Как создать интерактивную образовательную среду
консультация
Это консультация для воспитателей о том, как создать интерактивную среду в условиях детского сада, какие существуют преимущества и недостатки при ее использовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
как создать интерактивную образовательную среду | 848.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Как создать интерактивную образовательную среду».
Составила: О.Н. Колпакова
Что такое интерактивная образовательная среда?
Понятие «интерактивность» в переводе с английского означает взаимодействие. Поэтому интерактивная образовательная среда в дошкольной организации – это не только развивающая предметно-пространственная среда. Это среда, которая основывается на взаимодействии ребенка с предметным окружением, взрослыми и другими детьми. Кроме того, интерактивная образовательная среда предусматривает взаимодействие всех участников образовательных отношений в разных моделях:
дети – дети (из разных групп);
дети – родители (групповое и межгрупповое общение);
дети – педагоги;
дети – педагоги – родители.
Интерактивный характер образовательной среды определяют приоритетные для каждой дошкольной организации задачи – повышение качества образования, создание условий для позитивной социализации дошкольников, развитие у них инициативы, самостоятельности и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Как создать интерактивную образовательную среду?
Чтобы создать в детском саду или конкретной группе интерактивную образовательную среду, необходимо придерживаться трех подходов.
Подходы | Содержание |
Средовой подход | Предусматривает организацию образовательной среды как средства социально-коммуникативного развития детей. Важные составляющие этого подхода: - диалогичность; - деятельностно - творческий характер среды; -предоставление детям пространства, свободы для самостоятельных решений; - сотрудничество. |
Деятельностный подход | Обеспечивает ориентированность образовательной среды на становление и развитие субъектности дошкольников. То есть образовательная среда будет стимулировать детей самостоятельно выбирать, конструировать, программировать те виды деятельности, которые соответствуют их возрасту, удовлетворяют их потребности в саморазвитии и самореализации. |
Личностно-ориентированный подход | Позволяет создавать в образовательной среде комфортные условия для межличностного диалога. Именно в ходе такого диалога возникают ценностно-смысловые отношения на основе интереса к потребностям и мотивам ребенка, а также взаимопонимание между педагогами, детьми и родителями. |
Интерактивная образовательная среда включает четыре модуля. Каждый из них предусматривает определенный набор зон, средств и материалов.
1 модуль – интерактивная среда в образовательной деятельности с дошкольниками. Это развивающая предметно-пространственная среда, которая создается в группе (разные центры активности, информационно-коммуникационное оборудование: интерактивные столы, интерактивная доска, электронные девайсы, интерактивный авиатор, интерактивный пол, интерактивный настенный планшет, компьютерные обучающие программы, игротека электронных игр.
В рамках данного модуля есть возможность реализовывать с детьми разные формы организации образовательной деятельности. Например, участвовать в социальных проектах «Час добрых дел», «Свой мир строим сами»; благотворительных акциях «Твори добро», сетевых детских сообществах по различным направлениям, выпускать ежеквартальную газету «Маленькие истории больших дел», создавать мультимедийные презентации. Технологии, которые помогут реализовать данный модуль:
· диалоговые (беседы, дискуссии);
· интерактивные игры;
· технология проектной деятельности;
· технологии проблемного обучения,
· технология ТРИЗ;
· информационно-коммуникационные технологии;
· здоровьесберегающие технологии.
2 модуль – интерактивная среда в дополнительном образовании дошкольников. Это секции и студии дополнительного образования художественно-эстетической, познавательной, оздоровительной направленности.
В рамках данного модуля мы можем организовывать также разные формы образовательной деятельности с детьми. Например, занятия по интересам – «Клубный час», «Час семейных увлечений», составление маршрутных карт совместных дел, проект «Наша новая среда – детский городок», творческие вечера достижений. Чтобы реализовать данный модуль, мы можем использовать:
· лего-технологию;
· технологию детского дизайна;
· игровые технологии;
· здоровьесберегающие технологии.
3 модуль – интерактивная среда в педагогической деятельности коллектива. Интернет – также неотъемлемая составляющая деятельности современного педагога. В рамках данного модуля мы можем организовывать разные формы деятельности совместно с педагогами дошкольной организации. Например, участвовать в профессиональных педагогических сообществах внутри коллектива, проблемных семинарах, семинарах-практикумах, мастер-классах, конкурсах различного уровня, творческих группах по различным направлениям. Чтобы реализовать данный модуль, мы можем использовать: кейс-технологии, методы «Синквейн», «Фишбоун», технологии проектной деятельности, технологии составления ментальных карт, ИКТ.
4 модуль – интерактивная среда во взаимодействии с семьями воспитанников и социумом. В рамках данного модуля вместе с семьями воспитанников и социальными можно создать, например:
· сетевые сообщества;
· детско-родительские сообщества;
· волонтерское движение в детском саду;
· школу опыта семейного воспитания;
· мини-музеи семейного творчества и т. д.
Реализовать данный модуль мы можем с помощью технологии проектной деятельности, интерактивных игр с родителями и детьми.
Какие интерактивные средства можно использовать в условиях ДОУ?
- Интерактивные игрушки,
- Персональный компьютер,
- Планшет,
- Сенсорный стол,
- Сенсорные развивающие игровые комплексы,
- Интерактивные доски прямой и обратной проекции,
- Интерактивный пол.
Каковы преимущества использования интерактивных технологии?
- Высокая скорость передачи информации.
- Увеличение восприятия материала.
- Высвобождение свободного времени.
- Раскрытия творческого потенциала педагога.
- Стимулирование активной деятельности воспитанников.
- Развитие положительной мотивации к изучению.
Существуют и некоторые недостатки в использования интерактивных технологии.
- Высокая цена.
- Малодоступность программного обеспечения.
- Изображение на поверхности интерактивной доски может закрываться человеком, находящимся около доски.
- Могут сбиваться настройки игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная образовательная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Эффективное использование мультимедийных презентаций в коррекционно - логопедической работе с детьми дошкольного возраста....
ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт пе...
Интерактивная образовательная среда
ИКТ в реализации ФГОС ДО...
ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ сегодня уде- ляется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно–игрового пространства...
Консультация Интерактивная образовательная среда
Что значит интерактивная образовательная среда?...
Буклет "Как создать интерактивную образовательную среду".
Чтобы образовательная среда в дошкольной организации была интерактивной, педагоги должны знать, какие средства и технологии для этого использовать....
"Как создать интерактивную образовательную среду в ДОУ"
Консультация для педагогов ДОУ «Как создать интерактивную образовательную среду в ДОУ»...