Интерактивная образовательная среда
методическая разработка на тему
ИКТ в реализации ФГОС ДО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интерактивная образовательная среда
как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Меняется всё, и сам ребенок и предметно-развивающая среда в ДОУ. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно-развивающую среду.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
- ПРС обеспечивает максимальную реализацию потенциала пространства Организации;
- ПРС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей;
- ПРС должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ;
- ПРС должна быть:
- содержательно насыщенной (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.)
- трансформируемой (изменение ПРС в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
- полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т.д);
- вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
- доступной;
- безопасной.
Поэтому основная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с яркими наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.
Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый — ребенок (дети), ребенок — ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними обратную связь. Благодаря этому интерактивная среда обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» (Л.С Выготский) его дальнейшую перспективу.
Функции образовательной среды ДОУ
Основные закономерности дошкольного образования, требования ФГОС к дошкольному образованию позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии:
1. Информационная функция.
Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.
2. Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
3.Развивающая функция среды является ведущей.
Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.
Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
4. Функция сохранения психологического здоровья.
Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.
Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.
При построении развивающей образовательной среды в ДОУ были соблюдены требования, которые созвучны с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы:
- реализация основной общеобразовательной программы
- учет национально-культурных, климатических условий;
- обеспечение возможностей общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, малых группах, возможности уединения;
- должна быть содержательно насыщенной в соответствии с возрастом и реализацией программы;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной и безопасной;
- мобильной, динамичной (учитывается зона ближайшего развития детей, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности);
- обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную, творческую активности, экспериментирование;
Основные условия организации предметно-пространственной среды:
- Предметно-образовательная среда в группах содержит материал, посильный каждому ребенку, что позволяет обеспечивать ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.
- Среда создается только в результате деятельности;
- Освоение ее субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное, практическое и другие виды отношений;
- По мере взросления детей образовательная среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она организуется воспитателем совместно с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих детских интересов. Педагоги организовывают образовательную среду так, чтобы она работала на развитие самодеятельности, самостоятельности ребенка.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Организация игрового пространства в группах предоставляет возможность для много вариативных игр, свободного сотрудничества детей со сверстниками и со взрослым.
Так, например, старшие дошкольник, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогами они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что, занимаясь дизайном, дети становятся не только исполнителями, но и творцами. Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер взаимоотношений.
«Изостудия» - специальное место для НОД изобразительным творчеством, дизайн-деятельностью. Встреча с дошкольниками в изостудии проводится в специально отведенной «Зоне погружения в тему», где дети встречаются с героями сказок, предметами народных промыслов, двигающимися плоскостными фигурами людей и зверей, слушают музыкальные произведения и различные шумы: вьюги, ветра, птиц, море, леса (слайд).
Наличие «стены творчества» в изостудии позволяет самостоятельно заняться рисованием, ибо в нем есть огромная возможность, как ни в каком другом виде деятельности, творить красоту, самореализовать себя в проявлении творчества.
Центром познавательной деятельности является познавательная комната, которая функционирует в соответствии с расписанием в течение дня. В ней представлены: «Река времени» - для развития представления о возникновении жизни и развитии цивилизации на Земле. «Климатические зоны», модель круговорота воды в природе, модель солнечной системы. Здесь же находится «лаборатория» - это новый элемент развивающей образовательной среды. Она создана для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности, и способствует формированию начал научного мировоззрения. В то же время это база для специфической игровой деятельности ребенка. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения: наблюдение природных объектов, предметной среды, результатов собственной деятельности. Еженедельно в познавательной комнате проходят занятия интеллектуального кружка «Умники и умницы», где дети являются активными участниками новых открытий, разрешений проблем, являются «научными деятелями». Кроме этого в групповых помещениях имеются уголки опытов и экспериментов, «уголки науки», где сосредоточена энциклопедическая и познавательная литература в соответствии с возрастом. Убедительным моментом характера образовательной среды является решение проблемно-поисковых ситуаций, исследовательская деятельность, совместный поиск решений, результатов, умозаключений, выводов.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде не обнаружила себя полностью, а побуждала ребенка к поиску. С этой целью в старших группах висят стенды с периодически меняющейся наглядностью (лабиринты, кроссворды и т.п), коврографы, «ларчик». Дети обычно подолгу стоят около них, думают, рассуждают. Необычно выполненные работы побуждают их сконцентрировать внимание, напрячь память, развивать свое воображение.
В «Русской избе» собраны подлинные вещи крестьянского быта, дети с удовольствием занимаются в ней. Воспитательный потенциал состоит в решении задачи: содействовать формированию менталитета российского гражданина и патриота калужанина.
«Дом подиум» многофункционального характера, который используется как сцена для театральной постановки, подиум для показа моделей одежды, дом для режиссерской игры. Подиум обеспечивает ребенку возможность ориентироваться на партнера сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого), рождает открытость, доверие, создает эмоционально значимые для детей ситуации (слайд).
«Театральная ширма», изготовлена из дерева, которые вместе с декорациями, масками, костюмами позволяют быстро создать цирк «Шапито», сказочный замок и т. д. Так же многими воспитателями используется звуковой дизайн в ходе НОД, перед сном, в утреннее и вечернее время, записи шелеста листьев, плеска воды, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку.
Физкультурный уголок каждой возрастной группы имеет стандартное и нестандартное оборудование для индивидуальных и групповых занятий с детьми.
Таким образом, созданная образовательная среда в ДОУ служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает «зону ближайшего развития» ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а так же формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная образовательная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Эффективное использование мультимедийных презентаций в коррекционно - логопедической работе с детьми дошкольного возраста....
ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт пе...
ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ сегодня уде- ляется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно–игрового пространства...
Консультация Интерактивная образовательная среда
Что значит интерактивная образовательная среда?...
Буклет "Как создать интерактивную образовательную среду".
Чтобы образовательная среда в дошкольной организации была интерактивной, педагоги должны знать, какие средства и технологии для этого использовать....
"Как создать интерактивную образовательную среду в ДОУ"
Консультация для педагогов ДОУ «Как создать интерактивную образовательную среду в ДОУ»...
Как создать интерактивную образовательную среду
Это консультация для воспитателей о том, как создать интерактивную среду в условиях детского сада, какие существуют преимущества и недостатки при ее использовании....