Фольклор как средство развития детей с раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_kak_sredstvo_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.docx | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор как средство развития детей раннего возраста
Автор: Пахоль Светлана Александровна
Организация: МБДОУ детский сад №17 "Журавлик"
Населенный пункт: Челябинская область, г.Верхний Уфалей
Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения.
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Проблемы развития речи в раннем детстве отражены в работах М.И. Лисиной, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов.
Исследователи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Р.Е. Левина, Е.И.Тихеева, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте.
К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.
Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных форм. По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов.
Проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.П. Кузьмина, Н.И. Политова, А.В. Соболева и др. Л.И. Павловой сформулированы некоторые принципы и методы работы с детьми раннего возраста. Методика знакомства детей младшего дошкольного возраста с фольклорным материалом описана М.Ю. Новицкой. Д.Л. Сергеева изучала особенности использования малых фольклорных жанров в трудовой деятельности дошкольников.
Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Известно, что ранний и младший дошкольной возраст- это период интенсивного овладения языком, поэтому психологическое исследование коррекционного воздействия малых фольклорных форм на речевое развитие ребенка имеет чрезвычайно актуальное значение.
Трудно представить мир ребёнка без сказки. «Детство» и «Сказка» - понятия не отделимые. Однажды придя к малышу. Сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память.
Наблюдая за малышами, мы отметили, что малыши третьего года обожают сказку и очень эмоционально воспринимают её сюжет, потому сто ему всё знакомо, все персонажи «родные» и суть сказки в дружбе, единении всех: людей и зверей.
Анализируя свою работу, мы отметили, что ребёнок должен быть подготовлен к восприятию сюжета даже самой простой сказки, т.е. что-то ему должно быть частично знакомо. И здесь подготовительную роль мы отводим потешкам, т.к. они помогают воспринимать коротенький сюжет посредством художественного слова.
Потешки – начальное, предварительное звено в работе с детьми третьего года жизни при ознакомлении с первыми сказками. Мы старались найти потешки, где действуют один или два персонажа.
Потешки – художественное произведение и, следовательно, рассчитаны на образное восприятие героев – и лисы, и зайца, и медведя, и волка. С помощью потешек мы стараемся раскрывать характер героев: лиса -хитрая, волк – серый, медведь – сильный, но не слишком сообразительный, белка – проворная, хлопотунья, мышка – юркая, маленькая, но удаленькая.
Мы стараемся использовать в своей работе те потешки, которые подводят детей к усвоению первых сказок. Это « Заюшка, войди в сад», « Лиса по леву ходила», « Сиди белка на тележке», «Козушка – белорогушка», « Коза – хлопота», «Тень – тень – потетень», « Огуречик – огуречик» … При этом мы показываем детям картинки, на которых изображены животные, подчеркиваем их отличительные особенности, а затем сходство, чтобы дети могли впоследствии узнать и различать их на картинке, в игрушке.
Мы начинаем знакомить детей с потешками сразу же, как они начинают посещать детский сад.
Наблюдая за детьми‚ мы отметили, что к трем годам жизни дети начинают видеть не только различные черты у животных и зверей, но и общие: все они имеют две передние (в сказочной ситуации они имитируют руки человека)‚ две задние (анологично – ноги человека), у всех два глаза, два уха, зубы, хвост, тело покрыто шерстью. Эти знания приходят по анологии со знаниями о человеке. Эти знания не вводятся специально в занятия: ребенок постигает это спонтанно, т.е. самостоятельно, что является результатом мыслительной деятельности, на которую уже опираются первые знания. Поэтому мы используем системную работу при отборе содержания фольклорной тематики от потешки к сказке.
Почему мы начинаем работу по подготовке к восприятию сказок с потешек? Потому что роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить : вслушиваясь в слова потешек, их ритм малыш играет в ладошки , притопывает, приплясывает ‚двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, организует его поведение ‚но и готовит его к восприятию более сложных форм фольклора.
Поэтому мы отбираем песенки‚ потешки, припевки‚ запоминаем их и затем с учетом доступности включаем их в повседневный разговор с детьми. Особенно эффективно использование потешек в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада.
Проанализировав сказки для маленьких, мы отметили, что они состоят из цепи взаимосвязанных, однотактных частей. Композиция сказки по сути своей - это серия потешек, в которых присутствуют разнохарактерные персонажи ‚отличающимися внешними особенностями. Вместе с тем, персонажи потешек являются типичными образами русской народной сказки, которые требуют художественного раскрытия, постепенного вхождения в мир народного искусства.
Вот поэтому мы и строим работу так, чтобы встрече ребенка со сказкой предшествовала подготовительная работа, суть которой – постепенное формирование у него образного‚ художественного восприятия сюжетов, более широких по объему и глубоких по содержанию.
Проанализировав фольклорные тексты‚ адресованные малышам, мы отметили, что они обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности.
Открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.
Первые сказки - "Курочка - ряба”, «Репка», «Теремок», «Колобок» - понятны ребенку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай), бытовые (убирают дом, пекут пироги), художественные (пляшут, поют) и игровые (играют в прятки, бегут наперегонки).
Потешки помогают в том, что восприятие сказки опирается уже на какие-то формы анализа и синтеза, что позволяет ребенку понимать произведение более объемно, образно.
Детей уже не удивляет поведение героев сказки, так как они представляют ситуацию, в которой действуют персонажи, сознательно реагируют на описываемые события. Отмечено, что ребенок до 3 лет начинает усваивать условия жизни животных, более детально воспринимает их внешние особенности и повадки.
Мы стараемся подбирать для детей сказки, содержание которых направлено на пробуждение первых проявлений сочувствия ‚сопереживания душевному и физическому состоянию героев. Это подчеркивается, например, такими "строчками, как "тянут - потянут" ("Решка”)‚ просьбой -"Пустите меня к себе" ("Теремок")‚ печалью -"дед плачет ‚баба плачет" ("Курочка Ряба"). В сказке могут быть слова, содержание прямую угрозу - "Я тебя съем" ("Колобок") или нежность и заботливость -"козлятушки - ребятушки‚ отворитеся, отопритеся" ("Волк и семеро козлят”). То есть вся палитра человеческих отношений раскрывается перед ребенком в доступном содержании первых народных сказок. И мы стараемся, чтобы ребенок приобретал через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни.
Определяя методику ознакомления детей со сказкой мы стараемся учитывать линию активного познания и видим свою задачу не только в том, чтобы учитывать ее, но и развивать.
Учитывая то, что сказка должна нести ребенку радостное оптимистическое восприятие мира, мы стараемся преподносить ее в светлых тонах, при этом ярко выделяя положительные моменты, негативные стороны показывать как преодолимые на фоне действенного, доброго восприятия мира, т.к. ребенка нельзя сталкивать с безысходностью, с непреодолимой несправедливостью, у него не должно возникнуть чувство страха и подавленности.
Мы отмечаем, что дети очень огорчаются, что мышка разбила золотое яичко, лиса съела колобка, а медведь раздавил теремок. Поэтому обязательно подчеркиваем, что курочка принесет деду и бабе яичко, звери построят домик еще крепче и краше, а колобок вновь окажется на окошке, как только баба замесит тесто и испечет его.
Так у ребенка воспитывается оптимизм, умение действенно преодолевать трудности, творить добро.
Наблюдая за детьми и анализируя свою работу, мы отметили, что фольклор только тогда будет средством развивающего обучения, когда у ребенка будет сформировано умение слушать и слышать. Тогда постепенно по законам красоты открывается перед ним притягательная сила народного слова – «Чутье языка», элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному краю и познание его.
При знакомстве детей с фольклором, мы стараемся тщательно отбирать приемы работы, адекватные возрастным возможностям малышей. Для этого, работая с целой группой, нужно видеть и чувствовать каждого ребенка и вести занятие так, будто обращаешься именно к нему, взаимодействуешь именно с ним (так воспринимает взрослого ребенок).
Для усиления развивающего эффекта фольклора в воспитании маленьких детей мы использовали настольный театр, шапочки для обыгрывания персонажей, игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, музыкальные произведения.
Таким образом, анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что детям до 3 лет доступно восприятие фольклора. Фольклор является одним из основных средств активизирующего обучения, так как он помогает детям узнавать мир, способствует желанию действовать вместе с героями, а значит радоваться и огорчаться вместе с ними.
Советы родителям: с чего начать С фольклором можно знакомить малышей с самого рождения — через колыбельные песни и потешки. В более старшем возрасте произведения можно обыгрывать — например, укачивать куклы под колыбельные, или устроить кукольный театр. Малышам очень нравятся совместные игры со взрослым, когда можно взять инициативу на себя (например, кроха загибает пальцы в «Сороке-белобоке»). Незнакомые слова необходимо объяснять. Сказки, потешки и стихотворения лучше рассказывать своими словами. Преподносить фольклорные произведения нужно эмоционально и увлекательно, активно используя мимику и жесты. Малышам можно устроить представление с помощью игрушек. Разучивая скороговорки, можно увлечь ребенка так: отстукивать на каждое слово или слог ритм мячиком, или устроить соревнование: «Кто повторит скороговорку 3 раза и не собьется?»
Помесячный план методической работы воспитателя по теме: «Развитие речи посредством фольклора»
Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями | |
Сентябрь | Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора». Постановка цели и задач по данной теме. Создание картотеки русских народных потешек и закличек для работы с детьми. | Знакомство детей с русскими народными сказками, потешками, закличками. Проведение первичного мониторинга по области «Речевое развитие детей». | Проведение анкетирования родителей «Развитие речи детей раннего возраста». |
Октябрь | Создание картотеки потешек для режимных моментов. Создание картотеки гимнастики после сна. | Разучивание и проговаривание потешек, закличек. | Консультация для родителей «Роль потешек в развитии речи детей раннего возраста. |
Ноябрь | Создание аудиокартотеки русских народных песенок. | Прослушивание аудиозаписей русских народных песен. | Привлечение к созданию библиотеки красочных книг с русскими народными сказками, потешками. |
Декабрь | Создание картотеки народных пальчиковых игр для работы с детьми. | Разучивание и пальчиковых игр. | Рекомендации для родителей по самостоятельному использованию пальчиковых игр. |
Январь | Изучение темы «Дидактические игры как средство развития речи детей». | Использование дидактических игр в работе с детьми. | Буклет для родителей «Памятка по развитию речи детей». |
Февраль | Составление картотеки дидактических игр по развитию речи детей раннего возраста. | Использование дидактических игр в работе с детьми. |
|
Март | Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». | Рассказывание детям и заучивание потешек, закличек. Прослушивание аудиозаписей сказок. | Консультация «Роль фольклора в развитии детей». |
Апрель | Изучение темы: «Использование русских народных сказок в развитии речи детей раннего возраста». | Рассказывание детям русских народных сказок, драматизация отрывков сказок с использованием кукольного и пальчикового театра. | Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка». |
Май | Обобщение опыта. Консультация для воспитателей «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм». Выступление на заседании Педагогического совета. | Проведение первичного мониторинга по области «Речевое развитие детей». |
Используемая литература:
- Заблудская, Т.Б. Зарождение духовности через русский фольклор // Воспитатель ДОУ – 2010. - №8. – С. 63
- Кокуева, Г.В. Роль традиций ДОУ в воспитании у детей чувства патриотизма // Воспитатель ДОУ. - 2010. - №8 – С. 19
- Орлова, Н. А. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошкольное воспитание. - 1984.
- Пикупина, Н. С. Потешки, игры, жмурки для плачущего малыша.- М. :Просвещение, 1999.- 146 с.
- Разумова, Е.Д. Игровые занятия и упражнения для развития мелкой моторики // Воспитатель ДОУ. – 2010. - №8 - С. 38
- Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников : игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С.Ушаковой.-3-изд., испр. – М.: ТЦ Сфера,2014. – 176 с.
- Ушакова, О. С. Развитие речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина : Учебное метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учереждений. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 288 с.
- Черкасова, С. А. Роль детского фольклора в развитии речи детей раннего возраста // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2016. – № 5. – С. 110-116. 91.
- Чистов, К. В. Русское народное творчество: : учеб. пособие для студентов гос. ун-тов и пед. ин-тов / П. Г. Богатырев [и др.]. – М., 1966. – С. 5-39. 92.
- Чичеров, В. И. Русское народное творчество / В. И. Чичеров. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1959. – 522 с. 93.
- Чуева И. Г., Сасина З. М. Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 3 (6). – С. 77-79.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: кн. для воспитателя дет. сада: из опыта работы / под ред. В. В. Гербовой. – М. : Просвещение, 1988. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...
Фольклор,как средство развития детей дошкольного возраста.
Творчество взрослых и детей в народной жизни переплетено и взаимосвязано. Во все времена ребенок в крестьянской семье засыпал под ласковые напевы песен и его взросление сопровождалось музыкально-поэти...
Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
детство это период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. дети очень чутко реагируют на каждое слово сказанное взрослыми. Поэ...
Конспект НООД по развитию речи на тему «Колыбельная песня как жанр фольклора и литературы» для детей группы раннего возраста.
Конспект НООД по развитию речи на тему«Колыбельная песня как жанр фольклора и литературы» для детей группы раннего возраста....
музыкальный проект «Народный фольклор, как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
музыкальный проект для детей 4-5 лет...
Кружковая работа " Использование русского народного фольклора как средство развития детей среднего дошкольного возраста"
Фольклор - Это устное народное творчество. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Детство - это то время, когда возможно подлинное, искренее погружение в истоки национальной культ...