Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект открытого НОДа по познанию "Путешествие капельки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_na_pyatnicu.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие капельки»
Воспитатель предлагает детям поиграть в ручеек. Дети играют.
В: Ой, ребята заигралась я тут с вами и совсем забыла, что нам пришло письмо. Куда же я его положила, не помню. Хорошо, что у меня есть план нашей группы, кружком обозначено место, где лежит конверт. Попробуем его найти?
Д: да.
Дети по плану проходят в группу и находят конверт и лейку на столе.
В: поглядите-ка, ребятки да это же письмо от морского царя и что то еще стоит, что это ребятки?
Д: лейка.
В: давайте прочитаем, что же нам написал морской царь. (Читает).
«Здравствуйте, дорогие дети группы «Звёздочки»!
Посылаю вам загадку: «Что бывает жидким, твердым и газообразным?». А ответить на него вам поможет моя волшебная лейка. Подпись: Морской царь.
- Ну-ка лейка, лей-лей-лей
На ребяток не жалей.
В капельки пусть превратятся,
От души повеселятся.
Звучит волшебная музыка, дети кружатся вместе с воспитателем под музыку.
В: Вот вы и превратились в капельки. Расскажите о себе: где вы живете?
Д: в реке, в кране, в море и т.д.
В: Какого вы цвета?
Д: голубого.
В: Молодцы! А теперь собирайтесь все вместе в тучку, и тучка отправляется в путь. А чтобы, хорошо запомнить те места, где мы побывали, зарисуем тучку.
Дети рисуют тучку, и отправляются в путь.
В: Вот, тучка плыла по небу и капельки заскучали, стали толкаться и пошел дождь. Сначала дождик пошел не сильный (ш-ш-ш-тихо), а затем он полил все сильней и сильней (ш-ш-ш-громко), а через некоторое время дождик кончился. Дождик закончился, капельки из тучки попали на землю и стали лужицей. Лужи стали большими и побежали, как ручейки.
Дети на носочках бегут за воспитателем и попадают в лабораторию.
В: Вдруг выглянуло солнышко, пригрело капельки, лужицы стали подсыхать и капельки превратились в пар и поднялись вверх.
Дети поднимают ручки вверх и тянутся на носочках.
В: Молодцы мои капельки! Посмотрите мы с вами куда-тот пришли. Как вы думаете куда мы попали?
Д: лабораторию.
В: Правильно! Здесь проводят опыты. Сегодня мы будем работать с водой. А поэтому чтобы не замочить нашу красивую одежду нам нужно одеть фартуки. Стихотворение: Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело. Пролил воду-не беда, тряпка под рукой всегда. Фартук друг он нам помог и никто здесь не промок.
Дети одевают фартуки.
В: Поглядите, что это такое? Шар внесли в автобус оказался это…
Воспитатель берет глобус и показывает детям.
Д: Глобус.
В: Правильно! Что изображает наш глобус?
Д: Нашу планету.
В: Рассмотрите его внимательно и скажите, какого цвета больше всего изображено на глобусе?
Д: Голубого, синего.
В: Действительно, голубого. А как вы думаете, что обозначают синим голубым цветом на глобусе?
Д: воду.
В: Молодцы! Очень внимательные. А теперь поглядите, что у нас находится в стаканчиках?
На столах стоят стаканчики с водой.
В: Какого она цвета?
Д: без цвета.
В: воспитатель значит она бесцветная, давай - те мы свами отметим , что вода не имеет цвета. Поглядите перед вами карточки на них изображены схемы. Поглядите на первую схему, что на ней нарисовано?
Д: разные цвета
В: правильно, а если мы знаем, что вода не имеет цвета то мы эту схему должны зачеркнуть.
Дети вместе с воспитателем зачеркивают схему.
В: Хорошо. А теперь понюхайте как пахнет вода?
Д: без запаха.
В: Правильно, а это значит, что вода не имеет запаха. Обратимся снова к нашей схеме и поглядим следующее свойство. Нарисован нос, но мы же знаем, что вода не имеет запаха, поэтому мы что сделаем?
Д: зачеркнем.
В: Правильно! Зачеркиваем.
Дети вместе с воспитателем зачеркивают схему.
В: А как определить какая она на вкус?
Д: Попробовать.
В: Давайте попробуем.
Дети пробуют воду и определяют вкус.
В: Ну так какой же у нее вкус?
Д: Она без вкуса.
В: Значит вода безвкусная. Давайте посмотрим на наш алгоритм снова, на схеме у нас нарисован ротик. Мы знаем, что вода безвкусная, поэтому мы зачеркнем ротик.
В: Посмотрите капельки, у меня здесь что-то есть. Как вы думаете, что это?
Д: соль.
В: Давайте насыплем немного соли и помешаем.
Дети ложками насыпают соль.
В: куда делась соль?
Д: растворилась.
В: а может вы забыли ее туда насыпать? А как же нам проверить?
Д: попробовать.
В: давайте попробуем.
Дети пробуют воду из стаканчиков.
В: Какая вода на вкус?
Д: соленая.
В: Значит соль все таки, не забыли положить, а куда же она делась?
В: Правильно значит, вода может растворять некоторые вещества, правильно?
Д: да.
В: Молодцы! Такую воду можно пить? А поливать растения? (нет). А давайте мы с вами подумаем, имеет ли вода форму?
Д: нет.
В: А давайте проверим.
Воспитатель берет кубик деревянный и две тарелки.
В: Посмотрите мы помещаем в тарелку и он остался таким же как был. А если мы воду поместим в тарелку, что произойдет?
Воспитатель наливает воду в тарелку.
В: Вода осталось в прежней форме? Нет. Она приняла форму тарелки, а если мы ее поместим в резиновую перчатку, она какая станет? Она примет форму перчатки. Давайте посмотрим.
Дети вместе с воспитателем наливают воду в перчатку.
В: Посмотрите вода приняла форму перчатки. Значит, вода не имеет формы. Давайте отмети это в наших карточках. Ребята поглядите, что я делаю?
Д: переливаете воду.
В: вода льется, значит, она текучая. Давайте, отметим это в наших карточках.
Вместе с воспитателем отмечают в карточках.
В: Капельки, вы наверно устали, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка под музыку-журчание воды.
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
На цветы-(круговое движение правой рукой)
И на дорожку- (обе руки перед собой)
Льется, льется- ой, ой-ой! (покачивание головы).
Побежали мы домой (бег на месте).
В: Капельки скажите, пожалуйста, а как вы думаете, вода может быть твердой?
Д: Да, нет.
В: Давайте проверим. У меня здесь кое-что есть. Что это, как вы думаете?
Д: лед.
В: А что будет если мы возьмем и его согреем в ладошках?
Д: он растает.
В: давайте проверим.
Дети вместе с воспитателем греют в ладошках лед, он превращается в капельки воды.
В: Поглядите капельки, лед растаял, и осталась только водичка на ладошках. Это значит, что вода может быть твердой. Давайте отметим в наших карточках.
В: Капельки , а как вы думаете может ли вода быть паром?
Д: нет.
В: Сейчас я, вам покажу один интересный опыт. Этот опыт будет происходить с кипятком, поэтому он очень опасный. Почему?
Д: Потому, что можно обжечься.
В: Правильно! Теперь мы вспомним, как нужно себя вести как проходит опасный опыт?
Д: Сидеть на стульчиках, к столам не приближаться к столу.
Воспитатель наливает воду в стакан и накрывает зеркалом. На зеркале образуются капельки воды.
В: Дети поглядите, что это появилось на зеркале?
Д: Капельки воды.
В: Правильно, пар поднимается из стакана к зеркалу, остывает и превращается в воду. Теперь мы с вами знаем, что вода может быть газообразной - в виде пара. Итак, капельки мы с вами сегодня очень хорошо поработали, много узнали о свойствах воды. Что вода какая? Смотрим на нашу карточку.
Д: Текучая, жидкая, твердая, газообразная, льется. Безвкусная, без запаха, бесцветная и т.д.
В: Молодцы! Все очень хорошо отвечали, были внимательными. Все мы устали и нам пора бы и отдохнуть. Для этого нам нужно вернуться в группу, но сначала нам нужно превратиться обратно в ребяток. Присаживайтесь капельки. Я вас сейчас накрою волшебным покрывалом, произнесу волшебные слова и вы вернетесь в группу.
Дети садятся, а воспитатель накрывает их покрывалом и произносит волшебные слова.
В: Дети можете открывать глазки, наше путешествие закончилось, прошу вас поблагодарить наших гостей и пройти в спальню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект непосредственно опытно - экспериментальной образовательной деятельности Тема: «Ах, картошка!»
Программное содержание: Содействовать формированию интереса к живой природе, к исследовательской работе.Уточнить и дополнить знания детей о картофеле, как о продукте питания, а также продукте, необход...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...
Конспект открытой организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки»
Программное содержание:Знакомить детей со свойствами воды.Рассказать о значении воды в жизни человека.Развивать речь, мышление и любознательность детей.Развивать умение давать полные ответы на вопросы...