Методическая разработка по нравственно- патриотическому воспитанию старших дошкольников.
методическая разработка

Маркова Светлана Михайловна

  Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Малыш начинает познавать Родину через свою семью - ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогами и родителями?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_nravstvenno.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по нравственно-
патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Малыш начинает познавать Родину через свою семью - ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогами и родителями?

Для дошкольного периода, характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период,- знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. Ребенок прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина - местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем - большая Родина - Россия, Российская Федерация. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны. И даже если в силу каких-то обстоятельств человек был вынужден уехать из России в другую страну, но и там продолжает заботиться о Родине — значит, он является ее сыном, значит, Россия для него Родина.

Единого подхода к определению «нравственно - патриотического воспитания» не существует.

Нравственно - патриотическое - воспитание понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым ее видом, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду , своим обязанностям. В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей должны решаться также задачи их эстетического воспитания.

Проблема нравственно - патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Актуальность данной работы заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географически, природно-экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему краю и городу.

Цель: формирование любви к родной земле, правильного отношения к обществу, людям труда, своим обязанностям.

Задачи:

  1. Формировать правовое сознание дошкольников;
  2. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  3. Воспитывать уважение к людям труда;
  4. Развивать у детей стремление к созидательной деятельности.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Формы и методы организации деятельности детей, направленной на
патриотическое воспитание дошкольников

Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д. Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города. Наблюдения, позволяющие видеть трудовую деятельность горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций. Детей нужно знакомить

с русским фольклором - сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников. Участие в посильных общественно - полезных работах, акциях и другой общественной деятельности. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды,суждения, активная        жизненная позиция - самый

сильнодействующий фактор воспитания).

Нравственно-патриотическое воспитание должно носить комплексный характер,        и пронизывать все        виды деятельности дошкольника,

осуществляться в повседневной жизни и на занятиях «Формирование целостной картины мира». Наличие таких занятий, является непременным условием полноценного нравственно - патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путаными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине - слабо развитым.

Работа по нравственному воспитанию должна вестись совместно с семьей. Малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области нравственного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.

Необходима система работы, включающая занятия по развитию речи, окружающему миру, занятия по ручному труду и изобразительной деятельности, по ознакомлению с народной культурой и её традициями, дидактические и сюжетно-ролевые игры, развлечения.

Определяя методику проведения данной работы- необходимо учитывать взаимовлияние разнообразных форм работы с детьми (занятия, беседы, досуги, познавательные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, прогулки, развлечения и. т.п.).

Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово; музыка; изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому наследию своей Родины. Искусство - помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Поэтому фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно- образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям. Если у дошкольника эти качества не будут сформированы, то восполнять возникший недостаток позднее окажется трудным, а подчас и невозможным! Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

Теоретические основы нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Советская дошкольная педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма. В наше время, ведущие исследователи проблем нравственного воспитания главными основами нравственного воспитания считают: формирование эмоциональноположительного отношения к людям разных национальностей, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно-волевых качеств,

формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками, к самому себе, воспитание культуры поведения.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, о городе, в котором живешь.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному городу имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности.

Воспитание чувств любви к родному городу начинается от простого к сложному. Любовь к окружающей природе, родному городу - составная часть воспитания глубоких патриотических чувств. Поставив перед собой эту задачу, были выбраны для ее решения более действенные формы: беседы, экскурсии, игры, показ презентации.

Перспективное планирование работы по нравственно-патриотическому

воспитанию детей от 6-7 лет

Сентябрь

Тема: «Моя семья»

  1. Развлечение «1 сентября - День знаний».

Цель. Дать детям представление о том, что знания нужны каждому, источник знаний - книги, старшее поколение, школа.

  1. Тема: «Я и моя семья» Беседа на тему: «Для чего нужна семья?»

Цель. Продолжать формировать представление о мире, семье; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, взаимопомощи.

  1. Рисование на тему: «Самая дружная семья».

Цель. Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям. Воспитывать любовь и уважение к членам их семей.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Цель. Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни; развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

  1. Беседы на тему: «Как мы весело проводим время в семье»

Цель. Воспитывать желание заботиться о близких родных людях, развивать чувство гордости за свою семью. Формировать представление о семейных традициях и праздниках.

  1. Беседа: «Доброе слово лечит, а худое калечит».

Цель. Формировать у детей доброе отношение к близким людям, умение исправлять свои ошибки, прося прощения.

  1. Выставка семейных фотографий.

Цель: Взаимное знакомство детей группы с членами своих семей.

Октябрь

  1. Тема: «Осень в гости к нам пришла». Беседа на тему: «Природа России».
  2. Выставка поделок из природного материала детей совместно с родителями на тему: «Осеннее вдохновение

Цель. Воспитывать у детей и родителей желание совместно изготовить поделку из природного материала.

  1. Рассматривание репродукций картин русских художников - пейзажистов Цель: Воспитывать бережное отношение к природе.
  2. Целевая прогулка в осенний парк.

Цель: Учить детей видеть красоту осенней природы.

  1. Развлечение «Дары природы»

Цель: Расширять представление детей о пользе овощей и фруктов.

  1. Чтение Н. Сладков «Осень на пороге».

Цель: Знакомить детей с художественными произведениями отечественных писателей.

Ноябрь

  1. Тема: «Город, в котором я живу». Беседа «Расскажи, где ты живешь?». Цель. Расширять знания детей о родном городе, развивать коммуникативные умения.
  2. Игра-путешествие город – Оренбург (по карте города).

Цель: Расширять представление о родном городе»

3.Рисование на тему: «Герб нашего города»

Цель:Знакомить детей с гербом нашего города и историей его

происхождения. Учить детей рисовать оленя.

4.Спортивное развлечение: «Правила дорожные знать каждому положено» Цель: Уточнить знания детей о правилах поведения на улице города и ПДД.

5.Развлечение «Мама, ты на свете лучше всех».

Цель. Воспитывать желание заботиться о маме, поздравить с Днем матери.

Декабрь

  1. Тема: «Законы, по которым мы живем. Традиции». Беседа: «О правах играя».

Цель. Расширять знания детей о правах ребенка; о его обязанностях.

  1. Беседа «Законы, по которым мы живем».

Цель. Продолжать знакомить детей с понятием «Конвенция»; расширять их знания о правах и обязанностях ребенка.

3.Чтение сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения Чиполлино».

Цель. Побеседовать с детьми о справедливости сказочного государства.

4.Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.

Цель. Расширять знания детей о Новогодних символах, о Новогодних обычаях.

5.Оформление группы к празднику.

Цель. Вызвать желание всем вместе украсить группу, трудиться сообща.

  1. Праздник «Здравствуй, здравствуй Новый год!».

Цель. Вызвать у детей желание праздновать всем вместе, создать радостное настроение.

  1. Проведение конкурса «Новогоднее чудо». Цель. Воспитывать у родителей и детей желание придумывать новогодние игрушки и делать их вместе.

Январь

Тема : «Новогодние традиции. Русский фольклор». 1. Физкультурный досуг: «Рождественские колядки».

Цель. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси; воспитывать интерес к национальным традициям русского народа.

  1. Беседа «Зимушка - зима».

Цель. Расширять знания детей о зимних сезонных изменениях, о зимних забавах.

  1. Выставка рисунков «Зимние праздники».

Цель. Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к национальным праздникам.

  1. Развлечение: «Праздник русской сказки»

Цель: Углублять и прививать интерес детей к русскому устному народному творчеству.

  1. Литературная викторина на знания русского народного фольклора.

Цель: Расширить знания детей о русском народном фольклоре.

Февраль

Тема: «День защитника отечества»

  1. Беседа: «Есть такая профессия Родину защищать».

Цель. Продолжать расширять представление детей о Российской армии; закреплять знания детей о военных профессиях; прививать уважение к людям этих профессий.

  1. Физкультурное развлечение «Соревнуюсь рядом с папой, я готовлюсь стать солдатом»

Цель. Развивать у детей быстроту, силу, выносливость, внимание.

  1. Рассказ о русских богатырях. Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Цель: Вызвать интерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу России, желание подражать богатырям.

  1. Изготовление подарков папам и дедушкам.

Цель. Прививать внимательное, заботливое отношение к близким людям.

  1. Фотовыставка «Защитники Родины - наши деды и отцы».

Цель. Прививать желание больше узнавать о своих родных людях.

  1. Рассматривание иллюстраций о родах войск.

Цель: Закрепить знания детей о родах войск нашей Армии.

  1. Чтение Л.Кассиль «Твои защитники», В. Косовицкий «Будущий мужчина».

Март

Тема: Весна. Международный женский день

  1. Занятие «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Цель. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, стремление помогать ей.

  1. Изготовление подарков для мам, бабушек.

Цель. Прививать желание дарить родным людям подарки.

  1. Развлечение «Мы поздравляем мам с 8 марта».

Цель. Воспитывать желание поздравить мам, бабушек и заботиться о них.

  1. Выставка детских рисунков «Подарю рисунок маме».

Цель. Прививать чувства любви к маме и заботы о ней.

  1. Рассматривание репродукции «Мать и дитя» М. Савицкого. Рассказы детей о своей маме или бабушке.
  2. Целевая прогулка по весеннему парку.

Цель. Воспитывать любовь к природе, к птицам; желание заботиться о них.

  1. Развлечение «Весенние посиделки».

Цель. Уточнять и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре и фольклору русского народа.

Апрель

Тема: «День космонавтики. Мы живем в России».

  1. Беседа: «Наши космонавты».

Цель. Продолжать знакомить детей с профессией космонавта (с просмотром видеофильма); познакомить детей с пословицами и поговорками об этой профессии; учить детей мечтать. Воспитывать уважение к этой опасной и трудной профессии.

  1. Спортивное развлечение «Путешествие в космос».

Цель. Развивать у детей ловкость, быстроту, силу, выносливость.

  1. Конструирование «Космического корабля» (из бросового материала)
  2. Беседа «Наше государство - Российская Федерация».

Цель. Знакомить детей с различными городами России. Закреплять знания детей о государственных символах Российской Федерации; воспитывать любовь к своей Родине.

  1. Знакомство с символикой России- флагом, гербом, гимном. Изготовление коллажа на тему: «Моя Россия»

Цель: Продолжать знакомить детей с символикой России.

  1. Разучивание хоровода «Во поле березка стояла».

Цель: Прививать любовь к русским народным песням.

Май

Тема: «День Победы. До свиданья детский сад».

  1. Тематическое занятие, посвященное Дню Победы на тему: «Этих дней не смолкнет слава!»

Цель. Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства.

  1. Изготовление «Подарков ветеранам»

Цель: Развивать у детей патриотические чувства, уважение к старшему поколению- воину защитнику.

  1. Праздник, посвященный Дню Победы.

Цель: Создать праздничное настроение у детей и гостей праздника.

  1. Изготовление поделок из бросового материала на тему: «Военная техника».

Цель: Развивать у детей конструктивные способности, воображение, умение делать поделки из бросового материала.

  1. Выпускной бал «До свиданья, детский сад!».

Цель. Воспитывать у детей желание играть, веселиться вместе со своими сверстниками и родителями.

Заключение

На современном этапе развития образования нравственно - патриотическое воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Предложенная разработка позволяет решить задачи в области нравственно-патриотического воспитания в различных видах детской деятельности. Организация работы с воспитанниками способствует накоплению знаний о родном городе, его истории, достопримечательностях и известных людях города. Предложенные мероприятия помогут оптимизировать познавательную деятельность старших дошкольников, дадут возможность получить широкий спектр информации, которая будет весьма полезна для них в ходе школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию.

Былины как средство приобщения детей к устному народному творчеству....

Методическая разработка на тему патриотического воспитания старших дошкольников: "Никто не забыт и ни что не забыто".

Мы, педагоги, воспитывающие новое поколения, не должны,  и не можем забывать историческое прошлое нашей Родины. Что такое БЛОКАДА - для дошкольников. Как им объяснить, что такое один кусочек...

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ

Данная методическая разработка включает в себя планирование работы музыкального руководителя в ДОУ по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

Методическая разработка по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольника

Организация работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (5-7 ЛЕТ)

Методическая разработка представлена в виде таблицы, в которой по месяцам представлен перспективный план работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей 6-7 лет....

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Методическая разработка "Нравствено-патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занатиях"...