Презентация из опыта работы "Формирование основ правовой грамотности детей дошкольного возраста"
материал
Презентация опыта работы "Формирование основ правовой грамотности детей дошкольного возраста черезреализацию проектов образовательной области" Речевое развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formir._osnov_pravovoy_gramotnosti.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Тайшетского района
МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»
РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
ПЕДАГОГОВ ДОО
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ
Тема:
«Формирование основ правовой грамотности детей дошкольного возраста через реализацию проектов образовательной области «Речевое развитие»
Подготовили: Микрюкова Ольга
Владимировна, воспитатель высшей
категории; Миронова Валентина
Анатольевна, воспитатель 1 категории
МКДОУ детского сада «Сказка»
г. Тайшета
Тайшет, 2021г.
Представляем презентацию из опыта работы по теме: «Формирование основ правовой грамотности детей дошкольного возраста через реализацию проектов образовательной области «Речевое развитие».
Сколько бы не было в мире детишек,
Черных и белых, девчонок, мальчишек,
Все их права и ценны, и равны.
Взрослые! Вы уважать их должны!
В настоящее время вопросам прав детей, правового образования уделяется особое внимание. Воспитание основ правового сознания, формирование элементарных представлений о своих правах, уважения к другим людям и их правам должно начинаться с дошкольного возраста.
Человека воспитывает семья, образовательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно участвовать в воспитании правовой личности считается решающей. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. В настоящее время основная задача современного образования - воспитание человека культурного и грамотного.
Правовое воспитание в дошкольном возрасте понимается как процесс, направленный на создание условий для приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, на базе которых происходят усвоение правовых норм и формирование предпосылок активной жизненной позиции ребенка. Таким образом, дошкольное детство, является таким периодом, когда формируются основы мировоззрения ребенка, его отношение к себе, как к личности, другим людям, окружающему его социальному миру. Если этот мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется потребность становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире, ценить и уважать достоинства других народов, что будет являться неотъемлемой чертой его социального развития. Поэтому просто необходимо готовить детей к осознанному восприятию правовых норм, воспитывать уважение к закону, устанавливать и регулировать взаимоотношения со сверстниками, не нарушая их права и уважая их личность.
Современный ребенок должен осознавать свои права и уметь ими пользоваться, а задача окружающих его взрослых – доступно объяснить эти понятия детям дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать детям представление о собственных правах и обязанностях;
2. Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм;
3. Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей;
4. Воспитывать в детях такие личностные качества, активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям;
5. Развивать интерес к себе, собственному внутреннему миру;
6. Знакомить с основными правовыми документами, которые координируют отношения между людьми.
Цель: Формировать основы правовой грамотности детей дошкольного возраста.
Учитывая актуальность данной проблемы, для формирования правовой грамотности детей, мы успешно реализовали групповой проект с детьми старшего возраста компенсирующей направленности: «Я и мои права».
В рамках проекта мы использовали разные формы, методы и приемы обучения: по теме: «Имею право жить» (право на жизнь); проводились беседы: «Имею право жить»; рассматривали пособия «Права ребенка»; играли в дидактические игры: «Кто из сказочных героев имеет право?»; по теме: «Если хочешь быть здоров», «Мое здоровье» (право на охрану здоровья и медицинское обслуживание): проводили беседу: «Что такое здоровье и как его сохранить»; рассматривали иллюстрации: «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь»; играли с мячом: «Какие виды спорта ты знаешь?»; играли в сюжетно – дидактическую игру: «Магазин полезных продуктов питания»; в сюжетно – ролевую игру: «Больница»; в игры – имитации: «Вызов врача», «Спасатели». В уголке творчества лепили «Фрукты – это витамины». По теме: «Мой дом» (право на жилье) проводили: беседу «Мой дом»; рассматривали иллюстрации «Каждый ребенок имеет право на жилье». На развитие мелкой моторики использовали пальчиковую гимнастику «Есть у каждого свой дом». Составляли рассказы на тему: «Мой дом». Играли с мячом: «Назови свой адрес», «Где ты живешь». Рисовали: «Дом в котором я живу». Играли в дидактическую игру: «Кто имеет право жить в этом доме?». Вместе с детьми проводили игры - драматизации по сказкам: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка». Загадывали загадки «В нашем доме». По теме: «Моя семья» (право знать своих родителей и право на их заботу). Проводили беседы: «Герб моей семьи», «Каким я буду, когда я вырасту». Рассматривали иллюстрации «Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых». Рассматривали фотовыставку: «Папа, мама, я дружная семья». Слушали рассказы детей о своей семье. Проводили сюжетно – ролевую игру «Семья», пальчиковую гимнастику: «Семья». Рисовали на тему: «Моя семья». Проводили беседу: «Что такое родословное древо?». Читали стихотворения о семье. Играли в словесную игру: «Кто кому кем приходится». Составляли рассказ по картинке: «Моя родословная». По теме: «Мы живем в России» (право на гражданство). проводили беседы: «Я – гражданин России». Рассматривали карты России, герба, флага, тематические картинки, фотографии. Выполнили аппликацию «Мой город». Читали и разучивали стихотворения «Что мы Родиной зовем?». Создали с детьми альбом: «Наши права». Рассматривали выставку детского творчества: «Права ребенка в детских рисунках». Оформили приемную для родителей по данной теме. Подготовили консультации для родителей. Результативность воспитательной работы зависит от объединения усилий педагогов и родителей. Совместно с родителями были оформлены фотовыставка: «Папа, мама, я – дружная семья», «Создание герба моей семьи». С целью повышения правовой культуры родителей воспитанников группы, мы оформили информационный стенд «Ребенок и его права» включающий следующие рубрики: «Нормативно – правовые документы», «Права ребенка в рисунках», «Ребенку гарантируются социальные права», а также поместили брошуры: «Семейное право», «Конвенция о правах ребенка».
Условия успешной работы по ознакомлению дошкольников с основами правового образования является уровень правовой грамотности взрослых. Как показало анкетирование, по вопросам прав детей, у родителей уровень правовой грамотности не высокий. Поэтому мы продолжили работу по вопросам правовой грамотности и с детьми и с родителями. Универсальным средством создания правового пространства в ДОУ является игра. Она помогает познать дошкольнику окружающий, социальный мир, овладеть навыками правового общения и поведения, наработать свой личный опыт. Для более успешной работы подобрали соответствующие настольно-печатные игры книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие навыки и знания правовой грамотности, формируют умения самостоятельно использовать эти знания. В течении учебного года с детьми проводились: словесные игры («Назови ласково»; «Позови ласково»; «Как растёт имя»; «Как зовут моих маму и папу»; «Кто в каком доме живёт»; «Кто где живёт»; «Мой домашний адрес»; «Лучше узнаем друг друга» - например «Есть ли у тебя брат или сестра, и как их зовут?», «Твой любимый цвет (блюдо, время года, одежда и т. д.), «Как ты любишь проводить свободное время?»); игры-драматизации («Детский сад мой мечты»; «Сказка наизнанку»; «Сказка идёт по кругу»); подвижные игры («Прогулка по ручью» (право каждого на отдых, уметь отдыхать совместно); «Спасатели» (закрепление права на жизнь). Пантомима «Я помогаю родителям по дому» (закрепление понятия обязанностей). Дошкольник движениями тела показывает, как он делает какую-то работу по дому. А остальные ребята должны отгадать, что именно имеется в виду. Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», «Семья», «Дочки-матери», «Спасатели». Подобрали художественную литературу для чтения и обсуждения с детьми, затрагивающую правовую тематику. Многие сказки демонстрируют, как нарушается то или иное право, на примере сказок «Кот, лиса и петух» (Лисица нарушила право на личную неприкосновенность петушка), «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три поросёнка», «Зимовье зверей», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок». Маша и медведь», «Айболит», «Буратино». Для успешной работы нами была создана предметно-пространственная среда в группе. Был оформлен уголок мои права, включающий в себя: наглядные пособия (репродукции картин, иллюстрации, книги, пазлы, настольные игры); атрибуты для организации игры-инсценировки по сюжетам хорошо известных сказок, сюжетно-ролевые игры, игры с решением проблемных задач, элементы костюмов, ширмы. Обсуждали новые темы правового воспитания: «Право на имущество», «Право на свободу и равенство», «Право на отдых, игру, развлечение». Для достижения положительных результатов по правовому воспитанию, в группе с помощью детей и родителей в течении учебного года пополнялась предметно-развивающая среда. С родителями проводили индивидуальные беседы по правовому воспитанию, пополняли в приемной правовой уголок для родителей консультациями: «Права и достоинства ребенка», «Как завоевать авторитет в глазах своего ребенка», «Права ребенка – соблюдение их в семье», «Права детей», «Нужно ли наказывать детей». Взаимодействуя с воспитателями и участвуя в жизни детского сада, родители приобрели опыт педагогического сотрудничества.
Проанализировав результаты своей деятельности с детьми, мы пришли к выводу, что проводимая нами работа помогла сформировать элементы правовой грамотности у детей и родителей, эмоциональному сближению детей и родителей в результате совместной деятельности, развитию у детей социальной компетентности, коммуникативных навыков, формированию разных сторон речи, умению решать поставленные задачи. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по правовой грамотности детей и родителей.
Список литературы
1.Голицина Н.С., Огнева Л.Д. Пособие «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка», М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
2.Давыдова О.И.,Вялкова С.М.Беседы об ответственности и правах ребенка.-М.:ТЦ
Сфера,2010.-112с.
3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Программа «Я – ребенок, и я имею право», М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2009
4.Шорыгина Т.А.Пособие «Беседы о правах ребенка», М.: ТЦ СФЕРА, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогические условия формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».
1. Правовое воспитание дошкольников 2 Правовое воспитание в условиях ДОУ 3. Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста...
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Тема «Азбука денег» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить с понятием «деньги», «монета», &l...
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.
Перспективное планирование, конспекты занятий, проект, игры по финансовой грвмотности....
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Экономическое воспитание дошкольников это новое направление в дошкольной педагогике. Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные ден...
Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевые игры"
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Поэтому обучение основам эко...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Целью статьи является расширение основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».учитель - логопед ВАРЛАМОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА...