АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ межаттестационный период 2018- 2021гг.
материал (младшая группа)

Францева Ольга Васильевна

"Познавательно​е развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий"

Цель: создание условий для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analit_frantseva_o.v._2021.docx54.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 комбинированного вида

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

 (за межаттестационный период 2018 - 2021 год)

Тема: «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий».

Составитель: Францева О.В.

                                                        воспитатель 1 квалификационной категории.

с. Николо – Павловское

2021 г.

Содержание

Введение

3

Глава I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Теоретические основы познавательного развития детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.

5

1.2 Анализ результатов педагогической деятельности

11

Глава II. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Планирование деятельности на следующий межаттестационный период

16

Заключение

19

Список литературы

20

Приложения

Введение.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных образовательных государственных стандартов дошкольного образования. Одним из условий ФГОС в дошкольном образовании является применение игровых технологий. Технология представляет собой систему по­этапного включения развивающих игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала.

В игре ребенок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.

Необходимо широко использовать возможности игровых приемов как методов активного обучения, закрепляющих, углубляющих и расширяющих математические представления детей, способствующих одновременному решению учебных, игровых и воспитательных задач.

Задача государства, общества и всех его социальных институтов - это необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения. Необходимо было организовать такую образовательную деятельность, которая бы помогла дошкольнику в познании окружающего мира и творческому подходу к нему. Это возможно лишь тогда, когда образовательный процесс строится в соответствии с игровыми технологиями.

Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор методической темы: «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий».

Определившись с темой, поставила перед собой цель: создание условий для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.

Задачи:

1.        Изучить и проанализировать методическую, психолого-педагогическую, специальную литературу по данной теме.

2.        Разработать и реализовать план с использованием игровых технологий по познавательному развитию детей игровых технологий, направленных на познавательное развитие.

3.        Обогатить развивающую предметно-пространственную среду по познавательному развитию.

4.        Способствовать повышению педагогической компетентности родителей по данному направлению

Для осуществления своей педагогической деятельности и решения обозначенных задач я руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:

 Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);

 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015);

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.3648-20 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (от17 октября 2013г.№ 1155);

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (от 30.08.2013г. № 1014г.);

Закон Свердловской области "Об образовании в Свердловской области" от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ (Принят Законодательным Собранием Свердловской области 9 июля 2013 года);

Методологическую и теоретическую основу аналитического отчета составляют научные исследования по познавательному развитию (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Значительный вклад в изучение познавательного развития внесли Р.Д. Тригер, К.М. Рамонова, Н.К. Постникова, И.Д. Власова, Л.Ф. Захаревич, Л.М. Маневцова, Т.А. Куликова, Е.В. Иванова, Е.С. Бабунова, Л.Н. Вахрушева и др. Над проблемой познавательного развития посредством игровых технологий работали Касаткиной Е. И, Дыбина О.В.

Практическая значимость заключается в том, данная работа может использоваться педагогами, специалистами дошкольных организаций и родителями для работы с детьми с целью познавательного развития  детей младшего дошкольного возраста посредствам игровых технологий.

Глава I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Теоретические основы познавательного развития детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Актуальность проблемы развития познавательного интереса на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых педагогических средств в организации образовательного процесса в ДОУ. Выделение проблемы развития познавательного интереса в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности, создание условий для ее самоопределения и самореализации.

Во многих исследованиях развитие познавательного интереса связано с построением себя как личности в процессе деятельности (Р.Р.Ветчинкина, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Л.Рубинштейн, Г.А.Цукерман, И.С.Якиманская и др.)

Однако, несмотря на то, что идея саморазвития личности дошкольника прочно утвердилась в педагогических исследованиях, в практике дошкольных образовательных учреждений она не находит должной реализации.

Изучение и анализ педагогической деятельности ДОУ позволил выявить следующие негативные факторы, сложившиеся в массовой практике дошкольного образования - заорганизованность, регламентированность жизнедеятельности дошкольников, в ходе которой не всегда учитываются интересы и желания детей. Игровая деятельность часто заменяется учебной деятельностью, характерной для начальной школы. В результате выявляется слабая мотивация познавательной деятельности большинства дошкольников, дети часто проявляют пассивность в решении поставленных перед ними задач.

Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Таким образом, проблема развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, поиска и применения эффективных средств, технологий и методов работы с дошкольниками. Ведь дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.

Во ФГОС ДО используются три термина: «познавательные интересы», «познавательные действия» и «познавательное развитие».

• Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

• Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

• Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

В педагогической практике насчитывается более ста разных технологий. Мы рассмотрим всего несколько и те, которые затрагивают познавательное развитие ребенка-дошкольника.

Более актуальной, на мой взгляд, является технология проблемного обучения.

Современная система образования должна быть построена на предоставлении детям возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на разные знания фактов, закономерностей, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Мы должны побуждать детей думать и поощрять их мышление, толь тогда у них будет желание познавать, узнавать, размышлять. Все это поспособствует формированию «способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС ДО, раздел 1, ч. 1.6).

При таком обучении деятельность ребёнка приобретает поисково-деятельностный характер, предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанника по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей.

Следующую технологию рассмотрим подробнее, так как в дошкольном детстве игра-ведущий вид деятельности, поэтому применение игровой технологии является обязательной частью воспитательно-образовательного процесса. Игровая педагогическая технология - это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Реализация игровых технологий опирается на следующие положения:

• игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия;

• в игре позиция взрослого и ребёнка равнозначна и выстраивается на паритетных (равных) началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений;

• игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чём-либо;

С данной технологией тесно переплетается технология создания условий для развивающей игровой деятельности детей

К ней относится:

1. Технология ТРИЗ-теория решения изобретательских задач.

2. Игры- занятия с блоками Дьенеша, палочками Кьюизинера

3. Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина.

4.Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В. В. Воскобович.

Все мы, наверное, не раз слышали о ТРИЗ-технологии, но мало кто использует ее на практике, а тем не менее цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Игры с использованием ТРИЗ технологий - позволяют развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами. Данной технологии мы посвятим третье РМО и рассмотрим ее более подробно.

Во всех садах наверное есть блоки-Дьеныша и почти во всех палочки Кьюизинера. Игры – занятия с блоками Дьенеша и палочками Кьюизинера позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п.

Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей игр В. В. Воскобовича, также способствует решению проблемных и творческих задач, а значит развитие интеллектуальных способностей детей.

Игровые технологии, если их использовать в системе и целенаправленно, способствуют формированию мыслительных операций, развитию психических процессов, обеспечивают развитие познавательной активности, самостоятельности творческих сил, формируют детскую инициативность и индивидуальность.

Следующая технология – технология интерактивного обучения это специальная форма организации познавательной деятельности в виде диалогового обучения, когда образовательный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Таким образом, организация познавательной деятельности детей в форме интерактивного обучения позволяет решать такие задачи, как:

-развивать мыслительные процессы дошкольников (анализ, синтез и т.д.);

-развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;

-развивать речевую активность детей;

-развивать коммуникативные умения и навыки;

-взаимодействию дошкольников;

-формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность дошкольников в учебно-игровое взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

1. Одна из форм интерактивного обучения, это способ сбора, обработки и сохранения информации так называемые «Лэпбуки». Мы называем их «умные книжки- самоделки». Лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Создание лепбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы.

2. Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать ООД более наглядными, интенсивными;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Данную технологию широко используют все педагоги.

Следующая технология активно используется педагогами любой области - технология проектной деятельности.

Технология исследовательской деятельности способствует- формированию у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления.

Анализ сущности педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:

- педагогические технологии ориентированы на обучаемых и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;

- педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности ребенка; за счет усвоения ею целей и объективного контроля и самоконтроля за качеством профессионального образования.

Таким образом, применяя игровые технологии с целью познавательного развития детей младшего дошкольного возраста, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми.

Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.

1.2 Анализ результатов педагогической деятельности

Реализация работы осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе происходило осмысление проблемы и определение темы, проводился анализ психолого – педагогической литературы; изучалась нормативно – правовая база, что позволило сформулировать задачи, определиться с технологиями. Изучила и внедрила технологии Касаткиной Е. И. «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ», Губановой Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду», Толстикова О.В., Савельева О.В. «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста»). Владею современными образовательными технологиями: проектная деятельность дошкольников (Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса), технология развития игровой деятельности (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова). В работе с детьми применяла элементы здоровьесберегающей технологии (Н. К. Смирнова, А. Н. Стрельниковой).

Разработала перспективное планирование с использованием игровых технологий по познавательному развитию детей.

Для повышения качества образовательной деятельности использовала информационно – коммуникационные технологии для создания мультимедийных презентаций, создания наглядных и дидактических пособий, интерактивных игр, видеороликов, оформления групповой документации и отчетов.

На втором этапе работы определяла перспективные пути познавательного развития детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.

Для оценки педагогической деятельности использовала методическую разработку Л. С. Вакуленко «Журнал наблюдения и оценки развития детей» как инструмент педагогической диагностики».

Для достижения результатов по познавательному развитию детей преобразовала и дополнила развивающую предметно-пространственную среду с учётом ФГОС ДО. Использовала рекомендации Н.А.  Коротковой по рамочной полифункциональной конструкции среды группового пространства, основываясь на показателях оценки конкретизированных в «Фиксационной карте для оценки РППС». Групповое помещение условно подразделено на центры, что позволяет использовать помещение группы наилучшим образом организации содержательной образовательной деятельности и развития каждого ребёнка, созданию благополучного эмоционально - психологического климата в группе. Центры и уголки размещены в соответствии с возрастом детей. Весь материал подобран, сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Доступность и безопасность среды обеспечивается маркерами пространства. Опыт создания среды в соответствии с современными требованиями был представлен на муниципальном смотре – конкурсе предметно-развивающей среды групп дошкольных образовательных организаций в 2016 году (сертификат участника).

Для стимулирования самостоятельности и проявления инициативы у дошкольников создала центры экспериментальной и театральной деятельности; изготовила атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Составила и оформила картотеки игр: «Развивающие игры», «Игры на развитие внимания», «Игры по сказкам», «Дидактические игры по экологии»; игры-эксперименты «Юный исследователь». Разработала дидактические пособия: «Органайзер – гусеницу», «Планшет по сказкам», «Волшебный куб». Изготовила многофункциональную ширму, Лэпбуки «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Моя Россия», «23 февраля».

Таким образом, созданная среда позволила воспитанникам реализовывать познавательные, коммуникативные потребности в свободном выборе и проявлять творческие способности.

За 2017-2020 гг. были организованы и реализованы детско-родительские проекты: практико-ориентированные («В гостях у ёлочки»), исследовательские («Здоровый малыш – счастливый малыш», «Огород на подоконнике»); информационные («23 февраля – День защитника Отечества»); творческие («Самая любимая мамочка моя»).

Воспитанники моей группы участвуют в конкурсах разного уровня. Мои воспитанники с родителями приняли участие в конкурсах, акциях, олимпиадах, проводимых на различных уровнях. В международном конкурсе «Мой успех» номинация «Ай да парни, молодцы!» (2020г, диплом за I место). Во всероссийских конкурсах: конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!» в номинации «Весенняя капель» (2018г, диплом за I место); конкурс «Мой успех» номинация «Моему герою» (2020г, диплом за I место). Участники всероссийской олимпиады «Умка» для дошкольников (2020г, дипломы победителя). В конкурсах муниципального уровня: конкурс семейного рисунка «Волшебство на кончиках пальцев» (2019г, сертификаты участников); конкурс поделок к Новому году «Украсим вместе елку» (2020г, диплом участника). В конкурсах МБДОУ: творческий конкурс «Осенняя фантазия» (2019г, диплом I место); конкурс «Минута Славы» (2019г, грамота за I место); конкурс новогодних поделок «Символ года – 2020» (2020г, диплом I место). Являются участниками акций: «Марафон Добрых Дел» (2019г), «Подарим детям Новый год» (2020г), «Подари другу игрушку» (2020г), областная добровольческая акция «10000 добрых дел в один день» (2020г).

Участие воспитанников в конкурсном движении послужило развитию личностных качеств детей – любознательности, внимательности, находчивости, коммуникативности, креативности, стимулируя познавательный интерес воспитанников, созданию условий и мотивации у детей для решения развивающих и интеллектуальных задач, что является эффективным способом для познавательного развития. Созданные условия способствовали познавательному развитию, повысился познавательный интерес детей.

С целью повышения педагогической компетентности родителей и совершенствования практических навыков по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий использовала разные формы работы с использованием ИКТ, офлайн и онлайн собрания, круглые столы: «Игра в жизни ребенка», «Играя – мир познаем»; фотовыставки: «Вот как весело живет», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»; дни открытых дверей; встречи: «Дидактические игры для детей младшего возраста», «Развивающие игры»; консультации: «Искусство играть», «Игры из подручного материала»; анкетирование: «Игры и игрушки», «Путь к здоровью лежит через семью»; наглядно-информационные тематические папки-передвижки: «Воспитательная миссия родителей», «Занимаемся дома»; буклеты «Игры на все случаи». Для работы с родителями использую мессенджеры. Такая работа способствовала повышению педагогической культуры родителей в вопросах познавательного развития, активному взаимодействию в вопросах воспитания и образования обучающихся. Анализ результатов деятельности по удовлетворенности родителей показал, что 94% родителей с удовольствием участвуют в жизни группы и детского сада в целом.

Свою педагогическую деятельность осуществляла в сотрудничестве с педагогами и специалистами ДОУ и Горноуральского городского округа. Принимала участие в разработке и проведении мероприятий для педагогической общественности Горноуральского городского округа:  семинар МРЦ ГГО «Игровая деятельность детей дошкольного возраста», представила педагогический опыт по теме «Сюжетно – отобразительная игра в раннем возрасте»(2017г); семинар МРЦ ГГО «Гендерное воспитание дошкольников в условиях современного детского сада», представила проект «Я и моя семья» (2018г); муниципальная выставка Лэпбуков и тактильных книг в рамках творческой лаборатории «Детская книга – источник развития дошкольника», методическая разработка «В гостях у сказки»(2018г); МРЦ ГГО «Гендерное воспитание дошкольников в условиях современного детского сада», провела мастер – класс в изготовлении рукотворных игрушек для сюжетно – ролевых игр (2019г).

Для педагогов ДОУ проводила мастер – класс по изготовлению «Полоролевые игры для детей» Д/ и «Собери чемодан» (2019г). Участвовала в педсоветах ДОУ: «Организация работы по формированию интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики», представила дидактическую игру - органайзер «Гусеница» (2017г.); «Создание условий для творческой и познавательной деятельности дошкольника», представила свою методическую разработку «Волшебный куб» (2020г.).Для педагогов ДОУ провела консультацию «Использование игровых технологий для познавательного развития у детей дошкольного возраста» (2019 г.).

Имею персональный интернет - ресурс в социальной сети работников образования nsportal.ru, на котором представлены методические разработки, публикации. Имею публикации: на сайте «Образовательный портал 2011» методическая разработка технологическая карта организованной образовательной деятельности по развитию речи «Домашние животные и их детеныши»(2017г); на сайте «Образовательная социальная сеть» публикация «Электронное портфолио воспитателя»(2017г); на сайте Всероссийское педагогическое сообщество «УРОК.РФ» публикация методического материала на тему «Тренажёр для развития дыхания «Сдуй облачко»»(2019г), публикация методического материала на тему «Балансир»(2020г), публикация методического материала на тему Дидактическая игра «Волшебный куб»(2021г); Муниципальный орган управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск III межрегиональная научно-практическая конференция «Планета детства: лучшие практики и технологии дошкольного образования» публикация Мастер-класс «Игра «Органайзер - гусеница» как эффективный метод формирование математических представлений у детей раннего возраста». Педагогические сборники размещены на официальном сайте МАДОУ детский сад 6 в разделе «Конференции» Сборник №2 (2020г). Свой опыт педагогической деятельности представляю в виде статей и новостных материалов на сайте образовательной организации в разделе новости.

Для повышения профессионального уровня, личностного роста участвовала в конкурсах. В международных конкурсах: конкурс «Твори! Участвуй! Побеждай!» в номинации «Лучшая стенгазета» (2019г, диплом I место); конкурс «Мой успех» в номинации «Великая война – Великая Победа» (2020г, диплом I место). Во всероссийских конкурсах: фотоконкурс «Остров детства» в номинации стенгазета «Радуга настроения» (2018г, диплом II место); конкурс «Красота руками педагога» в номинации «новогоднее оформление окон» (2019г, диплом I место); конкурс «ИКТ в работе педагога» в номинации «Электронное портфолио воспитателя» (2018г, диплом I место). Являюсь участником заочного тура регионального этапа VIII Всероссийского года России» в Свердловской области в 2017 году (2017г, сертификат участника).В муниципальных конкурсах: конкурс «Математика вокруг нас» (2017г, почетная грамота за I место.); муниципальный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2017»(2017г, почетная грамота 2 место); конкурс «Грани таланта-2018» в номинации «Оригинальность» (2018г, Диплом Лауреата XI Областного фестиваля творчества работников образования Свердловской области).В конкурсах МБДОУ: конкурс «Лучшая подготовка к учебному году» (2018г, грамота за I место); конкурс «Профессионал года – 2019» (2019г, грамота); конкурс «Зимние постройки» (2020г, грамота за I место).

Анализ результатов по познавательному развитию свидетельствует о положительном процессе освоения в развитии обучающихся. Для оценки педагогической деятельности использовала методическую разработку Л. С. Вакуленко «Журнал наблюдения и оценки развития детей» как инструмент педагогической диагностики». По результатам мониторинга за 2020 год: проявляют познавательный интерес 75% детей (в 2019г. – 69%, в 2018г. - 64%,); умеют действовать с предметами 87% детей (в 2019г. – 81 %, в 2018г. – 75 %); умеют классифицировать по признакам 75 % (в 2019г. – 64%, в 2018г. - 58%). Созданные мной условия позволили повысить качество освоения образовательной программы дошкольного образования в целом. Наблюдается положительная динамика освоения образовательных областей «Речевое развитие» (в 2018г. – 46 %, 2019г. – 69 %, 2020г. - 75 %), «Познавательное развитие» (в 2018г. – 64 %, 2019г. – 75 %, 2020г. - 81 %), «Социально-коммуникативное развитие» (в 2018г. – 75 %, 2019г. – 81 %, 2020г. - 87 %), «Художественно-эстетическое развитие» (в 2018г. – 64 %, 2019г. – 75 %, 2020г. -81 %), «Физическое развитие» (в 2018г. – 70%, 2019г. – 75%, 2020г.  - 81 %). Анализ результатов проводила в ходе наблюдений за детьми в свободной и организованной деятельности. (Приложение 1).

Таким образом, грамотно подобранные игровые технологии послужили познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста.  Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их.

Проектная часть

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.

Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых норм, т. е овладением грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Развитие связной речи является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, учащийся, может давать развернутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, высокий уровень развития связной речи является непременным условием для написания изложений и сочинений.

 Важность вопроса своевременного развития связной речи дошкольников определена следующими документами:

 - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

 К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Все вышесказанное актуализирует поиск реальных источников развития связной речи дошкольников. Одной из важных задач остается разработка средств формирования связной речи, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.

Таким образом, для совершенствования практики в развитие связной речи  приоритетным направлением следующего межаттестационного периода будет являться наиболее актуальная тема дошкольного образования: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий».

Цель деятельности: создание условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий.

Задачи:    

  1. Изучить теоретические аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий;
  2. Составить и реализовать перспективное планирование развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий;
  3. Дополнить, разнообразить формы и методы работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий;
  4. Дополнить развивающую предметно-пространственную среду по развитию связной речи.
  5. Создать условия для взаимодействия с социальными партнерами по вопросу развития связной речи.
  6. Повысить компетентность родителей по направлению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание деятельности

  1. Организационный

(2021 – 2022 гг.)

  • Изучение литературы, теоретической основы для определения целей и задач проекта.
  • Создание педагогических условий для субъектов образовательного процесса.
  • Установление социальных связей ДОУ по формированию по вопросу развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
  1. Внедренческий

(2022 – 2025 гг.)

  • Изучение и внедрение современных технологий по данной проблеме.
  • Проведение цикла познавательных мероприятий по теме работы.
  • Оформление альбомов,  папок-передвижек, наглядной информации по вопросам развития связной речи.
  • Разработка и дополнение дидактических игр по теме.
  • Оформление продуктов деятельности по развитию связной речи.
  • Проведение консультаций с семьей, педагогами по вопросам развития связной речи.

  1. Обобщающий

(2025 – 2026 гг.)

  • Обработка и анализ полученных данных по итогам проведенной работы
  • Оформление данных в виде сравнительных таблиц, для определения результатов педагогической деятельности.
  •  Определение результатов.
  • Выставка продуктов детской деятельности.
  • Оценка этапов реализации проекта.

Заключение

По результатам межаттестационного периода пришла к выводу, что использование игровых технологий открывает возможности по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, выявила условия работы в данном направлении, эффективные для познавательного развития детей дошкольного возраста: преобразована развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с возрастом; разработана серия игровых ситуаций, направленных на познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, организованы и реализованы проекты.

Таким образом, грамотно подобранные игровые технологии послужили познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста.  Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. Увеличилась динамика участия детей в конкурсах и мероприятиях.

Опыт работы с родителями и педагогами показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей и педагогов стала более гибкой. Родители и педагоги более компетентны в вопросах познавательного развития посредствам игровых технологий. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе. Это позволило расширить опыт дошкольного учреждения по построению модели взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ.

Список литературы

  1. Бондаренко Т.М. «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.
  2. Будже Т.А., Докукина О.С., Никитина Т.А. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. М.: Московский центр качества образования, 2014г.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2014г.
  4. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром: Практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
  5. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
  6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014г.
  7. Н. Ф. Губанова. «Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации» - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015г.
  8. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Екатеринбург, 2014г.
  10. http://sdo-journal.ru (Журнал современное дошкольное образование. Теория и практика)
  11. http://nsportal.ru(Социальная сеть работников образования)
  12. http://elib.gnpbu.ru (Научная педагогическая электронная библиотека)
  13. http://www.resobr.ru (Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений)
  14. https://firo.ranepa.ru/obrazovanie/fgos/184-obrazovatelniye-programmi-doshkolnogo-obrazovaniya (Федеральный институт развития образования)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план на межаттестационный период 2016-2021гг

План по самообразованию по теме  "Формирование нравственных качеств дошкольников в процессе ознакомления с природой.Обозначены: цель, задачи, актуальность, проблема и этапы реализации....

Аналитический отчет за 2018 год воспитателя подготовительной группы

Аналитический отчет за 2018 год воспитателя подготовительной группы...

Аналитический отчет за 2018-2019 учебный год.

Аналитический отчет о проделанной работе за год воспитателя старшей группы....

Аналитический отчёт работы за период 2018 - 2020 г.

Динамика роста детей в период за 3 года работы....

Мониторинг за 2018-2021гг.

Динамика развития детей за 2018-2021 учебный год...