Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 5-6 лет (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)

Пахоль Светлана Александровна

«Экскурсия в мини – музей кукол»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_konkurs_pakhol.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей 5-6 лет (старшая группа)

«Экскурсия в мини – музей кукол»

Образовательные задачи:

  • Продолжать знакомить детей с понятием музей, разновидностями музеев, правилами поведения в них;
  • Формировать у детей представление о многообразии кукол, их функциях, значении и материалах, из которых они могут быть изготовлены;

Развивающие задачи:

  • Развивать интерес к современным и старинным куклам;
  • Развивать речь, умение отвечать на вопросы, внимание, память, мелкую моторику рук;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать уважение к истории;
  • Мотивировать детей на сохранение народных традиций;
  • Побудить интерес детей к народным куклам и вызвать желание сделать простейшую куклу - Кувадку.

Интегрируемые образовательные области : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Словарная работа: музей, экспонат, кукла –оберег, кукла Кувадка.

Предварительная работа: создание и оформление мини - музея кукол.

Материалы и оборудования: проектор, экран, ноутбук, мольберт, карточки с правилами поведения, витрины с различными видами кукол, коробочки с подсказками, куклы- обереги: Зерновушка, Травница, Десятиручка, Пеленашка, лоскутки ткани -20*20 см, заготовка для рук, красная нитка.

Ход занятия:

Воспитатель: Встаньте дети, встаньте в круг

Встаньте вкруг, встаньте в круг.

Ты мой друг и я твой друг

Самый верный друг.

Ребята, я Светлана Александровна, и я хочу быть вашим другом  твоим  другом…                 ( перечисляю детей)

Ребята, у каждого человека есть увлечение, любимое занятие, чем он любит заниматься больше всего

И у меня есть! Я собираю коллекцию.  И обязательно расскажу вам о ней! НО… позже!

Воспитатель: Дети присаживайтесь.

Ребята, кто из вас  знает, что такое коллекция? А какие предметы можно собирать?

Дети: ответы детей…

Воспитатель: Ребята, маленькую коллекцию человек можно хранить дома, а есть такие коллекции, которые дома хранить невозможно! Такие коллекции хранятся в музее.

Музей - это место, которое может посетить любой человек, для того чтобы познакомиться с  коллекцией предметов, которая там хранится и узнать о них что то новое и интересное.

Ребята. А вы были когда-нибудь в музее?

Дети: ответы детей…

Воспитатель: Хотите узнать, какие бывают музеи?

Дети: ответы детей…

Воспитатель: Тогда все внимание на экран. (Презентация о разновидностях музеев):

Музей нашего города называется Историко-Краеведческий музей, в нем собраны коллекции камней нашего края, чучел животных, предметов быта.... и оформлены выставки исторических событий нашего города.

Теперь посмотрите, какие еще бывают музеи:

Музей, в котором собрана техника, называется (как?)… - технический музей;

Музей, в котором собрана коллекция картин, называется (как?)… - художественный музей;

Музей, в котором собраны памятники прошлого, называется (как?)… - исторический музей;

А в этом музее все экспонаты из шоколада, называется (как?)… - шоколадный музей!

Воспитатель: Ребята, в музее, как в любом общественном месте существуют свои правила. Может быть кто то знает их?

Дети: ответы детей…

Воспитатель: Какие? Верно, не баловаться,  

не кричать, не трогать руками. (прикрепить карточки с правилами на мольберт).

Я вижу, что вы все правила знаете!  А вот теперь, ребята, я  хочу пригласить вас в свой мини-музей кукол и  показать свою коллекцию, как и обещала! Хотите?

Дети: ответы детей…

Воспитатель: Ребята, этой мой мини музей,  Перед вами 4 витрины, но они скрыты от ваших глаз.  

Для того чтобы открыть первую витрину и узнать какие там куклы, я приготовила для вас подсказку! (открывает первую коробочку – подсказку).

Воспитатель:  Что тут?

Дети: ответы детей…

Воспитатель: Кому принадлежат эти предметы? Как их объединить? Какие куклы на этой витрине?

Дети: Куклы разных профессий.

Воспитатель: Молодцы. Открываем. Тут кукла врач, кукла художник...

Дети: Повар, полицейский, пожарный…

Воспитатель:  Куклы профессий нужны для того, чтобы дети  могли познакомиться с профессиями взрослых людей.

Воспитатель: Я вас приглашаю к следующей витрине (переходят к следующему столу).     А вот и подсказка. Что вы здесь видите?

Дети: ответы детей…

Воспитатель: Это народные костюмы. Значит какие куклы в этой витрине?

Дети: ответы детей…

Воспитатель: В витрине расположены  куклы разных народов мира.

Посмотрите, какие у них разные костюмы! Куклы в костюмах каких народов вам знакомы?

Дети: ответы детей…

Воспитатель: Вот сколько разных  народов живут на нашей планете, и куклы помогают нам это увидеть.

Воспитатель: Идем дальше? Сейчас еще одна подсказка, самая красивая!

ПОСМОТРИТЕ, КАКИЕ ПРЕКРАСНЫЕ ДАМЫ! Какие у них пышные платья, с рюшами, какие красивые головные уборы, с перьями, цветами, сумочки, муфточка.

Куклы на этой витрине показывают  как одевались люди в прошлом и  как менялась мода со временем.

Воспитатель: Ребята, у нас осталось  последняя подсказка, самая трудная! (открывает коробочку – подсказку). Что же тут находится?

Дети: ответы детей…

Воспитатель: Дети, это на мой взгляд, это самая необычная витрина! Вам знакомы куклы, которые  тут представлены?

Дети: ответы детей…

Воспитатель: Ребята, это рукотворные куклы, их люди сделали своими руками из соломы, тряпочек, ниточек и даже из крупы.

Посмотрите, что необычного у всех кукол?

Дети: ответы детей…

Воспитатель: Верно! У этих кукол нет лица, эти куклы безликие. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом. 

Раньше такие куклы оберегали дома, людей, детей, и были в каждом доме! Их  называют кукла - оберег.

У каждой куклы есть свое название: кукла Пеленашка, кукла Масленица, кукла Десятиручка... С изготовлением таких кукол связанно много традиций. Некоторые из них сохраняются и в наши дни.

Воспитатель: Может у кого-то дома есть такие куклы? А вы бы хотели сами научиться делать куклу – оберег? Хотите я вас научу?

Дети: ответы детей…

Воспитатель:  Тогда пойдемте. ( Потешка - физ.минутка).

Лады ,лады, ладки,

Гуляли ребятки,

Хлопали да шлепали,

И ногами топали

Покружились веселей

Найти пару поскорей.  ( 2 раза)

Все друзей нашли? Вместе с друзьями садимся за стол.

Воспитатель: Ребята у каждого из вас есть набор предметов, из которых мы сейчас с вами сделаем куклу - Кувадку, Сначала я вам покажу и расскажу, как это сделать. А только потом каждый из вас  сделает свою куклу.

Прямоугольный лоскут ткани сворачиваем.

Получившуюся скатку перегибаем пополам и перевязываем кончиком красной нити, выделяя голову.

Заготовленная часть, это руки, вставляем руки между передним и задним лоскутами тела куклы, ниткой делаем крест на груди.

Оставшейся ниткой перевязываем на поясе!  

Кукла - Кувадка готова! У всех получилось?

Воспитатель: На протяжении многих народ использовал различные обряды и церемонии при рождении своих детей. Кукла - Кувадка — это первая кукла - оберег, которую новорождённый ребёнок встречает в своей жизни. Она защищает ребенка и его мать от злых духов. Кукла используется как его первая игрушка.

Теперь, ребята, это ваша игрушка, ваша кукла – оберег, которой вы можете рассказать свои секреты, поиграть с ней, спать.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, что сегодня вам понравилось больше всего? Что было трудно для вас?

Дети: ответы детей…

Ребята, если вам занятие понравилось и вам было интересно, вы узнали что то новое, прижмите куколку к себе, обнимите ее. А если вам что-то не понравилось или было скучно, положите куколку на стол.

Дети оценивают  и принимают решение.

Воспитатель:  Ребята, наша встреча подошла к концу, мне с вами сегодня было очень легко и интересно! Вы все большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе детей с ФФНР (возраст детей 5-6 лет) «Умеешь ли ты дружить?»

Содержание области "Социально-коммуникативное развитие" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и овладения детьми конструктивными способами и средст...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).

Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР

Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин в старшей логопедической  группе...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности со специалистом учителем-логопедом в старшей группе для детей с ОНР для детей 5-6 лет Тема «Корзина – бабушки Огородницы»

Конспект  непосредственно - образовательной деятельностисо специалистом  учителем-логопедом в старшей группе для детей с ОНР для детей 5-6 летТема «Корзина – бабушки Огородн...

«Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, игровой деятельности, ИКТ)

Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей ...