Презентация проекта"Создание образовательной экологической системы в группе детей общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет"
презентация к уроку (подготовительная группа)
Данный проект делает акцент на создание системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…» А.А. Плешаков
Актуальность Природа является важным фактором в формировании личности, она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. У детей появляется стремление к активному познанию природы. Следовательно, расширяются его представления об окружающем, позволяющие ему сравнивать предметы и явления, различать их свойства и качества, активно размышлять, сомневаться и искать решения. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не приходит само собой, не даётся от рождения в готовом виде. В этом сложном познании мира природы велика роль воспитателя. Перед педагогами ДОУ стоит непростая задача организовать педагогический процесс так, чтобы он способствовал усвоению ребенком необходимых знаний об окружающем мире, о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду. На формирование экологической культуры детей большое влияние оказывают и родители, которые должны обладать определенным уровнем экологической культурой и показывать маленькому человеку прекрасный мир природы, помогать наладить взаимоотношения с ним. В связи с этим огромную актуальность приобретает проблема экологического воспитания и образования детей в семье и ДОУ, разработка и внедрение новых педагогических технологий, систем, моделей, способных эффективно повлиять на формирующуюся у ребенка систему отношений к природе, а через нее и ко всему окружающему миру.
Творческое название проекта : «Что могут рассказать растения» Т ип проекта: организационно-образовательный Вид проекта: групповой
Аннотация проекта Данный педагогический проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Система занятий этого проекта делает акцент на формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка; на развитие познавательного интереса к миру растений. Организуемая на занятиях деятельность побуждает детей узнать что-то новое и интересное об окружающем мире в общем и растительном в частности, попытаться самостоятельно найти пути решения возникших проблем. Это развивает у детей эмоционально- положительные отношения к природе, окружающему миру, воспитывает естественное отношение к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдение определённых моральных норм в системе ценностных ориентаций В занятия включены разнообразные формы работы, позволяющие избежать перегрузки детей. Логическим завершением проекта предполагается, выставка семейных рисунков «Мир вокруг нас», проведение праздника «Путешествие по сказочному лесу» и оформление слайдовой презентации проекта.
Цель Создание необходимой образовательной экологической системы, основанной на взаимодействии семьи и ДОУ, воспитания и развития детей, направленное на становление у них научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью, развитие личности как субъекта деятельности).
Задачи Углубить и обобщить представление детей о мире растений; Разви вать познавательн ый интерес к миру природы (на примере мира растений); Формирова ть позитивн ый опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром; Совершенствовать познавательные способности, умение наблюдать, действовать в коллективе сверстников; Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, желание охранять и беречь её; Формирова ть активн ую нравственно-экологическ ую позици ю личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе); Созда вать единое экологическо е пространств о : семья и Д ОУ ; Формировать основы экологического сознания , культуры .
Гипотеза Если в период дошкольного возраста развивать у детей интерес к природе и желание общаться с ней, используя стратегию сотрудничества семьи и ДОУ и системность в экологическом образовании, то будет развиваться детская самостоятельность (при поддержке воспитателя), сотворчество ребят и взрослых (родителей), развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике, сформируются элементарные нормы экологически грамотного и безопасного поведения по отношению к природе и к самому себе.
Критериями сформированности осознанного отношения к природе являются : понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека; освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту; проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе )
Пути реализации: Создание условий: материальная база, экологизация развивающей среды, программное обеспечение. Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания. Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента. Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность. Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний. Установление преемственности со школой , связь с социокультурными учреждениями города в области экологического воспитания
Проблемные вопросы: С какой целью проводится работа по экологическому воспитанию детей? Какие методы и приёмы плодотворно влияют на знания детей в данном направлении и полученные знания применяются в реальной жизни? Какой дидактический материал более эффективен в проведении занятий по экологии? Какая тема в экологическом воспитании более близка и понятна детям, более плодотворно реализуется в жизни ребёнка? Как родителей сделать союзниками в экологическом образовании детей?
Система непрерывного экологического процесса в ДОУ Взаимодействие педагогов ДОУ. Самообразование педагогов. Создание развивающей экологической среды. Разработка цикла занятий по экологическому образованию. Работа с родителями в системе экологического образования.
Этапы и сроки проекта Подготовительный этап Содержание работы Сроки Ответственный Самообразование воспитателя по проблеме Постановка целей и задач проекта, выдвижение гипотезы, прогноз результатов август воспитатель Разработка цикла занятий по экологическому воспитанию август воспитатель Первичная диагностика уровня экологических представлений детей сентябрь воспитатель Предварительная работа с родителями: анкетирование, тестирование, наблюдения сентябрь воспитатель Создание экологически-развивающей среды в группе август – сентябрь воспитатель
Основной этап Основные направления работы Содержание работы с детьми Формы работы в ДОУ Работа в семье Связь с социумом Растительный мир и его разнообразие Многообразие растительного мира. Жизненные формы растений. Строение тела растений. Растения – синоптики (разнообразие, их роль в жизни человека, создание модели цветка-синоптика для уголка природы). Лекарственные растения (разнообразие, лечебные свойства, создание альбома «Зеленая аптека», знакомство с правилами сбора и сушки, приготовление травяных чаев). Занятия. Экскурсия. Наблюдения и опыты. Чтение художественной литературы. Дидактические игры. Подвижные игры Сюжетно-ролевые игры. Просмотр фильмов о природе. Вечера и праздники Интеграция экологических представлений в других видах деятельности Наблюдения. Беседы. Прогулки. Чтение художественной литературы. Просмотр видеоматериа-лов о природе. Помощь в поиске необходимого материала о растительном мире. Совместная деятельность при подготовке к выставкам детского творчества Станция юных натурали- стов Городской музей Городская детская библиотека Тамбовская областная фи лармония Влияние факторов неживой природы на жизнь растений Жизнь растений в разные сезоны, простейшие связи. Влияние влаги, света, воздуха и почвы, на жизнедеятельность растений. Занятия. Экскурсия Наблюдения и опыты Чтение художественной литературы Дидактические игры Сюжетно-ролевые игры Интеграция экологических представлений в других видах деятельности Применение экологических знаний на практике Обучение основным правилам бережного отношения к природе. Уход за комнатными цветами и растениями на участке. Совместная деятельность детей и взрослых. Беседы. Чтение художественных произведений Личный пример взрослых Совместная деятельность детей и взрослых. Беседы. Чтение художественных произведений Личный пример взрослых Здоровье и безопасность Знакомство с потенциально опасными ситуациями в природе. Развитие у детей потребности в сохранении и укреплении здоровья (растения – как источник витаминов)
Цикл занятий Содержание и формы работы с детьми Сроки проведения Ответственный Мир вокруг нас (познавательное занятие) Сентябрь Воспитатель 12 месяцев в жизни растений (экологическая сказка) Воспитатель Осенний букет (выставка рисунков и поделок из природного материала) Воспитатель, родители Многообразие растительного мира (игра-путешествие) Октябрь Воспитатель Знакомые незнакомцы (познавательное занятие) Воспитатель В гостях у Знайки (опытная деятельность) Воспитатель, родители Особо охраняемые растения (тематический вечер) Ноябрь Воспитатель, родители Почему растут растения? (заседание клуба почемучек) Воспитатель, родители Горошек мой зеленый (опыт: наблюдение за проростками) Воспитатель Основа жизни (познавательное занятие) Декабрь Воспитатель В чем содержится вода (изготовление коллажа) Воспитатель, родители По следу солнечного зайчика (игра-путешествие) Воспитатель Почва – живая или мертвая? (заседание клуба почемучек) Январь Воспитатель, родители Жизнь растений (изготовление книжки-самоделки) Воспитатель, родители В гостях у Знайки (опытная деятельность) Воспитатель
Содержание и формы работы с детьми Сроки проведения Ответственный Растения наши друзья или враги (заседание клуба почемучек) Февраль Воспитатель Сказ о том, как растения погоду предсказали (экологическая сказка) Воспитатель, родители Растение-синоптик (изготовление модели цветка) Воспитатель Настоящие лекари (познавательное занятие) Март Воспитатель Путешествие по стране «Зеленая долина» (игра-путешествие) Воспитатель Здоровье в наших руках (выставка работ) Воспитатель. родители От всех невзгод (познавательное занятие) Апрель Воспитатель Встреча в фитобаре (чайный вечер) Воспитатель, родители «Зеленая аптека» (создание альбома) Воспитатель, родители Письма о помощи (сюжетно-ролевая игра) Май Воспитатель, родители Избавим мир от мусора (труд в природе) Воспитатель, родители Путешествие по сказочному лесу (праздничный вечер) Воспитатель, родители, музыкальный руководитель
Заключительный этап Содержание работы Сроки Ответственный Диагностика уровня развития детей апрель-май воспитатель Мониторинг результатов работы с родителями в экологическом направлении апрель воспитатель Экологический праздник «Путешествие по сказочному лесу» апрель воспитатель, музыкальный руководитель Выставка работ, сделанных за время проекта май воспитатель Оформление слайдовой презентации проекта для педагогов ДОУ май воспитатель Стратегия на перспективу май воспитатель
Развивающая среда Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является целесообразная организация предметно-развивающей среды. Она позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими, является ведущим средством передачи социального опыта, всестороннего развития ребенка При построении развивающей среды в своей группе мы опираемся на личностно-ориентированную модель воспитания, которая обнаруживает себя в следующих принципах: активность, самостоятельность, творчество стабильность - динамичность; комплексность и гибкое зонирование; эмоциогенность среды, индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие ребенка и взрослого; сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; учет возрастных различий детей.
Для экологического образования детей в нашей группе созданы экологический уголок, мини-лаборатория, мини-музей, зона психологической разгрузки, книжный уголк. Таким образом созданные зоны дают возможность проводить экологические занятия, осуществлять релаксацию, знакомить ребят с литературой, коллекциями природного материала, предоставляем детям условия для самостоятельных наблюдений, игр, уходом за объектами.
Работа с родителями Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с работой по формированию социально – экологических представлений в семье. В условиях семьи большое значение имеет «атмосфера направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, сельскохозяйственным работам, пример положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к живым существам. Но не каждый родитель знает как правильно проводить воспитание своего ребенка в экологическом направлении и, как следствие, нуждается в квалифицированной педагогической помощи Вот почему планомерная работа по экологическому воспитанию не возможна без включения в нее работы с семьей.
Трудности при реализация целей проекта в условиях взаимодействия семьи и ДОУ Обеспечение единства целей, задач и содержание совместной работы педагогов и семьи по экологическому образованию детей. Обеспечение параллельности осуществления экологического образования ребенка и онсультативно-методической работы с семьей. Установление и последовательное поддержание эмоционально-положительных участников образовательного процесса в семье и группе ДОУ. Согласование воспитательно-бразовательных воздействий на экологическое развитие ребенка со стороны педагогов и родителей.
Основные формы работы с родителями Родительское собрание Беседа Тематические консультации Записки Информационный стенд Тематические папки Тематические выставки Визиты в группу Дни открытых дверей Анкетирование родителей
Ожидаемые результаты В ходе проекта ознакомление с миром растений обогатит и разовьёт речь детей, память, мышление, расширит кругозор детей; Общение с природой поможет расширить кругозор детей, развить их наблюдательность, внимание, коммуникативные навыки; Использование развивающей среды, опытов по экологическому воспитанию будут способствовать детям лучше воспринимать учебный материал; Создадутся благоприятные условия для реализации полноценной предметно- развивающей среды группы .
Используемые информационные ресурсы Н.А Рыжова «Наш дом – природа», Москва 2005г. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми» Воронеж 2002г. А.Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» Москва 1991г. Журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч» С.Н. Николаева «Как приобщить ребёнка к природе» Москва 1993г. Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «Асар» 1996г. «Управление ДОУ» Сайт управления образования и науки Тамбовской области: www. regam.tambov.ru /oiv/obras/ Сайт Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования: www.admi n .tstu.ru; Фестиваль “Открытый урок» http :// festival .1 september . ru / articles /
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности в группе детей общеразвивающей направленности 2-3 лет Тема: «У куклы Кати день рожденье»
Непосредственно образовательная деятельность была проведена с подгруппой детей 2-3 лет и длилась 10 минут. Были соблюдены санитарно-гигиенические и материально-технические требования: мебель соответст...
«Реализация здоровьесберегающих игровых двигательных технологии, направленных на физическое развитие детей, в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности». с детьми группы «Б» общеразвивающей направленности 4-5 лет
Выступление на педсовете по обмену опытом...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности (занятия) по образовательной области «Познание» в группе «Б» общеразвивающей направленности для детей 4 – 5лет Тема: «Поможем друзьям»
Математическое развитие....
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (для групп детей общеразвивающей направленности возрасте от 6 до 7 лет) История создания автомобиля
Поисково-исследовательская деятельность включает в себя такой тип исследования, как путешествие по реке времени. Данное занятие об истории создания автомобиля от прошлого к настоящему....
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (для групп детей общеразвивающей направленности возрасте от 6 до 7 лет) Вулкан
Знакомство с природным явлением вулканом. Данный материал сопровождается презентацией и демонстрацией опыта....
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (для групп детей общеразвивающей направленности возрасте от 6 до 7 лет) Красная книга
На данном занятии ребята узнают что такое красная книга, об исчезающих животных, причине их исчезновения, о заповеднике....