Педагогический проект "Адаптация с улыбкой"
методическая разработка

Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

Предполагаемый проект- адаптационный проект к условиям детского сада детей 1-2 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_adaptatsiya_s_ulybkoy.docx52.34 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Адаптация с улыбкой»

Митрянина Наталья Юрьевна

Пояснительная записка.

Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

Предполагаемый проект- адаптационный проект к условиям детского сада детей 1-2 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строился на основе игровых упражнений. Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это отражается на состоянии ребёнка.

Цель: создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада.

Задачи:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения;
  • работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 месяца). На сроки проекта влияют следующие факты - адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; даты поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

Работа с родителями:

  • Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Родительские собрания
  • Подбор литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
  • Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

Работа с детьми:

  • Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.
  • Развитие культурно-гигиенических навыков.
  • Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
  • Развитие эмоциональной сферы, речи детей.
  • Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогами детского сада.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнерских, доверительных отношений между детским садом и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.

Содержание работы над проектом по этапам

Этапы

Содержание работы

Педагога

с детьми

с родителями

I этап

Подготови тельный

  1. Создание банка данных о будущих воспитанниках.
  2. Изучение литературы по данной теме

  1. Знакомство детей с воспитателем, детским садом, друг с другом.
  1. Знакомство с воспитателем, друг с другом, детским садом.

  1. Анкетирование родителей на предмет ожиданий от детского сада и выявление особенностей ребенка.

#1057;оздание развивающей среды.

#1056;азработка проекта по адаптации.

II этап (основной)

  1. Разработка род. собраний, анкет.

  1. Развитие

культурно- гигиенических навыков.

  1. Снятие

эмоционального напряжения в течение дня, работа

Сюжетно-ролевые:

«Больница», «Отведем дочку в садик».

Музыкальные игры: «Отгадай, что звенит», музыкальные мягкие игрушки

Подвижные игры («Мишка косолапый», «Догоню тебя».)

Пальчиковые игры («Этот

  1. Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду.
  2. Индивидуальные беседы воспитателя с родителями.
  3. Родительские собрания, выбор родительского комитета.
  4. Организация родительских встреч по типу родительского

по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.

4. Развитие

эмоциональной сферы, коммуникабельности

.

пальчик»,. )

Адаптационные игры:

«Загляни ко мне в окошко»,

«Мы шли, шли, шли и что-то нашли»

Игры с песком и водой:

«Наливаем, выливаем, сравниваем», «Рисунки на песке»

клуба (педагог-психолог).

  1. Мотивация на участие в мероприятиях.
  2. Консультация для родителей

«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».

  1. Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно- психического развития.
  2. Проведение диагностики нервно- психического развития и оценка адаптационного периода.

Игра «Разговор с игрушкой»

Игры с мягкими модулями и бассейн

Покормим птичку, рыбок (игрушки)

Конструктивная деятельность:

«Давай построим башню»,

«Спрячем мышонка в домик»,

«Уложим в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню»

Изодеятельность: рисование

«Украсим платье- пальчиками», «Мостик для бычка»

Лепка из теста «Делаем отпечатки различными предметами».

Художественная литература: Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки», Русские народные сказки:

«Курочка Ряба», «Колобок»,

«Репка».

Игры-занятия: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»

Обильное питье, витамины

III этап

(заключит ельный)

Подведение итогов по адаптации детей к условиям детского сада.

Организационно - содержательная структура.

1 неделя с #1075;.

Тема: «Мы знакомимся»

Познавател ьная деятельност

ь

Физическ ое развитие

Социально – коммуникати вная

деятельность

Речевая деятельно сть

Художестве нно –

эстетическа

я

Развивающая предметно - пространстве

нная среда

деятельнос

ть

«Праздник знакомства»

.Чтение стихотворен ий А.Барто

«Уронили мишку на пол», «Идет бычок, качается»

Цель: знакомство со стихотворен иями А.Барто, развитие речи детей.

Подвижны е игры:

«Солнышк о и

дождик»,

«Пузырь»,

«Зайчик серенький сидит»

Цель: формирова ние навыков игровой деятельнос ти.

Игровые ситуации:

«Домик для моей одежды», Научим Катю умываться»,

«Кукла Катя угощает друзей».

Цель: формирование культурно- гигиенических навыков у детей.

Потешки:

«Кто у нас хороший»,

« Водичка, водичка, умой мое личико»,

«Ладушки, ладушки»

Цель: формирова ние речи у детей.

Конструкти вная деятельност ь: «Башенка из кубиков»,

«дорожка для колобка».

Цель: формирован ие навыков конструктив ной деятельност и.

Тексты к стихотворения м А.Барто, детский набор посуды для игровой ситуации, набор конструктора.

Взаимодействие с родителями : беседа «Режим дня как значимый фактор в жизни ребенка».Заполнение социальных паспортов.

2 неделя с - г.

Тема: «Мы привыкаем»

Познавател ьная деятельност ь

Физическ ое развитие

Социально - коммуникати вная деятельность

Речевая деятельно сть

Художестве нно- эстетическа я деятельност

ь

Развивающая предметно - пространстве нная среда

«Ласковое имя»,

Подвижны

е игры:

«Собираем

куклу Машу

Рассказыва

ние

Выкладыван

ие крупной

Различные

атрибуты

«Ладонь на ладонь» - Д/и

«Вместе весело шагать…»- беседа о группе

«Покажем Мишке атрибуты в группе»,

«Мы топаем ногами»,

Цель:

формирова ние навыков игровой

на прогулку»

Цель: знакомить детей с

одеждой, расширять представление о ней.

воспитател ем сказки

«Курочка ряба».

Цель: познакоми ть детей со сказкой,

развитие

мозаики.

Цель: развитие мелкой моторики рук детей.

«Постройка дорожки»

группы,

цветная мозаика, кукла с

одеждой, конструктор.

деятельнос

речи

Цель:

ти.

детей.

Цель:

познакомить

развитие

детей с

окружающи м в группе.

«Солнечн ый зайчик» - релаксаци онное упражнени е

конструктив ных навыков.

Цель:

способств

ование снятия у детей внутренне го мышечног о напряжени

я.

Взаимодействие с родителями : Особенности прохождения адаптационного периода. Беседа.

3 неделя с г.

Тема: «Мы осваиваемся»

Познавател ьная деятельност ь

Физическое развитие

Социально

-

коммуника тивная деятельност ь

Речевая деятельност ь

Художестве нно- эстетическа я деятельност

ь

Развивающ ая предметно - пространст венная

среда

Пальчиковы

е игры:

Подвижные

игры :

«Уложим

куклу Катю

Показ

настольного

«Дождик» - рисование пальчиком

Тексты

пальчиковы

спать»

театра

х игр, кукла,

«Встали

«Ходим с игрушкой»

Цель: учить

«Теремок»

Лепка из теста

«Делаем

набор

пальчики»,

«Кошка»

Цель:

развитие

Цель:

формирован ие навыков игровой деятельност и

детей выполнять с помощью взрослого

несколько

Цель: развитие речи детей, знакомство

со сказкой.

отпечатки ра зличными предметами

».

детской посуды, игрушки к сказке

«Теремок»,

мелкой моторики и речи детей.

Догони мяч»

игровых действий.

«Мы,

«Назовем картинки в любимой

Цель: развитие мелкой

моторики

листы бумаги, краски.

встречаем

книжке»

рук,

Цель: побуждать действовать по сигналу, совершенств овать бег в сочетании с действиями, получать удовольстви е от

совместных действий.

гостей»

Цель: формирован ие культурно- гигиеническ их навыков у детей.

Цель: развитие речи детей.

расширение кругозора детей.

.

Взаимодействие с родителями : беседа «Адаптация ребенка в детском саду»

4 неделя с г.

Тема: «Детский сад - наш дом»

Познавател ьная деятельност ь

Физическое развитие

Социально

-

коммуника тивная деятельност ь

Речевая деятельност ь

Художестве нно- эстетическа я деятельност

ь

Развивающ ая предметно - пространст венная

среда

Игра -

занятие с игрушками

«У меня игрушки есть, все их мне не

перечесть» -

Цель:

обогащать словарный запас детей, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Подвижные игры

«Самолеты»,

«Поезд»,

«Птички летают»

Цель:

формирован ие навыков игровой деятельност и.

2. «Мы

убираем игрушки» Цель: Воспитыват ь бережное отношение к игрушкам, стремление содержать их в

порядке.

Пальчиковы е игры:«Мыш онок»,

«Утята» Цель: Развивать координаци ю движений кистей и пальцев рук. Потешки:

«Ладушки, ладушки»,

«Водичка, водичка»

Цель: развитие речи детей.

Рассказыван ие воспитателе м сказки

«Репка»

Цель: развитие речи детей.

«Как мы строим кукле комнатку»

Цель: развитие навыков конструиров ания.

Дидактическ ая игра,

игрушки, конструктор.

Взаимодействие с родителями: Организационное родительское собрание. Задание родителям (изготовить развивающую игрушку своими руками)

5 неделя с по #1075;.

Тема: Тепло и уютно в нашем доме.

Познавател ьная деятельност ь

Физическое развитие

Социально

-

коммуника тивная деятельност ь

Речевая деятельност ь

Художестве нно- эстетическа я деятельност

ь

Развивающ ая предметно - пространст венная

среда

«Игра с

песком» - песочная терапия

Цель: развитие мелкой моторики рук, мышления.

Подвижные игры:

«Догони мяч»,

«Пройди мишкой, проползи мышкой»,

«Зайка серый умывается».

Цель:

формирован ие навыков

Игра- ситуация

«Готовим для кукол обед»

Цель:

учить детей расставлять посуду для обеда; обогащать речь детей; воспитывать желание

Знакомство со сказкой

«Теремок»

Цель: развитие речи детей.

Потешки:

«Ладушки, ладушки, пекла баба оладушки»,

«Петушок, петушок».

Игра- драматизаци я по

стихотворен ию А.Усачева

«Мишка косолапый по лесу идёт»

Цель:

Побуждать понимать содержание

Песок, центр эксперимент ирования, набор детской посуды, текст к

сказке «

Теремок».

игровой деятельност и.

заботиться о кукле.

Цель: развитие речи детей.

стихотворен ия, воспроизвод ить движение в соответстви и с текстом.

Взаимодействие с родителями: индивидуальные беседы с родителями о необходимости формирования у детей навыков самообслуживания.

6 неделя с - по #1075;.

Тема: «Малыши у себя дома»

Познавател ьная деятельност ь

Физическ ое развитие

Социально - коммуникати вная деятельность

Речевая деятельно сть

Художестве нно- эстетическа я деятельност

ь

Развивающая предметно - пространстве нная среда

.Путешестви е по

групповой комнате с остановкой на станции

«Кукольная»

Подвижны е игры:

«Зайка серый умывается

», «Зайка

серенький

«Научим куклу Таню правильно умываться Цель: учить детей

процессу

Пальчиков ая гимнастик а:

«Фрукты»

Цель:

Развитие

Инсцениров ка сказки

«Курочка Ряба».

Цель:

Развитие речи детей.

Кукольный уголок, куклы, конструктор, набор детской посуды.

Цель: Знакомить с куклами, где они «живут». Привлекать детей к

оборудовани ю игрового уголка.

сидит»

Цель: формирова ние навыков игровой деятельнос ти.

умывания, соблюдению последователь ности действий.

«Как правильно кушать». Цель: Познакомить детей с

правилами поведения за столом.

речи детей. Беседа по сказке

«Курочка Ряба»; Цель: развитие речи детей.

Конструктив ная деятельност ь: «домик для кукол»,

«гараж для машин».

Цель: развитие конструктив ных навыков

Работа с родителями: индивидуальная беседа с родителями об особенностях адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

7 неделя с #1075;.

Тема: «Ты ,я, он, она - вместе дружная семья»

Познавател ьная деятельност ь

Физическое развитие

Социально

-

коммуника тивная деятельност ь

Речевая деятельност ь

Художестве нно- эстетическа я деятельност

ь

Развивающ ая предметно - пространст венная

среда

Конструктив ная

деятельност

Подвижная игра

Ситуация:

«Собачке грустно, ей

Пальчиковы е игры:

«Дружба»,

Украсим платье-

пальчиками»

Уголок конструиров

ания,

ь

Цель: Знакомство с имеющимис я в группе материалами для конструиров ания, определить место хранения крупного строительно го материала и модулей.

Потешка:

«Умница Катенька, ешь кашку сладеньку.

Цель: развитие речи детей.

«пузырь»,

Цель:

формирован ие навыков игровой деятельност и.

не спится, с кем собачке подружиться

»

Игровая ситуация:

«Катя заболела»

Цель:

разнообрази ть ролевое участие детей в игре с куклой.

«Пальчики здороваются

»

Цель: развитие речи детей.

«Угадай, кто поет песенку» (домашние животные)

Цель: развитие речи детей.

Цель: развитие мелкой моторики рук, расширение кругозора детей.

Конструктив ная деятельност ь:

«Загородка для цыплят»,

«ступеньки из кубиков»

Цель: развитие конструктив ных навыков

конструктор

Взаимодействие с родителями: индивидуальные беседы по вопросам родителей. Консультация по заболеваниям и укреплению здоровья детей.

8 неделя с - г.

Тема: « Детский сад, детский сад любят все ребята»

Познавател ьная деятельност ь

Физическое развитие

Социально

-

коммуника тивная деятельност ь

Речевая деятельност ь

Художестве нно- эстетическа я деятельност

ь

Развивающ ая предметно - пространст венная

среда

Игры с

прищепками

.

Выкладыван ие цветной мозаики Цель: развитие мелкой моторики рук.

«В мире мыльных пузырей»

Цель:

снятие эмоциональ ного напряжения, обучение детей установлени ю контакта друг с

другом,

сплочение

«Мой веселый звонкий мяч»

Цель:

формирован ие навыков игровой деятельност и.

Занятие «К Мишутке в гости».

Цель: реализация новых форм взаимодейст вия в

системе

«взрослый- ребенок», направленн ых на

полноценное развитие и адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада.

Чтение стихотворен ия А.Барто

«Мишка»

Цель: развитие речи детей.

Инсцениров ание потешки

«Киска, киска брысь!»

Цель: развитие речи детей.

Пальчиковая игра: Дождик, дождик кап, кап, кап»

Цель:

развитие

Конструиров ание:

«Башенка с заборчиком» Цель: развитие конструктив ных навыков» Рисование пальчиком

«Мыльные пузыри» Цель: развитие мелкой моторики рук, творческого воображения

.

Игра с

прищепками

, мяч,

игрушка медведь, набор детской посуды, конструктор.

группы.

речи детей.

Взаимодействие с родителями: родительское собрание по итогам адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Кочкуровский сад «Улыбка» Пузиной Анны Павловны по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»

Целью опыта является совершенствование нравственно-эстетического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине....

Педагогический проект по формированию коммуникативных навыков детей 5 - 6 лет. Тема: «Дружба начинается с улыбки»

Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста, через развитие их коммуникативных умений и навыков....

Психолого-педагогический проект в детском саду "Поделись улыбкою своей..."

Проект содержит материалы по всем образовательным областям (познавательная, речевая, физическая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая) по теме "Улыбка людей". Данный проект направлен ...

Педагогическая мастерская "В школу с улыбкой"

Представленный материал позволит успешно сформировать у дошкольников подготовительных групп позитивную мотивацию и психологическую готовность к обучению в школе...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса согласно требованиям ФГОС ДОО. Проект "От улыбки станет всем светлей"

В проекте "От улыбки станет всем светлей" отражены формы и методы работы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в детском саду №12 "Орлёнок". Вся работа педагога-психолога д...

Паспорт педагогического проекта «Красивая улыбка»

Формирование навыков профилактики и гигиены полости рта у детей дошкольного возраста....

педагогический проект "От улыбки станет всем теплей"

как научить ребенка видеть хорошее вокруг себя, находить друзей, быть добрым и отзывчивым человеком....