Доклад _«Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»
материал
Социо-игровая педагогика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sotsio-igrovoy_stil_raboty_s_detmi_kak_effektivnaya_pedagogicheskaya_tehnologiya.docx | 46.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»
Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
Социо-игровая технология ориентирует на поиск способов общения с ребёнком, когда создаётся ситуация доверия и взаимотворчества, позволяющая включаться в процесс эффективного обучения чему-либо.
Основная идея - организация собственной деятельности детей, умение договариваться и соблюдать установленные правила.
Применение социо-игровой технологии способствует как сохранению психофизического (психосоматического) здоровья детей и реализации их потребности в движении, так и формированию коммуникативных навыков общения и межличностных взаимоотношений.
Цель применения социо-игровых технологий в работе с детьми - формирование у детей активной жизненной позиции, креативности мышления, способности к принятию самостоятельного решения в различных ситуациях.
Задачи:
- Формирование основ овладения культурными способами деятельности;
- Развитие навыков социального межличностного общения, коммуникативной культуры, способствующих активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, умения подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий;
- Развитие любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности.
Социо-игровой стиль общения основан на принципе организации работы малыми группами (микрогруппа), где основным условием является – предоставление детям возможности проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в т.ч. и в попытке самостоятельного придумывания объяснений различным явлениям и поступкам (не навязывать свои представления, а создать условия для высказывания детьми своих представлений и суждений).
Чем же отличается социо-игровая педагогика от традиционной педагогики?
РАЗЛИЧИЯ ТРАДИЦИОННОЙ И СОЦИО-ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
СОЦИО-ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИКА | ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА |
Умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в различных видах деятельности, уметь доводить дело до предполагаемого результата | Воспитанники оторваны друг от друга, каждый работает самостоятельно |
Воспитатель и воспитанник – партнеры (субъект-субъектные отношения.) | Диктат воспитателя (субъект-объектные отношения) |
Овладение основными культурными способами деятельности, развитие самостоятельности и инициативы в суждениях, принятие самостоятельных решений | Повторение формулировки (механическое запоминание) |
Отсутствие в работе педагога дискретности (дидактические знания не расчленяются на части, а переплетаются друг с другом) | Наличие дискретности – дидактические знания делятся на части (принципы, методы, приемы и результаты). |
Игра и иные виды детской деятельности – жизнь между микрогруппами (малыми социумами–отсюда термин «социо-игровая») | Заорганизованные виды деятельности (репродуктивные) не располагают к свободному творчеству |
Игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе | Ребенок в первую очередь должен получать новые знания (занятия) и только при наличии свободного времени играть |
Равноправие детей и взрослых – основа социо-игровой технологии. Взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. | Деятельность педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивать свою точку зрения |
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребёнком, уважительное отношение к нему, его чувствам и потребностям;
Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения работать в группе сверстников
4. Построение вариативного развивающегообразования, ориентированного на уровень развития детей в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения, личностного развития;
- поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей
5. Взаимодействие с родителями.
ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ В РАМКАХ СОЦИО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
проходит в 3 этапа:
- этап – учить правилам общения, культуре взаимоотношений (учить договариваться, слушать и слышать, развивать речь детей).
Формирование умения к совместной деятельности (объединение играющих в подгруппы – младший- средний дошкольный возраст)
- этап – цель данного этапа – общение между субъектами процесса для реализации поставленной дидактической задачи (выполнение инструкции действий). Мизансцена и движение как средство выразительности и индивидуального проявления образа и совместного творчества (старший дошкольный возраст), взаимоотношение действующих лиц.
- этап – общение как педагогическое средство, направленное на развитие и воспитание ребёнка
«ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА» СОЦИО - ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
- Работа малыми группами в младшем возрасте (парами и тройками), в старшем возрасте микрогруппы по 5-6 человек
- «Смена лидерства», работа в малых группах является коллективной деятельностью, мнение группы выражает один человек, лидера дети выбирают самостоятельно
- Обучение сочетается с двигательной деятельностью и сменой мизансцен, что и способствует снятию эмоционального напряжения.
- Смена темпа и ритма
- Интеграция всех видов детской деятельности
- Ориентация на принцип полифонии: «за 133 зайцами погонишься, гдядишь и наловишь с десяток» (совместное «добывание» знаний, свобода и самостоятельность детей в выборе использования знаний умений и навыков (ЗУН) в решении нестандартных задач)
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР СОЦИОИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Игры-задания для рабочего настроя | Игровые разминки (разрядки) | Игры для приобщения к делу (социо-игрового характера) | Задания для творческого самоутверждения |
Пробудить интерес детей друг к другу | Объединяются всеобщей доступностью, азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха (разрядки) | В ходе выполнения выстраиваются деловые отношения между субъектами | Выполнение требует художественно-исполнитель- ского результата действия |
Игра для рабочего настроя – «Тень - тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др.
Игры разминки – «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.
Игры социо - игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.
Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
- Клубный час – свободное перемещение детей внутри детского сада (есть правила поведения), в каждом помещении проходит определённый вид деятельности (есть план помещений – ориентирование внутри здания)
- Проблемные педагогические ситуации – опыт в решении проблемы с учётом имеющихся знаний, умений и навыков.
- Круг рефлексии –
- Волонтёрское движение
- Волшебный телефон (телефон доверия) – диагностическая методика (погружение в субкультуру ребёнка; ребёнок звонит любому персонажу и общается с ним), на аппарате внутренней связи работает педагог-психолог (в определённые часы)
- Социальные акции
- Ситуации месяца, заключительные праздники по ситуациям (социальные роли месяца) – заключительные праздники проводятся в виде экспромта с интерактивным включением детей в досуговое мероприятие
- Коллективный проект
- Обучающие тренинги
- Работа с родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»
Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....
Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»
Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....
СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка, как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. В этих изменяющихся условиях педагогу дошко...
МАСТЕР-КЛАСС: «СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование ...
Консультация "Социо игровой стиль работе с детьми, как эффективная педагогическая технология"
Социо – игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология Центр внимания этого направления составляют две исследовательские проблемы: социальное содержание детской иг...
«Социо - игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»
Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом обществе со сверстниками, которую мы применяем в своей педагогической деятельности.Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, ре...
Доклад «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»
Вы узнаете, как развить ребёнка в игровом общении со сверстниками....