Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 5-6 лет (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей 5-6 лет (старшая группа)
«Экскурсия в мини – музей кукол»
Образовательные задачи:
- Продолжать знакомить детей с понятием музей, разновидностями музеев, правилами поведения в них;
- Формировать у детей представление о многообразии кукол, их функциях, значении и материалах, из которых они могут быть изготовлены;
Развивающие задачи:
- Развивать интерес к современным и старинным куклам;
- Развивать речь, умение отвечать на вопросы, внимание, память, мелкую моторику рук;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать уважение к истории;
- Мотивировать детей на сохранение народных традиций;
- Побудить интерес детей к народным куклам и вызвать желание сделать простейшую куклу - Кувадку.
Интегрируемые образовательные области : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Словарная работа: музей, экспонат, кукла –оберег, кукла Кувадка.
Предварительная работа: создание и оформление мини - музея кукол.
Материалы и оборудования: проектор, экран, ноутбук, мольберт, карточки с правилами поведения, витрины с различными видами кукол, коробочки с подсказками, куклы- обереги: Зерновушка, Травница, Десятиручка, Пеленашка, лоскутки ткани -20*20 см, заготовка для рук, красная нитка.
Ход занятия:
Воспитатель: Встаньте дети, встаньте в круг
Встаньте вкруг, встаньте в круг.
Ты мой друг и я твой друг
Самый верный друг.
Ребята, я Светлана Александровна, и я хочу быть вашим другом твоим другом… ( перечисляю детей)
Ребята, у каждого человека есть увлечение, любимое занятие, чем он любит заниматься больше всего
И у меня есть! Я собираю коллекцию. И обязательно расскажу вам о ней! НО… позже!
Воспитатель: Дети присаживайтесь.
Ребята, кто из вас знает, что такое коллекция? А какие предметы можно собирать?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: Ребята, маленькую коллекцию человек можно хранить дома, а есть такие коллекции, которые дома хранить невозможно! Такие коллекции хранятся в музее.
Музей - это место, которое может посетить любой человек, для того чтобы познакомиться с коллекцией предметов, которая там хранится и узнать о них что то новое и интересное.
Ребята. А вы были когда-нибудь в музее?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: Хотите узнать, какие бывают музеи?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: Тогда все внимание на экран. (Презентация о разновидностях музеев):
Музей нашего города называется Историко-Краеведческий музей, в нем собраны коллекции камней нашего края, чучел животных, предметов быта.... и оформлены выставки исторических событий нашего города.
Теперь посмотрите, какие еще бывают музеи:
Музей, в котором собрана техника, называется (как?)… - технический музей;
Музей, в котором собрана коллекция картин, называется (как?)… - художественный музей;
Музей, в котором собраны памятники прошлого, называется (как?)… - исторический музей;
А в этом музее все экспонаты из шоколада, называется (как?)… - шоколадный музей!
Воспитатель: Ребята, в музее, как в любом общественном месте существуют свои правила. Может быть кто то знает их?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: Какие? Верно, не баловаться,
не кричать, не трогать руками. (прикрепить карточки с правилами на мольберт).
Я вижу, что вы все правила знаете! А вот теперь, ребята, я хочу пригласить вас в свой мини-музей кукол и показать свою коллекцию, как и обещала! Хотите?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: Ребята, этой мой мини музей, Перед вами 4 витрины, но они скрыты от ваших глаз.
Для того чтобы открыть первую витрину и узнать какие там куклы, я приготовила для вас подсказку! (открывает первую коробочку – подсказку).
Воспитатель: Что тут?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: Кому принадлежат эти предметы? Как их объединить? Какие куклы на этой витрине?
Дети: Куклы разных профессий.
Воспитатель: Молодцы. Открываем. Тут кукла врач, кукла художник...
Дети: Повар, полицейский, пожарный…
Воспитатель: Куклы профессий нужны для того, чтобы дети могли познакомиться с профессиями взрослых людей.
Воспитатель: Я вас приглашаю к следующей витрине (переходят к следующему столу). А вот и подсказка. Что вы здесь видите?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: Это народные костюмы. Значит какие куклы в этой витрине?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: В витрине расположены куклы разных народов мира.
Посмотрите, какие у них разные костюмы! Куклы в костюмах каких народов вам знакомы?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: Вот сколько разных народов живут на нашей планете, и куклы помогают нам это увидеть.
Воспитатель: Идем дальше? Сейчас еще одна подсказка, самая красивая!
ПОСМОТРИТЕ, КАКИЕ ПРЕКРАСНЫЕ ДАМЫ! Какие у них пышные платья, с рюшами, какие красивые головные уборы, с перьями, цветами, сумочки, муфточка.
Куклы на этой витрине показывают как одевались люди в прошлом и как менялась мода со временем.
Воспитатель: Ребята, у нас осталось последняя подсказка, самая трудная! (открывает коробочку – подсказку). Что же тут находится?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: Дети, это на мой взгляд, это самая необычная витрина! Вам знакомы куклы, которые тут представлены?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: Ребята, это рукотворные куклы, их люди сделали своими руками из соломы, тряпочек, ниточек и даже из крупы.
Посмотрите, что необычного у всех кукол?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: Верно! У этих кукол нет лица, эти куклы безликие. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.
Раньше такие куклы оберегали дома, людей, детей, и были в каждом доме! Их называют кукла - оберег.
У каждой куклы есть свое название: кукла Пеленашка, кукла Масленица, кукла Десятиручка... С изготовлением таких кукол связанно много традиций. Некоторые из них сохраняются и в наши дни.
Воспитатель: Может у кого-то дома есть такие куклы? А вы бы хотели сами научиться делать куклу – оберег? Хотите я вас научу?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: Тогда пойдемте. ( Потешка - физ.минутка).
Лады ,лады, ладки,
Гуляли ребятки,
Хлопали да шлепали,
И ногами топали
Покружились веселей
Найти пару поскорей. ( 2 раза)
Все друзей нашли? Вместе с друзьями садимся за стол.
Воспитатель: Ребята у каждого из вас есть набор предметов, из которых мы сейчас с вами сделаем куклу - Кувадку, Сначала я вам покажу и расскажу, как это сделать. А только потом каждый из вас сделает свою куклу.
Прямоугольный лоскут ткани сворачиваем.
Получившуюся скатку перегибаем пополам и перевязываем кончиком красной нити, выделяя голову.
Заготовленная часть, это руки, вставляем руки между передним и задним лоскутами тела куклы, ниткой делаем крест на груди.
Оставшейся ниткой перевязываем на поясе!
Кукла - Кувадка готова! У всех получилось?
Воспитатель: На протяжении многих народ использовал различные обряды и церемонии при рождении своих детей. Кукла - Кувадка — это первая кукла - оберег, которую новорождённый ребёнок встречает в своей жизни. Она защищает ребенка и его мать от злых духов. Кукла используется как его первая игрушка.
Теперь, ребята, это ваша игрушка, ваша кукла – оберег, которой вы можете рассказать свои секреты, поиграть с ней, спать.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, что сегодня вам понравилось больше всего? Что было трудно для вас?
Дети: ответы детей…
Ребята, если вам занятие понравилось и вам было интересно, вы узнали что то новое, прижмите куколку к себе, обнимите ее. А если вам что-то не понравилось или было скучно, положите куколку на стол.
Дети оценивают и принимают решение.
Воспитатель: Ребята, наша встреча подошла к концу, мне с вами сегодня было очень легко и интересно! Вы все большие молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по математике "Олимпийские игры" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха
Конспект по математике "Олимпийские игры" предназначен для детей старшей группы с нарушением слуха....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Ирк...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе детей с ФФНР (возраст детей 5-6 лет) «Умеешь ли ты дружить?»
Содержание области "Социально-коммуникативное развитие" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и овладения детьми конструктивными способами и средст...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).
Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР
Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин в старшей логопедической группе...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности со специалистом учителем-логопедом в старшей группе для детей с ОНР для детей 5-6 лет Тема «Корзина – бабушки Огородницы»
Конспект непосредственно - образовательной деятельностисо специалистом учителем-логопедом в старшей группе для детей с ОНР для детей 5-6 летТема «Корзина – бабушки Огородн...
«Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, игровой деятельности, ИКТ)
Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей ...