конспект по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе
опыты и эксперименты (старшая группа)
конспект по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по опытно- экспериментальной деятельности
в старшей группе
Цель: формирование познавательного интереса у детей 5-6 лет к опытно - экспериментальной деятельности
Задачи:
- формировать элементарные представления о свойствах воды, воздуха в результате проведения опытов, знакомить с техникой проведения экспериментов;
- развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
- воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов, умение работать в группе
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран (показ видео о зиме).
- Скажите, пожалуйста, что вы сейчас увидели?
- Какое время, было представлено?
- Как вы догадались? (был снег)
- Что такое снег? (атмосферные осадки в виде кристаллов – снежинок)
- Зачем нужен снег? (снег очень нужен зимой, укрывает землю, деревья, чтобы они не замерли). Без снега многие растения и животные могут погибнуть от холода
- Снег очень нужен и важен для природы.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а почему иногда снег лепится, а иногда нет. Мы иногда можем лепить снеговиков, а иногда нет.
Липкость снега зависит от влажности, т.к. в этом случае снежинки скрепляются друг с другом и держатся за счет водяной пленки между ними. Понятно, что состояние влажности снега зависит от температуры окружающей среды. Снег хорошо лепится при плюсовых температурах и при 0 градусов, а вот в морозы воды застывает и слепить снеговика не получится.
Воспитатель: Посмотрим еще одно видео (показ видео, где слышен скрип снега)
- Ребята, а почему снег скрипит?
Снег состоит из снежинок – ледяных кристаллов, пространство между которыми заполнено воздухом. Когда мы наступаем на снежный покров, воздух из него выходит, он становится плотнее, снежинки трутся друг о друга и ломаются, издавая скрип.
Вероятно, вы замечали, что чем сильнее мороз, тем громче снег.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сделать снежную бурю. Но будет она не обычной, в стакане
- Опыт « Снежная буря»
Цель: познакомить детей с реакцией выделением углекислого газа - пузырьков
Ход: наполнить стакан теплой водой, добавить гуашь (белый цвет) и добавить внутрь шипучую таблетку.
Вывод: Таблетка растворяется, выделяя углекислый газ
Воспитатель: Вот ребята, посмотрите, настоящая снежная буря в стакане. Предлагаю вам спеть песню о снеге, зиме
Песня « Теплое утро» (во время исполнения второго куплета входит Снеговик с воздушными шариками)
Снеговик: Здравствуйте, ребята, как я рад вас видеть, вот услышал вашу песню про себя и решил заглянуть к вам в гости.
Воспитатель: Здравствуй, Снеговик (дети здороваются)
- Как здорово, что ты к нам пришел, правда, дети (обращается к детям)
Дети: да
Снеговик: я был на прогулке, приобрел воздушные шарики и хочу их вам подарить.
Неожиданно лопается один шарик.
Дети и воспитатель: Снеговик, не расстраивайся воздушные шары очень часто лопаются, когда не ждешь.
Снеговик: Я знаю и совсем не расстроился.
- И еще я знаю один фокус, при котором воздушные шарики не лопаются. Хотите посмотреть (обращается к детям)
Дети: да
- Опыт «Шарик на спице»
Цель: вызвать у детей удивление, которое в свою очередь рождает интерес к окружающему – желание узнавать, экспериментировать
Ход: наклеиваем кусочек скотча и прокалываем шарик в тех же « самых местах» - возле завязанного горлышка и у самого дна шарика. Длинная спица проходит насквозь, и шарик оказывается как будто на «вертиле»
Вывод: Воздушные шарики не лопаются потому, что мы прокололи их длинной спицей именно в тех местах, где находится наименьшее натяжение. Когда спица проходит сквозь стенки воздушных шариков, резина плотно обтягивает их и не дает воздуху вырваться наружу.
Воспитатель: Как здорово ребята, правда? Молодец Снеговик. Ты настоящий фокусник.
Снеговик. Я не только фокусник. Я еще и природное явление. Я же из снега.
Воспитатель. Ты прав
Снеговик. Как я говорил, что я – природное явление, но я сам люблю их, эти разные природные явления. Я люблю зиму, снег, холод. Но иногда, так хочется увидеть что – то жаркое, огненное. Люблю смотреть в интернете такое явление, а называется оно «Извержение вулкана».
Воспитатель. Снеговик, а хочешь, мы тебе покажем это самое извержение вулкана. Конечно, оно не будет настоящим, потому что мы живем в такой местности, где нет вулканов. Но мы можем тебе показать эксперимент, который похож на извержение.
Эксперимент № 3 «Извержение вулкана»
Цель: показ взаимодействия щелочи с кислотой (реакция нейтролизации)
Ход: в «кратер» вулкана насыпать по 2 столовые ложки соды, лимонной кислоты, моющего средства. Залить стаканом воды (подкрасить гуашью красного цвета)
Вывод: в процессе создания «извержения», выделяются пузырьки – углекислый газ (шипит, булькает). Углекислый газ боятся не нужно. Он химическое соединение углерода и кислорода. Углерод – химический элемент, который обязательно входит в состав всех живых организмов
Снеговик: Как здорово, спасибо. Мне очень понравилось.
Снеговик: Знаете, ребята, я не только люблю природные явления, но и танцевать.
Воспитатель: Снеговик (обращается к снеговику), я кажется кое – что придумала. Ребята, Снеговик, вы когда – нибудь видели танцующий виноград?
Снеговик: танцующий снег видел, танцующих людей видел, а танцующий виноград, нет, в первый раз слышу.
Воспитатель: Хочешь увидеть и потанцевать с ним?
Снеговик: с удовольствием
Эксперимент № 4 «Танцующий виноград»
Цель: развить интерес к экспериментированию с разными материалами
Ход: в один стакан наливаем воду и кладем виноградину. Виноград тонет. В другой стакан наливаем минеральную воду и кладем виноградину, виноград тонет, а потом всплывает.
Вывод: Когда ягода попадает в стакан, на нее со всех сторон цепляются пузырьки газа и начинают поднимать ягоду вверх. Виноград поднимается на поверхность, пузырьки газа лопаются, и ягода начинает опускаться вниз и т.д. Виноград танцует
Включается музыка «Ламбада». Снеговик танцует с детьми.
Снеговик. Как хорошо. Я у вас натанцевался, давно я не танцевал. Но теперь и я хочу вам показать эксперимент – сюрприз « Радуга в тарелке»
Эксперимент № 5 « Радуга в тарелке»
Цель: исследовать взаимодействие воды с красителями входящих в состав разноцветных конфет
Ход. По краю тарелки разложить разноцветные конфеты. Налить теплой воды и наблюдать за «Радугой».
Вывод: вода взаимодействует с красителями, входящих в состав конфет
Воспитатель: Красивая радуга, но стоит задуматься, над тем, как много красителей добавляют в конфеты.
Снеговик. Хорошо мне было у вас и с вами. Угощение вам от меня. До свидания мои экспериментаторы, до новых интересных встреч
Дети прощаются со Снеговиком.
Воспитатель: Ребята, какой эксперимент вам больше всего понравился?
Какой Эксперимент вы дома обязательно вместе с мамой сделаете?
Почему?
Ответы детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Конспект открытого НОДа по познанию "Путешествие капельки"....

Конспект по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада "Волшебные шарики".
Воспитатель ставит цель: дать представление о статическом электричестве и решает ее через задачи: установить причину возникновения статического электричества, способствовать овладению приемами взаимод...

Конспект открытой опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Что мы знаем о воде?»
Задачи:Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей сло...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Вода. Как разделить смеси» (фильтрование)
Цель: развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельностиЗадачи: 1. Обучающие:познакомить детей со способами очистки воды при помощи различных материалов....

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» (с использованием здоровьесбесберегающих технологий, технологии проектной деятельности, ИКТ)
Цели: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Программные задачи:Образовательные: Обобщить представления детей о воздухе. Систематизировать зна...

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода»
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода» Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспер...