26.02.2024г. "Картотека русских народных игр 5-7 лет"
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)

Оксана Васильевна Прохорова

Картотека русских народных игр
для детей 5-7 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon картотека народных игр85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека русских
народных игр
для детей 5-7 лет

«Гори ясно»

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

«Сова»

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.

Ход игры: Один из играющих изображает «сову», остальные -мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер!» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:

Ах ты, совушка - сова,

Золотая голова.

Что ты ночью не спишь,

Всё на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.

«Ворон»

Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.

Ход игры: Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.

«Баба - Яга»

Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

Ход игры: Играющие выбирают Баба - Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:

Баба-Яга, костяная нога,        - Дети ходят

С печки упала, ногу сломала.        - по кругу.

Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.

Побежала в баньку,        - Из круга обратно.

Испугала зайку.

После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.

«Солнце»

Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.

Ход игры: Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.

Гори солнце ярче,        - Дети ходят

Лето будет жарче. - по кругу.

Я зима теплее,        - Идут в центр.

А весна милее        - Из центра обратно.

А зима теплее,        - В центр.

А весна милее.        - Обратно.

После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.

«Чурилки»

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а «жмурка» старается его поймать.

Как только «жмурка» поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.

«Теремок»

Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.

Ход игры: Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.

Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по

Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.

Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.

У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.

«Кто, кто в теремочке живёт? Мышка стучит, поёт,

Кто, кто в не высоком живёт?» вбегает в круг.

Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по

Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.

Вот по полю лягушка бежит, Лягушка прыгает за кругом.

У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.

«Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и поёт.

Кто, кто в не высоком живёт?»

Мышка. «Я - Мышка - норушка, а ты кто?» Лягушка. «А я - Лягушка - квакушка» Мышка. «Иди ко мне жить!»

Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка - всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.

«Медведь»

Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.

Ход игры: Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Всё на нас глядит.

А потом как зарычит И за нами побежит.

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

«Угадай, кто зовёт?»

Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.

Ход игры:  Дети стоят в кругу. В центре водящий - «медведь».

Дети идут по кругу и поют:

Медведь, медведь, мы к тебе пришли,

Мы к тебе пришли, медку принесли.

Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю мёду.

Медведь, медведь, получай-ка мёд,

Получай-ка мёд, угадай, кто зовёт?

Медведь закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал.


«Репка»

Цель: продолжать учить спокойному, хороводному шагу и легкому бегу. Воспитывать выдержку, выразительность игры.

Ход игры: Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Всё на нас глядит.

А потом как зарычит И за нами побежит.

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

«Сороконожка»

Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки

Ход игры: Дети встают друг с другом и поют:


«Ловушка»

Цель: выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра, сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.

Ход игры: Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.

Дети идут по кругу и поют:

Скок, скок, сапожок,

Выходи-ка на лужок,

То прыжком, то бочком,

Топай, топай каблучком.

Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.

«Обеги круг»

Цель: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку:

Водица, водица,

Студеная быстрица,

Обеги вокруг,

Напои наш луг!

Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым.

«Огуречик»

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега.

Ход игры: Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.

«Две тетери»

Цель: Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук.

Ход игры: Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок - «охотник».

Дети идут по кругу и поют:

Как на нашем на лугу Стоит чашка творогу..

Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова:

Прилетели две тетери,

Поклевали - Тетери клюют Улетели ... - Улетают.

Ш-ш-ш-ш -

Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.

«Охотник» догоняет «тетерев».

«Жучки»

Цель: Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.

Ход игры: Дети - «жучки» стоят по кругу (врассыпную). В центре водящий - взрослый или ребенок. Водящий поет:

По дороге жук, жук,        Дети бегут на носочках.

По дороге черный,        «Жуки» летают.

Посмотрите на него - Вот какой проворный.

Он на спинку упал, Лапками задрыгал, Крылышками замахал, Весело запрыгал.

Дети ложатся на спину и перебирают в воздухе ногами и руками - «жучки» барахтаются.

По дороге жук, жук,        «Жуки» летают.

По дороге черный,

Посмотрите на него - Вот какой проворный

С окончанием песни взрослый, «ловит» жучков. Если «ловишка» ребенок, ему напоминают: «Оленька, лови жучков».

«Круги»

Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.

Ход игры: Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:

Становися во кружок,

Отгадай, чей голосок.

До кого-нибудь коснись,

Отгадать поторопись.

Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать.

Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим

«Васька - кот»

Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.

Ход игры: Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети - «мышки» - за кругом.

Ходит Васька серенький,        Дети идут по кругу вправо.

Хвост пушистый беленький,        Васька - влево.

Ходит Васька кот.

Сядет, умывается,

Лапкой умывается,

Песенки поет.

Дом неслышно обойдет,

Притаится Васька кот,

Серых мышек ждет.

Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга, а «кот Васька» старается их поймать.

«Курочки и петушок»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.

Ход игры: Курочки:        Как у наших у ворот

Петух зернышки клюёт - 2 раза К себе курочек зовет.

«Петушок» выходит из дома, помахивая «крыльями»

- руками ходит по залу, затем останавливается (нашел зернышко) и говорит:

Петушок:        Вы пеструшечки, вы хохлушечки,

Я нашел для вас орех,

Разделю орех на всех По крупиночке, по восьминочке.

Ку-ка-ре-ку!

«Курочки» помахивая «крыльями» легко на носочках бегут к «петушку» и бегают вокруг него. Затем все приседают и сложив руки (ладошки) «клюют» зернышки. «Петушок» встает и кричит:

Петушок:        «Ку-ка-ре-ку!»

Курочки встают и вместе с петушком уходят домой. С окончанием музыки садятся на насест.

«Золотые ворота»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.

Ход игры: Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному). Стоящие поют:

Золотые ворота Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

«Угадай, кто зовёт?»

Цель: учить ходить спокойным шагом по кругу, выразительно передавать игровой образ. Развивать тембровый слух.

Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий «медведь». Дети идут по кругу и поют:

Медведь, медведь, мы к тебе        «Медведь» ходит

пришли.        вперевалочку.

Мы к тебе пришли, медку принесли.

Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают «медведю» меду:

Медведь, медведь, получай-ка        «Медведь кушает мед».

мед,

Получай-ка мед, угадай, кто зовет?

«Медведь» закрывает глаза.

Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать «медведя». Ребенок, кого выбрали, говорит: Медведь!

«Медведь» старается угадать того, кто его позвал.

«Дедушка»

Цель: совершенствовать ходьбу спокойным шагом по кругу, легкий стремительный бег.

Ход игры: Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:

Уж ты дедушка седой,

Что сидишь ты под водой?

Выглянь на минуточку.

Посмотри хоть чуточку.

Мы пришли к тебе на час,

Ну-ка, тронь попробуй нас.

«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.

«Колпачок» (паучок)

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.

Ход игры: Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Танцуй, танцуй,        Водящий кружится с

Сколько хочешь,        закрытыми глазами.

Выбирай, кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр "Калейдоскоп русских народных игр".

Материалы проекта ценны в педагогическом отношении, русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, ...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...

22.07.2024г. "КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ И ХОРОВОДНЫХ ИГР"

  КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИХОРОВОДНЫХ ИГР Хороводные игры издревле любили на Руси. Без нихне обходился ни один праздник. Несмотря на внешнюю простоту значение хороводов сложно...