Проектная деятельность как средство вовлечения родителей в пространство детского сада.
статья

Моногарова Оксана Сергеевна

Среди разных форм взаимодействия детского сада и семьи, на наш взгляд, обладает достаточно широкими возможностями и позволяет решать задачи вовлечения родителей в пространство детского сада проектная деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство вовлечения родителей в пространство детского сада

Среди разных форм взаимодействия детского сада и семьи, на наш взгляд, обладает достаточно широкими возможностями и позволяет решать задачи вовлечения родителей в пространство детского сада проектная деятельность. Г.Н. Масич считает, что целью проектной деятельности является то, что она ориентирует детей на создание итогового продукта деятельности, на достижение практического результата[6].

Л.Д. Морозова называет метод проектов «технологией четвертого поколения», с помощью которого решаются задачи инновационного характера и предполагается интерактивная форма взаимодействия всех участников образовательного процесса, что положительным образом влияет на развитие творческого потенциала личности [5].

Особое место проектная деятельность занимает в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, поскольку для нее проектная деятельность выступает как инновационная педагогическая технология.

По мнению М.А. Захаровой, успешность реализации проектной деятельности в детском саду связана со многими факторами – в том числе, обеспечением тесного сотрудничества педагога с воспитанниками и их родителями, формированием у детей социального позитивного опыта реализации собственных идей, развитие оригинального мышления, способности делать нестандартные выводы при решении поставленных задач [2].

В работе М.А. Захаровой, проектная деятельность рассматривается как совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, то есть осуществление замысла от момента возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов [2].

По мнению Т.И. Карпене, проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который создает многочисленные возможности интеграции разных видов деятельности. Одно из главных назначений проектной деятельности состоит в предоставлении детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из разных предметных областей [3].

Важной особенностью проектной деятельности, как считает Н.Е. Веракса, является то, что она выступает как проектная в ситуации, когда натуральное действие оказывается невозможным. В проектной деятельности ребенок проявляет себя как субъект, выражает инициативу, самостоятельность, активность, но субъектность проявляется с разной степенью выраженности, и от взрослого зависит степень самостоятельности и активности ребенка [1].

Второй особенностью проектной деятельности, Н.Е. Веракса называет то, что ее участники должны быть мотивированы. Это означает, что простого интереса недостаточно, важно, чтобы и педагог, и ребенок, и родители в проектной деятельности реализовывали не только свое понимание, но и свои смыслы [1].

Важной особенностью проектной деятельности также считается ее адресный характер, поскольку проектная деятельность имеет выраженную социальную окраску и выступает одним из немногих социально-значимых действий, доступных дошкольнику.

Полностью самостоятельная организация проектной деятельности ребенку дошкольного возраста еще недоступна. В рамках проекта совместно с педагогом дети могут определить проблему, поставить цель проекта, наметить план, при реализации которого, как правило, основную помощь и поддержку оказывают именно родители для достижения конечного результата.

А.А. Майер анализируя возможности вовлечения родителей в образовательное пространство отмечает, что совместная проектная деятельность, в которой принимают участие и педагоги, и родители, и дети, позволяет организовать взаимодействие, предметом которого выступает содержание проекта. В проектной деятельности у родителей, педагогов и детей появляются совместные интересы, совместные вопросы для обсуждения, совместный опыт, который побуждает разные вопросы и способствует включению ребенка, а также родителей и педагогов в диалог [4].

И.А. Сырова, О.Г. Чеховских считают, что участвуя в проектной деятельности, родитель видит те приобретения ребенка, которые он получает в ходе освоения новых знаний и умений в совместном творчестве с родителем. Родитель выступает для ребенка как помощник, как источник в процессе познания, укрепляется в своей воспитательной эффективности и, в свою очередь, чувствует себя более уверенно и способен организовывать конструктивный диалог с ребенком [7].

В совместной проектной деятельности родители могут принимать участие на разных этапах работы и наивысшим достижением может выступать организация и проведение родителями какого-либо проекта совместно с детьми.

По мнению Л.С. Кисилевой, Т.А. Данилиной, Т.С. Лагоды, организация проектной деятельности также обнаруживает преемственность с основными этапами вовлечения родителей в пространство детского сада, на уровне каждого проекта к этим этапам относятся этап определения проблемы, этап целеполагания, этап планирования, этапа реализации намеченного плана и этап анализа полученных результатов [8].

Для того, чтобы проектная деятельность способствовала вовлечению родителей в пространство детского сада, при организации работы, на наш взгляд, важно учитывать ряд психолого-педагогических условий.

Одним из таких условий выступают разработка и реализация плана совместной проектной деятельности, который отражает цель, задач, содержание, формы, методы, приемы работы и оценку результатов работы. Совместный план проектной деятельности будет выступать как основа для организации взаимодействия педагогов и родителей. Для того, чтобы вовлечь родителей в пространство детского сада, реализацию данного плана, то есть сам процесс вовлечения родителей в пространство детского сада, на наш взгляд, целесообразно разделить на этапы.

Первым этапом может выступать подготовительный этап, его основной задачей является формирование у родителей представлений о том, что такое проектная деятельность, как организуется проектная деятельность с дошкольниками, какую роль играют родители в организации проектной деятельности. Формирование у родителей всего комплекса представлений, необходимых для их участия в проектной деятельности, позволит решить сразу несколько задач: с одной стороны, подготовить родителей к участию в совместной проектной деятельности, с другой стороны, сформировать у родителей достаточный уровень мотивации к участию в совместной проектной деятельности, а также будет способствовать развитию навыков взаимодействия с педагогами.

Следующим этапом вовлечения родителей в пространство детского сада посредством организации проектной деятельности будет выступать проектный этап, то есть этап непосредственной реализации намеченных проектов. В ходе этого этапа работу с родителями целесообразно осуществлять постепенно, от включения родителей в проектную деятельность на разных этапах посредством отдельных поручений, а также через роль зрителей на этапе защиты проектов. Постепенно обогащение у родителей умений и навыков, необходимых для поддержки детей и помощи в рамках проектной деятельности позволит расширять функциональные возможности родителей. Важная особенность, на наш взгляд, заключается в том, чтобы сформировать у родителей необходимые знания и умения о том, как необходимо способствовать самостоятельности, инициативности и активности детей, как формировать у них необходимые умения и навыки. Это нужно для того, чтобы родители в рамках проектной деятельности не выполняли какие-то действия за детей, а создавали условия для совместного или самостоятельного выполнения детьми необходимых действий.

Следующим этапом будет выступать обобщающий этап. Целью данного этапа выступает подведение итогов и анализ результатов совместной деятельности, включая рефлексию детей, родителей и педагогов. Данный этап необходим для того, чтобы проанализировать, достигнуты ли изначально поставленные цели, либо, если они достигнуты не в полной мере, какие необходимо предпринять меры для их достижения или какие ошибки учесть при дальнейшей организации работы.

Еще одним немаловажным условием является учет при организации проектной деятельности интересов детей и родителей. Наличие интереса является важнейшим мотивирующим фактором. Недостаточный интерес будет приводить к снижению активности как детей, так и родителей. Продуктивная организация всех этапов вовлечения родителей в пространство детского сада требует подготовленности педагогов к организации данной работы. В связи с этим в качестве одного из условий мы можем выделить повышение уровня готовности педагогов к организации проектной деятельности с детьми и родителями.

Таким образом, выделив особенности и возможности проектной деятельности в развитии взаимодействия ДОУ и семьи мы определили психолого-педагогические условия вовлечения родителей в пространство детского сада посредством проектной деятельности: разработка и реализация плана совместной проектной деятельности, который отражает цель, задач, содержание, формы, методы, приемы работы и оценку результатов работы; создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, способствующей реализации совместных проектов; повышение готовности педагогов к  организации проектной деятельности с участие родителей;  формирование у родителей умений и навыков участия в совместной деятельности в ДОУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений[Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. -  М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

2.        Захарова, М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети [Текст] / М.А. Захарова, Е.В. Костина. М.: Школьная Пресса, 2010. – 163 с.

3.        Карпене, Т.И. Метод проектов – как поиск новой педагогической альтернативы [Текст] / Т.И. Карпене. – М.: Психологический ин.-т РАО, Ярославль. Ярославский ин – т развития образования. – 2011. – 109 с.

4.         Майер А.А., 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада [Текст] / А.А. Майер. М: Изд-во «Творческий центр Сфера», 2011.  – 126 с.

5.        Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике [Текст] / Л.Д. Морозова. М. Изд-во «Творческий центр Сфера», 2010. – 167 с.

6.        Педагогическое проектирование – ресурс развития дошкольного образования [Текст] : Сборник / Отв. Г.Н. Масич. –  Красноярск: КИМЦ. –  2010. – 78 с.

7.        Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов  [Текст] / И.А. Сырова, О.Г. Чеховских. – Самара: Изд-во СФМГПУ. – 2009. – 72 с.

8.        Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] : Пособие / Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода и др. –  М.: АРКТИ. –  2008. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...

Доклад на тему: "Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единственного образовательного пространства"

Этот доклад был представлен мною на семинаре воспитателей по теме: "Эффективные способы работы с родителями в детском саду"...

«Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи

Название проекта: «Детский календарь» (под ред.Т.Н.Дороновой) как средство создания единого образовательного пространства детского сада  и семьи Цель проекта – создание, в рамках социал...

Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс

«Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс»....

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единого образовательного пространства"

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, ока...

Проектная деятельность как форма вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада

Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение....

Психолого-педагогические условия вовлечения родителей в пространство детского сада посредством проектной деятельности

В педагогике при изучении условий придерживаются близкой к психологической позиции, рассматривая условие как совокупность переменных, природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, которые в...