"Как создать интерактивную образовательную среду в ДОУ"
консультация (старшая группа)

Протасова Ольга Геннадьевна

 

 

Консультация для педагогов ДОУ

 

               «Как создать интерактивную образовательную среду в ДОУ»

 

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание раз­вития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями ос­новной общеобразовательной программы дошкольного образования.         Доказано, что от удобно организованной предметно – развивающей среды в группе, зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное и психическое состояние.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №189»

Консультация для педагогов ДОУ

               «Как создать интерактивную образовательную среду в ДОУ»

Подготовила

 воспитатель Гоноховского детского сада,

 филиала МБДОУ «Детский сад №189»

Протасова О.Г.

высшая кв. категория

2022г

  Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.         Доказано, что от удобно организованной предметно – развивающей среды в группе, зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное и психическое состояние.

Важным критерием оценки деятельности дошкольного учреждения по ФГОС является созданная предметно – пространственная среда, следовательно, вопрос организации предметно – развивающей среды ДОУ на сегодняшний день является наиболее актуальным. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы, а также должна быть  содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Считается также, что традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности, т.е. она должна быть созвучна времени, традиционные материалы,  показывающие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому». На этом этапе изучения данного вопроса выяснилось, что процесс объединения традиционного и нового в предметно-развивающей среде и есть «интерактивность». Термин «интерактивность» происходит от английского слова «интер экшен», которое в переводе означает «взаимодействие». Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в изменениях динамики процесса психического развития.

Использование педагогами ИКТ, является мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса. Т.е. создание интерактивной, взаимодействующей среды позволяет существенно расширить возможности взаимодействия ребенка с информационными ресурсами.

Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать дошкольников к стремлению овладеть новыми знаниями. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Важно, что игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Экспериментально установлено  -  при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении ИКТ.

По сравнению с        традиционными формами обучения дошкольников компьютер в цепочке с интерактивной доской обладает  рядом преимуществ:

  1. Предъявления информации на доске в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
  2. Несет в себе огромный тип информаций, понятный дошкольникам.
  3. Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание.
  4. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
  5. Предоставляет возможность индивидуализации обучения.
  6. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
  7. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
  8. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты.
  9. Компьютер привлекателен для детей, как любая другая новая игрушка, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Прогресс неумолим, новые компьютерные технологии все глубже и шире внедряются во все сферы нашей жизни, и детский сад не может остаться в стороне. В своей образовательной деятельности педагоги нашли широкое применение документ - камере. Это особый класс телевизионных камер, предназначенных для передачи изображений документов в виде телевизионного сигнала или в какой – либо другой электронной форме. Документ – камера позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение любых предметов. Она целесообразно и эффективно используется совместно с интерактивной доской.

Что дает документ – камера?

Во – первых, позволяет «оживить»  процесс  занятия, сделать его более наглядным и убедительным. Ведь возможность демонстрации любого объекта со стола или даже с рук воспитателя помогает поддерживать интерес и внимание детей.

Во – вторых, появляется больше возможности гибко реагировать на ситуацию, привносить на занятии необходимые элементы интерактивности и диалога. Например, ребенок показывает всем своим товарищам работу, выполненную на занятиях по лепке, рисованию, аппликации и т.д.

В – третьих, упрощает процесс подготовки воспитателя к образовательной деятельности. Достаточно скопировать иллюстрацию из книги, позаимствовать на время интересный материал – все это можно использовать как учебное пособие, доступное для просмотра и изучения всей группой.

В – четвертых, ускоряет «процесс подачи» подготовленных материалов на аудиторию – любое задание с листа одним нажатием через документ – камеру и проектор может быть спроецировано на доску (например, при работе в рабочих тетрадях).

Таким образом, интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ - это сегодняшняя реальность и современное требование. Интерактивная среда детского сада, как развивающая среда позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Дети с завидной легкостью овладевают способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, но при этом важно  построить образовательный процесс так, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению!

 

Список литературы:

  1. Алексина Н.С. Инновационная деятельность в образовании // Мир образования - образование в мире. —  № 4. — М.: Издательский дом Российской академии образования (РАО), 2006. — С. 119-124.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. — М.: Сфера, 2005.
  3. Деркунская В.А. Инновационные формы активизации профессионального творчества воспитателей ДОУ в условиях опытно-экспериментальной работы / В.А. Деркунская, Н.П. Поведенок, Н.Н. Тимофеева // Управление дошкольным учреждением. —2005.—  № 5. — С. 24.
  4. ФГОС ДО Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.  № 1155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная образовательная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Эффективное использование мультимедийных презентаций в коррекционно - логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт пе...

Интерактивная образовательная среда

ИКТ в реализации ФГОС ДО...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ сегодня уде- ляется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно–игрового пространства...

Консультация Интерактивная образовательная среда

Что значит интерактивная образовательная среда?...

Буклет "Как создать интерактивную образовательную среду".

Чтобы образовательная среда в дошкольной организации была интерактивной, педагоги должны знать, какие средства и технологии для этого использовать....

Как создать интерактивную образовательную среду

Это консультация для воспитателей о том, как создать интерактивную среду в условиях детского сада, какие существуют преимущества и недостатки при ее использовании....