственную атмосферу и интерес к данному виду деятельности, предметы в мешочке меняются время от времени. Предметы в мешочек могут быть собраны тематически, например фигурки животных, овощей, фруктов и т.д.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/03/10/4egnh7yuvuc.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-73208-1538910584.jpg)
Конспект по математическому развитию в старшей группе "Волшебные мешочки"
Цель:показать уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Обучающие задачи:ØЗакрепить числовую последовательность в пределах 10, представления о праздн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-57692-1635677789.jpg)
Игра "Волшебный мешочек"
С помощью этой игры в увлекательной форме дети получают различные задания. Исполняя задания волшебного мешочка дети проявляют свои индивидуальные музыкально-ритмические способности и творчество....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-483212-1411147472.jpg)
Дидактическая игра "Волшебный мешочек"
Конспект дидактической игры на развитие речи для младшего дошкольного возраста. Вней применены здоровьезберегающие технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/19/picture-483212-1411147472.jpg)
Дидактическая игра "Волшебный мешочек"
Конспект дидактической игры на развитие речи для младшего дошкольного возраста. Вней применены здоровьезберегающие технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/19/picture-506694-1516374201.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и чтению художественной литературы"Волшебный мешочек" (овощи, фрукты)
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы...
Тема:" Волшебные мешочки"
Дети играют с волшебными мешочками, в каждом из их находятся разные предметы.Дети называют размер, цвет, форму, количество.очень интересное занятие....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-515417-1416159332.jpg)
Волшебный мешочек
Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» Задачи : Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу. Закреплять звукопроизношения : мяу – мяу; гав – гав ; му – ...