Конкурсное задание "Моя педагогическая находка" на Муниципальный конкурс "Воспитатель года-2024"
методическая разработка

Смирнова Дарья Романовна

Призеетация и доклад на тему "«Опытно-экспериментальная и исследовательская  деятельность в познавательном развитии детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prizentatsii.docx17.87 КБ
Файл moya_ped-nahodka_1_1.pptx1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание «Моя педагогическая находка»

Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность в познавательном развитии детей

Слайд 1:

Моя педагогическая находка

«Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность в познавательном развитии детей»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Хочу представить материал, практическая ценность которого заключается в том, что моя педагогическая

находка поможет вам в формировании основ научного мировоззрения у детей дошкольного возраста.

Слайд 2:

Система образования в дошкольном учреждении непрерывно совершенствуется. Сегодня воспитатель не

просто дает знания воспитанникам, а, согласно требованиям ФГОС ДО, ежедневно организовывает

ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников.

Слайд 3:

Сейчас ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и

делает все сам. Желание ребёнка получить новые ощущения, знания лежит в основе возникновения и развития

экспериментальной деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем чаще и разнообразнее

эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Именно поэтому моей педагогической находкой стала опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность в познавательном развитии детей.

Слайд 4:

Дети всегда стремятся узнать как можно больше об окружающем мире, недаром человеку даны органы чувств, ведь познавая мир, ребенок с самого раннего возраста стремится все потрогать, рассмотреть, понюхать, послушать и попробовать на вкус.

Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно  абсолютно все: «Почему иногда после дождя появляется радуга?», «Почему идет дождь, снег, град?», «Почему рыбы плавают, а птицы летают?», «Почему трава зеленая?» и т. д.

В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего — задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать и объяснить, а можно показать и провести эксперимент или исследование.

Слайд 5

Стремление наблюдать, исследовать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребенка.

Я считаю, что данный метод актуален, так как экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Слайд 6

 В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано: - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - склонен наблюдать, экспериментировать; - ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Слайд 7

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э, Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. А.И. Иванова

Слайд 8

В своей работе я организую, проведение опытов и исследований на занятиях, на прогулке, во время тематических досугов, создаю ситуации к совместному экспериментированию и исследовательской деятельности с детьми. Дети воспринимают эксперименты как маленькие открытия, осознают важность проделанной работы и видят свои результаты, которые имеют большую ценность для них.Для организации исследовательской деятельности я создала определенные условия:

- Составила тематический план работы с детьми по экспериментальной и исследовательской

деятельности.

- Организовала предметно - развивающую среду.

- Составила картотеку проведения опытов и экспериментов.

- Подобрала дидактический материал.

Планирование воспитательно – образовательного процесса определяет его последовательность. Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми.

Слайд 9

Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности. Очень важно, какую позицию в работе с детьми выбрал педагог.

Да, конечно, лучше всего позиция партнера, но партнера знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать.

Слайд 10

Этапы развития экспериментальной деятельности

Наблюдение. Ребенок наблюдает за объектами живой и неживой природы, замечает происходящие изменения. В результате наблюдений у детей развиваются мыслительные процессы, активизируется внимание, появляются идеи к проведению эксперимента.

Размышление — второй этап, подводящий к проведению опыта, эксперимента. При наблюдении ребенок начинает размышлять, высказывать предположения. Этот этап предполагает ответ на вопрос: «Что будет, если…?» и вызывает необходимость придумывать, фантазировать, воображать. Проведение опытов и экспериментов. Ребенок пытается доказать правоту своих предположений. Иногда возникает необходимость измерения, что позволяет использовать математические знания ребенка.

Слайд 11

В экспериментальной и исследовательской деятельности могут использоваться следующие приемы и методы:

- Проблемно-поисковый метод.

- Наблюдение за объектом.

- Опыты и эксперименты.

Слайд 12

Исследовательская деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости детского коллектива.

Слайд 13

Результат экспериментальной деятельности: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов.

Способы фиксации результатов исследования:

1. Зарисовка опытов в виде рисунков схем;

2. Составление рассказов;

3. Изготовление аппликаций в виде коллажа.

Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.

Слайд 14

В группе оборудован «Центр исследования и экспериментирования», для проведения элементарных опытов, исследований, экспериментов.

Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. При отборе содержания детского экспериментирования необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития, жизненный опыт.

Слайд 15

Как известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей. Так, например, детям предлагалось дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, а родителям им в этом помочь.

Для просвещения родителей я проводила консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой», рекомендовала картотеку игр и экспериментов с водой, песком, воздухом.

Слайд 16

В ходе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности детям прививаются навыки осуществления исследовательской деятельности, выдвигать гипотезы и проверять их, а также развиваются умения выстраивать межличностное общение, сотрудничество, умение договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать, вести диалог.

В процессе экспериментальной и исследовательской деятельности идет обогащение жизненного опыта детей, пополняется багаж знаний, развивается память детей, активизируются мыслительные процессы, постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальный конкурс " Воспитатель года - 2 02 4 год " Смирнова Дарья Романовна Моя педагогическая находка «Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность в познавательном развитии д е тей» Р.п Воскресенское 2024г. Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Воскресенский детский сад №7 «Сказка»

Слайд 2

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что- то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал. (Сухомлинский В.А.)

Слайд 3

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму. (Конфуций)

Слайд 5

Люди , н а у чи в ши е ся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и на получать фа к тич е с к ие оказываясь них ответы, на более вы с о к о м у м с т вен н о м сра в н е н и и с т е м и, и н ра в с т в енн о м у р ов н е в кто т а к ой ш к о л ы н е прош е л. (К.Е. Тимирязев)

Слайд 6

Целью опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в ДОУ является развитие стремления к самостоятельному познанию объектов живой и неживой природы. Задачи опытно-экспериментальной деятельности и исследовательской деятельности в познавательном развитии детей. Формировать интерес дошкольников к окружающему миру, любознательность. Развивать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Со з да в а ть у с ловия для разв ит и я с ам о с т о ятельн о сти и у мен и я устанавливать причинно-следственные связи. Активизировать желание узнавать новое, неизвестное в окружающем мире.

Слайд 7

Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования д е тс к ой ж и з ни, про н из ы в а е т в с е с ф еры все детские деятельности, в т о м чи с л е и и грову ю . в о з ни к а е т позже Последняя значительно д е я т е л ь ности экспериментирования. ( Н.Н. Поддъяков)

Слайд 9

О р га н и з у я э к с пер и ме н т а л ь н у ю д е я т ел ь н ост ь детей, придерживайтесь определенных правил: К р ити к а - в р аг т в о р ч е ст в а . Над о избе г а ть отрицательной оценки детских идей. л юб ой Проявлять искренний интерес к деят е льн о с т и р е б ен к а, у м е ть видет ь за е г о ошибками работу мыслей, поиск собственного решения. Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку. Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца. Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей. Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Слайд 10

р а з в и т ия экспериментальной Этапы дея т ел ь н о с т и Наблюдение. Ребенок наблюдает за объектами живой и неживой природы, замечает происходящие изменения. Ра з мышле н и е — в т орой э т а п , п о д в о д я щ и й к проведению опыта, эксперимента. П р о в е ден и е оп ы т о в и э к спе р и м е н т о в . Р е б е н ок пытается доказать правоту своих предположений.

Слайд 11

Проблемно-поисковый метод. На нем строится большинство занятий в детском саду. На б л ю де н и я Наблюдение активных за является практик ис с л е до в а т е л ьс к ой ис с л е до в а т е л ьс к ой о б ъ е к т о м . о дн о й из опытно- и деят е ль н о с т и дошкольников в процессе познания. Опыты и эксперименты. Экспериментальную деятельность в детском саду можно считать ведущей деятельностью, наряду с игровой.

Слайд 12

В процессе э к спери м ен т и р о ван и я дети учатся Видеть проблему Ставить цель Анализировать Выделять признаки Выдвигать гипотезы Отбирать материал Делать выводы

Слайд 13

Это все – эксперименты – интересные моменты! Все, все, все хотим узнать! Нужно все зарисовать! Как наш опыт получился, Сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?

Слайд 14

А у нас в саду дела - эксперименты снова, Сам волшебник ни когда не творил такого! То растопим снег и лед, то смешаем краски, Поменяем вкус воды как в волшебной сказке!

Слайд 16

Н у жно нас к о л ь к о э то у ч и т ь т ак, чт о б ы л юди возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие свидетельства о вещах. ( Ян Амос Коменский)

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсное мероприятие «Педагогическая находка» Конспект НОД (развитие речи, познаю мир) подготовительная группа Тема: « Добрые дела»

Программное содержание:1.     Учить детей понимать смысл загадок; правильно называть качества предметов, характерные признаки времен года (весны, зимы, осени)....

Конкурсное задание "Педагогическая находка"

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Умка ищет маму»...

Воспитатель года 2018. Конкурсное задание "Педагогическая находка". Конспект музыкально-литературнго развлечения с элементами оздоровления "Путешествие в сказку"

Музыкально-литературное развлечение с элементами оздоровления (стопотерапия, су-джок-терапия, пальчиковые и дыхательные гимнастики, игры с водой) для детей раннего возраста по мотивам русских народных...

Конкурсное задание "Педагогическая находка"

конспеки проведения образовательной деятельности с детьми позволяет педагогу раскрыть свой творческий подход к процессу воспитания...

Конкурсное задание «Педагогическая находка». "Моделирование как средство развития связной разговорной речи дошкольников".

В своей работе, начиная с младшей группы, мной были разработаны мнемотаблицы, как разновидность моделирования, для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, пти...