Консультация для воспитателей «Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС»
консультация
Консультация для воспитателей «Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС»
Выполнила:
старший воспитатель
Томашевская Е.М.
Наиболее типичная ошибка в совместной деятельности с детьми в ДОО – воспитатель выполняет то, что они могут сделать сами. Например, ставит перед детьми проблему, задает вопросы, при этом сам же на них отвечает.
Ошибки можно наблюдать и в проектной деятельности. Чаще всего проекты придумывают и реализуют воспитатели, а дети только наблюдают и выполняют разные задания. Однако настоящие детские проекты всегда инициируют сами дошкольники.
Рассмотрим конкретные примеры.
Что требует ФГОС дошкольного образования
Совместная деятельность – одно из требований ФГОС ДО, которое должны выполнять воспитатели и другие педагоги детского сада. Воспитатели должны решать образовательные задачи в совместной партнерской деятельности с детьми и создавать условия для свободной самостоятельной деятельности дошкольников.
Ребенок – это полноценный участник (субъект) образовательных отношений, поэтому образовательная деятельность должна строиться на основе взаимодействия взрослых с детьми. Кроме того, задача воспитателя поддерживать положительное, доброжелательное отношение детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом (ФГОС ДО, подп. 3, 4 п. 3.2.1).
Один из целевых ориентиров предусматривает, что на этапе завершения дошкольного образования «ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других» (ФГОС ДО, п. 4.6).
Что такое совместная деятельность
Четыре компонента совместной деятельности
1. Общая цель
Совместное выполнение задания, игра или проект.
2. Общий мотив
Всегда объединяет усилия партнеров, приводит их к сотрудничеству.
3. Совместные действия
Направлены на то, чтобы достичь общую цель. Вначале необходимо понять цель, распределить самостоятельные и совместные действия, определить очередность этих действий, уточнить и скорректировать.
4. Общий результат
Завершающий этап совместной деятельности, который объединяет всех участников. Он позволяет оценить индивидуальные и совместные действия на основе полученного результата
Совместная партнерская деятельность воспитателя и ребенка – оптимальная форма сотрудничества. Что значит быть партнером детей? Взрослый-партнер находится рядом (вместе) в едином пространстве (например, воспитатель сидит с дошкольниками за общим столом), уважает их мнение, в общении предпочитает диалог, предоставляет свободу выбора (партнера, деятельности, материала).
В зависимости от образовательной ситуации воспитатели могут принимать разные позиции. Это может быть педагог-тьютор, который помогает ребенку в трудной ситуации или советует, обсуждает с детьми, как решить задание. При этом помощь воспитатель оказывает только в том случае, если ребенок ее попросит сам.
При необходимости педагог моделирует и изменяет предметно-пространственную среду, привносит в нее мотивирующие элементы. В этом случае он может выступить в роли экспериментатора, участвовать в проектах вместе с детьми.
Совместная деятельность предполагает общение в форме конструктивного диалога, которым дети еще не владеют. Он развивается в процессе содержательного взаимодействия с другими людьми. Поэтому важно показывать детям, как вести диалог, и учить их общению. Таким образом, основными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются: наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности.
Совместную деятельность воспитатель реализует посредством различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграции. Педагог выбирает формы и методы работы в зависимости от контингента детей, их уровня освоения программы и образовательных задач, которые он хочет решить.
При организации совместной деятельности важно соблюдать ряд условий (по Н.А. Коротковой): воспитатель включен в деятельность наравне с детьми; дошкольники участвуют в деятельности добровольно (без психического и дисциплинарного принуждения); во время деятельности дети свободно общаются и перемещаются; ООД имеет открытый временной конец (каждый работает в своем темпе). Когда воспитатель выполняет эти условия, ребенок чувствует и осознает свою успешность.
Какие задания помогут организовать совместную деятельность
Как использовать
тетрадь в совместной деятельности
Ознакомительный этап. Дети самостоятельно выбирают партнера по работе в тетради. Воспитатель готовит место для совместной деятельности, предлагает рассмотреть тетрадь и объясняет ребенку (детям) условия работы в ней. Затем читает обращение к детям и знакомит их с пиктограммами.
Основной этап. Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику или динамическое упражнение. Затем читает детям задания. Дети их выполняют. Воспитатель наблюдает за работой детей и при необходимости комментирует. Оказывает недирективную помощь, способствует общению детей и участвует в принятии решений.
Заключительный этап. Дети оценивают работу друг друга и то, как они выполнили задания. Затем воспитатель включается в общее обсуждение, задает детям вопросы. Дети отвечают.
Чтобы организовать совместную деятельность, научить детей работать совместно, воспитатели должны создавать образовательные ситуации. Сделать это можно с помощью различных пособий, например, развивающих тетрадей для работы в паре «Играем и рисуем вместе!» для детей 5–6 и 6–7 лет (Изд-во «Русское слово»). Рассмотрим, возможные варианты совместной деятельности.
Тетради включают задания, которые развивают мышление, внимание, память, воображение и речь. Их особенность заключается в том, что задания в них выполняют одновременно двое детей или ребенок в паре со взрослым.
В процессе выполнения задания дети учатся договариваться о совместных действиях, согласовывать свои действия с действиями партнера. Взрослый, который находится рядом с ребенком, должен помнить о том, что решать и все делать за ребенка НЕ НУЖНО. Важно дать возможность ребенку проявить самостоятельность и инициативу. Во взаимодействии воспитателя и детей действия и активность взрослого не должны преобладать. Важно сделать паузу и предоставить детям возможность высказаться, выразить свое мнение, предложить варианты решения задания, обсудить с партнером действия каждого. Ошибки, неверные ответы и решения – это полезный и необходимый опыт для ребенка.
Развивающая тетрадь включает:
- обращение к взрослым и обращение к детям (читает взрослый);
- общие методические рекомендации для взрослых;
- рекомендации для проведения физкультурных минуток и динамических пауз;
- развивающие задания.
Задания в тетрадях расположены в определенной последовательности – с усложнением, а их содержание можно включать в работу с детьми по комплексно-тематическому планированию (сезонные изменения в природе, тематические праздники, подготовка к школьному обучению).
Задания разнообразные: раскраски, лабиринты, ребусы, кроссворды, логические задачи, клеточное рисование. Все задания сопровождают забавные персонажи «Котенок» и «Щенок» – это пиктограммы, которые напоминают о том, как важно в общем деле умение договариваться друг с другом, умение слушать и слышать, умение принять мнение другого человека и находить общее решение.
Лучше, если у каждого ребенка будет своя личная развивающая тетрадь. Перед началом работы он выбирает себе партнера. В процессе выполнения заданий они могут совещаться, меняться местами, оценивать работу друга – об этом напомнят картинки-пиктограммы и содержание заданий.
Приведем примеры заданий, которые можно выполнять в паре. В данном случае партнерами по совместной деятельности выступают дети. Воспитатель наблюдает за ними и при необходимости включается в процесс.
Данные задания можно изменять, придумывать другие варианты, выполнять их вместе с детьми или предлагать им для работы в паре. Например, задание «Мы рисуем» можно трансформировать в коллективную игру «Остров». В этой игре дети рисуют остров на большом листе ватмана. Максимальное количество участников – 5–7 человек.
Дети получают чистый лист ватмана неправильной формы, и воспитатель предлагает им нарисовать свой остров. Это задание невозможно выполнить без совместного обсуждения, где и что будет находиться на острове. Дети самостоятельно принимают решения, предлагают объекты (гавань, джунгли, деревня индейцев) и распределяют, кто за что будет отвечать. Итогом такой совместной работы станет создание общего игрового пространства «Остров», которое можно в дальнейшем использовать для режиссерских игр.
Возможен другой вариант этой коллективной игры. Воспитатель разрезает большой кусок ватмана неровными линиями на несколько частей. Далее распределяет детей на группы по 3–5 человек. Это распределение может проходить по выбору, как решит взрослый или наудачу (разыгрывается).
Каждая группа получает часть от общего ватмана и самостоятельно решает, что они будут делать с этой частью острова. Дети обсуждают, возможно, спорят, но в итоге группа находит свое решение. Далее – процесс творчества: дети рисуют, заполняют пространство острова. Затем воспитатель вместе с детьми соединяет фрагменты острова, и каждая группа рассказывает, что они нарисовали и как они представляют свою жизнь на острове. Можно предложить создать свои правила проживания на острове.
Опыт парного взаимодействия можно перенести на игровые динамические упражнения. Особенностью этих упражнений является то, что дети распределяются на пары. Причем выбор партнера может происходить различным образом:
- дети самостоятельно выбирают партнера по своим предпочтениям;
- наудачу, т. е. когда пары формируются в игровой форме;
- выбор по распределению взрослого.
При выполнении большинства упражнений дети поочередно выступают в роли лидера (ведущего) и в роли исполнителя (ведомого). Они учатся взаимодействовать через движение, пробуют договариваться друг с другом, чтобы выполнить игровые и двигательные задачи.
Такие задания для работы в паре развивают такие важные для ребенка качества, как умение конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми, помогают развивать мышление и речь, воображение и память, а главное формируют у детей опыт совместной деятельности. Примеры динамических упражнений для работы в паре представлены в приложении.
Таким образом, совместная деятельность – важная составляющая образовательной деятельности в детском саду, которая требует внимания со стороны воспитателя. Не всякая совместная деятельность является таковой при детальном рассмотрении. Чтобы ее организовывать, воспитателю следует давать детям свободу в выборе партнера, материалов, учитывать основные компоненты совместной деятельности и правильно подбирать дидактические материалы и пособия.
Приложение
Динамические упражнения для работы в паре
«Зеркало»
Дети в паре встают друг напротив друга. Один из детей играет роль «зеркала» – он повторяет все движения, которые придумывает его партнер. Затем дети меняются ролями. Воспитатель может задать определенную тему: «Утро», «Зарядка», «Магазин одежды».
Условие: в начале упражнения дети выполняют движения медленно. Оба партнера должны двигаться синхронно.
«Гипноз»
Дети в паре встают друг напротив друга на расстоянии 1,5 м. Основное отличие от предыдущего упражнения заключается в том, что дети свободно перемещаются в пространстве. Один из детей играет роль «гипнотизера», который двигает в пространстве второго партнера. Движения вперед, назад, влево, вправо. Можно придумать более сложные траектории движения. Затем дети меняются ролями.
Условие: в начале упражнения дети выполняют движения медленно. При движении нескольких пар в пространстве нужно проявлять внимание и осторожность.
«Смешная ладошка»
Дети в паре встают друг напротив друга. Один из пары ставит перед собой ладонь. Второй из пары внимательно следит за ладошкой партнера и повторяет за ним все движения. Упражнение напоминает кукольный театр, когда «кукла»-ладошка оживает в движениях партнера напротив. Медленные движения чередуются с более быстрыми движениями. Интересно, если дети будут фантазировать и через «ладошку» передавать характер различных персонажей из сказок, мультфильмов.
Условие: в начале упражнения дети выполняют движения медленно. Обратите внимание, что перемещение пары может быть как на одном месте, так и с движением в пространстве. Помните, что при движении нескольких пар нужно проявлять внимание и осторожность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ совместной деятельности воспитателя и детей в соответствии с ФГОС ДО в старшей группе
Тема: «Календарь природы»...
«Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС ДО»
Совместная деятельность – одно из требований ФГОС ДО, которое должны выполнять воспитатели и другие педагоги детского сада....
Презентация "Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС ДО"
Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС ДО...
Консультация«Совместная деятельностьвоспитателя и детей: как выполнитьтребования ФГОС ДО»
Презентация "Консультация совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС ДО"...
«Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС ДО»
Совместная деятельность – одно из требований ФГОС ДО, которое должны выполнять педагоги ДОУ. А также, решать образовательные задачи в совместной партнерской деятельности с детьми и создавать усл...
Буклет "Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС ДО"
В буклете вы найдёте информацию о том, что такое совместная деятельность и какие возможные варианты партнёрской деятельности с детьми можно использовать....
Совместная деятельность взрослых и детей – одно из требований ФГОС ДО к организации образовательного процесса.
Данный материал содержит рекомендации по совместной работе родителей с детьми....