Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (для групп детей общеразвивающей направленности возрасте от 6 до 7 лет) Вулкан
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Козодаева Татьяна Вячеславовна

Знакомство с природным явлением вулканом. Данный материал сопровождается презентацией и демонстрацией опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_vulkan.docx173.61 КБ
Office presentation icon vulkany_j15v7.ppt1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» города Котовска Тамбовской области

Конспект ООД

 по образовательной области «Познавательное развитие»

(для групп детей общеразвивающей направленности  возрасте

от 6 до 7 лет)

Вулкан

Воспитатель: Козодаева Т.В.

г. Котовск

Программное содержание:

Задачи:

- познание: сформировать представление о вулканах, познакомить с профессией ученого-вулканолога;

- коммуникация: расширить словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.

- социализация: поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;

- безопасность: сформировать безопасное поведение при проведении опытов;

- художественное творчество: развивать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Материалы и оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, компьютерная презентация, кусочки пемзы, обычные камни, миска с водой, сода, моющая жидкость (любая, красная краска, уксус, макет вулкана, материал для рисования (лепки) .

Ход ООД:

-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и одновременно грозном явлении природы, как вулкан (слайд 1, 2) .

Вулканы изучают специальные ученые – вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется» (слайд 3, 4).

Итак, приступаем к изучению вулканов (слайд 5)

- А вы знаете, почему вулкан назвали вулканом?

Об этом вы узнаете, если внимательно будете меня слушать.

- Вы знаете, кого называют кузнецом? (слайд 6)

Это люди, которые стоят у наковальни, бьют тяжелым молотом по железу, раздувают огонь в горне (слайд 7) .

И вот, Богу по имени Вулкан, очень нравилось кузнечное дело. Он тоже любил стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу и раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

Как вы поняли из легенды, вулканы – это не простые, а необычные горы. И слово «вулкан» означает «бог огня» (слайд 8).

- Давайте глубже узнаем, что такое вулкан? Предлагаю спросить у компьютера. (слайд 9 - видео).

-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана ещё раз (слайд 9, 10) пояснения по слайду: лава из–под земли поднимается по жерлу вулкана и происходит выброс из кратера. Лава растекается по поверхности горы.

Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор (слайд 11) .

Но иногда они «просыпаются» и тогда, (слайд 12 - видео) начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура очень высокая.

-Ребята, давайте вспомним, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, вулканические бомбы, камни) (слайд 13, 14) .

Опыт №1

Давайте рассмотрим камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза.

- Посмотрите на пемзу, какая она? (ответы детей)

В пемзе много дырочек.

- А у камней есть дырочки?

- Дырочки в пемзе пустые или в них что-то есть? (ответы)

В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.

- Как же это можно проверить? (ответы)

- Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Опыт)

Пемза – это камень, в котором много дырочек, где скапливается воздух. Пемза не тонет.

- Какое открытие мы с вами сделали? (ответы)

Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

- Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. Внимание на экран (слайд 15 - видео) .

- Какой вулкан называется действующим? (ответы детей)

Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя.

Слайд 16 - видео

- Какой вулкан называют спящим? (Ответы детей)

Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться, проснуться.

Слайд 17 - видео

- Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей)

Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом.

- Извержение вулканов (слайд 18 - видео) угрожает жизни людей. Они бывают очень мощные и разрушительные, не оставляя ничего живого на своём пути.

Игра – упражнение «Виды вулкана»

(слайд 19 - видео) Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы. Туристы приезжают полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.

Опыт№2

- А сейчас мы с вами попробуем сами разбудить вулкан. Пока наш вулкан спящий, но сейчас мы его разбудим. Наблюдаем извержение вулкана (макет вулкана) .

Практическая деятельность.

Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам доделать макет вулкана. Для этого нам понадобится пластилин.

- Как вы думаете, какого цвета пластилин нам нужен? (ответы детей)

Молодцы! Все вы справились со своими заданиями.

- Ребята, вам понравилась наша встреча? Что запомнилось больше всего?

Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький стол, накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз) .

https://sun9-62.userapi.com/impg/LkPjhK5mQDzTxmo1Y88B3lwglxVvHhmeVXwZSg/ZUdYahXO-hY.jpg?size=1200x1600&quality=95&sign=d36fac4934da627af348bec89e8e805c&type=album


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательная область «Познавательное развитие» подготовительная группа тема: «Дорогою добра»

На этом занятии мы поговорим об особых людях и о том, как можно помочь им в преодолении трудностей. Ребята познакомятся с такими понятиями, как «люди с инвалидностью», «пандус», «паралимпийские игры»,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в группе «Б» общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет по теме: «Жизнь растений»

1.Систематизировать знания детей о растениях.2.Закрепить умение отличать природные объекты от искусственных; знания детей о строении растений; классифицировать растения по трем группам: деревья, куста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в группе «А» общеразвивающей направленности для детей 2- 3 лет Тема: «Поможем кошечке и собачке»

Учить воспринимать геометрические формы (круг, квадрат) независимо от цвета, величины.Закрепить названия основных цветов.Развивать умение использовать в речи выражения со словами: «такая же».Воспитыва...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (для групп детей общеразвивающей направленности возрасте от 6 до 7 лет) История создания автомобиля

Поисково-исследовательская деятельность включает в себя такой тип исследования, как путешествие по реке времени. Данное занятие об истории создания автомобиля от прошлого к настоящему....

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (для групп детей общеразвивающей направленности возрасте от 6 до 7 лет) Красная книга

На данном занятии ребята узнают что такое красная книга, об исчезающих животных, причине их исчезновения, о заповеднике....

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (для групп детей общеразвивающей направленности возрасте от 5 до 6 лет) "Ловим эектричество"

В качестве основного вида поисковой деятельности детей дошкольного возраста является деятельность экспериментирования. Непосредственный контакт ребенка с предметами, элементарные опыты позволяют позна...