Конспект занятия – экспериментирования по экологии на тему «ВОЗДУХ» для детей средней возрастной группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цель: определить свойства воздуха при помощи самостоятельной исследовательской деятельности детей.
ЗАДАЧИ
- Развивать познавательную активность, коммуникативные качества, речь - побуждать детей мыслить, рассуждать, искать ответ самостоятельно.
- Дать детям знания о свойствах воздуха:
- воздух прозрачный и невидимый;
- воздух есть внутри каждого человека;
- воздух можно поймать и запереть;
- воздух лёгкий, не тонет в воде;
- воздух есть везде;
- воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер;
- ветер бывает слабый, средней силы и сильный;
- у ветра есть голос.
- Воспитывать:
- общительность, умение высказывать свою точку зрения работать в коллективе (внимательно слушать вопросы; отвечать, не перебивая друг друга);
- пополнять словарный запас прилагательными;
- аккуратность в работе, желание экспериментировать, закреплять умение самостоятельно проводить опыты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект по экологии "воздух" | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие – экспериментирование по экологии
на тему «ВОЗДУХ».
Для детей средней возрастной группы.
Цель: определить свойства воздуха при помощи самостоятельной исследовательской деятельности детей.
ЗАДАЧИ
- Развивать познавательную активность, коммуникативные качества, речь - побуждать детей мыслить, рассуждать, искать ответ самостоятельно.
- Дать детям знания о свойствах воздуха:
- воздух прозрачный и невидимый;
- воздух есть внутри каждого человека;
- воздух можно поймать и запереть;
- воздух лёгкий, не тонет в воде;
- воздух есть везде;
- воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер;
- ветер бывает слабый, средней силы и сильный;
- у ветра есть голос.
- Воспитывать:
- общительность, умение высказывать свою точку зрения работать в коллективе (внимательно слушать вопросы; отвечать, не перебивая друг друга);
- пополнять словарный запас прилагательными;
- аккуратность в работе, желание экспериментировать, закреплять умение самостоятельно проводить опыты.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1.Беседы о воздухе, его роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему "Ветры разные. Польза и вред".
3. Чтение художественной литературы о воздухе и его обитателях.
Загадывание загадок.
4. Наблюдение за воздухом (тёплый, холодный, морозный, наполненный ароматом) и его движением - ветром (слабый, сильный) - во время прогулок. Наблюдения за облаками (плывут, стоят на месте).
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ.
Карточки – символы свойств воздуха:
1 – невидимый, прозрачный (чистый лист бумаги);
2 - есть внутри каждого человека (человек со стрелочкой внутри);
3 - воздух можно поймать и запереть (воздушный шар);
4 - воздух лёгкий, не тонет в воде (стакан с водой, а над водой кружочки);
5 - воздух есть везде (перекрестие стрелочек);
6 - воздух может двигаться (стрелка), а когда воздух движется, то получается ветер;
7- ветер бывает слабый и сильный (сильный и слабый человечки)
8 - у ветра есть голос (дудочка).
Воздушный шар (не надутый), пакеты, камешки, трубочки для коктейля, стаканчики с кипячёной водой, веера, кораблики, вертушки, дудочки - по количеству детей, Центр воды и песка, слайд-фильм с изображением разных ветров. Мыльные пузыри.
Ход занятия.
Сегодня мы будем открывать с вами секреты природы. А о чем мы с вами будем говорить, знаете? (Нет)
Тогда угадайте загадку
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
Каждый день спешим гулять,
Что бы свежим подышать…
(Воздух)
I. А что же интересного в воздухе? И, кстати, где он? Я его не вижу. Вы видите? Может, его и вовсе нет?
(Выслушиваются предположения детей)
Правильно, воздух - невидимка, как волшебник! Воздух прозрачный!
А что ещё бывает прозрачным?
Значит, мы открыли первый секрет воздуха – он прозрачный, невидимый. (Демонстрирую символ – чистый лист бумаги)
II. Для чего нам с вами нужен воздух? (Выслушиваю ответы детей. Подвожу итог)
Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Человек постоянно дышит. Он не может жить без воздуха.
Второй секрет раскрыли: воздух есть внутри у каждого человека.
III. Скажите, а как вы думаете, воздух можно поймать? А как?
(Рассуждения детей)
У меня есть шарик. И если я в него подую, то передам свой воздух шарику. Теперь воздух заперт в воздушном шаре. Потрогайте, какой он упругий! Но, если хоть маленькая дырочка появится, то воздух обязательно вырвется наружу, потому что он очень не любит, когда его запирают!
А еще я могу поймать воздух вот этим пакетом, смотрите!
А вы можете? Давайте попробуем! Пакет надувается! Быстро закрутите нижнюю часть пакета! Смотрите, надулся, как шарик.
А что внутри? (Здесь дети обязательно скажут, что в пакете воздух) Почему же, нам кажется, что внутри ничего нет? (Воздух прозрачный).
Значит, мы открыли 3-й секрет – воздух можно поймать и запереть! (демонстрирую символ – воздушный шарик)
IV. А сейчас мы поговорим о том, как воздух дружит с водой.
Возьмите камешек. И положите его в воду. Что случилось с камешком? Он тяжелый и потому утонул.
А давайте попробуем воздух тоже утопить. Возьмите стакан с водой, трубочку, опустите трубочку в воду и подуйте в неё! Воздух будет через трубочку из нас отправляться под воду.
Но что это за пузырьки у вас выскакивают из-под воды?
Это воздух! Он лёгкий и потому не тонет.
И это ещё один секрет – воздух лёгкий и не тонет в воде.
V. Ребята, возьмите стакан и посмотрите, в нём что-нибудь есть? (Нет). А Вы, уважаемые гости, тоже считаете, что в нём ничего нет? А раз стакан пустой, значит, и выпасть из него ничего не может, правильно?
Переверните стакан вверх дном. Держите над водой, как я, ровно, ровно! Потихоньку опускайте стакан в воду и погружайте на дно. А теперь немного наклоните стакан.
Что вы видите? Пузырьки воздуха. Откуда выскакивают эти пузырьки? (рассуждения детей)
Вы же говорили, что в стаканах ничего нет!??
Значит, мы открыли ещё один секрет – воздух есть везде! (Символ в виде четырех или восьми стрелочек, направленных в разные стороны (типа знака на компасе «Стороны света»)
VI. Вот этот знак - стрелочка, означает движение воздуха.
Этот знак открывает нам новый секрет природы – воздух может двигаться. А когда воздух движется, то получается ветер.
А вы можете сделать ветер? А как?
Помашите на своё лицо руками. А теперь друг на друга, и на меня помашите! Но долго мы так махать руками устанем.
А что люди придумали, что бы руки не устали, и ветер был? (Выслушиваю ответы детей).
(Достаю вееры). Да, когда человеку жарко, то он может помахать на себя веером или включить вентилятор, и сразу станет прохладней.
VII. Ветры бывают разные.
Если ветер слабенький, то мы его как называем? (Ветерок).
Если ветер средней силы, то мы его называем просто… (ветер).
И если сильный, сильный ветер, то, как мы про него тогда скажем?
Не ветер, а… (ветрище).
Давайте с вами посмотрим, какие ещё бывают ветры?
(Демонстрирую картинки на мониторе)
Этот ветер дует с моря, значит, он какой? (Морской).
Этот ветер дует с гор, значит он … (горный).
Этот ветер дует с юга, значит он … (южный).
Этот ветер - с севера, значит он … (северный).
Ветер бывает помощником для людей, он освежает в жару, дует на парусник, и тот плывёт по ветру.
Ребята, но ветер бывает такой страшной силы, что может доставить людям много неприятностей.
Посмотрите, какие беды может натворить ветер. (Сломать зонт, вырвать с корнем дерево, снести крышу у дома (ураган, тайфун, буря), распространить огонь по большой территории, или перевернуть и утопить корабль (шторм, цунами).
А хотите превратиться в морские ветерки? (Да).
Тогда давайте отправим корабли в плаванье. Мы будем с вами лёгкими ветерками и подуем потихоньку на наши кораблики, а они отправятся в плаванье.
Какие мы молодцы! Сколько дел переделали! И корабли в плаванье отправили.
Давайте поиграем в сильный ветер и слабый ветерок.
(Раздаю вертушки).
Покажите нашим гостям сильный – пресильный ветер.
А теперь - слабый ветерок. (Повторить 2-3 раза).
Вот мы с вами открыли еще один секрет – ветер может быть сильным, а может быть слабым. (Символы сильного и слабого человечков)
VIII. Ребята, а вы слышали как ветер завывает, когда он сильный?
Вот у меня дудочка. Воздух не движется. Слышим мы дудочку? (Нет).
Значит, без движения воздуха дудочка не работает. А давайте подуем в дудочку. Мы с вами услышали, как она зазвучала? А подуйте посильнее! Громче или тише у вас получился звук?
Можно сказать, что свист – это тоже голос воздуха. (переворачиваем картинку: Символ – дудочка)
Заключительная часть.
Итак, какие же секреты природы мы сегодня с вами раскрыли?
Итог подводим около наборной доски с раскрытыми символами. Каждое утверждение подтверждаем указанием на символ. Мы выяснили, что:
- воздух прозрачный;
- есть внутри каждого человека;
- воздух можно поймать и запереть;
- воздух лёгкий, не тонет в воде;
- воздух есть везде;
- воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер;
- ветер бывает слабый и сильный;
- у ветра есть голос.
Тогда для вас домашнее задание!
Попросите маму и папу поймать для вас воздух. Только не рассказывайте им сразу наш с вами секрет. И если они не догадаются, как же можно поймать воздух, то тогда покажите им, как мы сегодня это делали с помощью пакета.
И расскажите о других секретах воздуха тоже. Я думаю, что им будет очень интересно!
А у меня есть для вас подарки. Я даже сочинила загадку про них. Вот угадайте, что за подарки я для вас приготовила.
Ты знаком с весёлым пузырьком?
В нём, внутри есть палочка с кружком
Если я в неё подую
Пузыри летят кругом
Дети просто обожают дуть на них,
Ловить, хватать…
Если знаешь, помоги!
Как называют пузыри?
(Мыльные пузыри)
Вот молодцы, угадали! А ведь мыльный пузырь, это тоже воздух, пойманный в тонкую мыльную оболочку. Давайте покажем нашим гостям, как мы умеем пускать мыльные пузыри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Накормим птиц зимой» (средняя возрастная группа)
Данное занятие относится к позновательной области развития в ходе которого дети получают представления о жизни птиц зиой....
Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Подружимся с одуванчиком» (средняя возрастная группа).
Познакомить детей с понятием "лекарственное растение"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Наблюдение за рыбкой» (средняя возрастная группа)
В этой работе по экологическому воспитанию я рассматриваю тему: «Наблюдение за рыбкой».Организую педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Прослу...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Одуванчик - желтый сарафанчик» (средняя возрастная группа).
Деятельность направлена на активизацию закрепления ранее полученных знаний в процессе непосредственно образовательной деятельности, на формирование познания и сопричастности с окружающим миром.В проду...
Конспект занятия по формированию начал экологической культуры у детей средней комбинированной группы детского сада по теме "Путешествие в весенний лес".
Конспект занятия по формированию начал экологической культуры у детей средней комбинированной группы детского сада по теме "Путешествие в весенний лес"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Наша каша хороша» (средняя возрастная группа)
Цель: создание условий для формирования представлений о здоровом питании, о пользе употребления в пищу разнообразных каш.Задачи:формировать представления о полезности употребления в пищу разнообразных...
Конспект занятия по развитию речи «Описание игрушек -мишки, белки» (средняя возрастная группа)
Тема «Описание игрушек — мишки, белки »Форма организации: ситуативный разговорМетоды: наглядный, словестный, практическийВиды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативн...