Проект на тему "В гостях у сказки"
учебно-методический материал (средняя группа)
Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.
Актуальность темы нам видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_gostyah_u_skazki.docx | 241.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «В гостях у сказки»
Образовательная область: чтение художественной литературы.
Интеграция: коммуникация, художественное творчество, познание.
Вид проекта: игровой, творческий, групповой, краткосрочный.
Актуальность: Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.
Актуальность темы нам видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком. Но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках.
Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Очень важно использовать в своей работе театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации.
Итак, ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
В каждой группе должен быть уголок сказок, уголок книги. И любой воспитатель сталкивается с проблемой правильного оформления этого уголка и организации работы в нем. Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу (сказку) и спокойно рассмотреть и «перечитать» ее.
Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это и первый художественный музей, где ребенок знакомится с творчеством замечательных художников: Ивана Билибина, Юрия Васнецова, Владимира Лебедева, Евгения Чарушина и многих других.
Наконец, только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.
Исходя из вышесказанного, возникла проблема: необходимость устройства в группе уютного «дома» для книг (сказок).
Мы решили создать проект «В гостях у сказки».
Цель: развитие интереса к устному народному творчеству (сказкам). Создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей.
Задачи проекта:
- способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы (в данном случае к устному народному творчеству – сказкам);
- способствовать развитию элементов детского творчества в продуктивной деятельности;
- способствовать воспитанию навыков аккуратного обращения с книгой;
- создание «Книжного уголка».
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, помощник воспитателя, родители.
Продолжительность проекта: 1 месяц Основные формы реализации проекта: НОД, беседы, самостоятельная деятельность, работа с родителями, чтение сказок, драматизации, игры, рисование по теме «Сказки, рассказы и стихи на весеннюю тему».
Предполагаемый результат: Проявление познавательного интереса детей к художественной литературе.
Вовлечение детей и родителей в творческий процесс при реализации проекта.
Презентация проекта: демонстрация слайд-шоу.
Этапы реализации проекта:
Этап | Содержание работы |
1.Подготовительный | 1. Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта; 2. Подбор русских народных сказок, авторских сказок, рассказов, стихов и т. д. 3. Первичная диагностика детей (беседа по выявлению читательской активности, на знание/незнание определённых произведений); 4. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта; 5. Подбор дидактического и методического оснащения проекта; 6. Консультации со специалистами ДОУ; 7. Работа с родителями по созданию альбома. |
2.Практический | 1. Чтение русских и коми произведений художественной литературы. 2. Собирание пазлов с изображением героев сказок; 3. Показ сказок (пальчиковый театр); 4. Драматизация сказки «Заюшкина избушка» (дети); 5. Лепка понравившегося героя сказки; 6. Экскурсия в библиотеку. |
3.Контрольно-коррекционный | 1. Итоговая диагностика – опрос детей, родителей; 2. Анализ проведенной работы; 3. Отчет о реализации проекта. |
4.Заключительный | 1. Изготовление альбома «В гостях у сказки» 2. Выставка детских рисунков на тему «Моя любимая сказка» 3. Презентация проекта. |
Механизмы реализации проекта.
Задачи | 1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы; 2. Способствовать развитию элементов детского творчества в продуктивной деятельности; 3. Способствовать воспитанию навыков аккуратного обращения с книгой; 4. Создание альбома «В гостях у сказки» |
Развивающая среда | 1.Книги с русскими и коми народными сказками, рассказами 2.Пальчиковый театр; 3.Настольная развивающая игра «Сказки»; 4.Костюмы для драматизации сказки «Заюшкина избушка». |
Самостоятельная деятельность детей | 1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок; 2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд). |
Совместная деятельность | 1. Чтение сказок; 2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий; 3. Инсценировки сказок, игры-драматизации; 4. Лепка героев сказок; 5. Организация выставки рисунков «В гостях у сказки»; 6. Экскурсия в библиотеку; 7.Заучивание стихотворений о весне. Совместная деятельность детей и родителей. 1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам; 2. Заучивание отрывков из сказок; 3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению рисунков по сказкам; |
Работа с родителями | 1. Ознакомление с целями и задачами проекта; 2. Папка-передвижка «Читайте вместе с детьми», 3. Консультация на тему: «Заучивание стихотворений детьми разного возраста» |
Планирование и организация деятельности
№ | Мероприятие | Цели | Ответственные (участники) | Сроки реализации |
1 этап - подготовительный | ||||
1 | Обсуждение проекта Подбор русских народных сказок | Выяснить возможности, средства, необходимые для реализации проекта. | Ветошева С. И. Гриценко Ж. К. | |
2 | Первичная диагностика детей | Выявить читательскую активность, на знание/незнание определённых произведений. | Ветошева С. И. Гриценко Ж. К | |
3 | Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта | Пробудить интерес к проекту и желание помочь его реализовать. | Ветошева С. И. Гриценко Ж. К | |
4 | Подбор дидактического и методического оснащения проекта | Обеспечить возможность реализации проекта. | Ветошева С. И Гриценко Ж. К | |
5 | Консультации со специалистами ДОУ | Обсудить этапы проекта. | Гриценко Ж.К. Ветошева С.И. | |
6 | Анкетирование родителей | Выявить читательскую активность в семье. | Гриценко Ж.К. Ветошева С.И. | |
7 | Работа с родителями по созданию альбома | Выявить родителей готовых помочь в создании альбома «В гостях у сказки». | Гриценко Ж.К. Ветошева С.И. | |
2 этап - практический | ||||
8 | Чтение русских народных сказок, рассказов, стихотворений | Учить понимать и оценивать поступки героев, воспитывать любовь к устному народному творчеству. | Гриценко Ж.К. Ветошева С.И. | |
9 | Загадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками о весне | Гриценко Ж.К. Ветошева С.И. | ||
10 | Собирание пазлов с изображением героев сказок | Закрепить знание прочитанных сказок. | Гриценко Ж.К. Ветошева С.И. |
|
11 | Показ сказок (пальчиковый театр) | Познакомить детей с разновидностью театра, прививать любовь, развивать интерес к театральной деятельности. | Гриценко Ж.К. Ветошева С.И. | |
12 | Драматизация сказки «Заюшкина избушка», | Развивать у детей интерес к играм-драматизациям, поощрять участие в этом виде деятельности. Развивать умение понимать содержание сказки, оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку. | Гриценко Ж.К. Ветошева С.И. | |
13 | Лепка понравившегося героя сказки | Побуждать передавать впечатления о сказках и в своей работе. | Гриценко Ж.К. Ветошева С.И. | |
3-й этап - заключительный | ||||
18 | Изготовление альбома своими руками | Гриценко Ж.К. Ветошева С.И. | ||
19 | Выставка рисунков, поделок. | Гриценко Ж.К. Ветошева С.И. | ||
20 | Презентация проекта | Рассказать о проведенной работе. | Гриценко Ж.К. Ветошева С.И. |
ВЫВОДЫ
1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к художественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки иллюстрировать, инсценировать.
2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
Сказки про весну: 11 познавательных сказок в картинках и заданиях для детей. Знакомим детей с окружающим миром.
В статье Вы найдете подборку занимательных познавательных сказок про весну в картинках и заданиях для детей. Используйте их на прогулке, при рассматривании весенних картин и фотографий, в беседах о весне.
Не нужно читать малышу сразу подряд несколько сказок. Лучше прочитать одну, а затем:
- обсудить ее,
- на прогулке понаблюдать за явлениями, о которых говорится в сказке.
- разыграть диалоги из сказки с игрушками или с картинками.
- придумать продолжение сказки, в котором будут участвовать новые герои.
В статье Вы найдете 11 сказок про весну для детей разного возраста – от дошкольного до младшего школьного.
Сказки про весну: Как услышать весну в лесу?
Весну можно увидеть на улице, на фотографии, на картине. А можно ли услышать весну? Как? Попробуйте с ребенком на прогулке или по дороге в детский сад, детский клуб, в магазин, в гости послушать весну. Как по звукам понять, что пришла весна? (капают капли сосулек, звенят ручейки, поют птицы и т.д.)
Послушайте сказку Весны о ее секретах и о том, как можно ее услышать.
Э. Шим. Весна.
«Слышите?
Светлые капли вызванивают, струйки плещутся, волны струнами рокочут…Всё громче, всё радостней музыка!
Это я, Весна, еду нынче по лесу. У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!
Летите, мои серебряные кони, – эгей, эгей! Впереди лежит земля пустынная, заснувшая мёртвым сном. Кто её разбудит, кто к жизни вызовет?
Я, Весна, это сделаю.
У меня полные пригоршни живой воды. Я спрысну землю этой водою, и тотчас всё кругом станет оживать…
Глядите – я махнула рукой, и – просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды надо собой!
Глядите, я взмахнула еще и – пробуждаются деревья и кусты… распрямляются ветки… почки клейкие разворачивают!
Глядите – в третий раз я махнула рукой, и – всякая мелкая живность засновала… птицы с далекого юга летят… звери из темных нор выбираются!
Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется.
Я ждать не могу, мне большой путь предстоит. С южного края земли до северного, до самых студеных морей должна я промчаться на резвых своих конях.
А тут еще Мороз упрямится, по ночам исподтишка на моих коней ледяную узду накидывает. Охота ему задержать меня, остановить, живую воду превратить в мертвую.
Но я не уступлю ему.
Поутру разгорячит моих коней солнышко, рванутся они снова и в путь – и порушат все ледяные преграды.
И опять светлые капли вызванивают, опять струйки плещутся, опять рокочут… Поет живая вода, и земля просыпается к новой жизни!»
Путешествие в весенний лес. После чтения сказки предложите ребенку представить, что вы оказались в лесу весной. Какие звуки вы услышите? А какие звуки Весны Вы с детьми услышали в сказке (перечитайте слова из рассказа:
-«просыпаются реки… вот они подымаются, взбухают… ломают зеленые льды над собой!» — и спросите – «Если реки подымаются, ломают льды, значит, что можно услышать?,
- «всякая мелкая живность засновала» — что это за звуки? Значит, что еще можно услышать в весеннем лесу?
- «птицы с далекого юга летят» — что можно услышать?
- «У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!» — что за звуки мы слышим весной?
Обсудите с детьми: «Почему в сказке говорится, что «коней разгорячит солнышко»? Что за кони у весны? Как солнышко их разгорячит? Что за ледяную узду накидывает Мороз на коней весны? (льдом их ночью покрывает, а утром и днем лед тает, и бегут ручьи)». Очень важно, чтобы дети сами попробовали разгадать, что это за кони, сами открыли для себя это образное сравнение – ручьи как кони в упряжке Весны, на которых она едет по земле.
Нарисуйте Весну в ее упряжке.
Спросите ребенка: «Как весна не дает лесному народу спать? Как она их будит?». Перечитайте отрывок: «Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу – тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придется». Расскажите о весеннем половодье.
Рассказать про половодье Вам помогут следующие сказки про весну.
Сказки про весну: Весеннее половодье.
Г. Ладонщиков. Медведь.
«Без нyжды и без тpевоги
Спал медведь в своей беpлоге.
Спал всю зимy до весны,
И, навеpно, видел сны.
Вдpyг пpоснyлся косолапый,
Слышит: каплет! -
Вот беда!
В темноте пошаpил лапой
И вскочил -
Кpyгом вода!
Заспешил медведь наpyжy:
Заливает — не до сна!
Вылез он и видит:
Лyжи,
Тает снег…
Пpишла весна».
И вот как это было – послушайте сказку.
Н. Сладков Медведь и Солнце
«Просочилась в берлогу Вода — Медведю штаны промочила.
— Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! — заругался Медведь. — Вот я тебя сейчас!
Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:
— Не я, Медведушка, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное — теку под уклон.
— Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! — взревел Медведь.
Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:
— Не я, Медведь, виноват. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло — растаешь тут!
— Ах, так это Солнце мне штаны промочило? — рявкнул Медведь. — Вот я его сейчас!
А что «сейчас»?
Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего — убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать».
Эта сказка очень хороша для инсценирования. Вот фигурки, которые Вы можете использовать для разыгрывания диалогов из сказки. Можно сделать простой пальчиковый театр или фигурки на магнитах или для коврографа.
О том, как просто и быстро сделать вместе с детьми пальчиковый театр, Вы найдете информацию в разделе «Диалоги- драматизации» здесь.
Э. Шим. Лось и мышь.
«- Ты чего, лось, отдуваешься?
- Река разлилась. Я через нее плыл, чуть не утонул… Фу-у!
- Подумаешь, горюшко! Я больше тебя намучилась.
- Отчего же ты намучилась?
- А у моей норки лужа разлилась. Всё моё жилье затопила, все пути – дорожки отрезала… Я третий день на сучке плаваю!»
Э. Шим. Лиса и сорока.
«- Апчххи!..
- Будь здорова, Лисонька!
- Будешь тут здорова… Снег везде мокрый, ручьи разлились, с деревьев капает. Не только лапы – хвост насквозь сырой. Хоть выжми да на куст повесь!»
Прочитайте сказку «Дятел, зайцы и медведь» и разыграйте ее с помощью игрушек, картинок или пальчикового театра. Разыграйте пластические этюды – мишка спит, мишка проснулся, медведь испугался и рассердился, что вода его промочила, медведь обрадовался, найдя сладкие корешки в земле, медведь поет весеннюю песню.
Э. Шим. Дятел, зайцы и медведь.
«В лесу начал снег таять, полая вода поднялась и затопила медвежью берлогу.
Проснулся Медведь – ахти, горе какое! — под брюхом лужа, лапам холодно, даже на загривке шерсть намокла… Выскочил наружу, трясется, зубами стучит.
А снаружи – то не слаще. Со всех деревьев капает, ручьи бегут с пригорков, на полянах озёрца разлились. Ступить посуху некуда!
Шлёпает Медведь по воде – злой – презлой, рычит:
- Тьфу, ты пропасть, что за житье пошло!.. Зиму спать было скверно, а просыпаться – на тебе! – еще хуже… За что же такое наказанье?!
И вдруг слышит – песенка. Кто-то задорно так выводит:
Тук-тук, трясется сук,
Ту-тук, несется стук!
Фыр- фыр? Шестнадцать дыр,
Др-р-р-р-р-р-р-р-ррр!
Задрал Медведь голову и увидел на березе дятла в красной шапочке. Опёрся Дятел на свой хвостик- подпорку, носом по березовой коре бьёт, хихикает, — уж так-то доволен!
- Ты чего, долгоносый, распелся? – спрашивает Медведь.
- А как же не петь-то, дедка? Весна пришла!..
- Ну и чего хорошего?
- Да ты, видно, не проснулся еще! Весна красна, понимаешь?!
- Тьфу, пропасть! Да чем она тебе так приглянулась?!
- Как чем? Нынче каждый день – праздник, на каждом сучке – угощенье. Вот я на березу прилетел, дырочек в коре наколотил – стук! Стук! – и гляди-ка… сладкий сок из них капает. Пей вволю да Весну-красну похваливай!
- Кому сладкий сок, а кому водичка холодная, — Медведь говорит. – Замолчи, не дразни, без тебя тошно.
Дальше зашлёпал по лужам. Не успел от березы отойти, слышит – новая песенка. Да не один голосочек, а сразу несколько ее выводят:
Через кустик прыг-нем,
Через кочку скок-нем,
Вперед – назад,
Вперед — назад.
Подошел Медведь поближе – видит: на поляне зайцы играют, друг за дружкой гоняются. До того развеселились, что ничего вокруг себя не замечают.
- «Цыц, косые! –рявкнул Медведь. – что за кутерьма?!
- Весна ведь, дедушка! Весна красна!
- А вам-то какой от нее прок?!
- Да как же, дедушка! У нас что ни день, то праздник, на каждом – шагу угощенье. Вот на эту полянку прибежали, а тут уже зеленая травка проклюнулась, позубрить ее можно… Как же Весну красну не хвалить да не славить?
- Кому травка, кому грязь да слякоть, — Медведь говорит. Брысь отсюда, не бередите мне душу, окаянные…
Дальше побрел, шлепает по лужам лапами. А чем дальше в лес, тем больше песен и плясок. Все жители – от малых пичужек и до больших зверей – радуются великой радостью, вешний праздник празднуют. Звенит лес, гуляет!
Сел Медведь на сухом пригорочке, лапой подперся, загоревал:
- Как же так… Всем в лесу хорошо, мне одному нету радости. Нешто я хуже всех?
И тут из-за облачка солнышко выглянуло. Пригрело Медведю спину, над мокрой шкурой парок завился… Закряхтел Медведь от удовольствия, бока подставляет. Так приятно после холодов-то погреться!
От теплой земли тоже парок пошел. Потянул Медведь носом – пахнет!.. Знакомым, сладким!
Начал землю рыть, дерновину отворотил – а там корешки завиднелись. Как же он про них-то забыл?! Ведь приходилось лакомиться, весною-то корешки сочны, сахаристы – не найдешь лучше угощения!
Потом слышит: песенка. Выводит кто-то:
Ох, ох, обед неплох,
Левый бок – на припёк,
А за ним – правый бок,
Под собой не чую ног,
Спасибо, весна, разутешила!
Оглянулся – нет никого. А песня совсем рядышком была!
Не сообразил сразу-то, что это сам распевать начал.
Н. Сладков. Трое на одном бревне
«Вышла речка из берегов, разлилась вода морем. Застряли на островке Лисица и Заяц. Мечется Заяц по островку, приговаривает:
— Впереди вода, позади Лиса — вот положение!
А Лиса Зайцу кричит:
— Сигай, Заяц, ко мне на бревно — не тонуть же тебе!
Островок под воду уходит. Прыгнул Заяц к Лисе на бревно — поплыли вдвоем по реке.
Увидела их Сорока и стрекануло:
— Интересненнько, Интересненнько… Лиса и Заяц на одном бревне — что-то из этого выйдет!
Плывут Лиса и Заяц. Сорока с дерева на дерево по берегу перелетает.
Вот Заяц и говорит:
— Помню, до наводнения, когда я в лесу жил, страсть я любил ивовые ветки огладывать! До того вкусные, до того сочные…
— А по мне, — вздыхает Лиса, — нет ничего слаще мышек — полевок. Не поверишь, Заяц, целиком их глотала, даже косточки не выплевывала!
— Ага! — насторожилась Сорока. — Начинается!..
Подлетела к бревну, на сучок села и говорит:
— Нет на бревне вкусных мышек. Придётся тебе, Лиса, Зайца съесть!
Кинулась голодная Лисица на Зайца, но бревно окунулось краем — Лиса скорей на своё место. Закричала на Сороку сердито:
— Ох, и вредная же ты птица! Ни в лесу, ни на воде от тебя нет покоя. Так и цепляешься, как репей на хвост!
А Сорока как ни в чём не бывало:
— Теперь, Заяц, твоя очередь нападать. Где это видано, чтобы Лиса с Зайцем ужились? Толкай её в воду, я помогу!
Зажмурил Заяц глаза, бросился на Лису, но качнулось бревно — Заяц назад скорей. И кричит на Сороку:
— Что за вредная птица! Погубить нас хочет. Нарочно друг на друга науськивает!
Плывёт бревно по реке, Заяц с Лисой на бревне думают»
.
Сказки про весну: весенние разговоры в лесу.
В марте у зайчих рождаются зайчатки. Их так и называют – «настовичок» (от слова – «наст» — корка на снегу). Появляются волчата у волчихи. Они рождаются очень маленькими и слепыми. Рождаются детеныши и у других животных.
Вот весенняя сказка про одного такого такого зайчонка – малыша. В ней встречается очень необычное слово «зубрить», то есть делать зазубрины.
Э. Шим. Всему свой срок.
«Зайчонок- настовичок в марте родился, когда еще земля в белых снегах лежала.
Шубка у Зайчонка теплая. Молочко у Зайчихи сытное. Сидит Зайчонок под кустиком, круглыми глазами во все стороны поглядывает. Ничего, жить можно…
Дни проходят. Растет Зайчонок. И скучно ему стало.
- Что же, говорит он Зайчихе, — так всё время и будет? Под кустом сиди, на белый снег гляди, дожидайся, когда тебя молочком покормят?
- Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок. Скоро весна разыграется, будешь по зеленому лесу бегать, сладкую травку зубрить.
- А скоро это?
- Скоро!
Дни проходят. Солнышко пригревает, снег в лесу оседает, вокруг деревьев лужицы.
Зайчонку не терпится:
- Ну, где же лес зеленый, где травка сладкая? Не хочу больше ждать!
- Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок.
Дни проходят. Снег в тает в лесу, капли щелкают, ручейки позванивают.
Зайчонку невтерпеж:
- Ну, где же лес-то зеленый? Где травка сладкая?! Не буду, не буду ждать больше!
- Погоди, — опять Зайчиха говорит. – Всему свой срок.
Дни проходят. В лесу половодье, над сырой землей туманы стелются, в небе клики журавлиные слышны.
- Ну,, — грустит Зайчонок, — видать это сказки – про зеленый лес да травку… Ничего этого не бывает на свете. И напрасно я ждал!
- А посмотри-ка! – Зайчиха говорит. – Оглянись!
Оглянулся Зайчонок – и увидел на березе первые зеленые листики. Махонькие- махонькие! Посмотрел на землю — и увидел, как первый травинки проклюнулись. Тоненькие – тоненькие!
И так-то обрадовался Зайчонок. Так-то развеселился! Прыгает на нескладных лапках своих, кричит:
- Ага! Ага! Разгорелась весна! На деревьях листики зеленые! На земле травка сладенька! Вот хорошо! Вот славно!
- Пришел срок твоей радости, — усмехается Зайчиха.
- Да-а, — говорит Зайчонок, — а долго-то как! Я весь изождался! Ждал-ждал, ждал- ждал…
- А если бы не ждал, — говорит Зайчиха, — разве ты бы махонькому листочку, тоненькой травинке обрадовался?»
Весной рождаются не только зайчата, но и другие малыши – зверюшки. Послушайте сказку о том, как мамы зверюшек друг с другом разговаривали. Перед чтением покажите ребенку картинки зверей и их детенышей и попросите догадаться, сколько у кого деток. Запишите цифрой или зарисуйте кружочками названное число. А потом прочитайте рассказ и посмотрите, догадались ли дети. Это не математическая задача, и в ней самое важное – не угадать и зарисовать число, а как раз наоборот, открыть для себя чудо! – и удивиться миру природы! Поэтому не подсказывайте малышам правильный ответ, дайте им возможность пережить радость открытия удивительного мира природы!
Э. Шим. Заячье семейство.
«На березовой опушке лесные мамы хвалились друг перед другом своими детками.
- Ах, какой у меня сын! – сказала мама Олениха. – Наглядеться на него нельзя. Копытца точеные, ножки пряменькие, шейка высоконькая… легонький, как ветерочек!
- М-м-м, сын, конечно, неплох, — сказала мама Барсучиха. – Но куда ему до моих деточек! Уж такие они нарядненькие, такие разумненькие! Родились в марте, в апреле уже глазки открыли, а нынче – поверите ли? – даже из норы выбегают…- А сколько их у вас? – спросила Олениха.
- Уж, конечно, не один и не два. Целых три!
- Можно вас поздравить, — скаала мама Ежиха. – Но все-таки моих деток с вашими не сравнить. У меня их – пять душ! И вы знаете, у них уже шерстка появилась… и даже иголочки тверденькими становятся… Ну, не чудо ли?
- Хрю! – сказал мама Кабаниха. – Пять – это хор-рошо. Ну, а что вы скажете, если их – десять?
- А у кого их десять?! – поразилась мама Ежиха.
- Хрю-хрю… У меня ровно десяточек, и все как один.. хрю!.. мохнатенькие… хрю!.. полосатенькие… хрю! Повизгивают этак тоненько, как птички… Где еще такое семейство найдешь?
Не успели мамы согласиться, как вдруг с поля раздался голос:
- А у меня семейство получше!
- И на опушке появилась мама Хомячиха.
- Ну-ка,– сказала она, — попробуйте догадаться, сколько у меня деток!
- Тоже десять! – хрюкнула мама Кабаниха.
- Двенадцать?- спросила мама Барсучиха.
- Пятнадцать? – шепнула мама Ежиха и сама испугалась, назвав такое большое число.
- — Как бы не так! – сказала мама Хомячиха – Подымайте выше! У меня деток – восемнадцать душ, во сколько! И чего там болтать про шёрстку, про глазки, — это всё пустяки. Мои детки уже работать начали. Даром что малы, а уже каждый себе норку копает, жилье готовит. Представляете?
- Да, ваше семейство – самое замечательное! – признали все мамы. – Вы подумайте: восемнадцать деток – работничков!
Долго бы еще удивлялись мамы, если бы на опушке не появилась Зайчиха.
Хвалиться она не стала, шла тишком – молчком.
Никто не узнал бы, сколько у нее деток, если бы мама Олениха не спросила:
- Ну, а сколько душ в вашем семействе?
- Не знаю, — сказала Зайчиха. – Кто же их считал… Может, — сто, может, — тыща, а может , — и еще больше.
- Как так?! – подскочили мамы. – Не может быть!!.
- У нас именно так и бывает, — сказала Зайчиха. – Мы со своими детками не привыкли нянчиться. Рождаются зайчата, мы их разок покормим, а потом где-нибудь под кустом оставим – и до свиданьица!
- Зачем же? Как безжалостно! – закричали мамы.
- А затем, что так – лучше. Затаятся зайчата под кустом, притихнут –ни волк, ни лиса их не найдут. А будь мы рядом, так навлекли бы на них беду.
- Но ведь они же маленькие!
- Маленькие, да удаленькие… И прятаться умеют, видят зорко, и слышат чутко. Да шубки у них тепленькие.
- А кто же их кормит–то?
- Да любая Зайчиха, которая встретится. У нас ведь нету чужих деток, все — родные. Нынче я одного покормлю, завтра – другого. Вот и выходит, что все зайчата в лесу – из моего семейства. А сколько их, — никто не ведает. Может, — сто, может, — тыща, а может, и – и того больше. Посчитайте, попробуйте!
И тут уж все мамы поняли, что все — таки самое удивительное семейство в лесу – заячье».
Сказки про весну: перелетные птицы
Весной возвращаются домой перелетные птицы. Первыми прилетают грачи. Они не боятся холода. Позже – скворцы, а за ними жаворонки.
На земле появляются проталины, на проталинах птицы находят семена, жучков, личинок.
Прочитайте детям очень интересную весеннюю познавательную сказку для детей о том, что однажды случилось на весенней проталине.
Н. Сладков. Чья проталина?
«Увидела Сорока первую проталину — тёмное пятнышко на белом снегу.
— Моя! — крикнула. — Моя проталина, раз я первая её увидела!
На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку — отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись — Грач.
— Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво!
— Это почему же она твоя? — застрекотала Сорока. — Я первая увидала!
— Ты увидала, — гаркнул Грач, — а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые страны покинул. Без неё и меня бы тут не было. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина!
— Что он тут каркает! — затарахтела Сорока. — Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил что хотел, а вернулся — проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула!
Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал:
— Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где — на моей проталине! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен!
Сорока и Грач только крыльями всплеснули.
— Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, все глаза проглядела.
А я, может, так торопился с юга к ней, что чуть крылья в пути не вывихнул.
— А я родился на ней! — пискнул Жаворонок. — Если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбине гнездо родное — и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва — даже язык дрожит.
Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало — и полилась песня как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули — заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать и каркать.
Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась.
И выглянул Крот — зашмыгал носом.
— Никак прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет… Уф! Весной, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху?
— Весна, весна, землерой! — сварливо закричала Сорока.
— Знал, куда угодить! — подозрительно буркнул Грач. — Хоть и слепой…
— Тебе-то зачем наша проталина? — проскрипел Жаворонок.
Крот принюхался к Грачу, к Сороке, к Жаворонку — глазами-то он худо видит! — чихнул и говорит:
— Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и назад. Потому что чую: погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то…
— Как ты можешь так говорить? — ужаснулся Жаворонок. — Да знаешь ли ты, землерой, что такое весна!
— Не знаю и знать не хочу! — фыркнул Крот. — Не нужна мне никакая весна, у меня под землёй круглый год одинаково.
— Весной проталины появляются, — мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач.
— А на проталинах скандалы начинаются, — снова фыркнул Крот. — А ради чего? Проталина как проталина.
— Не скажи! — подскочила Сорока. — А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов.
— Посидеть, походить, размяться! — гаркнул Грач. — Носом в тёплой земле порыться!
— А петь-то как над проталинами хорошо! — взвился Жаворонок. — Сколько в поле проталин — столько и жаворонков. И все поют! Нет весной ничего лучше проталины.
— А чего тогда спорите? — не понял Крот. — Жаворонок хочет петь — пусть поёт. Грач хочет маршировать — пусть марширует.
— Правильно! — сказала Сорока. — А я пока семенами и жуками займусь…
Тут снова начались крики и перебранка.
А пока кричали и ссорились, в поле новые проталины появились. Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в тёплой земле порыться, червячка заморить.
— Пора и мне! — Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всегда темно и тихо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект-презентация "В гостях у сказки" (Репка)
Паспорт проектаАвтор - Власова С.А. - воспитатель ГБДОУ №11Тема проекта - "В гостях у сказки", творческий, групповой.Цель проекта - Развитие у детей дошкольного возраста творческ...
Проект ДРЦ " В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
проект ДРЦ " В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"...
проект краткосрочный "В гостях у сказки"
проект краткосрочный "В гостях у сказки"...
Проект краткосрочный - В гостях у сказки
Проект для средней группы...
Инновационный проект Лепбук «В гостях у сказки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Хрустальный башмачок» Инновационный проектЛ...
Проект краткосрочный «В гостях у сказки «Колобок»»
Актуальность проекта: Театр – это превосходное средство коррекции, которое учит многому через игру. Не секрет, что через театральную игру расширяется кругозор; развиваются внимание, фантазия, па...
Проект: викторина "В гостях у сказки"
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию....