Конспект ООД для детей средней возрастной группы Экскурсия в мини-музей ДОУ: «Удивительная красота узоров»
план-конспект занятия (средняя группа)

Савичева Наталья Николаевна

Формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через знакомство с народными промыслами России, воспитывать чувство гордости за русскую землю, славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками необыкновенную красоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экскурсия в мини-музей20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сампурский филиал МБДОУ «Детский сад «Березка»

                                   Воспитатель: Савичева Наталья Николаевна

Конспект ООД  для детей средней возрастной группы

Экскурсия в мини-музей ДОУ:

«Удивительная красота узоров»

Цель: Формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через знакомство с народными промыслами России, воспитывать чувство гордости за русскую землю, славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками необыкновенную красоту.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить знания детей музейных терминов: музей, экскурсия, экскурсовод;

- расширить представления детей о русских народных промыслах: Гжели, Хохломе, Жостове;

- формировать умение видеть особенности, характерные для каждого вида росписи.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, внимание, память, связную речь;

- расширять словарный запас;

- развивать интерес к народным промыслам.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к труду мастеров;

- воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость при   рассматривании изделий народных мастеров.

- способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Материалы и оборудование:

  1. Экспонаты мини-музея, сгруппированные в выставки на различные тематики: «Старинные предметы домашнего быта», «Музей мягкой игрушки», «Игрушки из детства родителей и бабушек», «Художественная роспись», «В стиле Ретро 80-х – 90-х годов 20 века».
  2. Музыкальное сопровождение

Предварительная работа:

Знакомство с понятиями «музей», «экспонат», «экскурсия», «экскурсовод»; чтение русских народных сказок, отгадывание загадок.

Словарная работа:

Вспомнить значение слов: музей, экскурсия, экскурсовод, экспонат.

Ход ООД:

Воспитатель: (у входа в мини-музей) Ребята, а вы знаете, что скрывается за этой дверью? (ответы детей). Ранее мы с вами разговаривали о музеях, давайте вспомним: что же такое музей? (ответы детей) Правильно, музей - это место, где хранятся красивые, ценные и редкие предметы. А кто может сказать, как называются предметы, которые хранятся в музее? (ответы детей) Да, эти предметы называются экспонатами. Давайте все вместе еще раз повторим это слово "экспонаты" (дети повторяют слово).

Все интересные экспонаты вам будет показывать и рассказывать о них– экскурсовод. Именно я сегодня и буду вашим экскурсоводом (прикрепляет бейджик). А кто такой экскурсовод? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, скажите, кто я? (Экскурсовод).

Экскурсовод открывает дверь в музей, но не заводит детей в помещение

Воспитатель: В музее существуют определенные правила. 

Я расскажу вам, какие правила нужно соблюдать в музее:

- В музее нельзя шуметь, громко разговаривать, нужно внимательно смотреть и слушать;

- В нашем музее разрешается трогать экспонаты руками;

- Экспонаты нужно ставить на место красиво и аккуратно;

- Экспонаты нельзя ломать или забирать домой;

- С каждым экспонатом нужно обращаться бережно, чтобы случайно не сломать, разбить или повредить его.

Экскурсовод разрешает войти в мини-музей

Экскурсовод: Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками необыкновенную красоту. 

После занятия вы сможете посмотреть все выставки, но сейчас я вам расскажу и покажу разные виды художественной росписи русских мастеров.

  Для начала, я предлагаю отгадать вам загадку:

«Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка».     (матрешка)

А вы знаете, что у нас в России есть такой город Семёнов? Это город мастеров. В этом городе есть фабрика, где делают матрешек. Он расположен среди лесов. Лес – наш кормилец, выточит токарь из дерева матрёшку, художник её разрисует, отвезёт на ярмарку, продаст. Посмотрите, какие они разные, расписаны ярко, необыкновенно красиво. (дает возможность рассмотреть и подержать матрешек)

Экскурсовод:

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе её названье - Гжель

Это, ребята, народный художественный промысел -  Гжельская роспись.

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».

Чашка эта голубая

О зиме напомнит вдруг:

На снегу холодном тает

Не растает синий луг.

Расцветают на морозе

Хризантемы и ромашки.

Колокольчики и розы.

Украшают чашки, вазы

Сколько блеска, сколько глянца

В сине-белом том фаянсе!

Экскурсовод: Ребята, понравилась ли вам роспись Гжель? Какие цвета используются в этой росписи? (ответы детей)

Физкультминутка:

Еще одна загадка:

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

Ребята, а вы знаете, что раньше в крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева? И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Позже люди стали наносить на ложки различные рисунки и узоры, затем покрывали лаком, чтобы рисунок не стерся. Но ложкой не только ели, на ложках можно было играть. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках и потанцевать под русскую народную музыку.

Экскурсовод: Молодцы! Весело и задорно у нас получилось!

А теперь продолжим нашу экскурсию, отгадайте еще одну загадку:

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

Посмотрите, какой красивый расписной самовар у нас есть.

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, разнообразными узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать даже детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

(Предлагает детям рассмотреть предметы с хохломской росписью)

Экскурсовод: Найдите на предметах ягоды, завиток, листья, цветы. Ребята, обратите внимание, какие основные цвета используют в хохломской росписи? (ответы детей)

Вы не знаете, ребята,

Отчего и почему,

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Деревянная, резная

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой, -

Вот чем славится она.

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь, не забудешь,

И хотел бы, да не смог.

Экскурсовод: Есть в Подмосковье замечательное местечко – Жостово. Это красивая русская деревенька. Местные жители более 180 лет изготавливают и расписывают знаменитые жостовские подносы.

В этой деревушке находится единственный в мире музей подносов. 

Экскурсовод: Жостовская роспись яркая, с крупными цветами, расположенными на черном, лакированном фоне. Формы и размеры подносов разные: прямоугольные и круглые, большие и маленькие. Как же делают такое чудо? Сначала подносы придумали делать из бумаги, но они были непрочными, и мастера решили создавать их из металла. Это был очень трудный процесс, потому что все делали вручную. В наши дни подносы стали делать по-новому. Металл прессуют, краски тоже стали применять новые. Основа подносов черного цвета, покрывается лаком. Когда краска высыхает, приступают к нанесению рисунка. Мастера наносят рисунок без трафаретов, поэтому нет ни одного одинаково подноса.

На жостовском подносе,

В зеркальной глади лака.

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака,

Багрянец поздних листьев,

Лесной подснежник первый. …

А жостовские кисти

Нежнее легкой вербы.

Экскурсовод: Ребята, к сожалению, наша экскурсия подошла к концу. Хочется добавить, что велика наша родина - Россия, и она богата талантами. Понравилась вам экскурсия в наш музей? (ответы детей)

Что особенно вам запомнилось? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней возрастной группе детей с ЗПР по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности

Конспект НОД в средней группе: пересказ сказки «Как Лиса зайцев хотела перехитрить » Цель: Учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку. Задачи: Образовательные: учи...

Конспект занятия – экспериментирования по экологии на тему «ВОЗДУХ» для детей средней возрастной группы.

Цель: определить свойства воздуха при помощи самостоятельной исследовательской деятельности детей.ЗАДАЧИРазвивать познавательную активность, коммуникативные качества, речь - побуждать детей мыслить, р...

НОД в подготовительной группе "Экскурсия в мини-музей"

Пройдет и сто, и двести лет,И триста лет пройдет,Но каждый снимок и портретЛюбую вещь, любой предметВ музее сохранит народ.             Сергей МихалковДети, познаком...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в старшей группе «Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА»

Предлагаю Вам конспект занятия "Экскурсия в мини-музей ХЛЕБА", которое направлено на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Материал направлен на формирование у детей п...

Конспект: познавательное развитие "Зимующие птицы" для детей средней возрастной группы

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность. Конспект. Тема: "Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать". Для детей 4-5 лет....

ННОД в старшей группе «Экскурсия в мини-музей «Мой город мне дорог»

Образовательная область – познавательное и речевое развитие.Образовательные задачи:Формировать у детей представление о музее.Способствовать закреплению и уточнению знаний детей о месторасположен...

Конспект ООД для детей старшей и подготовительной группы "Экскурсия в мини-музей "Куколки из сундучка"

Занятие проводится для детей старшей группы. Воспитанники подготовительной группы выполняют роль экскурсоводов в мини-музей народной куклы "Куколки из сундучка".  Занятие проводится в р...