Конспект занятия – экспериментирования по экологии на тему «ВОЗДУХ» для детей средней возрастной группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Курбакова Инга Владимировна

Цель: определить свойства воздуха при помощи самостоятельной исследовательской деятельности детей.

ЗАДАЧИ

  1. Развивать познавательную активность, коммуникативные качества, речь - побуждать детей мыслить, рассуждать, искать ответ самостоятельно.
  1. Дать детям знания о свойствах воздуха:
  1. воздух прозрачный и невидимый;
  2. воздух есть внутри каждого человека;
  3. воздух можно поймать и запереть;
  4. воздух лёгкий, не тонет в воде;
  5. воздух есть везде;
  6. воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер;
  7. ветер бывает слабый, средней силы и сильный;
  8. у ветра есть голос.
  1. Воспитывать:

-  общительность, умение высказывать свою точку зрения работать в коллективе (внимательно слушать вопросы; отвечать, не перебивая друг друга);

- пополнять словарный запас прилагательными;

- аккуратность в работе, желание экспериментировать, закреплять умение самостоятельно проводить опыты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие – экспериментирование по экологии

на тему «ВОЗДУХ».

Для детей средней возрастной группы.

Цель: определить свойства воздуха при помощи самостоятельной исследовательской деятельности детей.

ЗАДАЧИ

  1. Развивать познавательную активность, коммуникативные качества, речь - побуждать детей мыслить, рассуждать, искать ответ самостоятельно.

 

  1. Дать детям знания о свойствах воздуха:
  1. воздух прозрачный и невидимый;
  2. воздух есть внутри каждого человека;
  3. воздух можно поймать и запереть;
  4. воздух лёгкий, не тонет в воде;
  5. воздух есть везде;
  6. воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер;
  7. ветер бывает слабый, средней силы и сильный;
  8. у ветра есть голос.

  1. Воспитывать:

-  общительность, умение высказывать свою точку зрения работать в коллективе (внимательно слушать вопросы; отвечать, не перебивая друг друга);

- пополнять словарный запас прилагательными;

- аккуратность в работе, желание экспериментировать, закреплять умение самостоятельно проводить опыты.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1.Беседы о воздухе, его роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему "Ветры разные. Польза и вред".

3. Чтение художественной литературы о воздухе и его обитателях.

Загадывание загадок.

4. Наблюдение за воздухом (тёплый, холодный, морозный, наполненный ароматом) и его движением - ветром (слабый, сильный) - во время прогулок. Наблюдения за облаками (плывут, стоят на месте).

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ.

Карточки – символы свойств воздуха:

    1 – невидимый, прозрачный (чистый лист бумаги);

    2 -  есть внутри каждого человека (человек со стрелочкой внутри);

    3 -  воздух можно поймать и запереть (воздушный шар);

    4 -  воздух лёгкий, не тонет в воде (стакан с водой, а над водой кружочки);

    5 -  воздух есть везде (перекрестие стрелочек);

    6 -  воздух может двигаться (стрелка), а когда воздух движется, то получается ветер;

7-  ветер бывает слабый и сильный (сильный и слабый человечки)

8 -  у ветра есть голос (дудочка).

Воздушный шар (не надутый), пакеты, камешки, трубочки для коктейля, стаканчики с кипячёной водой, веера, кораблики, вертушки, дудочки - по количеству детей, Центр воды и песка, слайд-фильм с изображением разных ветров. Мыльные пузыри.

Ход занятия.

Сегодня мы будем открывать с вами секреты природы. А о чем мы с вами будем говорить, знаете? (Нет)

Тогда угадайте загадку

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Каждый день спешим гулять,

Что бы свежим подышать…

                                                 (Воздух)

       I. А что же интересного в воздухе? И, кстати, где он? Я его не вижу. Вы видите? Может, его и вовсе нет?

(Выслушиваются предположения детей)

         Правильно, воздух - невидимка, как волшебник! Воздух прозрачный!

А что ещё бывает прозрачным?

        Значит, мы открыли первый секрет воздуха – он прозрачный, невидимый. (Демонстрирую символ – чистый лист бумаги)

II. Для чего нам с вами нужен воздух? (Выслушиваю ответы детей. Подвожу итог)

Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Человек постоянно дышит. Он не может жить без воздуха.

Второй секрет раскрыли: воздух есть внутри у каждого человека.

   III. Скажите, а как вы думаете, воздух можно поймать? А как?

(Рассуждения детей)

У меня есть шарик. И если я в него подую, то передам свой воздух шарику. Теперь воздух заперт в воздушном шаре. Потрогайте, какой он упругий! Но, если хоть маленькая дырочка появится, то воздух обязательно вырвется наружу, потому что он очень не любит, когда его запирают!

А еще я могу поймать воздух вот этим пакетом, смотрите!

А вы можете? Давайте попробуем! Пакет надувается! Быстро закрутите нижнюю часть пакета! Смотрите, надулся, как шарик.

А что внутри? (Здесь дети обязательно скажут, что в пакете воздух) Почему же, нам кажется, что внутри ничего нет? (Воздух прозрачный).

Значит, мы открыли 3-й секрет – воздух можно поймать и запереть! (демонстрирую символ – воздушный шарик)

IV. А сейчас мы поговорим о том, как воздух дружит с водой.

Возьмите камешек. И положите его в воду. Что случилось с камешком? Он тяжелый и потому утонул.

А давайте попробуем воздух тоже утопить. Возьмите стакан с водой, трубочку, опустите трубочку в воду и подуйте в неё! Воздух будет через трубочку из нас отправляться под воду.

        Но что это за пузырьки у вас выскакивают из-под воды?

Это воздух!  Он лёгкий и потому не тонет.

И это ещё один секрет – воздух лёгкий и не тонет в воде.

        V. Ребята, возьмите стакан и посмотрите, в нём что-нибудь есть? (Нет). А Вы, уважаемые гости, тоже считаете, что в нём ничего нет? А раз стакан пустой, значит, и выпасть из него ничего не может, правильно?

Переверните стакан вверх дном. Держите над водой, как я, ровно, ровно! Потихоньку опускайте стакан в воду и погружайте на дно. А теперь немного наклоните стакан.

        Что вы видите? Пузырьки воздуха. Откуда выскакивают эти пузырьки? (рассуждения детей)

Вы же говорили, что в стаканах ничего нет!??

        

        Значит, мы открыли ещё один секрет – воздух есть везде! (Символ в виде четырех или восьми стрелочек, направленных в разные стороны (типа знака на компасе «Стороны света»)

        VI. Вот этот знак -  стрелочка, означает движение воздуха.

Этот знак открывает нам новый секрет природы – воздух может двигаться. А когда воздух движется, то получается ветер.

        А вы можете сделать ветер? А как?

Помашите на своё лицо руками. А теперь друг на друга, и на меня помашите! Но долго мы так махать руками устанем.

А что люди придумали, что бы руки не устали, и ветер был? (Выслушиваю ответы детей).

(Достаю вееры). Да, когда человеку жарко, то он может помахать на себя веером или включить вентилятор, и сразу станет прохладней.

        VII. Ветры бывают разные.

Если ветер слабенький, то мы его как называем? (Ветерок).

Если ветер средней силы, то мы его называем просто… (ветер).

И если сильный, сильный ветер, то, как мы про него тогда скажем?

Не ветер, а… (ветрище).

        

        Давайте с вами посмотрим, какие ещё бывают ветры?

(Демонстрирую картинки на мониторе)

Этот ветер дует с моря, значит, он какой? (Морской).

Этот ветер дует с гор, значит он … (горный).

Этот ветер дует с юга, значит он … (южный).

Этот ветер - с севера, значит он … (северный).

Ветер бывает помощником для людей, он освежает в жару, дует на парусник, и тот плывёт по ветру.        

Ребята, но ветер бывает такой страшной силы, что может доставить людям много неприятностей.

Посмотрите, какие беды может натворить ветер. (Сломать зонт, вырвать с корнем дерево, снести крышу у дома (ураган, тайфун, буря), распространить огонь по большой территории, или перевернуть и утопить корабль (шторм, цунами).

        А хотите превратиться в морские ветерки? (Да).

Тогда давайте отправим корабли в плаванье. Мы будем с вами лёгкими ветерками и подуем потихоньку на наши кораблики, а они отправятся в плаванье.

Какие мы молодцы! Сколько дел переделали! И корабли в плаванье отправили.        

Давайте поиграем в сильный ветер и слабый ветерок.

(Раздаю вертушки).

        Покажите нашим гостям сильный – пресильный ветер.

А теперь - слабый ветерок. (Повторить 2-3 раза).

Вот мы с вами открыли еще один секрет – ветер может быть сильным, а может быть слабым. (Символы сильного и слабого человечков)

        VIII. Ребята, а вы слышали как ветер завывает, когда он сильный?

Вот у меня дудочка. Воздух не движется. Слышим мы дудочку? (Нет).

        Значит, без движения воздуха дудочка не работает. А давайте подуем в дудочку. Мы с вами услышали, как она зазвучала? А подуйте посильнее! Громче или тише у вас получился звук?

        

        Можно сказать, что свист – это тоже голос воздуха. (переворачиваем картинку: Символ – дудочка)

Заключительная часть.

Итак, какие же секреты природы мы сегодня с вами раскрыли?

Итог подводим около наборной доски с раскрытыми символами. Каждое утверждение подтверждаем указанием на символ. Мы выяснили, что:

  1. воздух прозрачный;
  2. есть внутри каждого человека;
  3. воздух можно поймать и запереть;
  4. воздух лёгкий, не тонет в воде;
  5. воздух есть везде;
  6. воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер;
  7. ветер бывает слабый и сильный;
  8. у ветра есть голос.

Тогда для вас домашнее задание! 

        Попросите маму и папу поймать для вас воздух. Только не рассказывайте им сразу наш с вами секрет. И если они не догадаются, как же можно поймать воздух, то тогда покажите им, как мы сегодня это делали с помощью пакета.

        И расскажите о других секретах воздуха тоже. Я думаю, что им будет очень интересно!

А у меня есть для вас подарки. Я даже сочинила загадку про них. Вот угадайте, что за подарки я для вас приготовила.

Ты знаком с весёлым пузырьком?

В нём, внутри есть палочка с кружком

Если я в неё подую

Пузыри летят кругом

Дети просто обожают дуть на них,

Ловить, хватать…

Если знаешь, помоги!

Как называют пузыри?

                         (Мыльные пузыри)

Вот молодцы, угадали!  А ведь мыльный пузырь, это тоже воздух, пойманный в тонкую мыльную оболочку. Давайте покажем нашим гостям, как мы умеем пускать мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Накормим птиц зимой» (средняя возрастная группа)

Данное занятие относится к позновательной области развития в ходе которого дети получают представления о жизни птиц зиой....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Наблюдение за рыбкой» (средняя возрастная группа)

В этой работе по экологическому воспитанию я рассматриваю тему: «Наблюдение за рыбкой».Организую педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Прослу...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Одуванчик - желтый сарафанчик» (средняя возрастная группа).

Деятельность направлена на активизацию закрепления ранее полученных знаний в процессе непосредственно образовательной деятельности, на формирование познания и сопричастности с окружающим миром.В проду...

Конспект занятия по формированию начал экологической культуры у детей средней комбинированной группы детского сада по теме "Путешествие в весенний лес".

Конспект занятия по формированию начал экологической культуры у детей средней комбинированной группы детского сада по теме "Путешествие в весенний лес"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Наша каша хороша» (средняя возрастная группа)

Цель: создание условий для формирования представлений о здоровом питании, о пользе употребления в пищу разнообразных каш.Задачи:формировать представления о полезности употребления в пищу разнообразных...

Конспект занятия по развитию речи «Описание игрушек -мишки, белки» (средняя возрастная группа)

Тема  «Описание игрушек — мишки, белки »Форма организации: ситуативный разговорМетоды: наглядный, словестный, практическийВиды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативн...